Слайд 2Джон Ви́клиф (1320 или 1324 —1384)
Предтеча Реформации (16 в.)
Оппозиция Католической Церкви
Перевод
Библии на среднеанглийский язык
Антипапские высказывания
Осуждение взглядов на 2 Соборах
Кремация
Слайд 3Взгляды
«Триалог», «О гражданском владении», «О Божьем владении», «О богохульстве»
Собственность –
плод греха
Отвергал:
епископскую степень
Чистилище
индульгенции
елеосвящение
реальность пресуществления
устную исповедь
Духовное присутствие Христа в евхаристии
Церковь - промежуточное звено между человеком и Богом (не нужна)
Перевод Библии - возможность прямой связи человека с Богом
Король — наместник Бога
Епископы подвластны королю
Слайд 4Эразм Роттердамский
Дезидерий Эразм (Герхард Герхардс) 1466/1469 - 1536)
«О свободе
воли» (1524), «Оружие христианского воина», «Пословицы», «Похвала глупости»
Критическое издание Нового Завета на греческом языке
Вернуться к истокам - искренняя вера, милосердие без лицемерия и беспорочная надежда
Слайд 5«Похвала глупости»
(1509 - изд. 1511)
Противник философии аристотелевско-схоластического типа (проблемы метафизики,
физики и диалектики)
Философия как в античности (Сократ) - мудрое понимание жизни
Практическое благоразумие христианской жизни
Сатира
+ и -
«Глупость» - это обнаружение «истины»
«Эразм снес яйцо, которое высидел Лютер»
Эразм отрёкся «от цыплят подобной породы»
Слайд 6Идеология Реформации
«Восстановление» упрощенного пути человека к Богу
Назад к первоначальному (апостольскому) христианству
Идея
обновления (реформы) церкви и ее учения
В Евангелиях - новое прочтение раннего христианства
Формирование новой европейской ментальности
Противопоставление Бога и мира
Бог недоступен земному разуму
Промысел Божий / «ко всем словам и делам Божьим слеп, глух, нечестив и кощунствен»
«Христос стоит выше авторитета Отцов Церкви» (Лютер)
Нельзя приписывать Богу требования земной морали = не стоит ожидать спасения посредством наших моральных действий
Слайд 7Грехопадение
Повреждение человеческой природы
Плоть
Разум - не может осуществить Богопознание
Воля -
не в силах творить добрые дела, ибо она теперь лишь похоть и злоба
Люди равны перед Богом - абсолютная греховность каждого
Богопознание - дело веры
Освобождение разума от догмы
Не делами, но верой спасается человек
Слайд 8Бог / человек
Повседневная жизнь - служение Богу
Найти своё призвание
Свидетельство
милости Бога - успех и удача в его повседневной деятельности
Нравственная ответственность человека за себя и свои дела
Новый тип личности:
спокойно относится к авторитетам
доверяет своей совести и разуму
допускает возможность нравственной ошибки
Переосмысление отношения к богатству
Любой труд есть служение Богу
Слайд 9Лютеранство
Мартин Лютер (1483-1546)
«95 тезисов» (31.10.1517)
Против индульгенций
Всеобщее священство
Упразднение церковной иерархии
Равенство
всех перед Богом
Авторитет Священного Писания
Право истолкования
Перевод на немецкий язык
Оправдание верой
Слайд 10«95 тезисов против индульгенций»
Иисус Христос призывает к покаянию
Покаяние заканчивается вхождением в
Царствие Небесное
Отпущение грехов совершает не Папа Римский, а Бог
Догмат о Чистилище стирает значение смерти
8. «Церковные правила покаяния налагались только на живых и, в соответствии с ними, не должны налагаться на умерших»
12. «Прежде, церковные наказания налагались не после, но перед отпущением грехов, как испытания истинного покаяния»
27. «Человеческие мысли проповедуют те, которые учат, что тотчас, как только монета зазвенит в ящике, душа вылетает из Чистилища»
30. «Никто не может быть уверен в истинности своего раскаяния и - много меньше - в получении полного прощения»
Слайд 11Тезисы
33. Особенно следует остерегаться тех, которые учат, что папские индульгенции -
это бесценное Божие сокровище, посредством которого человек примиряется с Богом
34. Ибо их простительная благодать обращена только на наказания церковного покаяния, установленные по-человечески
35. Не по христиански проповедуют те, которые учат, что для выкупа душ из Чистилища или для получения исповедальной грамоты не требуется раскаяния
36. Всякий истинно раскаявшийся христианин получает полное освобождение от наказания и вины, уготованное ему даже без индульгенций
37. Всякий истинный христианин, и живой, и мертвый, принимает участие во всех благах Христа и Церкви, дарованное ему Богом, даже без отпустительных грамот
93. Благо несут все пророки, проповедующие народу Христову: "Крест, крест!", - а креста нет.
94. Надлежит призывать христиан, чтобы они с радостью стремились следовать за своим главой Христом через наказания, смерть и ад.
95. И более уповали многими скорбями войти на небо, нежели безмятежным спокойствием.
Слайд 12Мартин Лютер
Мыслитель-теолог
Проработка нового типа религиозности
Возврат к Евангелию - не переоценка,
а отбрасывание традиционных ценностей
Слайд 13
Черты теологии Лютера
Учение о радикальном оправдании человека верой, а не деяниями,
как в традиционном учении церкви
Для спасения достаточно одной веры
Бог творит из ничего в акте свободной воли
Человеку свойственно вожделение
Божественная любовь дана нам бескорыстно
Вера «оправдывает без всяких деяний»
Слайд 14
Черты теологии Лютера
Учение о непогрешимости Писания как единственного источника истины
Отношения «человек
– Бог» прописаны Богом в Писании
Писание должно пониматься
Прямой доступ для всех к священным текстам
Писание не нуждается ни в доводах разума, ни в метафизически-теологических комментариях
Слайд 15
Черты теологии Лютера
Доктрина универсального богослужения
Свобода самостоятельного толкования Писания
В отношениях между
человеком и Богом, человеком и Словом Божьим не нужны специальные посредники
Слайд 16Иррационализм в мышлении
«О рабстве воли» - против Эразма
Спасение зависит не
от человека, а от Бога
«Отчаяние - дорога к спасению
Человеческий род без Духа Божия, считающийся только с собой, есть царство дьявола
Человеческая воля - раба или Бога, или демона
Человеческое желание – лошадь под двумя всадниками (Богом или демоном)
Человек, когда действует согласно природе, не может не делать ничего, кроме греха
Человек, полагаясь только на свой рассудок, не может не ввергать себя в заблуждения
Слайд 17Ульрих Цвингли (1484-1531)
Цюрих
Менталитет гуманизма
Лютеранский проповедник в Швейцарии (1519)
Писание - единственный
источник истины
Папа и Соборы не имеют власти, которая шла бы дальше того, что означено в Писании
Спасение обретается верой, а не деяниями
Судьба человека предопределена
Слайд 18Тема греха
Корни греха в себялюбии (эгоизме)
Обращение есть - «просветление
ума»
«Те, кто веруют во Христа, превращаются в новых людей. Через озарение небесной благодатью, ум человеческий узнает Бога, сам человек становится новым»
Слайд 19Онтологическое понятие Бога
«Тот, Который есть»
Источник собственного бытия
Бытие вещей -
бытие Самого Бога
При творении Бог извлек существующие вещи из Своей сущности
Слайд 20Предопределение
Один из аспектов провидения
Знак избранности состоит в наличии веры
Верующие равны между
собой, т.к. избраны
Сообщество верующих = политическое сообщество
Религиозная реформа превращается в теократическое понятие
Слайд 21Кальвинизм
Жан Кальвин (1509 — 1564)
Рационализм
«Учреждение христианской веры»
Недоверие к мистике
Суверенитет Бога
Богодухновенность
( Дух Святой) Священного Писания
Отсутствие монашества
Отрицание церковной обрядности
Отсутствие духовенства
Доктрина предопределения
Слайд 22Провидение
Продолжение акта создания, распространяющееся на всех без ограничения
«Бог... посредством своего сокровенного
решения управляет полностью всем существующим, и ничто не происходит такого, чего Он Сам не дозволил мудростью и волей Своей»
Теологический детерминизм (всеобщая причинность) – Бог имеет власть над естественными событиями, управляет сердцами людей, «руководит их действиями таким образом, что они не могут действовать иначе, как по Его постановлению»
Слайд 23Предопределение
Вечный совет Бога, определяющий намерения человека
Бог не создает всех в равных
условиях, но предписывает одним жизнь вечную, другим вечное проклятие
Цель создания человека:
предназначен для смерти или для жизни
Искать причину – абсурдно
Причина заключена в свободной воле Самого Бога
Первородный грех был совершен по воле Бога (определению)
Вина Адама была запрограммирована изначально
Слайд 24Избранность
Задача - установление теократии, республики святых
Коллективность - любой член не имеет
никакой иной мысли, кроме как прославление Бога
Клир = миряне
Вдохновлённость Божественным Духом
Коллективность святых в духе единства Церкви и государства
Слайд 25Лютер Кальвин
«Прощаются тебе грехи твои» (Матфей IX, 2)
«Убрать из церкви всё,
что явно противоречит Библии»
«Если Бог с нами, кто против нас?» («Послание к Римлянам» VIII, 31).
Убрал из церкви всё, что в Библии «не требуется»
Слайд 26Мигель Сервет
1511—1553
испанский мыслитель, теолог-антитринитарий, естествоиспытатель, врач (описал малый круг кровообращения)
Трактаты
«Об ошибках троичности», «Две книги диалогов о Троице», «Восстановление христианства»
Слайд 27Мишель де Монтень (1533-1592)
Религиозные войны – католик (толерантность)
Двойственность природы человека
Необузданные духовные
устремления нейтрализуются физическими возможностями его тела
Идеал счастья - жизнь в умеренности
Способности познания ограниченны – «А что именно я знаю?»
«Если хочешь излечиться от невежества, надо в нем признаться»
Удивление - начало философии, исследование - её развитие, незнание - конец
Слайд 28Гносеологический скептицизм
«Философствовать — значит сомневаться»
Не мистический фидеизм (приоритет веры над
разумом)
При помощи разума можно составить «сто мнений об одном и том же предмете»
Сомнение и суетность
Человек знает слишком мало и не способен знать многое
Жить нужно так, как подсказывает тебе твой разум
Гедонизм (удовольствие – главная добродетель) и индивидуализм
Идея естественного равенства людей
Отсутствие неравенства обусловливает счастливую жизнь и высокие моральные качества людей
Цивилизация – причина проблем
Слайд 29Гносеологический скептицизм
Всё живое находится в постоянном изменении
Для человека характерны движение и
деятельность
Самопознание - первейшая обязанность
Человек может быть лишь тем, кто он есть
«Люди ничему не верят так твердо, как тому, о чем они меньше всего знают»
«Об истине нельзя судить на основании чужого свидетельства или полагаясь на авторитет другого человека»
«Я всего лишь хочу стать более мудрым, а не более ученым или красноречивым»
«Отличительный признак мудрости — это неизменно радостное восприятие жизни...»
Слайд 30«Опыты» (1572 -1588)
Жанр эссе («опыты над самим собой»)
Техника интроспекции
Цель - творчества написание «учебника жизни»
«Нет ничего более прекрасного и оправданного, чем хорошо и честно исполнить роль человека»
Завершает этические поиски мыслителей Эпохи Возрождения
«Великое чудо — человек!» — признать несовершенство человека, успокоиться и радоваться жизни
Проблема соотношения веры и разума = религии / науки
Религия должна заниматься вопросами веры, а наука — познанием природных законов
Вера – незыблемость оснований (авторитет Бога и Его Благодати)
Наука - продукт несовершенного разума - помогает в освоении религиозной истины, но не заменяет её
Наука без веры приводит человеческое сознание к атеизму («Учению чудовищному и противоестественному»)
Слайд 31Вольнодумство
Религия - собственное измышление людей
«Хорошими христианами» являются «простые умы, мало
любознательные и мало развитые»
Бесчинства представителей христианства «...причинили науке гораздо больше вреда, чем все пожары, произведенные варварами»
«Наша религия создана для искоренения пороков, а на деле она их покрывает, питает и возбуждает»
«Душа, ставшая вместилищем философии, непременно наполнит здоровьем и тело»
Человек – не царь природы, а её сын
«Души императоров и сапожников скроены на один и тот же манер»
Ватикан внёс «Опыты» Монтеня в «Индекс запрещённых книг» (1676 г.)