Слайд 1Философские проблемы человека.
Слайд 2
Осмысление проблем антропогенеза в истории философии.
Сущность человека: биологическая, социальная, психическая, космическая.
Бессознательная
и сознательная в человеке. Проблема души и тела.
Человек, индивид, личность, индивидуальность.
Цель и смысл жизни человека
План:
Слайд 3Осмысление проблем антропогенеза в истории философии
Слайд 4Эволюционизм Ламарка и Дарвина
Ламарк провозгласил принцип эволюции всеобщим законом живой природы.
В
1871 году Дарвин выдвинул гипотезу о происхождении человека от обезьяноподобного предка.
Слайд 5Дарвин показал, что эволюция в органическом мире осуществляется по следующим факторам:
изменчивость
наследственность
естественный отбор
Слайд 6Изменчивость является основой образования новых признаков, в строение и функциях организма.
Наследственность
закрепляет первое.
Естественный отбор устраняет организмы, которые не могут приспособиться к условиям жизни.
Слайд 7Трудовая теория антропогенеза.
Преобразовывает характер действия естественного отбора.
С трудовой деятельностью связывают
развитие руки, речи, мозга, мышления, сотрудничества людей и сплочения их в социальные коллективы.
Представители: Ф. Энгельс
Слайд 8Становление человека и общества – процесс взаимосвязанный, это процесс антропосоциогенеза, и
главная роль в нем принадлежит трудовой деятельности.
Слайд 9Мутационная и синтетическая теория эволюции.
Согласно данной теории новые виды возникают скачкообразно,
в результате крупных единичных мутаций в генном наследственном аппарате. (геноме)
Представители: Х. Де Фризом, С. И. Коржинский, С. С. Четвериков
Слайд 10В 20- е года ХХ века, когда произошел синтез классического дарвинизма
с новейшими достижениями генетики, который получил название синтетической теории эволюции.
Слайд 11Теория антропогенеза Тейяра де Шардена
Вывод, который делает де Шарден, заключается в
том, что появление человека — процесс коллективный и «первым человеком» является и может быть только множество людей» .
Слайд 12Его заслуга состоит в том, что он в рамках эволюционной концепции
обосновал единство биологической и социальной природы человека. С точки зрения Тейяра ближайший к Homo sapiens в общей цепи антропогенеза: австралопитек — питекантроп — синантроп — Homo sapiens.
Слайд 13Сущность человека: биологическая, социальная, психическая, космическая.
Слайд 14Биологическая
Биологическое выражается в анатомофизиологических, генетических явлениях, а так же в нервоно-мозговых,
электрохимических и других процессах человеческого организма.
Слайд 15Социальная
Социальное и биологическое, существующие в нераздельном единстве в человеке, в абстракции
фиксируют лишь крайние полюсы в многообразии человеческих свойств и действий.
Слайд 16Психическая
Под психическим понимается внутренний душевно-духовный мир человека – его сознательные бессознательные
процессы, воля, переживания, память, характер, темперамент и так далее.
Слайд 17Космическая
Воздействие космоса на ментальность человека представляет собой сложное и многофакторное явление:
это и прямое влияние на происходящие в организме нейробиохимические процессы, это и воздействие космоса через окружающую природу и общество.
Слайд 18Бессознательная и сознательная в человеке. Проблема души и тела.
Слайд 19Длительное время в философии доминировал принцип антропологического рационализма, человек рассматривался только
как проявление сознательной жизни: “Cogito ergo sum” (“мыслю, следовательно, существую”).
Слайд 20Но начиная с Нового времени: Лейбниц, Кант, Кьеркегор, Гартман, Шопенгауэр, Ницше
начинают анализировать роль и значение психических процессов, не осознающихся человеком.
Слайд 21Проблема бессознательного и сознательного в концепции Фрейда
Фрейд представил бессознательное как могущественную
силу, которая противостоит сознанию. Согласно его концепции психика человека состоит из трёх пластов.
Слайд 23Id (оно)- находится за пределами сознания. По своему объему сравним с
подводной частью айсберга. В нём сосредоточены различные биологические влечения и страсти, прежде всего сексуального характера.
Слайд 24Ego (Я)- это сознание человека.
Super Ego (Сверх Я)- это идеалы
и нормы общества, сфера долженствования и моральная цензура.
Слайд 25Именно сфера Id (оно) оказывает решающее влияние на мысли и чувства
, поступки человека. Человек- это прежде всего существо, управляемое и движимое сексуальными устремлениями и сексуальной энергией (либидо).
Слайд 26Сознательное и бессознательное у последователей Фрейда.
Слайд 27К.-Г. Юнг. Попытался более глубоко дифференцировать фрейдовское Оно. В частности выделил
в нем, помимо личностного бессознательного, более глубокий слой- коллективное бессознательное, которое я является отражением опыта предшествующего поколения.
Слайд 28Содержание коллективного бессознательного составляют общечеловеческие первообразы- архетипы (образ матери-родины, народного героя,
богатыря и т.д.)
Человек – это прежде всего существо архетипное.
Слайд 29А. Адлер. По Адлеру, человек- не только биологическое, но и социальное
существо, жизнедеятельность которого связана с сознательными интересами, поэтому “бессознательное не противоречит сознанию”.
Слайд 30Адлер в определенной степени уже социологизирует бессознательное и пытается снять противоречие
между бессознательным и сознанием в рассмотрении человека.
Слайд 31Э. Фромм. Одним из наиболее важных факторов развития человека является противоречие,
вытекающее из двойственной природы человека, который является частью природы и подчинен её законам, но одновременно это и субъект, наделённый разумом. Это противоречие он называет “экзистенциальной дихотомией”.
Слайд 32Человек, индивид, личность, индивидуальность.
Слайд 33Индивид – характеристика человека как неотъемлемая часть общества(дети маугли)
Индивидуальность – наличие
уникальных признаков и т д.
Человек – биологический вид
Слайд 34 с точки зрения функционального подхода: личность рассматривается как набор социальных
функций и ролей, выполняемых человеком.
Личность как процесс постоянного становления индивида в обществе.
Личность может рассматриваться:
Слайд 36Онтогенез - формирование родовых качеств.
Филогенез – формирование общественных признаков.
Процесс социализации
Слайд 37Факторы влияющие на развитие личности:
Внутренние факторы
микрофакторы (семья, книги, музыка и
т.д.)
мезофакторы (дет.сад, школа, работа, соседи и т.д.)
макрофакторы (государство, историческая эпоха, этнос и т.д.)
Слайд 38Важной характеристикой личности является её нравственно духовная сущность:
личностные ориентации (мировоззрение, свобода,
сила духа, воли, мышления)
поступки человека
ответственность человека, свобода.
Слайд 39Неповторимость и своеобразие личности выражается:
несводимость человека ни к одной характеристике
незаменимость и неповторимость
невыразимость человека- невозможность изучения человека как внешний предмет.
Слайд 41Концепции смысла жизни:
Аскетизм- отказ от телесных удовольствий;
Эвдемонизм- стремление к
счастью, как подлинной цели человека;
Гедонизм- стремление к получения удовольствий, как можно разнообразней, здесь и сейчас;
Слайд 424. Прагматизм- из всего извлекать пользу;
5. Утилитаризм- достижение своей цели любыми
средствами;
6. Альтруизм- бескорыстное служение людям.
Концепции смысла жизни:
Слайд 43Основные термины:
Личность
Онтогенез
Филогенез
Индивид
Человек
Индивидуальность
Аскетизм
Эвдемонизм
Гедонизм
Утилитаризм
Альтруизм