Профессиография, как метод выявления профессиональных способностей. (Лекция 12) презентация

Содержание

План лекции Профессиография как метод выявления профессиональных способностей; Методы психологического анализа про-фессиональной деятельности; Примеры профессиографического описа-ния деятельности: учителя, психолога

Слайд 1Лекция 12
Психологический анализ деятельности – основа выявления профессиональных способностей


Слайд 2План лекции
Профессиография как метод выявления профессиональных способностей;
Методы психологического анализа про-фессиональной деятельности;
Примеры

профессиографического описа-ния деятельности: учителя, психолога

Слайд 3
Психография – как метод выявления профессиональных способностей


Слайд 4Представление В. Штерна об
индивидуальности
и психографии





Вильям Льюис Штерн
(англ. William Lewis

Stern;
(29 апреля 1871, Берлин — 1938, Дархэм, США) 

Слайд 5Одним из первых проблему индивидуальности в психологии поставил Вильям Штерн.

В

своей знаменитой работе «Дифференциальная психология и ее методические основы» он писал: «Как бы ни различались разрабатываемые до сегодняшнего дня проблемы дифференциальной психологии, все они имели нечто общее: предметом исследования в них выступал признак в его межиндивидуальном проявлении; индивиды же, будучи носителями изучаемого признака, были лишь объектом исследования»

Слайд 6 «…Теперь направление исследований кардинальным образом изменилось: исследуется не распространение какого-либо одного

признака у многих индивидов (анализ по горизонтали), а целостная психологическая структура одного индивида на основе многих признаков (анализ по вертикали).
Это уже проблема психографии, эмпирического психологического исследования индивидуальности».


Слайд 7В начале своего исследования В. Штерн ставит, как он пишет: «принципиальный вопрос

научно-теоретического характера – имеет ли право индивидуальность вообще, и особенно человеческая индиви-дуальность, быть предметом научного исследования?»

Слайд 8 На первый взгляд это парадоксальная постановка вопроса. Но сторонники такого

подхода утверждают, что наука изучает только общезначимые естественнонаучные закономерности

Слайд 9Отстаивая точку зрения на необходимость изучения индивидуаль-ности, В. Штерн ссылается на Виндельбанда

и Риккарта, которые дали убедительное теоретическое обоснование принципа индивидуальности

Слайд 10Виндельбанд (Windelband) Вильгельм (11.5.1848, Потсдам, — 22.10.1915, Гейдельберг), немецкий философ-идеалист, глава

баденской школы неокантианства

Слайд 11В.Виндельбанд предложил разделить науки на «номотетические», устанавливающие законы, и «идеографические», занимающиеся

изучением индивидуальности

«Риккарт выделил в качестве объекта номотетических наук законы природы, а идеографических наук – культуру»

Слайд 12В. Штерн, отстаивая индивидуальность как предмет исследования в психологии, одновре-менно утверждал, что

не следует противо-поставлять эти два подхода, что отме-ченные два подхода не только соединимы, но они связаны друг с другом и, даже более того, они с необходимостью дополняют друг друга

Слайд 13В качестве примера В.Штерн приводит медицинскую науку.
«По своим задачам –

пишет он – она, несомненно, относится к естествознанию, стремится к познанию законов развития болезней, способов их преодоления. Но когда врач сидит у постели больного, в этом случае речь идет не об общих законах, а об индивидуальных случаях, каждый из которых, несмотря на «типичное» течение, сам по себе является неповторимым

Слайд 14Диагноз – это идеографическое познание
Терапия – индивидуализированное действие


Слайд 15Методологические положения изучения индивидуальности:


Слайд 16Понимание «индивидуальности как единства в многообразии»


Слайд 17
Если учитывать лишь единство, то исследование невольно сведется к

одному главенствующему свойству или определенному типу личности, не учитывающему признаки, которые и порождают эту уникальность

Слайд 18Если акцент сделать на признаки (многообразие признаков), то из поля зрения

может уйти единство, и индивид предстанет как пестрая картина признаков

Слайд 19Необходимо сочетать единство и многообразие


Слайд 20Фактически В. Штерн провозгласил принцип системного подхода при изучении индивидуальности


Слайд 21В качестве метода исследования индивидуальности он предложил биографический метод и метод

психографии
Биография, в концепции В.Штерна, отражает идею единства личности, психограмма отражает многообразие признаков, имеющихся у личности


Слайд 22

«Биография в качестве исходной точки и цели своего метода имеет единство

личности; однако она не может игнорировать существующее в индивиде многообразие, которое, в конечном счете, и образует материал для синтеза»

Слайд 23Второй важной теоретической проблемой, которую поднимает В.Штерн, является трактовка понятия «существенное».

Когда мы характеризуем личность, останавливаемся, прежде всего, на существенных качествах. Но что же означает «существенное»?


?


Слайд 24В.Штерн выделяет два значения понятия «существенное»: абсолютное и относительное


Слайд 25
Абсолютное значение понятия исходит из того, что в определении природы индиви-дуальности

определенные свойства играют принципиальную роль по отношению к другим; они составляют ядро индивидуальности. Именно вариация этих абсолютных свойств характеризует каждую личность

Слайд 26
Относительное значение понятия существенного исходит из того, что мы хотим

подчеркнуть в конкретной личности

Слайд 27Как пишет В.Штерн, «если я хочу описать писателя Мольтке как инди-видуальность,

то в качестве сущест-венных необходимо выделить некоторые признаки, отличающиеся от тех, кото-рые выдвигаются при рассмотрении Мольтке как стратега»

Слайд 28Важно подчеркнуть, что относительность свойств индивидуальности будет определяться не только тем,

что мы хотим подчеркнуть в личности, но и тем, из каких теоретических позиций исследователь подходит к ее характе-ристике. Позиция в определении существенного дает нам и определенную картину личности

Слайд 29
Психография – метод описания индивидуальности


Слайд 30Теоретической посылкой для психографии является представление психографа о том, какое многообразие

признаков характеризует личность

Слайд 31

Перечень параметров, по которым составляется психограмма, называется психографической схемой


Слайд 32
«Психография исходит из положения, что каждая индивидуальность отличается уникальностью внутреннего мира,

что и превращает ее в важную исследовательскую проблему»

Слайд 33С учетом того, что внутренний мир структурирован и проявляется в вероятностных

закономерностях, важно, с одной стороны, представлять структуру личности, с другой – указывать вероятностный характер построения поведения

Слайд 34
В.Штерн отмечал, что «проблема структуры индивида остается до сих пор, в

сущности, еще совсем не разработанной… Науке практически ничего не известно о взаимовлиянии совокупности психических признаков человека, о том, как они соединяются, иерархически соподчиняются, воздействуют друг на друга, так как, прежде всего, ограничивалась лишь рассмотрением 1-го или 2-3-х признаков у исследуемого индивида, не изучая общую структуру в ее поперечном разрезе»

Слайд 35
В.Штерн отмечает, что «не только индивид в целом, но и каждое

его свойство имеет собственную структуру и поэтому может быть исследовано только с учетом его многосторонних связей». «Эти структурные образования подчиняются как общим закономерностям, относящимся ко всем людям вообще, так и тем, которые типичны для определенных групп людей»

Слайд 36
Современное состояние проблемы индивидуальности с позиций методологических принципов В. Штерна.


Слайд 37Сопоставляя индивидуальную характеристику (психографическую схему) мы должны учитывать возрастную динамику внутреннего

мира. Эта динамика отражается в продольной психограмме, в отличие от поперечной, фиксирующей индивидуальную структуру в данный момент времени. Продольная психографическая структура призвана исследовать содержание и формы индивидуального развития

Слайд 38
Профессиограмма и психограмма


Слайд 39
При изучении индивидуальности мы даем характеристику личности на определенных этапах ее

жизненного пути и представляем ее в виде психограммы

Слайд 40
При изучении субъекта деятельности нас интересуют его качества, определяющие процессы освоения

профессии и успешность профессиональной деятельности

Слайд 41
В психограмме фиксируются не только психические качества, но и другие, профессионально

важные качества, например, физическая сила, свойства нервной системы, антропометрические данные

Слайд 42
Профессиограмма также как и психограмма должна соотноситься с возрастной динамикой и

ростом профессионального мастерства

Слайд 43Уровни описания способностей:

как свойства функциональных систем, реализующих отдельные психические функции;

как метаспособности,

отнесенные к отдельным компонентам психологической системы деятельности (как компетентность субъекта)

Слайд 44Методы психологического анализа профессиональной деятельности


Слайд 45Методы ψ-анализа деятельности разделяются:

на методы качественного, содержательного анализа;
на методы количественной

оценки


Слайд 46
На уровне качественного анализа устанавливают содержание психической деятельности, реализующей отдельные компоненты

деятельности и деятельность в целом

Слайд 47На уровне количественной оценки используются методы диагностики психических качеств, выявленных как

профессионально-важных

Слайд 48
Профессиографическое описание деятельности учителя


Слайд 49

Для того чтобы составить профессиограмму необходимо соотнести два рода факторов: внешне

представленную деятельность и внутренние условия, через которые она реализуется

Слайд 50
Для решения первой задачи деятельность декомпозируется на отдельные действия и операции

(действия в конкретных условиях реализации)

Слайд 51Пример:
Для иллюстрации возьмем вам известную деятельность учителя средней школы. Нормативный

способ деятельности учителя позволяет выделить следующие действия: организационный момент, опрос учащихся по заданному на дом материалу, объяснение нового материала, закрепление нового материала, задание на дом. Отдельные действия могут выходить из структуры урока

Рассмотрим теперь каждое действие более подробно…


Слайд 52Учитель входит в класс после звонка. Ученики встают на своем рабочем

месте
Учитель здоровается и предлагает ученикам сесть

Слайд 53Внешние условия:

не все ученики встали,
часть продолжает разговаривать, они еще психологически

отсутствуют на уроке,
на партах (столах) находятся у ряда учеников предметы, не связанные с учебной деятельностью на данном уроке, ученики не успокоились после предыдущего занятия по физической культуре,
учеников задержал на перемену учитель, ведущий предыдущий урок,
ряд учеников отсутствует на уроке,
ученики возбуждены по неизвестной учителю причине;
в классе беспорядок, доска исписана, нет мела, не принесены карты, на столах отсутствуют тетради, учебники и другие материалы, необходимые для урока

Слайд 54Внутренние условия:

Учитель должен моментально оценить всю ситуацию (распределенное внимание) и

принять решение о своих действия в зависимости от внешней ситуации. Следовательно, он должен: обладать способностью принимать решения в условиях дефицита времени,
должен помнить, с каким классом он имеет дело в настоящий момент (долговременная память),
должен сохранять спокойствие (эмоциональная устойчивость), располагать набором воздействий на класс и отдельных учеников (навыки организаторской деятельности),
быстро реагировать на нештатную ситуацию (быстрота реакции),
уметь входить в положение учеников (быть терпеливым, уважать учеников),
знать, на кого можно опереться в поддержании дисциплины (индивидуальный подход, долговременная память),
обладать чувством юмора, уметь перевести нештатную ситуацию в шутку, одновременно, строго соблюдать педагогические требования (настойчивость)

Слайд 55
От правильно проведенного оргмомента во многом зависит весь дальнейший ход урока


!


Слайд 56Опрос учащихся по заданному на дом материалу


Слайд 57 Цель данной части урока заключается:
в выяснении, на сколько ученики

усвоили материал предыдущего урока,
как этот материал усвоили отдельные ученики,
стимулировать учебную активность учеников,
выяснить трудные места и вернуться к их объяснению (опрос должен быть обучающим),
установить понимание текущего материала в контексте всего изучаемого содержания учебного материала,
выяснить, как ученики понимают прикладное значение изученного,
имеет ли изучаемый материал личностный смысл,
подготовить к восприятию нового материала.

Слайд 58Внешние условия:

Не все ученики подготовились к уроку,
не

все поняли предыдущий материал.
Крайний случай – никто из учеников не в состоянии дать удовлетворительный ответ,
ученики затрудняются привести примеры,
не видят связи с предыдущим материалом,
не видят личностного смысла учения,
ученики стараются, но их ответы носят характер механического заучивания.
Ученики заинтересованы изучаемым материалом, просят дать дополнительный материал.
В классе наблюдается конкуренция за похвалу учителя, положительные оценивания. У
Ученики подсмеиваются над неправильными ответами одноклассников.
Отсутствует взаимовыручка, не чувствуется коллектива, духа сопереживания.

Слайд 59Внутренние условия:
Учитель должен видеть многоплановость данной части урока (быть

компетентным в проведении опроса).
Знать индивидуальные особенности учеников, помнить, кто из учеников и как владеет материалом его предмета (знать «сильных» и «слабых» учеников),
дифференцированно подходить к оценке ответов с учетом индивидуальных особенностей (быть компетентным в оценивании),
уметь мобилизовать активность всех учащихся (не допускать ситуации, когда один отвечает, а все остальные занимаются своим делом или скучают), этому способствует качественно-распределенное внимание,
на основе выборочного опроса и наблюдения уметь составить представления о том, как материал усвоен всем классом,
в процессе опроса суметь дополнительными комментариями пробудить интерес к изучаемому материалу,
показать его личностный смысл (мотивация учебной деятельности)

Слайд 60В случае обнаружения, что часть учащихся не усвоили материала,
принять решение

о дальнейшем ходе урока,
изменить намеченную ранее программу деятельности (крайний случай – отказаться от изучения нового материала, посвятив все время материалу предыдущего урока).
В случае проявленного учениками интереса к изучаемому материалу,
дать совет, к какой литературе следует обратиться.

Оценивание должно быть объективным и доброжелательным.
Учитель должен обладать умением вызвать сопереживание учеников за успехи отдельного, конкретного ученика.
Опрос индивидуальный должен носить черты коллективной деятельности (а не провоцировать на подсказки).

Слайд 61
Объяснение нового материала


Слайд 62Цель:
В цели учебной деятельности можно выделить два аспекта: по отношению

к задаче образования и по отношению к конкретной учебной задаче

Слайд 63Внешние условия:
Не все ученики готовы к восприятию нового материала,


имеется определенный дефицит времени,
ученики не видят личностного смысла в изучаемом материале,
у учеников может быть другая точка зрения (в первую очередь, по гуманитарным дисциплинам), отличная от точки зрения учителя, для понимания материала желательно выстроить содержательный визуальный ряд.
Наблюдаемые в жизни факты противоречат тому, что должен утверждать учитель (сеять разумное, доброе, вечное).

Слайд 64Внутренние условия:
Учитель должен:
владеть материалом,
располагать различными методами его изложения,
быть

компетентным в постановке учебной цели.
Иметь ответ на вопросы учеников, в первую очередь, на другие версии понимания значения изучаемого (неидеологизированное мышление).
Иметь нравственную позицию, позволяющую ответить на реплику: «Вы нас учите, а в жизни все не так».
Иметь широкую общекультурную подготовку.
Уметь по ходу объяснения выяснять, все ли понимают ученики.
Опираться на сильные стороны учеников (индивидуальный подход)

Слайд 65

Владеть современными информационно коммуникативными технологиями,
знать словарный запас учеников, используя новые

понятия,
давать им разъяснение,
общаться с учащимися на понятном для них языке,
постоянно помнить о целях развития способностей и формирования личностных качеств.
Подводить учащихся к самостоятельной постановке учебных целей и осознанности всей учебной деятельности (развивать качества рефлексивности),
обеспечить понимание задачи, результата и способа деятельности,
уметь анализировать неправильные ответы.
Помнить, что основная часть знаний получается в процессе решения или для решения практической задачи. Первоначально знания всегда носят функциональный характер. Возвращение к функциональности знаний (их практическая значимость) – важнейшее условие понимания. Нет знаний, трудных для понимания, если соблюдается принцип функциональности в их освоении.
Уважение к ученику, его точке зрения.

Слайд 66Закрепление учебного материала


Слайд 67Цель:
Убедиться в том, что ученики поняли материал, способствовать его закреплению

(то, что понято, должно быть заучено), дать рекомендации по самостоятельной работе с новым учебным материалом.

Слайд 68Внешние условия:

Возможны две ситуации:
все ученики поняли новый материал;
часть

учеников не поняли новый материал.

Слайд 69Внутренние условия:
Еще на этапе объяснения учитель констатировал разную степень усвоения

учебного материала (рефлексия), опираясь на «сильных» учеников (знание класса),
он пробует вернуться к наиболее трудным моментам (опыт преподавания предмета), проверяя усвоение на «слабых» (организует коллективную деятельность)».
Возвращается к отдельным моментам: пытаясь выяснить причину непонимания, находит аналогии, примеры из старого материала, включает новый материал в контекст жизненного опыта учащихся (общекультурная компетенция).
Важнейшим моментом достижения понимания является анализ неправильных ответов (предметная компетенция).
Учитель должен видеть в ответе, не столько неправильный ответ, сколько вопрос: почему ученик дал именно этот ответ.

Слайд 70Добиваясь понимания учебного материала, учитель должен иметь в виду, что в

ряде случаев в науке (литературе, истории и др.) нет единой точки зрения (толерантность, неидеологизи-рованное мышление учителя). Точки зрения могут быть разные, но любая из них должна требовать доказательств (формирование научного мышления)

Слайд 71Задание на дом


Слайд 72Цель:
В большинстве случаев данный этап урока сводится к тому, чтобы

указать, что должен сделать ученик:
освоить определенный материал учебника,
выполнить письменное задание,
заучить наизусть.

Слайд 73Однако цель данной части урока выходит далеко за рамки сказанного. Он

заключается в том, чтобы дать программу самостоятельной работы над изучаемым материалом

Слайд 74Внешние условия:

Разная степень усвоения нового материала в классе. Разная мотивация

на его доработку дома; различные домашние условия для самостоятельной учебной деятельности

Слайд 75Внутренние условия:
правильное понимание учителем данного этапа урока,
знание

индивидуальных особенностей учеников;
хрестоматийным является разделение учащихся по мнемическим способностям по параметрам быстрота и прочность запоминания.

Слайд 76!!!
Учащийся, который быстро запоминает, может уйти с урока с убеждением,

что он все знает и не уделит должного внимания домашней работе. Но у него высокая быстрота запоминания сочетается с быстрым забыванием. В результате на следующем уроке при опросе он окажется в сложном положении.

Слайд 77!!!
Учащийся, который медленно запоминает, но при необходимой работе запоминает прочно, оказывается

в другой ситуации: на уроке при повторении пройденного материала он не может активно участвовать в работе, ему надо еще поработать над запоминанием дома. У учителя может сложиться впечатление, что он плохо работает на уроке, что ведет к неадекватной оценке. Но если этот ученик правильно работает над домашним заданием, то у него формируются прочные знания.

Слайд 78Это только одна из иллюстраций индивидуальных особенностей, которые должен учитывать учитель,

давая задание на дом. Реально же можно утверждать, что учитель должен индивидуализировать самостоятельную работу, задавая разные программы самостоятельной деятельности.

Слайд 79!!!
Не менее важно учитывать и условия домашней работы. Но здесь учитель

должен работать не столько с учеником, сколько с его родителями

Слайд 80Проведенный анализ педагогической деятельности позволяет:

Установить профессионально важные качества, включающие способности, навыки,

знания, личностные качества.
Способности лежат в основе знаний и навыков, т.к. на основе способностей формируются профессиональные навыки и осваиваются знания.
Эти способности будут рассматриваться как профессиональные.

Слайд 81Важность выделенных способностей, личностных качеств, знаний и навыков проверяется затем экспериментально

путем корреляции с успешностью деятельности, в целом, и отдельными ее параметрами

Слайд 82Для педагогической деятельности в качестве таких параметров могут выступать:
успешность освоения содержания

образования по конкретному предмету (тесты достижений, результаты ЕГЭ);
удовлетворенность учащихся от занятий по предмету (тесты удовлетворенности, эмоциональной направленности и др.);
успешность учеников в послешкольном образовании: ретроспективная оценка выпускниками качества образования;
уровнем квалификации.

Слайд 83

Вклад отдельных способностей в успешность деятельности или отдельных ее параметров (производительности,

качества, надежности) можно определить с помощью уровней регрессии

Слайд 84С учетом того, что отдельные ПВК взаимодействуют друг с другом результаты

первичных замеров целесообразно отразить в матрице интеркорреляций. На основе этих матриц проводится весь спектр статистической обработки

Обратная связь

Если не удалось найти и скачать презентацию, Вы можете заказать его на нашем сайте. Мы постараемся найти нужный Вам материал и отправим по электронной почте. Не стесняйтесь обращаться к нам, если у вас возникли вопросы или пожелания:

Email: Нажмите что бы посмотреть 

Что такое ThePresentation.ru?

Это сайт презентаций, докладов, проектов, шаблонов в формате PowerPoint. Мы помогаем школьникам, студентам, учителям, преподавателям хранить и обмениваться учебными материалами с другими пользователями.


Для правообладателей

Яндекс.Метрика