Философия науки: структура, формы, методы презентация

Содержание

Специфика научного познания: 1. Установка на исследование законов преобразова-ния объектов (в отношении природы – естественные и технические науки; в отношении общества – общественные и гуманитарные); 2. Изучение объектов относительно независимо

Слайд 1 Философия науки: структура, формы, методы


Слайд 2Специфика научного познания: 1. Установка на исследование законов преобразова-ния объектов (в

отношении природы – естественные и технические науки; в отношении общества – общественные и гуманитарные); 2. Изучение объектов относительно независимо от возможностей их сегодняшнего производственного освоения (наука обслуживает не только современную практику, но нацелена и на возможное применение ее открытий в будущем); 3. Наличие собственного языка (обыденный зык нечеток, неоднозначен и контекстуален); 4. Необходимость в специальной аппаратуре (измерительные приборы, инструменты, установки);

Слайд 35. Системность и обоснованность знания (экспери-ментальный контроль, и выводимость одних знаний

из других); 6. Методология познавательной деятельности (объ-екты в науке всегда даны в системе определенных приемов и методов); 7. Система ценностных ориентаций и целевых уста-новок ученого (самоценность истины и ценность роста знания и его новизны). 3

Слайд 4Уровни научного исследования: 1. Эмпирический; 2. Теоретический; 3. Метатеоретический. 4


Слайд 5Структура эмпирического знания: 1. «Протокольные предложения» (эмпирические выска-зывания, фиксирующие результаты единичных

наблюде-ний с учетом места и времени: «сейчас я вижу зеленое, здесь я чувствую теплое»); 2. Факты (обобщение протоколов, это общие утверждения статистического или универсального характера, утвержда-ют отсутствие или наличие свойств, отношений в иссле-дуемой области); 3. Эмпирические законы (для них характерно временное и пространственное постоянство, носят характер общих высказываний – «все металлы электропроводны»); 4. Феноменологические теории (логически организован-ное множество индуктивных законов и фактов, дают вероятностное знание - термодинамика).

Слайд 6Отличие теоретического от эмпирического: эмпирическое – это обобщение множества высказываний об

эмпирических объектах, дает вероятностное знание; теоретическое – множество высказываний об идеальных объектах как результате конструктивной деятельности мышления, отражает универсальные связи явлений и дает достоверное знание. 6

Слайд 7Научная теория — это высшая форма организации знания, логически организованное множество

высказываний об идеальных объектах, их свойствах и отношениях. (теория относительности, квантовая теория). Основные черты научной теории: 1) знание об определенном предмете или группе явлений; 2) объяснение фактов, вскрытие закономерностей их функционирования; 3) прогностическая сила; 4) все ее главные положения должны быть объединены общим началом, основанием. 5) все входящие в теорию положения должны быть обоснованы. 7

Слайд 8Структура теоретического знания: 1) частные теоретические модели и законы, которые выступают

в качестве теорий, относящихся к ограниченной области явлений. Например: законы движения планет вокруг Солнца (законы Кеплера), законы свободного падения тел (законы Галилея); 2) развитые научные теории, включающие частные теоретические законы в качестве следствий, выводимых из фундаментальных законов теории. Например: Механика Ньютона.

Слайд 9Структура метатеоретического знания: 1) общенаучное знание; 2) философские основания науки. 9


Слайд 10общенаучное знание: 1) частнонаучная и общенаучная картины мира А. Частнонаучная картина мира

- это совокупность господствующих в одной науке представлений о мире. Б. Общенаучная картина мира - это одна из частнонаучных картин мира, которая является господствующей в науке той или иной эпохи (физическая, основанная на механике Ньютона). 2) гносеологические, методологические, логические и аксиологические принципы (принцип дополнительности, принцип наблюдаемости, определенность, точность, доказательность, системность, практическая полезность) 10

Слайд 11 Философские основания науки это промежуточный между философией и наукой род знания.

Это высказывания, включающие в свой состав понятия и термины как философские, так и конкретно-научные, например: «Пространство и время классической механики субстанциальны», «Аксиомы евклидовой геометрии интуитивно очевидны». В соответствии с основными разделами философии выделяют различные типы философских оснований науки: онтологические, гносеологические, методологические, логические, аксиологические, социальные. 11

Слайд 12Объяснение и понимание. В середине прошлого века В. Дильтей применил различие объяснения

и понимания для разграни-чения «наук о природе» и «наук о духе». Объяснение — выявление сущности изучаемого предмета, подведение частного случая под общий закон с выявлением причин и условий, источников его развития и механизмов их действия. В естество-знании; абстрактное обобщение, когда теряется уникальность предмета. Научное объяснение должно отвечать двум требова-ниям: 1) адекватности; 2) принципиальной проверяемости. 12

Слайд 13Объяснения делятся на : 1. фактологические (факты) 2. номологические (законы) 3. теориологические (теории) 13


Слайд 14Понимание — активная процедура постижения смысла явлений в их уникальности. 1.

Важнейший принцип — конкретность, учет обстоя-тельств, ситуации, контекста. 2. Понимание происходит в условиях общения, коммуника-ции и диалога. 3. Это метод социальных и гуманитарных наук. 4. Ключевая единица понимания – концепт, в котором син-тезируются память, воображение, суждение, оценка. 5. Осмысление может выступать в двух ракурсах: 1) как приобщение к смыслам человеческой деятельности (связано с постижением мира других людей, их мыслей и переживаний); 2) как смыслообразование ( связано с организацией собственного бытия.

Слайд 15Методы научного познания. Метод – это совокупность приемов и операций, направленных на

теоретическое или практическое освоение действительности. Современная научная методология восходит к поискам универсального метода познания 17 века, оформившим основные методологические линии: эмпиризма (Бэкон) и рационализма (Декарт, Лейбниц) 15

Слайд 16Методы научного познания: специальные: применимы только в отдельных науках (спектральный анализ в

физике); общенаучные: характеризуют ход познания во всех науках (эксперимент, наблюдение, моделирование); универсальные: характеризуют мышление в целом и применимы во всех сферах познания человека (индукция, дедукция, принцип диалектической противоречивости, принцип историзма).

Слайд 17 Общенаучные методы: 1. Методы эмпирического познания: а) наблюдение: целенаправленное восприятие дей-ствительности, предполагающее постановку

задачи, методику, планирование и контроль за результатами; б) сравнение: способ организации наблюдения по выявлению сходства и различия в объектах; в) измерение: процедура определения численного значения величины посредством единицы измере-ния, предполагает масштаб, алгоритм и измерительное устройство; г) эксперимент: изучение объекта путем создания искусственных условий для получения информации о его свойствах. 17

Слайд 182. Методы теоретического познания: а) аксиоматический: опирается на систему аксиом и позволяет

через дедукцию получить новое знание (применим в логико-математических науках); б) идеализация: представление объекта в совершен-ном виде, лишенном случайных, негативных признаков (точка, линия, абсолютный газ); в) гипотетико-дедуктивный: опирается на обобща-ющую силу гипотетических конструкций; г) формализация: совокупность операций, позволя-ющих превратить содержание теории в систему символов и формул, подчиненных определенным правилам (математическая логика).

Слайд 19Универсальные общелогические методы научного познания: а) анализ: деление объекта на его составляющие

с целью выявления существенных свойств и связей, их роли в целостном объекте; б) синтез: восстановление целостности объекта че-рез соединение ранее выделенных свойств и связей; в) абстрагирование: мысленное отвлечение от одних свойств объекта с целью выделения других; г) обобщение: установление общих свойств родственных объектов при переходе от менее общего понятия или суждения к более общему; 19

Слайд 20д) индукция: метод опытного перехода от частного знания к общему знанию

и выводу; е) дедукция: метод умозрительного перехода от общего к частному, когда из общих посылок выводится частное знание; ж) аналогия: прием, при котором на основе сходства объектов по одним признакам делают вывод об их сходстве и по другим, еще не исследованным; з) моделирование: прием познания объекта (оригинала) через создание и изучение его копии (модели).

Слайд 21 Критерии научности: 1) объективность как совпадения знания с объектом; 2) предметность как фиксация

определенного фрагмента реальности; 3) строгость, доказательность; 4) эвристичность, новизна; 5) взаимосвязь результатов науки с имеющимися знаниями; 6) логическая организованность, непротиворечивость; 7) эстетическая организованность, гармоничность; 8) верификация как опытная подтверждаемость на основе проверки; 9) фальсифицируемость как возможность опровержения в процессе развития науки в случае встречи с контрпри-мерами. 21

Слайд 22 Научное и вненаучное знание: Различные отклонения от критериев научности, принадле-жащие вненаучному знанию,

можно разделить на: а) паранаучное знание, связанное с объяснением, несовмес-тимым с существующими гносеологическим стандартами (алхимия); б) лженаучное знание, эксплуатирующее домыслы и предрассудки, основанные на неграмотности и конъюнктурности (расистские теории, снежный человек); в) квазинаучное знание, вербующее сторонников через при-нуждение в условиях жесткой идеологии и недопустимости критики (теории Лысенко); г) антинаучное знание, сознательно искажающее представление о действительности (лекарство от всех болезней);

Слайд 23 Концепции развития науки: Существуют две модели развития науки: а) кумулятивная: эволюционный процесс,

обычно приводит к количественным изменениям, когда к накопленной сумме истинных положений постепенно добавляются новые утверждения (Мах, Конт); б) антикумулятивная: процесс революционного характера, приводит к качественным изменениям, когда развитие знания происходит вследствие научных революций (Кун, Поппер, Фейерабенд). 23

Слайд 24

Пол Фейерабенд Эпистемологический анархизм: принцип пролиферации (размножения) теорий позволяет создавать теории, несовместимые с принятыми, ибо однообразие подвергает огра-ничению свободное развитие мысли. Плюрализм равноправных теорий свидетельствует о развитии науки 24

Слайд 25 Движущие силы науки Существуют две концепции: а) интернализм: главная движущая сила –

прису-щие науке внутренние цели, средства и законо-мерности. Научное знание – саморазвивающаяся система, независимая от социокультурных условий (Койре, Лакатос, Поппер); б) экстернализм: движущая сила – социальные по-требности и культурные ресурсы общества. Научн-ое знание замкнуто на практические интересы и проблемы общества – инженерные, технические, экономические, гуманитарные (Гессен, Кун, Фейерабенд). 25

Слайд 26

Карл Поппер Рост научного знания состоит в выдвижении смелых гипотез и наилучших теорий и осуществлении их опровержений, в результате чего и решаются научные проблемы. Рост научного знания осуществляется методом проб и ошибок, и есть способ выбора теории в определенной проблемной ситуации. Научная теория должна: 1) исходить из простой новой идеи; 2) быть проверяемой; 3) плодотворной 26

Слайд 27

Томас Кун Т. Кун Развитие науки происходит на основе смены обще-научных парадигм. Парадигма – комплекс фундамен-тальных научных достижений. Периоды нормальной науки, когда исследования опираются на прочный фундамент ранее полученных достижений, сотряса-ются по мере накопления новых открытий научны-ми революциями, когда пересматривается научная парадигма, и ученое сообщество обращается в но-вую «научную веру». 27

Слайд 28 Научные революции 1. Научная революция 17 века, связанная с появле-нием классического естествознания

на основе галилеево-ньютонианской картины мира; 2. Научная революция конца 18 – начала 19 веков, связанная с дисциплинарной организацией и дифференциацией науки; 3. Научная революция конца 19 – начала 20 веков, связанная с неклассической наукой, основанной на теории относительности и квантовой механике; 4. Научная революция конца 20 века, связанная с внедрением информационных технологий. 28

Слайд 29 Типы рациональности Глобальные научные революции оказывают влияние на изменение типов рациональности, менявшихся

с течением времени: 1. Классическая рациональность связана с идеалом научной объективности знания, освобожденного от субъективных качеств человека. Место реального человека, занимал абстрактный субъект познания; 2. Неклассическая рациональность характеризуется не ис-ключением всех субъективных помех, а уточнением их роли и влияния. Учитывается активность человека в процессе познания, характер средств и операций его деятельности; 3. Постнеклассическая рациональность характеризуется соотнесенностью знаний не только с активностью субъекта и со средствами познания, но и с ценностно-целевыми структурами деятельности социокультурного характера. 29

Обратная связь

Если не удалось найти и скачать презентацию, Вы можете заказать его на нашем сайте. Мы постараемся найти нужный Вам материал и отправим по электронной почте. Не стесняйтесь обращаться к нам, если у вас возникли вопросы или пожелания:

Email: Нажмите что бы посмотреть 

Что такое ThePresentation.ru?

Это сайт презентаций, докладов, проектов, шаблонов в формате PowerPoint. Мы помогаем школьникам, студентам, учителям, преподавателям хранить и обмениваться учебными материалами с другими пользователями.


Для правообладателей

Яндекс.Метрика