Слайд 1Философская мысль эпохи Просвещения
Слайд 2Хронология
476 г НЭ XIII – XVI века
конец XIX сер. XX
Слайд 3Повторение
Античность
Средневековье
НОВОЕ ВРЕМЯ
Возрождение
Досократики
Идеалисты
Эллинисты
Патристика
Схоластика
Английское Просвещение
Французское Просвещение
Немецкое Просвещение
Слайд 4В эпоху Возрождения:
На смену схоластике приходит гуманизм, в радикальных проявлениях –
антропоцентризм.
Признание человека высшей ценностью приводит к отказу от священных текстов как основ:
познания,
понимания общества и государства
Поиск нового метода познания выражается в противостоянии рационалистов и эмпириков
Поиск новой основы государства и общества приводит к идее «государство для человека», вместо античного «счастлив не человек, счастливо государство», равенства людей.
Слайд 5Просвещение: эпоха
критика традиционных институтов, обычаев и морали,
окончательное свержение феодальной идеологии,
борьба за свободное философское мышлении, борьба разума против веры.
политические свободы и демократия
религиозная толерантность, веротерпимость.
рыночные механизмы, идеология капитализма.
Слайд 6Просвещение: обзор философии
Философы французского Просвещения преимущественно:
Материалисты
Рационалисты. Природа и люди — это
механизмы, действующие по единым законам => желание перестроить на законах разума общество.
Слайд 7Tabula rasa
(«чистая доска»)
Основание эмпиризма.
Отдельный человеческий индивид рождается без врожденного или
встроенного умственного содержания, то есть чистым, его ресурс знаний полностью строится из опыта и чувственного восприятия внешнего мира.
Слайд 8Томас Гоббс
Эмпирик, материалист
Естественное состояние человека
Общественный договор
Государство - Левиафан
Слайд 9Естественное состояние человека
Естественное состояние:
люди не стремятся к совместной (полисной) жизни
Поступки людей
базируются на чувственности,
естественное состояние – это война всех против всех.
равенство всех на применение силы, равенство желаний.
естественным правом является «право на все».
понятия добра и зла сводятся к жизни и смерти => для защиты этого единственного блага – жизни, человечество заключает договор о создании Левиафана,
передавая ему свой суверенитет (который из народного превращается в государственный)
решая считать его действия своими
Слайд 10Левиафан
Естественная свобода естественного состояния уничтожает сама себя, и поэтому должна быть
ограничена.
Обязанности суверена по обеспечению внутреннего спокойствия государства.
Левиафан порождён договором, но сам его стороной не является, ведь то был договор между людьми о его создании.
Договор установил единство воли Левиафана и подвластных ему (считать действия государства своими), а значит, о какой-либо несправедливости действий власть имущих не может быть и речи, ведь это значило бы признать собственные действия таковыми.
оставшаяся в естественном состоянии часть человечества может быть уничтожена Левиафаном. Ему же следует следить за поддержанием абсолютной власти, бороться с вредными учениями (разделениями властей, свободой совести).
Левиафан не допускает чрезмерного богатства как человека, так и города – а то они власть отнимут…
Слайд 11Джон Локк
Эмпирик и материалист.
Естественные права человека в естественном состоянии.
Общественный договор
Разделение властей
Слайд 12Естественное состояние
Естественное состояние – явление нормативное, а не хаотичное.
Нормы естественного
права нам даны от природы.
Определяют естественные для каждого человека права и обязанности
Не могут быть изменены государством.
Должны быть им защищаемы
Слайд 13Естественные законы
жизнь принадлежит Богу, ибо им она дана, так что не
в человеческой власти ее лишать.
человек владеет телом, и следовательно имеет право распоряжаться результатами работы этого тела – трудовая теория собственности.
правовое равенство, равенство всех перед законом в правах и свободах.
Слайд 14
Рационали́зм (от лат. ratio — разум) — метод, согласно которому основой
познания и действия людей является разум. Поскольку интеллектуальный критерий истины принимался многими мыслителями, рационализм не является характерной чертой какой-либо определенной философии; кроме того, имеются различия во взглядах на место разума в познании от умеренных, когда интеллект признают главным средством постижения истины наряду с другими, до радикальных, если разумность считается единственным существенным критерием. В современной философии идеи рационализма развивает, например, Лео Штраус, который предлагает применять рациональный метод мышления .Среди других представителей философского рационализма можно назвать Бенедикта Спинозу, Готфрида Лейбница, Рене Декарта, Георга Гегеля и др. Обычно рационализм выступает в качестве противоположности как иррационализму, так и сенсуализму.
Слайд 15
Рационализм-учение утверждающее, что основным инструментом познания является разум. Рационализм
противостоит сенсуализму и эмпиризму. Сенсуализм придает решающее значение человеческим чувствам, а эмпиризм на первое место выдвигает опыт.
Противоположным рационализму понятием является иррационализм. Представителям иррационализма присуща пессимистическая оценка познавательных возможностей человека, отрицание исторического и социального прогресса.