Слайд 1Философские проблемы социальных и гуманитарных наук
1. Сущность и структура социального и гуманитарного
познания
2. Специфика объекта и предмета социально-гуманитарного познания
3. Понятия социального времени и пространства
4. Основные проблемы в гуманитарных исследованиях
Слайд 2
1. Сущность и структура социального и гуманитарного познания
Понятие «социально-гуманитарное познание» рассматривают с
двух точек зрения
Во-первых, любое познание носит социальный и гуманитарный характер, поскольку возникает и существует в обществе, осуществляется людьми и его содержание и формы определяются социально-культурными причинами
Эту характеристику можно конкретизировать следующим образом:
- научное познание совместно, коллективно по форме, т. е. осуществляется при явном или неявном присутствии других людей;
- научное познание объективно по содержанию, т. е. подкрепляется опытом многих поколений людей;
- научное познание интерсубъективно по характеру, т. е. предполагает наличие определенного адресата и средств передачи знаний;
- научное познание ценностно по предназначению, т. е. имеет осознанную практическую или духовную полезность
Слайд 3
1. Сущность и структура социального и гуманитарного познания
Во-вторых, социально-гуманитарное познание — это
прежде всего познание общества и человека
Оно существует наряду с познанием природы (естествознание) и познанием самого познания, мышления (логика, гносеология, эпистемология)
Социально-гуманитарное познание — это вид научного познания вообще
Поэтому, обладая специфическими чертами, оно, естественно, имеет ряд общих черт с познанием природы
1) целью науки служит познание вещей и явлений реального мира (а не трансцендентного, потустороннего); 2) наличие этапов описания и обобщения фактов;
3) неизбежное возникновение познавательных проблем;
4) применение абстракций и общих понятий, построение идеализированных моделей изучаемых явлений для выдвижения гипотез;
Слайд 4
1. Сущность и структура социального и гуманитарного познания
5) осуществление проверок и доказательств
для превращения гипотез в теории
6) применение логического анализа для открытия законов и причин исследуемых явлений
В науке возможно использование принципа эмерджентности (возникновение), т. е. допущение неожиданных, непредсказуемых в теоретическом смысле явлений
Существуют ли коренные отличия в познании природы, общества и человека?
При ответе на этот вопрос выявились две крайние позиции: натурализм и
антинатурализм
Суть натурализма состоит в том, что никакого различия между естествознанием и обществознанием нет
Слайд 5
1. Сущность и структура социального и гуманитарного познания
Эта позиция представляет собой некритическое,
прямое заимствование естественно-научных методов, что неизбежно приводит к редукции познания
в разных вариантах (редукция понимается как сведение сложного явления к простому):
механицизму,
физикализму,
фрейдизму и т. д.
В зависимости от того, какая наука принималась за «образец», натурализм выступал в следующих основных формах
Механицизм — это абсолютизация механической картины мира, построенной И. Ньютоном в ХVII в.
Признание законов классической механики единственными законами мироздания
Слайд 6
1. Сущность и структура социального и гуманитарного познания
Физикализм характерен для неопозитивизма (логического
позитивизма)
Здесь универсальным языком науки объявляется язык физики
Например: «многополярный мир», «спектр отношений», «потепление в отношениях» и т. п.
Собственные понятия социально-гуманитарного знания считались ненаучными
Биологизм — применение понятий и законов биологии к анализу социальной жизни
Разновидность: социал-дарвинизм, объявляющий главным фактором общественного развития борьбу за существование различных социальных систем между собой
Фрейдизм — применение учения Фрейда для объяснения явлений культуры, научного, художественного и других видов творчества, а также развития общества в целом
Слайд 7
1. Сущность и структура социального и гуманитарного познания
Основные представления: эрос и танатос,
сублимация сексуальной энергии в творчество, научная активность как преодоление комплексов и т. д.
Географический детерминизм — существование общества и специфика исторического развития ставится в прямую зависимость от географической среды (климат, почва, водные ресурсы, полезные ископаемые, флора, фауна)
Второй подход к пониманию природы социогуманитарного познания, как отмечалось, получил название антинатурализм
Представители этой позиции считают, что между естествознанием и обществознанием нет ничего общего
Такой взгляд предполагает полный отказ от достижений естествознания
Разумеется, что более реалистичный подход, как это обычно бывает, находится посередине
Слайд 8
1. Сущность и структура социального и гуманитарного познания
При исследовании социальных явлений проявляется
целый ряд отличий социально-гуманитарного знания от естественно-научного
Законы социальной жизни в отличие от законов природы создаются самими людьми, хотя некоторые из этих законов могут ими не осознаваться
Например, обычаи, традиции
Из них берутся многие юридические законы (обычай как источник права)
Мотивы активности или пассивности людей различны и часто неустойчивы
Для того чтобы в обществе сохранялся порядок, приходится устанавливать правила отношений зависимости или независимости между людьми
Найти, определить связи, которые удовлетворяли бы всех людей, очень трудно, если вообще возможно
Слайд 9
1. Сущность и структура социального и гуманитарного познания
Поэтому законодательные органы разрабатывают обобщенные
правила поведения
Совершенно очевидно, что юридические законы, которые призваны направлять развитие всех сфер жизни общества, реализуются при высоком уровне правосознания граждан
Юридические законы менее долговечны, чем законы природы
Они историчны, возникают (устанавливаются), действуют какое-то время и исчезают (отменяются)
Собственно, смысл деятельности ученых в области юридических дисциплин состоит именно в том, чтобы вносить изменения в действующие законы, правила, инструкции и т. п.
Слайд 10
1. Сущность и структура социального и гуманитарного познания
Социально-гуманитарное познание с необходимостью отражает
и действие субъективных факторов
Люди не только изучают общество, но и творят его, творят материальную и духовную культуру, социосферу
В широком смысле под обществом понимаются
и люди, и часть природы, с которой они взаимодействуют
Здесь действует понятие «социосфера»
В понятие «социосфера» включаются предметы как естественной, так и искусственной природы
Люди стремятся творить социосферу в соответствии со своими интересами
Поэтому невозможно исключить личностное отношение исследователя к предмету его исследования
Слайд 11
1. Сущность и структура социального и гуманитарного познания
Здесь влияют ценностные установки, социальный
статус (в хижинах думают иначе, чем во дворцах), конфессиональные и моральные предпочтения, партийная принадлежность, корпоративная солидарность и т. п.
Все это обобщается в понимании исследователем общественного прогресса, путей его достижения и набором допустимых средств
Методология социально-гуманитарного познания также имеет свою специфику
Социально-гуманитарное познание реализуется
с помощью специфичного набора методов, который не совпадает с методами естественных наук
В социальном познании наиболее важны теоретические методы, поскольку эксперимент применять не всегда возможно, или, попросту, социально опасно
Слайд 12
1. Сущность и структура социального и гуманитарного познания
Если естественно-научное познание может быть
завершено удачной интерпретацией, то социально-гуманитарное познание стремится к «пониманию»
Из этого следует и специфика критерия истины социально-гуманитарного знания
Практика как критерий истины становится не столь эффективной в области социального и гуманитарного познания
Приходится больше полагаться на доверительность, сопереживание, убедительность исходных постулатов и логическую непротиворечивость нового знания
Социально-гуманитарному научному познанию также присуща дисциплинарность
За время своего существования научное знание, в том числе и социогуманитарное, принимало следующие формы:
Слайд 13
1. Сущность и структура социального и гуманитарного познания
- синкретическое (слитное, нерасчлененное);
- предметно дифференцированное;
- комплексное;
- системное
По мере становления и развития системности знаний возникают классификации наук
Классификация наук — это устойчивая схема деления объема научных знаний на определенные группы по признаку области мира, интересующей исследователя
Она содействует переходу науки со ступени эмпирического накопления знаний на уровень теоретических обобщений, позволяет делать прогнозы относительно неизвестных еще явлений и закономерностей
Впервые науки были классифицированы и описаны с точки зрения философии Аристотелем
Слайд 14
1. Сущность и структура социального и гуманитарного познания
Аристотель разделил известные ему науки:
- на теоретические, в них познание ведется ради познания: математика, физика (они получили общее название «вторая философия» — учение о природе), психология, метафизика (эти науки получили название «первая философия» — учение о первопричинах природы);
- практические, они дают руководящие идеи для поведения: политика, экономика, этика;
- продуктивные, поэтические, познание осуществляется для достижения чего-нибудь прекрасного: техника, эстетика, риторика
Имелись в виду предметы искусства — архитектуры, живописи, литературы
Слайд 15
1. Сущность и структура социального и гуманитарного познания
Аристотель не выделял социально-гуманитарные знания
в отдельную группу
Но названия отдельных научных дисциплин сохранились до настоящего времени
Разумеется, содержание и методы развития этих знаний претерпели существенное изменение
Современная система социально-гуманитарного научного знания стала складываться к началу прошлого века
Она имеет два уровня:
основные (базовые) научные дисциплины и
научные дисциплины прикладного характера
Приблизительно данную дисциплинарную структуру можно представить следующим образом:
Слайд 16
1. Сущность и структура социального и гуманитарного познания
- философия: философия науки, философия права
и др.;
- экономика: менеджмент, управление качеством и др.;
- социология: социология права, социология религии и др.;
- правоведение: административное право, гражданское право и др.;
- психология: психология ребенка, психология труда и др.
Аналогичным образом можно классифицировать и другие научные дисциплины социально-гуманитарного направления
Количество и содержание дисциплин зависит от уровня развития науки и образования, которые определяются потребностями конкретного общества
Слайд 17
2. Специфика объекта и предмета социально-гуманитарного познания
Под объектом научного исследования понимают некоторую
область действительности, охватывающую целый класс сходных явлений, их совокупность
Предмет исследования — это определенный срез, аспект, угол зрения, под которым рассматривается объект познания
Предмет познания существенно определяется субъектом познавательной деятельности
Соотношение объекта и предмета познания в социогуманитарном исследовании принципиально отличается от естественно-научного познания уже потому, что познающий субъект сам является частью познаваемого объекта и процесс познания предстает как форма самопознания
Слайд 18
2. Специфика объекта и предмета социально-гуманитарного познания
Характер объекта существенно влияет на потребности,
мотивы, оценки познающего субъекта
Субъект изменяется (развивается) одновременно с объектом и, познавая, влияет на его развитие
По сути дела, можно говорить о единой объектно-субъектной области социально-гуманитарного познания
В самом общем виде объектно-субъектной областью социально-гуманитарного познания выступает социальная реальность
Она в отличие от природной творится самим человеком, т. е. по существу — это сфера человеческой активности
Это сфера рождения и существования «второй природы», т. е. искусственных образований — сфера культуры людей
Слайд 19
2. Специфика объекта и предмета социально-гуманитарного познания
Культура людей демонстрирует уровень их способности
решать жизненные проблемы, связанные с удовлетворением различных потребностей
Люди используют коллективные формы жизни, поскольку являются слабыми биологическими существами
Эта слабость преодолевается прежде всего за счет отношений, относимых к экономической сфере
Речь идет об историческом переходе от экономики собирательной к экономике производящей
Совместное существование людей требует определенной организации не только в сфере производства материальных благ
История цивилизации демонстрирует постоянный рост человеческих потребностей
Слайд 20
2. Специфика объекта и предмета социально-гуманитарного познания
Поэтому естественно вслед за ними появляются
и новые цели
Цель — это то, к чему человек стремится, то, чего нет в актуальном, настоящем бытии
Следовательно, цель — это то, что нужно создавать искусственно, производить
Цель — это желаемый продукт производства
В соответствии с целями строятся и отношения, которые сгруппированы в различных сферах общественной жизни
Поэтому понятие «производство» и все отношения, связанные с ним, правомерно распространять не только на экономическую, но и на все другие сферы жизни общества
Слайд 21
2. Специфика объекта и предмета социально-гуманитарного познания
Что же производят люди в различных
сферах общественных отношений?
В экономической сфере — материальные блага,
в духовной — духовные блага,
в социальной — новые личности, которые становятся ресурсом развития общества, т. е. по существу социальным благом,
в политической — власть и коллективную безопасность
Таким образом, объектной областью социально-гуманитарного познания является постоянно себя воспроизводящая и обеспечивающая себя общественными благами человеческая реальность
Эта реальность существенным образом отличается от объективной реальности, которая выступает объектом исследования естествознания
Слайд 22
2. Специфика объекта и предмета социально-гуманитарного познания
Объектно-предметная область социально-гуманитарного познания отличается значительно
большей динамичностью по сравнению со многими природными явлениями
Заметными изменения в природе (без вмешательства человека) становятся через века и тысячелетия
Под социальными изменениями понимают смену состояний, свойств и связей социальных систем
В соответствии со строением и главной характеристикой любой системы можно выделить такие виды изменений вообще и социальных изменений в частности, как изменения
содержания,
структуры,
функций
Слайд 23
2. Специфика объекта и предмета социально-гуманитарного познания
Под содержанием в науке понимают совокупность
элементов системы, процессов их возникновения, исчезновения
Элементами социальной системы выступают социальные субъекты, это может быть, например, изменение кадрового состава организации, т. е. введение или упразднение каких-то должностей, изменение квалификации должностных лиц или изменение мотивов их активности, что отражается в повышении или понижении производительности их труда
К структурным изменениям относят изменение связей элементов или формы построения этих связей между элементами; в социальной системе это может выглядеть, например, как перемещение какого-то человека в должностной иерархии, в отношениях подчиненности
Слайд 24
2. Специфика объекта и предмета социально-гуманитарного познания
Функциональные изменения включают
изменения в выполняемых
системой действиях;
изменение функций системы могут быть вызваны как изменением ее содержания или структуры, так и изменением окружающей социальной среды, т. е. изменением внешних связей данной системы
Например, изменения функций государственных органов могут быть вызваны как демографическими изменениями внутри страны, так в результате внешнего воздействия, в том числе военного, со стороны других стран
Социальные изменения происходят постоянно, поэтому в области социально-гуманитарного познания развитие объекта может быть сопоставимо со сроками развития теории, ее предмета
Слайд 25
2. Специфика объекта и предмета социально-гуманитарного познания
В связи с высокой динамичностью событий
объект и предмет социально-гуманитарного познания отличаются единичным характером, уникальностью
События выступают реализацией определенных законов, но по своему существу являются событиями индивидуальными
Отсюда трудности обобщения в области социально-гуманитарного познания
Например, трудности прогнозирования курса валют в экономике, отказ от широкого применения прецедентного права в юриспруденции
С уникальным характером общественных явлений связано появление теорий локальных культур и цивилизаций при анализе развития человеческой истории
Слайд 26
2. Специфика объекта и предмета социально-гуманитарного познания
Индивидуальность событий закономерно следует из того,
что в объект социально-гуманитарного познания постоянно включен человек
Тем самым то, чем занимается социально-гуманитарное познание — это не объект (в смысле природы: пассивный, бездушный), а совокупность субъектов
Состояние и развитие людей определяется не только природными факторами, но и социальными: политическими, экономическими, духовными (правовыми, религиозными, моральными, эстетическими)
Разнообразие факторов общественного развития делает результат социально-гуманитарного познания значительно менее предсказуемым и объяснимым
Поэтому целью социально-гуманитарного познания выступает понимание и объяснение социальной реальности
Слайд 27
2. Специфика объекта и предмета социально-гуманитарного познания
Из характеристики людей как разумных существ,
обладающих весьма разнообразным мировоззрением, следует, что социально-гуманитарное познание — это всегда ценностно-смысловое понимание и объяснение человеческого бытия
Человеческая жизнь — это обязательно осмысленное существование
Социально-гуманитарное познание имеет своим предметом исследование и обоснование смысла жизни и смысла истории
В чем смысл существования для человека и общества (смысл жизни и смысл истории)?
Каково отличие этого понятия от цели существования?
Слайд 28
2. Специфика объекта и предмета социально-гуманитарного познания
Смысл жизни — это совокупность идей,
обосновывающих выбор человеком целей его существования и способов их достижения
Цель жизни — это состояние, к которому стремится привести свою жизнь человек
Эта цель чаще всего строится из каких-то конкретных целей на отдельный период времени
А может быть наоборот: большая цель диктует промежуточные этапы ее достижения
Довольно часто люди не различают цель и смысл жизни
Формулировка цели отвечает на вопрос: «Что нужно человеку, чего он собирается достичь?»
Формула смысла жизни отвечает на вопрос: «Для чего ему это желаемое состояние нужно?»
Слайд 29
2. Специфика объекта и предмета социально-гуманитарного познания
Несмотря на то что эти вопросы
близки, они характеризуют разные явления
При отсутствии целей нет и идей по поводу выбора подходящей цели и способов ее достижения, т. е. отсутствует и смысл
Но и наличие выбора не гарантирует наличие смысла в достижении этих целей
Иначе говоря, могут быть цели, достижение которых бессмысленно для того, кто перед ней стоит или уже к ней стремится, поскольку не обоснована необходимость ее достижения
Аналогично можно провести рассуждения в отношении смысла и цели истории
Слайд 30
2. Специфика объекта и предмета социально-гуманитарного познания
Под смыслом истории понимают идеи о
значении тех или иных событий в жизни общества с точки зрения движения к определенной цели, к осуществлению общественного прогресса
Проблема в том и состоит: «Есть ли цель в развитии общества?»
Если есть, можно говорить о смысле истории
Христианское богословие видит смысл истории в духовном спасении людей, а направление истории — к ее концу («концу света»)
Просветительские теории усматривали смысл истории в осуществлении все более разумных отношений в обществе, а направление — к «царству разума и справедливости»
Слайд 31
2. Специфика объекта и предмета социально-гуманитарного познания
Существуют философские школы, отрицающие в истории
какой-либо смысл и определенное направление
Так, марксизм утверждает, что единой цели у истории нет, потому что цели и идеалы сами меняются в ходе истории
Некоторые социологи ХХ в. (О. Шпенглер, А. Тойнби, П. Сорокин) придерживаются схожей позиции и ведут речь не о направлении истории, а о социальных изменениях
В социально-гуманитарном познании объект рассматривается прежде всего как носитель смысла
Одним из результатов социально-гуманитарного познания является система ценностей социального субъекта (личности, группы, организации, общества)
Слайд 32
2. Специфика объекта и предмета социально-гуманитарного познания
Человек строит жизнь в соответствии с
определенным набором ценностей, которые призваны удовлетворить его потребности
Ценность — это материальное или духовное благо, которым человек стремится обладать
Благо — это вещь или явление, которое обеспечивает жизнь и развитие человека
Явление может быть как материальным, так и духовным
У человека всегда имеется несколько ценностей
Они взаимосвязаны и поэтому образуют систему
Можно выделить следующие типы ценностей:
- универсальные ценности, к которым относят жизнь, здоровье, благосостояние и т. д.;
- социальные ценности (статус, профессия, должность и пр.);
Слайд 33
2. Специфика объекта и предмета социально-гуманитарного познания
- политические ценности (свобода слова, совести, правопорядок
и т. д.);
- экономические ценности (свобода собственности, предпринимательства, доход и т. д.);
- духовные ценности (моральные, эстетические и др.)
В каждом обществе складывается определенный «набор» базовых ценностей, которые формируются на протяжении всей его истории
На их основе складываются ценностные отношения
и ценностные установки (поступки и настрой на них)
Эти образцы поведения фиксируются в виде социальных норм (юридических, моральных, религиозных и др.)
Слайд 34
2. Специфика объекта и предмета социально-гуманитарного познания
Оценки одного и того же явления
могут быть разными у разных людей, народов, государств
Оценки многих явлений и теоретических конструкций могут переоцениваться
Это касается и самой науки, в том числе социально-гуманитарных наук
Даже на глазах одного поколения людей могут резко меняться ценности политического, экономического, культурного, экологического порядков
Ясно, что это создает дополнительную сложность в развитии социально-гуманитарного познания
Каковы основные подходы к пониманию природы ценностей в познании вообще и в социально-гуманитарном познании в частности
Слайд 35
2. Специфика объекта и предмета социально-гуманитарного познания
Теология полностью отвергает возможность понимания сущности
ценностей без веры в Бога
Главная и подлинная ценность — Бог, а все другие ценности мира (моральные, политические, эстетические и др.) созданы Богом
В том числе ценность истины вообще и истины науки в частности
Иначе говоря, здесь ценность выводится за пределы любого знания
Классическая наука (XVI–XVIII вв.) также выводила ценности за рамки научного знания, поскольку наука оперирует фактами, а ценность фактов есть субъективная оценка человеком событий действительности
Эта оценка зависит от личностных предпочтений, чувств и т. д.
Слайд 36
2. Специфика объекта и предмета социально-гуманитарного познания
Важная роль в обосновании теории ценностей
принадлежит И. Канту (1724–1804 гг.)
Он обосновывал принципиальное отличие познания в сфере морали и искусства от познания в сфере естественных наук
В терминах Канта это было отличие деятельности «практического разума» и эстетической «способности суждения» от познающего мир «чистого разума»
Кант обосновал положение о том, что доказать главные постулаты морали («не убий», «не укради» и т. п.) нельзя, потому что следовать им или не следовать — это дело выбора человека, а не вопрос теоретического доказательства
Нравственность не входит в сферу научного знания, а образует особую сферу ценностей человека и общества
Слайд 37
2. Специфика объекта и предмета социально-гуманитарного познания
Его взгляд совпадал с позицией классической
науки
Но Кант указал на необходимость изучения особой сферы жизни человека — сферы ценностей
Следующий важный вклад в теорию ценностей был сделан Ф. Ницше, который показывал, что культура существует и развивается в борьбе противоположных ценностей, приводящей часто к переоценке ценностей
Он поэтому и призывал к фундаментальной переоценке моральных ценностей современной ему культуры Запада
Подход Ницше к пониманию роли ценностей в культуре можно назвать неклассическим
По его мнению, культура — это система воплощенных ценностей, а ценности разума, ценности науки занимают в этой системе далеко не первое место
Слайд 38
2. Специфика объекта и предмета социально-гуманитарного познания
Главные ценности — свобода, сила и
вытекающая из них способность переоценивать ценности
Начиная с 20-х гг. ХХ в. ценностный подход признается необходимой методологической базой для понимания и развития социально-гуманитарного познания
Многообразие ценностей рождает проблему их иерархии
Разные ценности имеют для личности различное значение
Чем важнее ценности, тем их меньше
Поэтому можно говорить о «пирамиде» ценностей
Ценности, их иерархическая структура носят конкретно-исторический и личностный характер
Одни и те же предметы и явления для разных людей могут представлять неодинаковую ценность, так же как и в различное время у одного и того же человека
Слайд 39
2. Специфика объекта и предмета социально-гуманитарного познания
Сытый и голодный будут по-разному относиться
к куску хлеба, а симфоническая музыка (или рок-музыка) могут вызывать у людей не только чувство глубочайшего наслаждения, но и раздражение
Однако, несмотря на различие ценностей и их относительный характер, имеется самая высшая и абсолютная ценность — это сам человек, его жизнь
Такую же ценность представляют и социальные общности, и общество в целом
Помимо этого к высшим ценностям следует отнести такие наиболее общие для людей ценности, как
смысл жизни,
добро,
справедливость,
красота,
истина,
свобода и т. д.
Слайд 40
2. Специфика объекта и предмета социально-гуманитарного познания
Научная (исследовательская) программа в философии науки
— философская характеристика предмета, метода и основных принципов познания в определенной области научных исследований
В сфере социально-гуманитарного познания понятия научной программы и парадигмы предельно сближаются по своему содержанию и могут рассматриваться как тождественные
В этом отношении научная программа отличается как от философского направления, поскольку возникает на основе не всякого философского направления и часто предполагает их синтез, так и от конкретных научных теорий, объясняющих лишь часть фактов в данной предметной области
Слайд 41
2. Специфика объекта и предмета социально-гуманитарного познания
Сложились два внешне противоположных подхода в
исследованиях социально-гуманитарных объектов: натурализм и антинатурализм — культуроцентризм
Соответственно, различаются и исследовательские программы
Натуралистическая исследовательская программа в социально-гуманитарных науках формировалась под влиянием естествознания и строится на основе следующих принципов
Во-первых, на признании тождества предметов естествознания и обществознания и принципиального единства их методов
Согласно ему социальные факты объективны в той же мере, как и материальные вещи, из чего следует:
Слайд 42
2. Специфика объекта и предмета социально-гуманитарного познания
- возможность применить процедуру их подведения под
«охватывающий закон», а также субстратный, структурный, функциональный и системный анализ;
- ориентация на рационалистическое проникновение в сущность социальных явлений и процессов
Убежденность в том, что, опираясь на рационализм, можно раскрыть глубинную, устойчивую внутреннюю основу любого социального объекта, лежала в основе поиска, например:
экономистами фундаментального экономического отношения (К. Маркс таковым считал отношение собственности);
историками — основного фактора исторического развития (объективные или субъективные факторы, решающее влияние народных масс или выдающейся личности);
Слайд 43
2. Специфика объекта и предмета социально-гуманитарного познания
юристами — центральной идеи права;
философами,
социологами и психологами — рациональной сущности общества и человека и т. п.
Во-вторых, особенностью натурализма в обществознании является использование объяснения, прежде всего причинного, как универсального познавательного приема
В этом случае, как и в науках о природе, одно сущее в своем фактическом проявлении объясняется из другого сущего, а дедуктивный метод оказывается основным в мышлении исследователя
Если из общих посылок можно вывести множество частных следствий, объясняющих конкретные социальные явления, то столь же характерна для натурализма обратная операция: стремление к редукции всего многообразия социальной или человеческой реальности к одному основанию (биологическому или географическому, механическому или органическому)
Слайд 44
2. Специфика объекта и предмета социально-гуманитарного познания
Одним из специфических проявлений редукционизма, близкого
по духу натурализму, в социально-гуманитарном знании является социоцентризм, когда из системных свойств социального целого выводятся и ими определяются все элементы социального и индивидуального бытия
В этом случае осуществляется переход от субстанциального к функциональному анализу, когда помимо сущности социальных объектов и явлений исследуется многообразие социальных ролей социальных субъектов
Исторические особенности социальных объектов рассматриваются при помощи натуралистически истолкованной идеи эволюции, подчеркивая ее закономерный, направленный характер, при котором выбор субъекта не имеет решающего значения
Слайд 45
2. Специфика объекта и предмета социально-гуманитарного познания
Возникнув в XVII–XVIII вв., натурализм достиг
своего расцвета в обществознании XIX в.
Испытав на рубеже XIX–XX вв. серьезный кризис, вызванный появлением конкурирующей культуроцентристской исследовательской программы, натурализм, тем не менее, переживает новый подъем
Этому способствуют:
- развитие научно-технической революции и распространение технократического стиля мышления (отсюда механицизм, физикализм и т. п.);
- обострение глобальных проблем цивилизации, в том числе экологической, решение которых невозможно без ориентации на учет законов и тенденций развития природы;
Слайд 46
2. Специфика объекта и предмета социально-гуманитарного познания
- ускорение темпов социальных изменений, объективная логика
которых ведет социум по пути глобализации, порождает новые риски
Человеческий разум в первую очередь стремится опереться на уже хорошо усвоенные естественно-научные знания
В противовес натурализму существует культуроцентристская исследовательская программа
Культуроцентристская исследовательская программа в социально-гуманитарных науках сформировалась на рубеже XIX–XX вв., когда наряду с физической и психической действительностью философы стали выделять особую онтологическую реальность — культуру
Природа все больше подвергается антропогенному воздействию, и культура становится существенным, если не доминирующим, элементом человеческой среды
Слайд 47
2. Специфика объекта и предмета социально-гуманитарного познания
Эта среда, созданная искусственно и включающая
в себя активно действующего субъекта, не может больше уподобляться вещам, мертвому естеству природы
Культуроцентризм прежде всего отмечает искусственный, сконструированный характер социальной реальности
В центре социального и гуманитарного анализа оказывается субъект, его мотивы, ценности, идеалы, выбор и предпочтения
В содержание социальной реальности, как объекта изучения, включаются теперь не только глубинные, устойчивые сущностные черты и свойства человека, общества, культуры, но и разнообразные проявления повседневности: «естественные» (самоочевидные) условия человеческой жизнедеятельности, мир здравого смысла, банальностей быта, разговорной речи, предрассудков и стереотипов
Слайд 48
2. Специфика объекта и предмета социально-гуманитарного познания
Культуроцентризм подчеркивает подвижный, текучий, динамичный характер
социальной реальности: она всегда множественна, открыта, не завершена
Отсюда внимание социального познания к плюрализму культур, форм собственности, хозяйства и организаций, ориентаций сознания и поведения
Наряду с закономерными, типичными явлениями предметом анализа становятся случайные, маргинальные явления, отклоняющиеся от норм и стандартов
Относительно выбора метода исследования культуроцентризм выявляет, подчеркивает ограниченность возможностей объяснения, отдавая предпочтение пониманию объекта изучения, его описанию
Слайд 49
2. Специфика объекта и предмета социально-гуманитарного познания
Широкое распространение здесь получают различные методы
интерпретации текстов, символов, художественных образов
С методологической спецификой связана еще одна особенность антинатурализма как исследовательской программы социально-гуманитарного знания — его антропологическая ориентация
Она проявляется в отказе от социоцентризма: на первом плане у исследователя не социальное целое, а мир субъекта, главным образом человека, его воздействие на социальные общности и связи, организации и институты
Культуроцентризм в обществознании незаменим при исследовании переходных состояний общества, когда старый системный порядок уже разрушен, а новый еще не сформировался
Слайд 50
2. Специфика объекта и предмета социально-гуманитарного познания
В этих условиях социальные законы неустойчивы
и трудноуловимы для рационального анализа, и ученый вынужден обратиться к рассмотрению многообразного мира социальных явлений
Натуралистическая и культуроцентристская программы направлены на изучение одного и того же объекта, но в соответствии со своей методологией (исследовательской программой) они превращают в свой предмет исходно разные части этого объекта, естественные и искусственные части социальной реальности
В социологии, исторической, экономической и юридической науках, психологии, филологии, культурологии могут применяться обе программы:
натуралистическая, пытающаяся построить эти науки по типу естествознания, ориентировать их на поиск закономерностей, объяснение и исключение оценки;
Слайд 51
2. Специфика объекта и предмета социально-гуманитарного познания
антинатуралистическая, в которой намеренно подчеркивается присутствие
субъекта в предмете познания и значимость его ценностных ориентаций
Классический этап в развитии социально-гуманитарного знания рассматривается как составная часть в развитии классической науки в целом
Этот этап ограничивается временными рамками XVI–XIX вв.
Развитие математики и механики, а затем и физики создало эталон научного знания, идеал, к которому стали стремиться науки об обществе
Примером может служить труд Б. Спинозы «Этика, доказанная в геометрическом порядке», где философ, опираясь на законы естественных наук, обосновывал законы морали, религии, психических явлений
Слайд 52
2. Специфика объекта и предмета социально-гуманитарного познания
Другой пример — теория права Г. Гроция
У
него все субъекты права (индивиды и организации) выступают как абсолютно одинаковые объекты, подчиняющиеся законам природы, одинаково действующим во всех сферах бытия
Стремление следовать принципам и методам естественных наук в изучении общества, духовной жизни человечества породило такие принципы познания, как:
- жесткая причинно-следственная связь в изучении духовных явлений;
- строгая количественная оценка в изучении социума;
- стремление к созданию единственно верной науки о человеке и обществе
Слайд 53
2. Специфика объекта и предмета социально-гуманитарного познания
Неклассический этап в развитии социально-гуманитарных наук,
который начинается с середины XIX в., характеризуется тем, что в общественных науках происходит переход от натурализма к культуроцентризму
Быстрый рост знаний об обществе привел большинство исследователей к мысли о принципиальном отличии социально-гуманитарных наук от естественных наук, о невозможности использовать в социально-гуманитарном познании методологии естественных наук
Это проявилось в ряде теоретических и методологических установок
Во-первых, в отличие от природы, о которой мы не можем сказать, с какой целью она возникла и есть ли эта цель, где границы природы и есть ли они вообще, почему законы природы именно такие и т. д., границы, цели, законы культуры нам более понятны
Слайд 54
2. Специфика объекта и предмета социально-гуманитарного познания
Во-вторых, социальные явления поддаются количественным методам
изучения только в ограниченном виде
Цифровые данные и факты всегда интерпретируются и оцениваются в социально-гуманитарном познании неоднозначно
Например, демографическая ситуация, уровень безработицы и т. п.
В-третьих, в социально-гуманитарном познании нет и не может быть одной общепризнанной всем мировым научным сообществом теории
Общезначимое знание как синоним научного, рационального знания стремится исключать личностные черты, а социально-гуманитарное знание не может не включать их
Слайд 55
2. Специфика объекта и предмета социально-гуманитарного познания
Ученый-естествоиспытатель стремится знать свой объект, а
ученый-обществовед должен понимать его
Постнеклассический этап в социально-гуманитарном познании относят к третьей четверти XX в. Отличительной чертой является выдвижение идеи ценности хаоса, беспорядочности мира
В мире все больше информации, многие люди теряют способность осмыслить происходящее, теряют веру в смысл происходящего
Поэтому утверждается новое понимание свободы: свободы от чего бы то ни было, т. е. свободы от всяких норм и традиций жизни общества, от любых авторитетов — государства, религии, морали, свобода от любой общепринятой научной методологии
Слайд 56
2. Специфика объекта и предмета социально-гуманитарного познания
Такая «свобода» якобы избавит человечество от
всякого диктата, что является главной целью человечества, по мнению теоретиков постнеклассической науки
В настоящее время данный этап социально-гуманитарного познания предстает как исчерпавший себя
Современный этап развития познания отличается необходимостью синтеза наук естественных, социально-гуманитарных и др.
Основанием для такого синтеза является, как считают многие современные ученые, принцип глобального эволюционизма
Формированию этого принципа способствовали:
- теория нестационарной Вселенной (расширяющаяся, сжимающаяся);
- концепция коэволюции биосферы и техносферы (ноосферы);
- идеи синергетики
Слайд 57
2. Специфика объекта и предмета социально-гуманитарного познания
Эволюция — последовательность бифуркационных переходов (точек
разветвления развития), в которых господствует случайность
Но в развитии общества мы можем создать как позитивную, так и негативную случайность
Иначе говоря, человечество способно «организовать» как прогресс цивилизации и культуры, так и катастрофу общества
Слайд 58
3. Понятия социального времени и пространства
Знания, претендующие на истинность, не могут
формироваться мгновенно, для этого необходимо какое-то «время»
Знания могут быть преждевременные, своевременные, запоздалые
Сведения могут быть предоставлены, как говорят, «к месту» или «не к месту»
В данном случае речь идет об определенных проявлениях социального пространства и социального времени
В философии традиционно одной из актуальных задач считается определение смысла понятий «пространство»
и «время»
Человек в своей повседневности воспринимает мир на чувственном уровне
Здесь телесная материя, движение, пространство
и время не отделимы друг от друга
Слайд 59
3. Понятия социального времени и пространства
Ни один человек никогда не имел
дела ни с пространством как таковым, ни со временем как таковым, ни с материальными телами вне пространства и времени
Но философы на протяжении всей истории пытались понять, что есть время и пространство «сами по себе»
Представления о пространстве и времени занимали важное место в классической науке
Аристотель, например, отождествлял время и движение
Время, по его мнению, является числом движения в связи предыдущего и последующего
И. Ньютон утверждал, что существует абсолютное время, которое само по себе и по своей сущности, без всякого отношения к чему-либо внешнему, протекает равномерно и иначе называется длительностью
По его мнению, существует и абсолютное пространство как «вместилище» всех тел
Слайд 60
3. Понятия социального времени и пространства
Эта концепция абсолютного времени и абсолютного
пространства стала ведущей во всех науках на протяжении XVIII–XIX вв.
Она имела под собой эмпирическое основание
В макромире, который является средой обитания человека, чувственно не наблюдается непосредственная связь движущихся предметов с временными и пространственными характеристиками среды
Предмет может быть удален из какого-нибудь места, но это место не изменится и не исчезнет
Аналогично и время воспринимается как безразличное к предметам
Поэтому и возникает представление, что после удаления всех предметов пространство и время останутся существовать сами по себе
Однако в подобных рассуждениях забывается о наличии человека, наблюдателя этих событий
Слайд 61
3. Понятия социального времени и пространства
Мы забывает про себя, про наше
тело, которое также будет «создавать» пространство и время
Ньютоновские антидиалектические представления о природе пространства и времени стали преодолеваться к концу XIX в.
На смену им пришла диалектическая трактовка пространства и времени
В специальной теории относительности А. Эйнштейн установил, что свойства пространства и времени зависят от массы тел: вблизи тяжелых объектов пространство искривляется, а время замедляется
В общей теории относительности показана зависимость пространственно-временных свойств от скорости движения объекта: при приближении скорости движения объекта к скорости света его масса увеличивается, а временные изменения замедляются
Слайд 62
3. Понятия социального времени и пространства
Все это позволило сделать вывод, что
без материальных объектов ни пространства, ни времени не существует
Научные определения пространства и времени делаются на основе изучения коренных свойств бытия
Таким базовым, коренным атрибутом бытия выступает его изменчивость
Ее следует трактовать как неодинаковость, нетождественность состояния бытия мира, которая проявляется как непрерывное возникновение
и исчезновение отдельных объектов и их свойств
Изменчивость выступает в двух видах, которые обозначаются понятиями «пространство» и «время»
Время — категория, обозначающая изменчивость состояний
и свойств отдельной формы бытия, т. е. неодинаковость существования одного и того же объекта
Слайд 63
3. Понятия социального времени и пространства
Специфическими свойствами материальных объектов, которые подпадают
под обобщающую категорию «время» выступают длительность существования объекта
и его состояния, последовательность сменяющих друг друга состояний объекта, совпадения или несовпадения отдельных изменений
Пространство — категория, обозначающая разъединенность форм бытия, т. е. неодинаковость, изменчивость бытия при переходе от одной его формы к другой
Специфическими свойствами материальных объектов, которые подпадают под обобщающую категорию «пространство» являются их симметрия и асимметрия, форма и размеры; расстояние между объектами, их элементами или системами, границы между ними
Понятия «время» и «пространство» имеют разные характеристики
Слайд 64
3. Понятия социального времени и пространства
Пространство и время являются всеобщими признаками
бытия, поскольку всеобща сама изменчивость
Но на каждом уровне организации материи эти характеристики проявляют себя специфично
В связи с этим выделяют время и пространство микро-, макро- и мегамира
Выделяют пространство и время живой и социально организованной материи (биологическое, психологическое, социальное пространство и время)
Психологическое время связано с психическим состоянием человека
Время в той или иной ситуации может замедляться или ускоряться, оно летит или тянется
Это субъективное чувство времени, зависящее от нашего желания или нежелания наступления каких-то изменений
Слайд 65
3. Понятия социального времени и пространства
И мы измеряем протекание внешних для
нас событий мерками своего внутреннего психического состояния
Каждый человек имеет и мерки своего психического пространства
Отсюда боязнь замкнутого пространства у некоторых людей, негативное отношение к скученности, стремление иметь свое персональное рабочее место, свой уголок дома и т. п.
Биологическое время связано с биоритмами живых организмов, со сменой дня и ночи, временем года, с ареалами обитания и маршрутами миграции
Социальное время обусловлено изменениями состояния сфер общественной жизни
К примеру, когда ученый (аспирант) обосновывает актуальность своих исследований, он подразумевает социальное время
Слайд 66
3. Понятия социального времени и пространства
Он доказывает, что настало время решить
некоторые проблемы, что у него есть вариант решения и для общественного прогресса необходимо этот вариант реализовать
И он не ссылается на подходящее время года, т. е. на физическое время
Он ссылается на наличие сложившихся в обществе объективных и субъективных факторов:
социальных проблем;
вскрытых им причин этих проблем;
необходимых и достаточных ресурсов для решения проблем;
квалифицированных кадров, способных эффективно использовать имеющиеся ресурсы и т. д.
Выделяют метрические и топологические свойства времени
К метрическим характеристикам времени относят длительность и мгновение
Слайд 67
3. Понятия социального времени и пространства
Длительность — это изменчивость объекта на
протяжении его существования
Она понимается как совокупность мгновений, т. е. далее нерасчленимых квантов изменчивости
К топологическим свойствам времени относят однонаправленность и необратимость
Время как длительность имеет огромное значение в жизни человека
Ведь он включен в события как наблюдатель и как участник
Ход и исход событий становятся во многом зависимыми от него
Если над физическим временем человек не властен, то организация собственной жизни зависит от него
Физическое время — это вращение Земли вокруг своей оси (день) и вокруг Солнца (год)
Слайд 68
3. Понятия социального времени и пространства
Здесь человек не властен
Но он способен
уплотнить свое индивидуальное время или разрядить его
Сделать больше изменений с собой или меньше на фоне физического или социального времени
Люди способны влиять на свое будущее, строить его, планировать и осуществлять
Это явление обозначается понятием «субъективное время»
Оно зависит от интенсивности эмоций, жизненного опыта, памяти и воображения, темперамента
Человек способен двигаться в субъективном времени в прошлое и будущее: представить и еще раз эмоционально пережить прошлые события или вообразить будущие события и получить при этом соответствующие переживания
Слайд 69
3. Понятия социального времени и пространства
Субъективное время неравномерно: на одних событиях
мы задерживаемся своей памятью, другие легко забываем
Очевидно, существование человека как живого организма и социального существа протекает в разных масштабах, с разными скоростями относительно друг друга и относительно единого для всех физического времени
То же самое можно сказать в отношении социального времени
Человечество, страна, регион могут развиваться интенсивно, сокращая сроки наступления желаемых событий, быстрее добиваться намеченных целей и проходить соответствующие исторические вехи
А могут сосредоточиться на традиционных формах жизни, консервировать общественные отношения
Слайд 70
3. Понятия социального времени и пространства
Социальное пространство — не менее важная
характеристика
Человек — живое существо
Общество, состоящее из таких существ, нуждается в разнообразных ресурсах
Эти ресурсы по планете распределены не равномерно
На протяжении всей истории цивилизации шла борьба народов и государств за обладание территориями
Эта борьба обосновывалась в том числе необходимостью жизненного пространства
В результате этой борьбы одни социальные субъекты (страны, империи, союзы) возникали, другие исчезали
Менялся социально-политический облик планеты
Этот процесс не закончился и в настоящее время
Одни страны распадаются, другие возникают
Слайд 71
3. Понятия социального времени и пространства
Меняются характеристики политического пространства: однополюсный мир,
многополюсный мир и т. д.
В современных условиях суверенные границы не ограждают население отдельных стран от внешних угроз глобального характера
Наряду с внутренними угрозами не менее опасны для человечества такие явления, как международный терроризм, техногенные катастрофы, глобальные эпидемии и другие события, быстро превращающиеся из местных потрясений в угрозы мирового масштаба
Изменение социального пространства отражается и в экономических терминах: единое экономическое пространство, таможенный союз, оффшорная зона и т. п.
В силу неодинаковости условий жизни из одних стран в другие перемещаются миллионы людей
Слайд 72
3. Понятия социального времени и пространства
Принимающие страны вынуждены решать проблемы: «Каких
людей и сколько принимать?
Где и как размещать?
Как обеспечить взаимную адаптацию мигрантов и коренного населения?
А может быть вообще прекратить поток мигрантов?» Конфликты неминуемы, примеры хорошо известны
В духовной сфере привычным стало понятие «информационное пространство», дефицит которого проявляется в жесткой борьбе за владение СМИ
Проблема прав и свобод в создании, распространении, получении и использовании информации приобретает мировой масштаб
Нерешенных вопросов в этой сфере много в отдельных странах, к ним прибавляются еще проблемы глобального обмена информацией
Слайд 73
3. Понятия социального времени и пространства
Но и без Интернета в реальном
пространстве по причине глобальной миграции людей возникает масса проблем в области производства и потребления духовных ресурсов
Одна из них — какую схему отношений между носителями различных духовных ценностей строить:
мультикультуру в принимающей стране или ассимиляцию прибывающих мигрантов?
Мировой опыт показывает, что в любом случае возникнет необходимость ограничения некоторых прав и свобод на соблюдение своих обычаев и традиций
На сегодняшний день положение в ряде стран показывает, что ущемленными себя могут чувствовать и мигранты, и коренное население
Человек — единственное из жителей Земли существо, обладающее духовностью, опираясь на которую, он постигает мир и преобразует его с целью оптимизировать свое существование
Слайд 74
3. Понятия социального времени и пространства
Накапливаемые знания становятся достоянием цивилизации и
передаются из поколения в поколение как ценности культуры
Эти ценности за время развития цивилизации не раз подвергались переоценке
Так будет и впредь: всякие знания имеют наивысшую ценность в соответствующее время и в соответствующем месте
Слайд 75
4. Основные проблемы в гуманитарных исследованиях
Содержание знаний человека разнообразно
Выделяют
знание истинное и
ложное;
знание, в котором человек убежден, и знание, в котором сомневается;
знание, которое он считает достоверным, и знание, которое считает заблуждением
Достоверное знание — это знание, не вызывающее сомнения, надежное знание
Но по своему смыслу — это знание, основанное на вере
Говоря о вере как внутринаучном факторе, мы фактически отождествляем понятия веры, доверия, убежденности, уверенности, всегда присутствующие в исследовательской деятельности
Проблемы религиозной веры в данном контексте не рассматриваются как относящиеся к другой форме общественного сознания, мистической культуре общества
Слайд 76
4. Основные проблемы в гуманитарных исследованиях
Таким образом, мы имеем дело с взаимной
связью двух явлений:
знания и его оснований, при этом основания могут быть различны, но в любом случае они предполагают феномен уверенности
Неслучайно, теория познания, решая проблемы источников знания и условий их соответствия действительности, наряду с прочими обращается к проблеме соотношения знания и веры
Ее трактовка может быть такова:
«Является ли вера одним из необходимых оснований научного познания?»
Необходимость — это обстоятельство, которое невозможно исключить из системы отношений некоторой совокупности объектов
Слайд 77
4. Основные проблемы в гуманитарных исследованиях
Исследователь утверждает, что знает нечто, когда он,
во-первых, чувствует, что вокруг нас существует совокупность неких вещей и явлений, у него присутствует уверенность в действенности органов чувств;
во-вторых, опираясь на логику, отличает вещи и явления друг от друга, идентифицирует и классифицирует их, полагаясь на силу логики;
в-третьих, уверен, что толкование свойств этих вещей и явлений позволяет правильно ориентироваться в окружающем мире, решать задачи практической жизни
Иначе говоря, в сознании ученого присутствует доверие к практике применения результатов познания Исследователи вынуждены опираться на веру уже потому, что далеко не все вещи и явления окружающего мира нам известны
Слайд 78
4. Основные проблемы в гуманитарных исследованиях
И не все вещи и явления, которые
нам известны, нам известны достаточно хорошо
А практика, будучи одним из критериев истинности, всегда неполна, не завершена
Но люди живут и действуют по большей части так, будто им все достаточно хорошо известно, потому что доверяют процессу и результату научного познания
Так происходит потому, что люди вынуждены принимать решения, как правило, в условиях недостатка информации и часть знаний приходится принимать без доказательства, на веру
Теория познания призвана ответить на вопрос, насколько наше доверие к содержанию наших знаний допустимо
Она должна помочь преодолеть сомнения в отношении адекватности наших знаний
Слайд 79
4. Основные проблемы в гуманитарных исследованиях
Здесь приходится решать очередную проблему — на
какие средства познания опираться?
При этом возникает вопрос: «Каким средствам доверять?»
Иначе говоря, опять не вырваться из «плена» веры в познании
Философия познания исходит из того, что человек имеет две качественно отличные способности к образованию и фиксированию знаний:
способность накапливать знания с помощью органов чувств
и с помощью работы рассудка и разума
В соответствии с этим в теории познания исторически сложилось несколько направлений решения проблемы источника знаний и их соответствия действительности
Эмпиризм, считает, что все человеческое знание происходит из опыта, который мы приобретаем из наших чувств
Слайд 80
4. Основные проблемы в гуманитарных исследованиях
И мы не можем знать с большей
достоверностью что-либо, чем это позволяют наши чувства
Одним из первых разработчиков этого направления был Ф. Бэкон (1561–1626 гг.)
Именно он предложил научное познание строить на основе эмпиризма, т. е. изучать природу посредством опытов
Однако просто наблюдать природу — дело долгое и не всегда надежное
Ф. Бэкон предлагает широко использовать активное изучение природы — эксперимент (как пытка природы)
Этот способ давал большое количество фактического материала, который требовал обработки
Поэтому на место аристотелевской силлогистики Бэкон предложил индуктивные методы
Бэкон считал необходимым оградить ум от возможности проникновения в его рассуждения ошибок, коренящихся в особых склонностях ума
Слайд 81
4. Основные проблемы в гуманитарных исследованиях
Значительными препятствиями в развитии действительного познания служат
предрассудки, не позволяющие адекватно отражать мир
Препятствия эти Бэкон называет «идолы» или «призраки»
Это — предрассудки, т. е. ложные образы вещей
Он выделяет четыре типа призраков
Призраки рода, которые происходят от естественных недостатков человеческого разума
Призраки пещеры связаны с ограниченностью миропонимания каждого человека
Призраки рынка возникают в результате неверного понимания и употребления слов
Призраки театра — препятствия, порождаемые в науке некритически усвоенными знаниями, ложными мнениями
органам чувств
Слайд 82
4. Основные проблемы в гуманитарных исследованиях
Таким образом, соответствие знаний действительности эмпиризм стремился
основывать на доверии собственным органам чувств
Другое направление в решении проблемы источника знаний, рационализм, утверждает, что источником знания является разум
И соответствие идей, порожденных разумом, действительности устанавливается исключительно его доказательной способностью
Рационализм стремился придать знанию более строгий вид, пытаясь исключить веру из необходимого основания знания
Основоположником этого направления считается Р. Декарт (1596–1650 гг.), провозгласивший принцип познания — сомнение
Слайд 83
4. Основные проблемы в гуманитарных исследованиях
Этот принцип должен был обеспечить преодоление всех
сомнительных оснований познания, к которым Декарт относил и веру
Однако ему не удалось построить гносеологию без предпосылок, т. е. без положений, принимаемых на веру
Ведь у сомнения нет доводов разума, есть только вера в несоответствие знаний действительности
Таким образом, и рационализм не смог исключить веру из содержания знания
И. Кант также рассматривал веру как важный элемент суждений человека
По характеру содержащейся информации он все суждения делил на три вида:
мнение,
знание,
вера
Слайд 84
4. Основные проблемы в гуманитарных исследованиях
Мнение — суждение проблематическое
Вера — суждение ассерторическое,
т. е. изложение фактов без опоры на логическую необходимость
Знание — суждение аподиктическое, т. е. основанное на логической необходимости
Из идей И. Канта вытекает, что мнение — это субъективное суждение, предварительное изложение результатов познания, догадка, а может быть, и сомнение
Отсюда и проблематичность, так как мнений по одной теме можно высказать много, и совершенно не ясно, какое из этих мнений будет истинно
Чаще всего мнение высказывается по эмпирическим (опытным), обыденным фактам
В области научных знаний мнения (догадки) выступают в качестве гипотез
Слайд 85
4. Основные проблемы в гуманитарных исследованиях
От мнения в дальнейшем познании есть два
пути: к знанию и к вере
Знание — это суждения, основанные на практическом или логическом доказательстве
Иначе говоря, это результаты познания, которые формулируются на основе естественных способностей человека: работе органов чувств и разума
Именно из знаний, приведенных в систему, строятся науки
Вера — это результаты познания, которые формулируются и используются человеком без необходимости их доказывать
Точнее, в этой ситуации всегда имеет место косвенное доказательство
Поскольку вера — это субъективное суждение, основанное на убеждении, что противоположное суждение доказать невозможно
Слайд 86
4. Основные проблемы в гуманитарных исследованиях
Объект веры — это не эмпирические результаты
познания, чем она и отличается от мнения
Но это и не рациональные результаты познания, что отличает ее от знания
Объект веры — факты, убедительные только для отдельного, заинтересованного субъекта
У этих фактов нет прямой, объективной обоснованности
Теория марксизма исходит из убежденности диалектического материализма в идеях
познаваемости мира,
практике как критерии истинности знаний,
диалектики относительной и абсолютной истины
В настоящее время вера во всевозможные постулаты составляет значительную часть оснований современных знаний
Слайд 87
4. Основные проблемы в гуманитарных исследованиях
А к социально-гуманитарному знанию это относится в
большей степени
Особенно в свете неклассической и постнеклассической теории истины
Соотношение веры и знания в социально-гуманитарном познании в настоящее время приобретает особое значение
В эпоху политической и экономической нестабильности, исторической неопределенности социальный оптимизм может находить одно из своих оправданий в убежденности, можно сказать, вере в возможности человеческого разума
В условиях современного информационного общества феномен коммуникации и проблема коммуникативности стали предметом отдельного внимания
Слайд 88
4. Основные проблемы в гуманитарных исследованиях
Коммуникация выступает подвидом общения и подразумевает обмен
информацией
Общение — форма активности, в которой реализуется обмен информацией и действиями
Активность — это изменения, возникающие в объекте под влиянием внутренних факторов
Реактивность (реакция) — это ответная активность объекта на воздействие внешних факторов
Способностью активности (реактивности) обладают многие объекты природы
Необходимость активности диктуется наличием зависимости (связи)
Эти отношения имеют место и в живой, и в неживой природе
Различные объекты неживой природы могут характеризоваться такими свойствами, как сейсмическая активность, радиоактивность, оптическая активность и т. п.
Слайд 89
4. Основные проблемы в гуманитарных исследованиях
К примеру, оптическая активность — это свойство
ряда веществ (сахара, скипидара и др.) вызывать поворот плоскости поляризации проходящего через них света
Для живых существ их подвижность как форма активности приобретает особое значение, выступая фактором выживания
Активность живых существ обусловлена их зависимостью от ресурсов окружающей среды, с которой они вынуждены обмениваться веществом и энергией для поддержания жизни
Без поиска и борьбы за ресурсы существование организмов в качестве живых невозможно
В естественной природе эти процессы у живых существ протекают рефлекторно, на основе инстинкта
Слайд 90
4. Основные проблемы в гуманитарных исследованиях
В отличие от других животных человек способен
осознанно ставить себе цели
Наличие сознания позволяет ему осуществлять целесообразную активность в приобретении жизненно важных благ, в том числе духовных (информационных)
Понятию «коммуникативность» в настоящее время стали придавать новый смысл
Важную роль в этом сыграла теория коммуникативного действия Ю. Хабермаса
Он указал особое место коммуникации в социальной реальности
Основу общества, по его мнению, составляют социальное взаимодействие и коммуникативное согласие
Коммуникативное согласие, в свою очередь, предполагает способность участников коммуникационного процесса высказывать и аргументировать собственное мнение
В результате появляется аргументированное взаимопонимание
Слайд 91
4. Основные проблемы в гуманитарных исследованиях
Коммуникативное действие служит средством социальной интеграции, способствует
формированию личностной идентификации, т. е. осознанию человеком своих важнейших характеристик
Проблема коммуникативности состоит в том, чтобы осознать, каков глубинный характер явления, обозначенного данным понятием
Коммуникативность — это способность к передаче и восприятию информации
Однако ее можно рассматривать не только применительно к отдельному человеку, а как универсальное свойство социальной реальности
Коммуникативность как свойство социальной реальности представляет собой совокупность условий, обеспечивающих возможность обмена информацией между субъектами
Слайд 92
4. Основные проблемы в гуманитарных исследованиях
Различают обыденную и рациональную коммуникацию
Рациональность коммуникации состоит
в том, что обмен информацией упорядочен принятыми нормами и ценностями
Она специально направлена на достижение взаимного понимания
Коммуникативность как универсальное свойство социальной реальности может быть применима к любой из ее сфер
В том числе можно рассмотреть роль коммуникативности в научном познании — в получении и обновлении научных знаний, деятельности научных сообществ
В науке под коммуникативностью понимается профессиональное общение между представителями наук, где главными субъектами коммуникации являются научные сообщества, а средствами выступают публикации и экспертизы, конференции, симпозиумы, семинары и т. д.
Слайд 93
4. Основные проблемы в гуманитарных исследованиях
Коммуникации складываются в целостную систему различных формальных
и неформальных, межличностных и межгрупповых отношений в научном сообществе
В этом смысле коммуникативная рациональность может быть интерпретирована как «коммуникативный разум»
Коммуникативность науки в этом аспекте понимается достаточно широко — как феномен профессионального обмена информацией, важнейшее условие создания, апробации и оформления научного знания
Можно выделить основные ее функции в научно-познавательном процессе
Во-первых, благодаря системе коммуникаций происходит унификация научного языка, стандартов, формализаций и т. п. для объективирования знания
Слайд 94
4. Основные проблемы в гуманитарных исследованиях
Познавательным следствием коммуникативности являются «конвенции», введение которых
является одной из универсальных процедур познания
Конвенции предполагают введение правил, норм, символов, знаков, языковых и других систем на основе соглашения или договоренности субъектов научного познания
Важнейшими конвенциями в научно-познавательной деятельности являются
логические правила,
когнитивные стандарты,
модели,
схемы и т. п.
Во-вторых, через коммуникацию передается система мировоззренческих, методологических и иных нормативов и принципов
Слайд 95
4. Основные проблемы в гуманитарных исследованиях
В процессе профессионального общения, формального и неформального,
опосредованного и непосредственного, происходит социализация ученого, т. е. становление его как субъекта научной деятельности
Следствием данной функции коммуникативности является распространение и преобладание тех или иных научных идей, подходов, парадигм
В-третьих, передача парадигмы, научной традиции, неявного знания, т. е. такого знания, которое в силу своей природы не может быть объективировано непосредственно в научных текстах и усваивается учеными только в совместной деятельности
Это совокупность неформальных отношений, существующих в научном сообществе
Слайд 96
4. Основные проблемы в гуманитарных исследованиях
В-четвертых, реализация всех достигнутых «конвенций» на различных
этапах развития форм научного знания:
в описании научных фактов,
формулировании научных проблем,
выдвижении научных гипотез,
аргументации,
опровержении,
построении теорий,
их объяснении
Перечисленные действия реализуются в коммуникациях конкретного ученого (группы ученых) в рамках научного сообщества
Слайд 97
4. Основные проблемы в гуманитарных исследованиях
Социальная коммуникация является необходимым условием
обоснования знания,
перевода его из индивидуальных смыслов и значений в общенаучные и социальные, это своеобразный коммуникативный принцип обоснования знания
Каждая из указанных процедур — это не просто формально-логическая операция
Они отражают
диалогичность интеллектуальной деятельности, коммуникативность процесса научного познания
Слайд 98
4. Основные проблемы в гуманитарных исследованиях
Благодаря системе коммуникаций происходит оформление результата научного
познания — научного знания
Оно предстает в виде определенной объективированной системы, в форме научных текстов
Научные тексты, таким образом, выступают и как форма коммуникации, и как проявление коммуникативности в научно-познавательной деятельности
Все явления мира носят противоречивый характер
Не является исключением и коммуникативность в науке
Одним из ее проявлений выступает индоктринация
Индокртинация — внедрение, распространение или внушение какой-либо доктрины
Такое внедрение может сопровождаться разнообразными изменениями состава идей различных субъектов, вплоть до потери собственной индивидуальности
Слайд 99
4. Основные проблемы в гуманитарных исследованиях
Например, в истории нашей страны в общественное
сознание внедрялись многие идеи:
«Москва — третий Рим»,
«православие — самодержавие — народность»,
«коммунизм — светлое будущее всего человечества» и многие другие
Такая индоктринация всегда имела целью духовно объединить различных индивидов с помощью унифицирования их мышления и мировосприятия
Унификация мышления может иметь прогрессивное значение: социализация, просвещение, привитие общезначимых ценностей культуры и т. д.
Однако не исключено внедрение антигуманных, ошибочных и даже порочных идей
Слайд 100
4. Основные проблемы в гуманитарных исследованиях
В результате многие субъекты приобретают искаженную картину
окружающего мира и погружаются в специально созданное метальное пространство с особым набором ценностей и приоритетов
Существование в мнимой реальности особенно опасно на фоне картины мира, построенной социально-гуманитарными науками
В области естествознания люди очень скоро обнаруживают ошибки, поскольку идеи достаточно быстро проверяются при попытке их реализовать в технических материальных объектах
В области социально-гуманитарного знания идеи реализуются в теоретических конструкциях, идеологических программах, правовых институтах
Ошибочность таких доктринальных построений может быть не очевидна десятилетиями и более
Слайд 101
4. Основные проблемы в гуманитарных исследованиях
В области правовых наук издержки индоктринации проявляются
как кризис системы права и правовых институтов
Несоответствие доктринальных построений существующим правовым нормам, а еще хуже — реальным общественным отношения приводит к потере эффективности управления социальными процессами
Индоктринация по своей сути — это уменьшение разнообразия идей
Для подлинной науки это неприемлемо, поскольку авторитарность, нетерпимость к критике и чужому мнению, претензия на абсолютную истину в бесконечном познании бесконечно меняющегося мира является абсурдом
Однообразие в идеях неизбежно приводит к плагиату, подтасовке фактов, ненаучной аргументации и т. п.
Слайд 102
4. Основные проблемы в гуманитарных исследованиях
Таким образом, применение индоктринации в научной коммуникации
должно быть достаточно взвешенным
Объяснение, интерпретация и понимание в социально-гуманитарном познании
С середины прошлого века стал широко обсуждаться вопрос, являются ли методы естественных наук единственно научными, а потому безусловно применимыми для изучения человека и общества; способны ли они содействовать адекватному объяснению сущности объектов социально-гуманитарного познания
Трудность заключалась в том, что решение проблемы объяснения столкнулось с трудностями в самом естествознании
Галилей не смог объяснить причины равномерного ускорения свободного падения, Ньютон — причины тяготения, а Дарвин — причины возникновения жизни
Слайд 103
4. Основные проблемы в гуманитарных исследованиях
На этой почве в научном сообществе возникла
дискуссия:
в чем состоит задача науки:
объяснять или
описывать явления?
Восторжествовала ориентация на объяснение. Сформировались две главные традиции:
аристотелевская и галилеевская
Аристотель вкладывал в объяснение телеологический смысл — объяснение должно раскрыть цель рассматриваемого явления, т. е. к какому результату приведет данное явление
Галилей подчеркивал каузальный смысл — объяснение должно раскрыть причину происхождения рассматриваемого явления, т. е. механизм порождения явления
Слайд 104
4. Основные проблемы в гуманитарных исследованиях
В современной науке утвердилось следующее определение: объяснение
— логико-методологическая процедура выражения сущности одного явления с помощью закона или других знаний, имеющих статус достоверного или очевидного
Научное объяснение должно отвечать требованиям:
адекватности — его аргументы и характеристики должны иметь непосредственное отношение к предметам, явлениям, событиям, которые они объясняют, и
принципиальной проверяемости (непосредственно или через следствия)
Каузальная традиция защищает следующие идеи:
а) объяснение должно включать раскрытие как причинных, так и функциональных связей; эта идея распространяет объяснение на область социально-гуманитарного познания;
Слайд 105
4. Основные проблемы в гуманитарных исследованиях
б) объяснение должно базироваться на методологическом монизме, т.
е. единообразие методов для естественных и социально-гуманитарных наук;
в) объяснение должно рассматривать математическую физику в качестве методологического идеала построения всех наук, включая социально-гуманитарные.
Каузальная традиция реализуется в дедуктивно-номологической модели объяснения
Это означает, что необходимо подвести утверждения о сущности явлений под один или несколько общих законов и указать на некоторые сопутствующие события или факты, т. е. указать условия реализации этого общего закона для осуществления рассматриваемого явления
Например, для замерзания воды необходима не только определенная температура, но и определенное давление и соленость
Слайд 106
4. Основные проблемы в гуманитарных исследованиях
Специфической для социально-гуманитарного познания является проблема объяснения
действий человека, а эта проблема не имеет аналога в естественных науках
Различие специфики объектов естественно-научного и социально-гуманитарного объяснения привело к появлению телеологического объяснения, которое состоит в поиске цели, выяснении мотивов действий субъекта
Однако мотивы действий отдельного человека не ограничиваются только рациональными факторами Поэтому эти действия часто невозможно объяснить
Еще труднее объяснять смысл истории
Это привело к формированию устойчивого мнения в научной среде, что задача социально-гуманитарного знания состоит не в том, чтобы объяснить конкретное явление как частный случай общего закона, а понять историческое явление в его уникальности
Слайд 107
4. Основные проблемы в гуманитарных исследованиях
Уникальность социально-гуманитарных явлений означает, что они не
в полной мере подпадают под общий закон, и прогнозировать их будущее, конечную цель не всегда представляется возможным
Возможности обеих моделей объяснения в социально-гуманитарном познании ограничены
В этой сфере не должна ставиться задача ответить на вопросы:
«Откуда взялось данное явление?» (Галилей) и
«Куда данное явление приведет?» (Аристотель)
Главная задача — понять, что происходит в настоящее время
Отсюда вытекает, что процедуры объяснения с необходимостью дополняются пониманием и интерпретацией
Слайд 108
4. Основные проблемы в гуманитарных исследованиях
Неклассическая философия, отвергающая классический идеал Разума, безразличный
к судьбе конкретной человеческой индивидуальности, трактует понимание как постижение действительности в ее уникальности
Средством достижения понимания в настоящее время стала герменевтика
Термин «герменевтика» и соответствующее ему основное понятие возникли в глубокой древности
Как известно, в древнегреческой мифологии посредником между богами и простыми смертными был Гермес
Он должен был истолковывать людям повеление богов, а богам — просьбы людей
Отсюда и ведет свое происхождение термин «герменевтика», первоначально означавший искусство толкования изречения оракулов, древних текстов, знаков, смысла чужого языка и т. п.
Слайд 109
4. Основные проблемы в гуманитарных исследованиях
В послеантичный период герменевтика принимала следующие формы:
а) религиозная герменевтика (экзегетика), разрабатывалась в Средние века католической схоластикой, занималась толкованием догматов веры, сочинений отцов Церкви, философских трудов Платона и Аристотеля;
б) герменевтика гуманистов эпохи Возрождения, выдвинувших идею анализа Священного Писания и очищения смысла античных текстов от схоластических толкований;
в) филологическая герменевтика Нового времени, основателем которой считают Ф. Шлейермахера (1768–1834 гг.)
Он заложил основы герменевтики как общей теории интерпретации
Затем его идеи разрабатывал В. Дильтей (1883–1911 гг.), который провозгласил герменевтику методологией социально-гуманитарного познания:
«Природу объясняем, а дух понимаем»
Слайд 110
4. Основные проблемы в гуманитарных исследованиях
По его мнению, социально-гуманитарное познание должно отказаться
от монизма в методологии, который сводится к однозначному объяснению в терминах «причина — следствие»
Понимание — это специфическая форма постижения «герменевтических предметов», т. е. текстов
А текст — это социальные факты, т. е. описания событий
Отсюда следует, что понимание выступает как реконструкция читателем (слушателем) смысла текста, заложенного автором
Смысл текста скрыт от субъекта познания, поэтому его надо дешифровать, понять, истолковать, интерпретировать
Интерпретация представляет собой достаточно свободный творческий акт
Вследствие этого герменевтический стандарт характеризуется терпимостью к множественности результатов интерпретации
Слайд 111
4. Основные проблемы в гуманитарных исследованиях
Предметом социально-гуманитарного познания является жизнь человека и
общества
А вопросы «Как возникла жизнь?» и «Каков смысл жизни?» являются проблемными, т. е. трудно разрешимыми
Поэтому субъекту социально-гуманитарного познания остается только понять специфику жизни человека и общества — духовную жизнь
Она может быть понята только через внешние проявления: действия и тексты
По мнению Дильтея, человек понимает себя только тогда, когда объективирует свой внутренний духовный мир в некие устойчивые и общепринятые артефакты: поступки, письма и т. п.
Своими артефактами человек фиксирует понимание современных ему явлений и идет к пониманию других людей, знакомясь с их артефактами
Слайд 112
4. Основные проблемы в гуманитарных исследованиях
Это возможно в силу того, что в
человеческой природе существуют единые схемы переживания жизни
Это и дает возможность понимания чужой индивидуальности
Понимание реализуется посредством интерпретации
Иначе говоря, интерпретация есть условие понимания
Понимание — это постижение значения знаков (текстов), передаваемых одним сознанием другому
Интерпретация — это истолкование знаков (текстов)
Понимание и интерпретация текстов обеспечиваются специальными методиками (герменевтическим кругом, контекстным методом, специальными логическими средствами, семиотическими и психологическими приемами)
Слайд 113
4. Основные проблемы в гуманитарных исследованиях
Герменевтический круг как принцип означает: для понимания
целого необходимо понять его отдельные части, но для понимания отдельных частей уже необходимо иметь понимание смысла целого
Например, слово может быть понято только в контексте фразы, фраза — только в контексте абзаца или страницы, а последняя — лишь в контексте произведения в целом
В свою очередь, невозможно понять весь текст без предварительного понимания его частей
Согласно герменевтике задача заключается не в том, чтобы разомкнуть этот круг, т. е. найти начало, а в том, чтобы войти в него и пройти несколько раз
Языковая традиция, в которой укоренен познающий субъект, составляет основу интерпретации, поскольку назначение интерпретации — установить значения и смыслы слов, выявить содержание понятий, приведенных в тексте
Слайд 114
4. Основные проблемы в гуманитарных исследованиях
Текст как целостная система открыт для множества
значений, буквальных и вторичных, скрытых смыслов, существующих в системе социальных коммуникаций
Соотношение между пониманием и объяснением в герменевтической методологии тяготеет к предпочтению понимающих методик, однако это не означает абсолютизации понимания
Всякое объяснение способствует пониманию, и, наоборот, понимание чего-либо может явиться ответом на вопрос о причине, приведшей к изучаемому явлению