Слайд 1
Философия науки: структура, формы, методы
Слайд 2Специфика научного познания:
1. Установка на исследование законов преобразова-ния объектов (в
отношении природы – естественные и технические науки; в отношении общества – общественные и гуманитарные);
2. Изучение объектов относительно независимо от возможностей их сегодняшнего производственного освоения (наука обслуживает не только современную практику, но нацелена и на возможное применение ее открытий в будущем);
3. Наличие собственного языка (обыденный зык нечеток, неоднозначен и контекстуален);
4. Необходимость в специальной аппаратуре (измерительные приборы, инструменты, установки);
Слайд 35. Системность и обоснованность знания (экспери-ментальный контроль, и выводимость одних знаний
из других);
6. Методология познавательной деятельности (объ-екты в науке всегда даны в системе определенных приемов и методов);
7. Система ценностных ориентаций и целевых уста-новок ученого (самоценность истины и ценность роста знания и его новизны).
3
Слайд 4Уровни научного исследования:
1. Эмпирический;
2. Теоретический;
3. Метатеоретический.
4
Слайд 5Структура эмпирического знания:
1. «Протокольные предложения» (эмпирические выска-зывания, фиксирующие результаты единичных
наблюде-ний с учетом места и времени: «сейчас я вижу зеленое, здесь я чувствую теплое»);
2. Факты (обобщение протоколов, это общие утверждения статистического или универсального характера, утвержда-ют отсутствие или наличие свойств, отношений в иссле-дуемой области);
3. Эмпирические законы (для них характерно временное и пространственное постоянство, носят характер общих высказываний – «все металлы электропроводны»);
4. Феноменологические теории (логически организован-ное множество индуктивных законов и фактов, дают вероятностное знание - термодинамика).
Слайд 6Отличие теоретического от эмпирического: эмпирическое – это обобщение множества высказываний об
эмпирических объектах, дает вероятностное знание;
теоретическое – множество высказываний об идеальных объектах как результате конструктивной деятельности мышления, отражает универсальные связи явлений и дает достоверное знание.
6
Слайд 7Научная теория — это высшая форма организации знания, логически организованное множество
высказываний об идеальных объектах, их свойствах и отношениях. (теория относительности, квантовая теория).
Основные черты научной теории:
1) знание об определенном предмете или группе явлений;
2) объяснение фактов, вскрытие закономерностей их функционирования;
3) прогностическая сила;
4) все ее главные положения должны быть объединены общим началом, основанием.
5) все входящие в теорию положения должны быть обоснованы.
7
Слайд 8Структура теоретического знания:
1) частные теоретические модели и законы, которые выступают
в качестве теорий, относящихся к ограниченной области явлений. Например: законы движения планет вокруг Солнца (законы Кеплера), законы свободного падения тел (законы Галилея);
2) развитые научные теории, включающие частные теоретические законы в качестве следствий, выводимых из фундаментальных законов теории. Например: Механика Ньютона.
Слайд 9Структура метатеоретического знания:
1) общенаучное знание;
2) философские основания науки.
9
Слайд 10общенаучное знание:
1) частнонаучная и общенаучная картины мира
А. Частнонаучная картина мира
- это совокупность господствующих в одной науке представлений о мире.
Б. Общенаучная картина мира - это одна из частнонаучных картин мира, которая является господствующей в науке той или иной эпохи (физическая, основанная на механике Ньютона).
2) гносеологические, методологические, логические и аксиологические принципы (принцип дополнительности, принцип наблюдаемости, определенность, точность, доказательность, системность, практическая полезность) 10
Слайд 11
Философские основания науки
это промежуточный между философией и наукой род знания.
Это высказывания, включающие в свой состав понятия и термины как философские, так и конкретно-научные, например: «Пространство и время классической механики субстанциальны», «Аксиомы евклидовой геометрии интуитивно очевидны».
В соответствии с основными разделами философии выделяют различные типы философских оснований науки: онтологические, гносеологические, методологические, логические, аксиологические, социальные. 11
Слайд 12Объяснение и понимание.
В середине прошлого века В. Дильтей применил различие объяснения
и понимания для разграни-чения «наук о природе» и «наук о духе».
Объяснение — выявление сущности изучаемого предмета, подведение частного случая под общий закон с выявлением причин и условий, источников его развития и механизмов их действия. В естество-знании; абстрактное обобщение, когда теряется уникальность предмета.
Научное объяснение должно отвечать двум требова-ниям:
1) адекватности;
2) принципиальной проверяемости. 12
Слайд 13Объяснения делятся на :
1. фактологические (факты)
2. номологические (законы)
3. теориологические (теории)
13
Слайд 14Понимание — активная процедура постижения смысла явлений в их уникальности.
1.
Важнейший принцип — конкретность, учет обстоя-тельств, ситуации, контекста.
2. Понимание происходит в условиях общения, коммуника-ции и диалога.
3. Это метод социальных и гуманитарных наук.
4. Ключевая единица понимания – концепт, в котором син-тезируются память, воображение, суждение, оценка.
5. Осмысление может выступать в двух ракурсах:
1) как приобщение к смыслам человеческой деятельности (связано с постижением мира других людей, их мыслей и переживаний);
2) как смыслообразование ( связано с организацией собственного бытия.
Слайд 15Методы научного познания.
Метод – это совокупность приемов и операций, направленных на
теоретическое или практическое освоение действительности.
Современная научная методология восходит к поискам универсального метода познания 17 века, оформившим основные методологические линии: эмпиризма (Бэкон) и рационализма (Декарт, Лейбниц)
15
Слайд 16Методы научного познания:
специальные: применимы только в отдельных науках (спектральный анализ в
физике);
общенаучные: характеризуют ход познания во всех науках (эксперимент, наблюдение, моделирование);
универсальные: характеризуют мышление в целом и применимы во всех сферах познания человека (индукция, дедукция, принцип диалектической противоречивости, принцип историзма).
Слайд 17
Общенаучные методы:
1. Методы эмпирического познания:
а) наблюдение: целенаправленное восприятие дей-ствительности, предполагающее постановку
задачи, методику, планирование и контроль за результатами;
б) сравнение: способ организации наблюдения по выявлению сходства и различия в объектах;
в) измерение: процедура определения численного значения величины посредством единицы измере-ния, предполагает масштаб, алгоритм и измерительное устройство;
г) эксперимент: изучение объекта путем создания искусственных условий для получения информации о его свойствах. 17
Слайд 182. Методы теоретического познания:
а) аксиоматический: опирается на систему аксиом и позволяет
через дедукцию получить новое знание (применим в логико-математических науках);
б) идеализация: представление объекта в совершен-ном виде, лишенном случайных, негативных признаков (точка, линия, абсолютный газ);
в) гипотетико-дедуктивный: опирается на обобща-ющую силу гипотетических конструкций;
г) формализация: совокупность операций, позволя-ющих превратить содержание теории в систему символов и формул, подчиненных определенным правилам (математическая логика).
Слайд 19Универсальные общелогические методы научного познания:
а) анализ: деление объекта на его составляющие
с целью выявления существенных свойств и связей, их роли в целостном объекте;
б) синтез: восстановление целостности объекта че-рез соединение ранее выделенных свойств и связей;
в) абстрагирование: мысленное отвлечение от одних свойств объекта с целью выделения других;
г) обобщение: установление общих свойств родственных объектов при переходе от менее общего понятия или суждения к более общему;
19
Слайд 20д) индукция: метод опытного перехода от частного знания к общему знанию
и выводу;
е) дедукция: метод умозрительного перехода от общего к частному, когда из общих посылок выводится частное знание;
ж) аналогия: прием, при котором на основе сходства объектов по одним признакам делают вывод об их сходстве и по другим, еще не исследованным;
з) моделирование: прием познания объекта (оригинала) через создание и изучение его копии (модели).
Слайд 21
Критерии научности:
1) объективность как совпадения знания с объектом;
2) предметность как фиксация
определенного фрагмента реальности;
3) строгость, доказательность;
4) эвристичность, новизна;
5) взаимосвязь результатов науки с имеющимися знаниями;
6) логическая организованность, непротиворечивость;
7) эстетическая организованность, гармоничность;
8) верификация как опытная подтверждаемость на основе проверки;
9) фальсифицируемость как возможность опровержения в процессе развития науки в случае встречи с контрпри-мерами. 21
Слайд 22
Научное и вненаучное знание:
Различные отклонения от критериев научности, принадле-жащие вненаучному знанию,
можно разделить на:
а) паранаучное знание, связанное с объяснением, несовмес-тимым с существующими гносеологическим стандартами (алхимия);
б) лженаучное знание, эксплуатирующее домыслы и предрассудки, основанные на неграмотности и конъюнктурности (расистские теории, снежный человек);
в) квазинаучное знание, вербующее сторонников через при-нуждение в условиях жесткой идеологии и недопустимости критики (теории Лысенко);
г) антинаучное знание, сознательно искажающее представление о действительности (лекарство от всех болезней);
Слайд 23
Концепции развития науки:
Существуют две модели развития науки:
а) кумулятивная: эволюционный процесс,
обычно приводит к количественным изменениям, когда к накопленной сумме истинных положений постепенно добавляются новые утверждения (Мах, Конт);
б) антикумулятивная: процесс революционного характера, приводит к качественным изменениям, когда развитие знания происходит вследствие научных революций (Кун, Поппер, Фейерабенд).
23
Пол Фейерабенд
Эпистемологический анархизм:
принцип пролиферации (размножения) теорий позволяет создавать теории, несовместимые с принятыми, ибо однообразие подвергает огра-ничению свободное развитие мысли. Плюрализм равноправных теорий свидетельствует о развитии науки
24
Слайд 25
Движущие силы науки
Существуют две концепции:
а) интернализм: главная движущая сила –
прису-щие науке внутренние цели, средства и законо-мерности. Научное знание – саморазвивающаяся система, независимая от социокультурных условий (Койре, Лакатос, Поппер);
б) экстернализм: движущая сила – социальные по-требности и культурные ресурсы общества. Научн-ое знание замкнуто на практические интересы и проблемы общества – инженерные, технические, экономические, гуманитарные (Гессен, Кун, Фейерабенд). 25
Карл Поппер
Рост научного знания состоит в выдвижении смелых гипотез и наилучших теорий и осуществлении их опровержений, в результате чего и решаются научные проблемы. Рост научного знания осуществляется методом проб и ошибок, и есть способ выбора теории в определенной проблемной ситуации.
Научная теория должна: 1) исходить из простой новой идеи; 2) быть проверяемой; 3) плодотворной
26
Томас Кун
Т. Кун
Развитие науки происходит на основе смены обще-научных парадигм. Парадигма – комплекс фундамен-тальных научных достижений. Периоды нормальной науки, когда исследования опираются на прочный фундамент ранее полученных достижений, сотряса-ются по мере накопления новых открытий научны-ми революциями, когда пересматривается научная парадигма, и ученое сообщество обращается в но-вую «научную веру». 27
Слайд 28
Научные революции
1. Научная революция 17 века, связанная с появле-нием классического естествознания
на основе галилеево-ньютонианской картины мира;
2. Научная революция конца 18 – начала 19 веков, связанная с дисциплинарной организацией и дифференциацией науки;
3. Научная революция конца 19 – начала 20 веков, связанная с неклассической наукой, основанной на теории относительности и квантовой механике;
4. Научная революция конца 20 века, связанная с внедрением информационных технологий. 28
Слайд 29
Типы рациональности
Глобальные научные революции оказывают влияние на изменение типов рациональности, менявшихся
с течением времени:
1. Классическая рациональность связана с идеалом научной объективности знания, освобожденного от субъективных качеств человека. Место реального человека, занимал абстрактный субъект познания;
2. Неклассическая рациональность характеризуется не ис-ключением всех субъективных помех, а уточнением их роли и влияния. Учитывается активность человека в процессе познания, характер средств и операций его деятельности;
3. Постнеклассическая рациональность характеризуется соотнесенностью знаний не только с активностью субъекта и со средствами познания, но и с ценностно-целевыми структурами деятельности социокультурного характера. 29