Слайд 1ПРОБЛЕМА СОЦИАЛЬНОЙ ПЕДАГОГИКИ В ВИКТИМОЛОГИИ
Слайд 2ВИКТИМОЛОГИЯ-
СОЦИАЛЬНО-ПЕДАГОГИЧЕСКАЯ – (от лат. victima — жертва; ко́мплекс же́ртвы) отрасль знания, составная часть
соц. педагогики, изучающая реальных или потенциальных жертв неблагоприятных условий социализации, их развитие и воспитание (А.В. Мудрик)
приобретенные человеком физические, психические и социальные черты и признаки, которые могут сделать его предрасположенным к превращению в жертву преступления
Слайд 3Виктимология, как отрасль знания, в которой:
1) изучается развитие людей
с физическими,
психическими,
социальными и
личностными дефектами и отклонениями,
а также тех, чей статус в условиях конкретного общества предопределяет предпосылки для неравенства, дефицит возможностей для «жизненного старта» и (или) физического, эмоционального, психического, культурного, социального развития и самореализации
Слайд 42) разрабатываются общие и специальные принципы,
цели,
содержание,
формы
методы профилактики,
минимизации,
компенсации,
коррекции тех обстоятельств, вследствие которых человек становится жертвой неблагоприятных условий социализации.
Слайд 5Задачи:
разрабатывает общие и специфические принципы, цели, содержание, формы и методы
работы по профилактике, минимизации, нивелированию, компенсации, коррекции этих отклонений у людей с различными отклонениями
изучая виктимогенные факторы и опасности процесса социализации, определяет возможности общества, компенсации и коррекции их влияния на развитие человека в зависимости от его пола, возраста и других характеристик;
выявляя типы виктимных людей различного возраста, сензитивность людей того или иного пола, возраста, типа к тем или иным виктимогенным факторам и опасностям, вырабатывает социальные и психолого-педагогические рекомендации по профилактике превращения виктимных личностей в жертв социализации;
изучая самоотношение человека, выявляет причины восприятия им себя жертвой социализации, определяет прогноз его дальнейшего развития и возможности оказания помощи по коррекции самовосприятия и самоотношения.
Слайд 6Направления исследования:
криминальную виктимологию ;
виктимологию травмы ;
виктимологию быта
и досуга;
психиатрическую виктимологию ;
виктимологию катастроф, экологических и стихийных бедствий;
виктимологию техники безопасности ;
виктимологию насилия;
виктимологию вовлечения в деструктивные культы;
виктимологию аддиктивного поведения.
Слайд 7 Виктимизация - процесс и результат превращения человека или группы
людей в тот или иной тип жертвы неблагоприятных условий социализации.
Виктимность характеризует предрасположенность человека стать жертвой тех или иных обстоятельств.
Слайд 8Фактором виктимизации человека могут стать:
природноклиматические условия
общество и государство.
специфические особенности
тех поселений, конкретных микросоциумов.
группа сверстников
семья
Слайд 9Психологические факторы виктимизации у детей
1 – индивидуально- психологический фактор, (индивидуально- типологических
особенностей)
2 – психолого-педагогический фактор, (школьного и семейного воспитания)
3 – социально-психологический фактор, (ближайшее окружение)
4 – личностный фактор,(избирательное отношении ребенка, волевая саморегуляция)
Слайд 10Два конститутивных типа виктимности
личностную
ролевую
Слайд 11Виктимность включает в себя:
индивидуальная виктимность
- свойство конкретного человека определяемые социальными, психологическими, биофизическими факторами или их совокупностью, которые повышают в той или иной жизненной ситуации вероятность стать жертвой преступления
Слайд 12 видовая виктимность
заключается в общей для отдельных
групп людей, обладающих одинаковым набором физических, социальных, психических качеств, которые под воздействием делают людей жертвой преступления;
массовая виктимность
- объективно существующая реальность какой - то части людей в силу индивидуальной, видовой виктимности, способность нести физический, моральный или материальный вред от преступления
Слайд 13Категории детей и взрослых, которые являются реальными или потенциальными жертвами:
Инвалиды, дети-сироты
и дети, лишённые попечения родителей, ставшие в силу обстоятельств безнадзорными и беспризорными, дети из неблагополучных семей с низким экон. уровнем, аморальной или криминогенной атмосферой.
Слайд 14Литература:
Новые ценности образования. Педагогика «Я», 2005, выпуск 2(21), под ред. Н.Крыловой.
Слайд 15Подготовили: Нестерович Екатерина и Боброва Юлия.
Студентки 4 курса факультета психология.