Философия нового времени презентация

Содержание

1. Проблема метода познания в философии XVII века: рационализм и эмпиризм 2. Проблема субстанции в философии XVII века (Р. Декарт, Б. Спиноза, Г. Лейбниц) 3. Социальные идеи эпохи Просвещения и их значение в истории

Слайд 21. Проблема метода познания в философии XVII века: рационализм и эмпиризм
2.

Проблема субстанции в философии XVII века (Р. Декарт, Б. Спиноза, Г. Лейбниц)
3. Социальные идеи эпохи Просвещения и их значение в истории новоевропейского общества
4. Философия И.Канта: гносеология и этика
5. Философская система и метод Гегеля

Слайд 31. Проблема метода познания в философии XVII века: рационализм и эмпиризм
Предпосылки

формирования философии Нового времени:

Секуляризация: «обмирщение», «расколдовывание» мира; освобождение общества и культуры от религии; становление светской культуры;

Развитие науки: активное накопление опытного знания, становление классической механики, развитие математики, астрономии, химии, географии, появление научных институтов;

Формирование капиталистических отношений (буржуазного общества – общества свободных, активных индивидов).

Слайд 4Проблема метода: как получить подлинное научное знание?
Два методологических направления


Слайд 5«Господствовать над природой можно, только подчиняясь её законам»
Ф.Бэкон
Законы природы познаются из

опыта. Опыты бывают светоносные и плодоносные. Первые несут новое знание, вторые – новые изобретения

Правильному научному познанию мешают идолы (призраки), уводящие разум на ложный путь:
Призраки рода – ограниченность возможностей человеческого разума;
Призраки пещеры – индивидуальная ограниченность;
Призраки площади – неправильное употребление слов, доверие расхожим мнениям;
Призраки театра – чрезмерное доверие авторитетам.

Ученые бывают подобны:
Паукам – они «вытягивают» знание из собственного разума, как паук из себя паутину;
Муравьям – они собирают множество фактов, как муравьи муравейник;
Пчелам – они способны превращать «нектар» фактов в «мёд» нового научного знания


Слайд 6Правило первое: «Никогда не принимать за истинное ничего, что я не

познал бы с очевидностью, иначе говоря, тщательно избегать опрометчивости и предвзятости…». Всякая наука, считает Декарт, заключается в ясном и очевидном познании.

В сочинении «Рассуждения о методе» Р. Декарт дает правила научного метода

Правило второе: «Делить каждое из исследуемых мною затруднений на столько частей, сколько это возможно и нужно для лучшего их преодоления». Речь идет об аналитическом делении сложного на простые части.
Правило третье: «Придерживаться определенного порядка мышления, начиная с предметов наиболее простых и наиболее легко познаваемых и восходя постепенно к познанию наиболее сложного, предполагая порядок даже и там, где объекты мышления вовсе не даны в их естественной связи". Это синтетическая процедура движения от простого к сложному.
Правило четвертое: «Составлять всегда перечни столь полные и обзоры столь общие, чтобы была уверенность в отсутствии упущений».


Слайд 72. Проблема субстанции в философии XVII века (Р. Декарт, Б. Спиноза, Г. Лейбниц)
Продолжается поиск

мирового начала – субстанции.

Субстанция это:
«то, что в основании», мировая основа;
то, что является своей собственной причиной;
то, что движет само собой, а не приводится в движение извне.

Основные свойства субстанции:
она ни на чем не основана, но все основано на ней;
она автономна (самостоятельна, не зависит ни от чего);
имеет внутренний источник движения.

Строго логически подлинной субстанцией является только Бог. Он – основа всего сущего, ни от чего не зависит, первая причина всего и перводвигатель.

Слайд 8Что является мировой основой?
Существует ли несколько субстанций?


Слайд 93. Социальные идеи эпохи Просвещения и их значение в истории новоевропейского

общества

ПРОСВЕЩЕНИЕ – необходимое движение от невежества к знанию, поскольку невежество – источник несчастий, знание – источник блага.
Это культурное движение XVIII в. в Европе (особенно во Франции), предполагающее ряд мировоззренческих особенностей, таких как:
Рационализм – доверие разуму как основному инструменту познания и организации жизни;
Гносеологический оптимизм – вера в то, что мир познаваем, а знание всегда позитивно (чем больше знаем, тем лучше);
Материализм и натурализм – законы природы – это основные законы, их-то и нужно знать;
Сциентизм – доверие научному знанию как единственно истинному и эффективному (наука – это хорошо)


Слайд 10Прогрессизм – культивирование ценности всего нового, вера в бесконечное совершенствование знания,

человека и общества;
Социальный оптимизм – вера в реальную возможность создания желаемого общества;
Демократизм – убеждение в том, что знание должно быть широко распространено, людей нужно просвещать;
Критицизм – критика феодальных порядков и церкви.

Слайд 11ОСНОВНЫЕ СОЦИАЛЬНЫЕ ИДЕИ ПРОСВЕТИТЕЛЕЙ
Концепция естественных прав человека (Дж. Локк, Т.Гоббс, Ж.-Ж.Руссо,

П.Гольбах) – люди обладают неотчуждаемыми правами только на том основании, что они рождены людьми. Основные права: свобода, равенство в правах, собственность, безопасность и сопротивление угнетению («Декларация прав человека и гражданина» 1789 г.)

Концепция разумного эгоизма (К. Гельвеций) – учение о том, что естественное эгоистическое стремление нужно ограничить ради общего блага.

Теория общественного договора (Т.Гоббс, Ж.-Ж. Руссо) – общество понимается как ассоциация свободных индивидов, вступивших в партнерские отношения для поддержания безопасности и достижения лучшей жизни. Властные институты появляются на основе договора о делегировании полномочий, позволяющих поддерживать нормальные общественные условия (безопасность, свободу, условия для деловой активности и т.п.)

Принципы демократического правового государства: народовластие, разделение властей, признание гражданских прав и свобод, равенство индивидов в правах и т.п.

Слайд 12Следствия идей эпохи Просвещения:

ПОЗИТИВНЫЕ:
закрепление доверия к научному знанию как источнику благ;
ускорение

развития капиталистических отношений;
утверждение веры в возможность технологического изменения общества;
формирование классических идеологий (либерализма, социализма и др.);
заложены основы организации современных демократических обществ и правовых государств.

Имей мужество пользоваться собственным умом!
И.Кант

НЕГАТИВНЫЕ:
наивная вера в безопасное господство человека над природой посредством науки и техники;
волюнтаризм: абсолютизация произвольных социальных изменений (вера в то, что общество можно переделывать по своему усмотрению);
абсолютизация новаторства и отказ от традиций;
насильственная реализация социальных идей (кровь революций, Французской буржуазной революции 1789 г. и др.)

Парадокс Просвещения: свобода, знание и воля к улучшению жизни приводят к увеличению риска ухудшения жизни (чем лучше, тем хуже)


Слайд 144. Философия И. Канта: гносеология и этика
Четыре вопроса И.Канта:

Что я могу

знать?
Что я должен делать?
На что я смею надеяться?
Что такое человек?

Два периода творчества И.Канта (1724-1804) :

докритический (натурфилософский);
критический.

Во второй период написаны три «критики»:
«Критика чистого разума» (гносеологическая)
«Критика практического разума» (этическая)
«Критика способности суждения» (эстетическая)


Слайд 15Что я могу знать?
Для определения границ познания Кант исследует функционирование познавательных

способностей: чувственности, рассудка и разума

Чувства и рассудок функционируют благодаря наличию априорных форм (доопытных структур), которые упорядочивают чувства и мысли.
Разум, исследуя вещи, не воспринимаемые чувствами сталкивается с неразрешимыми противоречиями – антиномиями. Априорные формы и антиномии задают возможность наук и их границы.
Мы можем знать только феномены (явления), а ноумены (умопостигаемые сущности) непознаваемы. Они трансцендентны – выходят за границы познания.


Слайд 16Что я должен делать? – этический вопрос.
Нужно следовать категорическому императиву –

безусловному внутреннему требованию, универсальному правилу для поступков.

На что я смею надеяться? – вопрос моральной теологии.
Добродетель не обеспечивает счастья. Многие добродетельные люди несчастны. Нужно надеяться на то, что наша добродетель будет вознаграждена Богом в высшем мире.
Моральное доказательство бытия Бога: тот факт, что есть добродетельные, но несчастные люди заставляет нас искать справедливость. Но в этом мире ее нет. Следовательно, она есть только в высшем совершенном мире, а это – Божественный мир, где Бог гарантирует справедливость.

Что такое человек?
Человек – свободное существо, способное противостоять природной необходимости посредством моральных поступков: отношения к другому человеку не как к средству, а как к цели.


Слайд 175. Философская система и метод Гегеля
Основные установки философии Гегеля:

Основная цель философии

– постижение абсолютной истины (того, что есть в мире), которая является результатом размышления. Т.е. истина – это не просто то, что проходит становление в мире (как субстанция), но и то, что проходит становление в мышлении (как субъект и как знание).

Предмет философии – становящийся дух, т.е. процесс становления абсолюта как субстанции, субъекта и знания. Мышление познает, как реальность познается (и становится) в мышлении. Отсюда сложность понимания философии Гегеля.

Реальность – это абсолютный дух, абсолютная идея, находящаяся в саморазвитии и выступающая как абсолютное мышление.

Законы реальности – это законы абсолютного мышления (панлогизм). Законы природы и общества – частный случай законов мышления.

Главные законы – это законы диалектического движения мышления, саморазвития через противоположности и их синтетическое снятие.

За понимание реальности как духа Гегеля называют идеалистом, т.е. тем, кто признает первичность духовного (идей).

Слайд 18
ФИЛОСОФСКАЯ СИСТЕМА ГЕГЕЛЯ


Слайд 19Метод Гегеля – диалектический метод

Энгельс вычитал у Гегеля 3 закона диалектики:

закон единства и борьбы противоположностей, закон перехода количественных изменений в качественные и закон отрицания отрицания. Все они объясняют процесс развития.

Ступени диалектического движения (саморазвития):

Противоположение – внутренний источник движения (тезис и антитезис взаимно предполагают и отрицают друг друга);
Вызревание нового внутри старого – начало качественных изменений;
Качественное изменение (скачок) – рождение нового;
Снятие противоположностей в синтезе – утверждение нового;
Появление новых противоположностей на новом витке развития

Маркс: общество развивается по схеме гегелевской диалектики (по спирали). Сначала в нем вызревают социальные противоречия, затем происходит возрастание социального напряжения, что приводит к революции (радикальному скачкообразному изменению), ликвидации старых социальных отношений и утверждению новых.


Обратная связь

Если не удалось найти и скачать презентацию, Вы можете заказать его на нашем сайте. Мы постараемся найти нужный Вам материал и отправим по электронной почте. Не стесняйтесь обращаться к нам, если у вас возникли вопросы или пожелания:

Email: Нажмите что бы посмотреть 

Что такое ThePresentation.ru?

Это сайт презентаций, докладов, проектов, шаблонов в формате PowerPoint. Мы помогаем школьникам, студентам, учителям, преподавателям хранить и обмениваться учебными материалами с другими пользователями.


Для правообладателей

Яндекс.Метрика