Правильному научному познанию мешают идолы (призраки), уводящие разум на ложный путь:
Призраки рода – ограниченность возможностей человеческого разума;
Призраки пещеры – индивидуальная ограниченность;
Призраки площади – неправильное употребление слов, доверие расхожим мнениям;
Призраки театра – чрезмерное доверие авторитетам.
Ученые бывают подобны:
Паукам – они «вытягивают» знание из собственного разума, как паук из себя паутину;
Муравьям – они собирают множество фактов, как муравьи муравейник;
Пчелам – они способны превращать «нектар» фактов в «мёд» нового научного знания
В сочинении «Рассуждения о методе» Р. Декарт дает правила научного метода
Правило второе: «Делить каждое из исследуемых мною затруднений на столько частей, сколько это возможно и нужно для лучшего их преодоления». Речь идет об аналитическом делении сложного на простые части.
Правило третье: «Придерживаться определенного порядка мышления, начиная с предметов наиболее простых и наиболее легко познаваемых и восходя постепенно к познанию наиболее сложного, предполагая порядок даже и там, где объекты мышления вовсе не даны в их естественной связи". Это синтетическая процедура движения от простого к сложному.
Правило четвертое: «Составлять всегда перечни столь полные и обзоры столь общие, чтобы была уверенность в отсутствии упущений».
ПРОСВЕЩЕНИЕ – необходимое движение от невежества к знанию, поскольку невежество – источник несчастий, знание – источник блага.
Это культурное движение XVIII в. в Европе (особенно во Франции), предполагающее ряд мировоззренческих особенностей, таких как:
Рационализм – доверие разуму как основному инструменту познания и организации жизни;
Гносеологический оптимизм – вера в то, что мир познаваем, а знание всегда позитивно (чем больше знаем, тем лучше);
Материализм и натурализм – законы природы – это основные законы, их-то и нужно знать;
Сциентизм – доверие научному знанию как единственно истинному и эффективному (наука – это хорошо)
Имей мужество пользоваться собственным умом!
И.Кант
НЕГАТИВНЫЕ:
наивная вера в безопасное господство человека над природой посредством науки и техники;
волюнтаризм: абсолютизация произвольных социальных изменений (вера в то, что общество можно переделывать по своему усмотрению);
абсолютизация новаторства и отказ от традиций;
насильственная реализация социальных идей (кровь революций, Французской буржуазной революции 1789 г. и др.)
Парадокс Просвещения: свобода, знание и воля к улучшению жизни приводят к увеличению риска ухудшения жизни (чем лучше, тем хуже)
Два периода творчества И.Канта (1724-1804) :
докритический (натурфилософский);
критический.
Во второй период написаны три «критики»:
«Критика чистого разума» (гносеологическая)
«Критика практического разума» (этическая)
«Критика способности суждения» (эстетическая)
Чувства и рассудок функционируют благодаря наличию априорных форм (доопытных структур), которые упорядочивают чувства и мысли.
Разум, исследуя вещи, не воспринимаемые чувствами сталкивается с неразрешимыми противоречиями – антиномиями. Априорные формы и антиномии задают возможность наук и их границы.
Мы можем знать только феномены (явления), а ноумены (умопостигаемые сущности) непознаваемы. Они трансцендентны – выходят за границы познания.
На что я смею надеяться? – вопрос моральной теологии.
Добродетель не обеспечивает счастья. Многие добродетельные люди несчастны. Нужно надеяться на то, что наша добродетель будет вознаграждена Богом в высшем мире.
Моральное доказательство бытия Бога: тот факт, что есть добродетельные, но несчастные люди заставляет нас искать справедливость. Но в этом мире ее нет. Следовательно, она есть только в высшем совершенном мире, а это – Божественный мир, где Бог гарантирует справедливость.
Что такое человек?
Человек – свободное существо, способное противостоять природной необходимости посредством моральных поступков: отношения к другому человеку не как к средству, а как к цели.
Ступени диалектического движения (саморазвития):
Противоположение – внутренний источник движения (тезис и антитезис взаимно предполагают и отрицают друг друга);
Вызревание нового внутри старого – начало качественных изменений;
Качественное изменение (скачок) – рождение нового;
Снятие противоположностей в синтезе – утверждение нового;
Появление новых противоположностей на новом витке развития
Маркс: общество развивается по схеме гегелевской диалектики (по спирали). Сначала в нем вызревают социальные противоречия, затем происходит возрастание социального напряжения, что приводит к революции (радикальному скачкообразному изменению), ликвидации старых социальных отношений и утверждению новых.
Если не удалось найти и скачать презентацию, Вы можете заказать его на нашем сайте. Мы постараемся найти нужный Вам материал и отправим по электронной почте. Не стесняйтесь обращаться к нам, если у вас возникли вопросы или пожелания:
Email: Нажмите что бы посмотреть