Характеристика психологии, как науки презентация

Содержание

* Лекция 1 Общая характеристика психологии как науки

Слайд 1*
психология
Ст. преподаватель
кафедры общей и детской педагогики и психологии
Лаптева Юлия Александровна

Ψ


Слайд 2*
Лекция 1
Общая характеристика психологии как науки


Слайд 3*
Cодержание.
Объект и предмет психологии.
Представление о человеке и его внутренней организации в

психологии.
Классификация психических явлений.
Предмет психологии в житейском и научном познании.
Этапы становления психологии как науки.





Слайд 4*
1. Объект и предмет психологии как науки

Психология

- от гр. psyche – душа, logos – наука

Авторами термина «психология», зафиксировавшие первое представление о предмете психологии, историки называют немецких схоластов (1590г.)
Р. Гоклениуса и О. Касмана.
Впервые в научном употребление термин «психология» появился в сер. 18 века в работах
Христиана Вольфа.
Автором первого «психологического» трактата («О душе» 4 век до н.э.) принято считать
Аристотеля






Слайд 5*
1. Объект и предмет психологии как науки
Объект – человек.

Предмет – душевный, субъективный, внутренний, психологический мир.





Слайд 6*
В круг психологических феноменов в разное время попадали:
Явления сознания;
Бессознательные, неосознаваемые

психические процессы;
Поведение;
Общественные отношения;
Предметы материальной и духовной культуры;
Психосоматические явления;





Слайд 7*
Трудности определения предмета психологии
психология - не достигла единого понимания предмета;
психология

наука молодая, но одна из самых сложных наук вообще.
психология находится в тесной взаимосвязи с другими науками.

«Предмет науки – самый трудный из всего, что есть в мире, наименее поддающийся изучению; способ её познания должен быть полон особых ухищрений и предосторожностей, чтобы дать то, что от него ждут». Л.С. Выготский.





Слайд 8*
Особенности предмета психологии
Психические явления скрыты от глаз человека и являются гипотетическими,

неопределёнными образованиями;
Субъект сливается с объектом познания;
Знания о душе всегда выделялись человеческим умом как особенные,
Психологические явления – случайные величины, заранее не известно какое значение они примут.





Слайд 9*
2. Представление о человеке и его внутренней организации

Человек – наиболее сложное явление из всего существующего в мире и самый интересный предмет для самого себя.

С момента возникновения психологии главной установкой науки является целостное описание человека.





Слайд 10*
Образы человеческой субъективности
Целостное описание человека и его

психической организации возможно осуществить посредством основных представлений о человеческой субъективности. В психологии утвердилось разделение понятий на «индивид», «личность», «индивидуальность».
Наиболее последовательно образы субъективности описаны в работах
Ананьева Б. Г.





Слайд 11*
Образы человеческой субъективности
«ИНДИВИД» - совокупность биологических, природных, генотипических образований, выражающих неделимость

и целостность человека.
Выделяют:
Первичные индивидные свойства: возраст, пол, конституция, нейродинамические свойства;
Вторичные индивидные свойства (первичные психологические образования): темперамент; органические потребности,





Слайд 12*
Образы человеческой субъективности
Природные свойства определяют развитие внутренних психологических образований:
Биологические

свойства обеспечивают с физиологической стороны психологические процессы;
Биологическое является содержанием психического отражения;
Выступают предпосылками формирования психологических образований.





Слайд 13*
Образы человеческой субъективности

Все свойства «индивида»:
Доступны внешнему наблюдению;
Опосредованы всей историей

человеческого рода;
Рано проявляются в онтогенезе, но потом маскируются за счёт социального воздействия.





Слайд 14*
Образы человеческой субъективности
2. «СУБЪЕКТ» - человек как носитель практической

деятельности, объединяет в себе биологическое начало с социальным воздействием.
Душевная жизнь «субъекта» включает три сферы:
мотивационно– потребностную сферу;
эмоционально–волевую сферу;
когнитивную сферу.





Слайд 15*
Образы человеческой субъективности
3. «ЛИЧНОСТЬ» - человек как представитель общества, ответственно

и свободно, определяющий свою позицию в нём. Личностное бытиё характеризуется системой связей человека с миром.
Основными характеристиками являются:
статус;
роль;
позиция.





Слайд 16*
Образы человеческой субъективности
4. «ИНДИВИДУАЛЬНОСТЬ» - характеризует человека с позиции

его уникальности и неповторимости, представляет совокупность физических, социальных, психологических образований.
Формируется позже других образов, обуславливает стиль деятельности и поведения каждого конкретного человека.





Слайд 17*
Образы человеческой субъективности










индивид
субъект
личность
индивидуальность
унивёрсум
человек






Слайд 18*
3. Классификация психических явлений
Все психические явления можно разделить на

три условных группы (класса).



Ψ



Слайд 19*
Классификация психических явлений
Психические процессы - базовые явления. Представляют собой совокупность специфических

действий. Характеризуют динамические особенности внутреннего мира человека.
Среди психических процессов выделяют:
познавательные психические процессы;
процессы психологического регулирования;
неосознаваемые процессы;
сложные интегрированные процессы.





Слайд 20*
Классификация психических явлений
Психические свойства - характеризуются типичными для человека способами проявления

себя, своей психики, отражают индивидуальность человека, что проявляется в особенностях реализации поведения и деятельности.
К группе психологических свойств относятся:
темперамент;
направленность;
характер;
способности.





Слайд 21*
Классификация психических явлений
Психологические состояния - отвечают за своеобразие протекания психических процессов

и психических свойств личности, характеризуются временным своеобразием психической деятельности.
Выделяют следующие психологические состояние:
потребности;
мотивационные состояния;
эмоциональные состояния;
состояния организованности сознания;
волевые;
личностно–пограничные.





Слайд 22*
Предмет психологии в житейском и научном познании




Слайд 23*
4. Предмет психологии в житейском и научном познании








Слайд 24*
5. Этапы становления психологии как науки
философский этап :

6-5 вв. до н.э. – 17 в. н.э.
естественно – научный этап :
17век – к. 19 века
психологический этап
с 1879года





Слайд 25*
Структура современной психологии 




Слайд 26*
Место психологии в системе наук 
Б.М.

Кедров:


Общественные науки

технические науки

естественные науки

философия, математика

Ψ




Слайд 27*
Спасибо за внимание




Слайд 28*
Ананьев Борис Герасимович (14 августа 1907 – 18 мая 1972)

Отечественный психолог, доктор психологических наук, профессор. С 1967 года и до конца своей жизни руководил факультетом психологии Ленинградского государственного университета. Выступал с идеей создания единой концепции человекознания, синтезирующей достижения разных наук. Основные труды: «Психология чувственного познания» (1960), «Человек как предмет познания» (1969), «О проблемах современного человекознания» (1977).



Сод.


Слайд 29*
Вольф Христиан (1679 - 1754)
Немецкий психолог и философ,

представитель рационалистической психологии, автор теории «психология способностей». Разрабатывал немецкую психологическую терминологию, которая заменила прежнюю - латинскую. Главной силой считал способность представления, выступающую в виде познания и желания. Основные труды: «Эмпирическая психология» (1732), «Рациональная психология » (1734).



Сод.


Слайд 30*
Гоклениус Родольф (1547 - 1628)
Немецкий врач,

психолог, философ, представитель поздней протестантской неосхоластики. Совместно со своим учеником О. Кассманом вводит в научный оборот термин «психология» (1590), а в свой философский словарь вводит термины «онтология», «антимония». Основные труды: «Философский словарь» (1617) и др.



Сод.


Слайд 31*
Аристотель (384 – 322 г.г. до н.э.)
Древнегреческий философ. Его

сочинение «О душе» можно рассматривать как первый «психологический» трактат, в котором он обобщил анемические представления своего времени в целостную систему. Понимал душу как «форму тела», функцию тела. Выделял различные типы души: разумную и неразумную, растительную и страстную, такое деление он объяснял степенью развития психических функций. Внёс большой вклад в развитие представлений о памяти и мышлении.



Сод.


Обратная связь

Если не удалось найти и скачать презентацию, Вы можете заказать его на нашем сайте. Мы постараемся найти нужный Вам материал и отправим по электронной почте. Не стесняйтесь обращаться к нам, если у вас возникли вопросы или пожелания:

Email: Нажмите что бы посмотреть 

Что такое ThePresentation.ru?

Это сайт презентаций, докладов, проектов, шаблонов в формате PowerPoint. Мы помогаем школьникам, студентам, учителям, преподавателям хранить и обмениваться учебными материалами с другими пользователями.


Для правообладателей

Яндекс.Метрика