Слайд 2Спичрайтинг
Находится на стыке гуманитарных дисциплин: общего языкознания, культурологии, лексикологии, стилистики, административной
риторики, основ делового общения
Дает представления об эффективных технологиях создания убедительного текста для публичных выступлений
Слайд 3Соотношение понятий спичрайтинга и риторики
Спичрайтинг - особая PR-технология, консалтинг того
или иного лица по вопросам организации публичного выступления, а также создание текстов для этого выступления
профессиональное написание текстов для публичных выступлений
риторика — наука, которая учит «изобретать, располагать и выражать мысли»
Слайд 4Основной принцип спичрайтинга
подлинным автором написанного спичрайтером текста должен быть сам выступающий
(оратор)
в тексте речи должно быть то, что оратор сказал бы данной аудитории сам, если бы у него было время на подготовку и специальные навыки
Слайд 51. Этап сбора информации
Интервью с будущим оратором
Необходимо получить информацию:
каковы цели выступающего?
как оратор видит свои отношения с аудиторией и возможности их развития?
что он хотел бы сказать, какие при меры из личного опыта привести?
Слайд 6Интервью с оратором
установочное интервью, с которого начинается подготовка речи, дает спичрайтеру
возможность изучить и «поймать» стиль речи и мышления оратора
Слайд 7Основные характеристики индивидуального стиля оратора
языковые особенности речи оратора (словарь)
особая манера общения
оратора с аудиторией (манера общения)
Слайд 82. Анализ речевой ситуации
анализ целевой аудитории, времени, места и повода речи
Целевая
аудитория — группа лиц, на которых направлено речевое воздействие. Оценивается по параметрам:
1) численность и степень единства;
2) эмоциональное состояние;
3) компетентность в обсуждаемых вопросах;
4) социально-демографические характеристики;
5) отношение к предмету речи;
6) отношение к оратору.
Слайд 9Речевая ситуация определяется
Типом (официальная, неофициальная, полуофициальная)
Особенностью речи (подготовленная, спонтанная)
Слайд 103. ОПРЕДЕЛЕНИЕ ЦЕЛИ, ГЛАВНОЙ ИДЕИ
И ТЕМЫ РЕЧИ
Цель - идеальное, мысленное
представление результата поведения и сознательной деятельности, их мотив. Осознанный образ предвосхищаемого результата.
Целью речи может быть убеждение, информирование или побуждение к действию
Слайд 11Особенность цели публичной речи
1. Оратор убеждает аудиторию принять какую-либо позицию, информирует
о чем-либо или призывает к каким-либо действиям
2. Оратор использует выступление для формирования, закрепления или изменения своего имиджа или имиджа организации, которую он представляет.
Слайд 12Идея речи
Определить идею речи – ответить на вопрос, каким образом предполагается
достижение цели
Идея – главная мысль речи, замысел или наиболее существенная часть замысла, вытекающая из целостного восприятия текста речи
Другими словами – для чего оратор говорит с аудиторией
Слайд 13Тема речи
Тема - основной предмет речи, явление или круг явлений действительности,
отражаемых в тексте.
Тема речи = КРС+ МОП
Конкретная реальная ситуация
+
Масштабная общественная проблемв
Слайд 144.Подготовка первого варианта речи
«изобретение» содержания
А) выбор моделей развития мысли (топов/топосов)
«род и
вид», «целое и части», «определение», «свойства», «сопоставление», «причина и следствие», «обстоятельства», «пример» и «свидетельство
Слайд 15Логический каркас
Логический каркас, которым обладает речь, включает в себя три
элемента: тезис, аргументы и обобщение (выводы)
Тезис формулирует основную мысль высказывания
Слайд 16Логический каркас
текст речи
- это пирамида
вершина – главный тезис, опирающийся на второстепенные, каждый из которых имеет свои аргументы
Слайд 17Требования к тезису речи:
должен быть четким,
неизменным на протяжении всего изложения
должен вытекать из аргументов, подтверждаться ими
Слайд 18«Изобретение содержания»
Включает в себя подбор аргументов
Аргументы – это элементы рассуждения,
которые призваны подтвердить тезис
к реальности (фактологические), к разуму (рациональные), к норме (нормативные) и к личности (оценочные)
Слайд 19Требования к аргументам речи
1) истинность, очевидная для аудитории (истинность оценочных аргументов
в глубине знания психологии и законов развития общества)
2) достаточность
3) непротиворечивость друг другу
Слайд 20Расположение мыслей (композиция)
1. проблема — причина — следствие — решение
2. хронологическая,
количественная, географическая, психологическая последовательность
3. вступление, положение, разделение, изложение, подтверждение, опровержение, обобщение и побуждение
4. хрия (положение, изъяснение этого положения, объяснение его причины, доводы от противного, сравнение, примеры, свидетельства и заключение)
Слайд 21Словесное выражение
отбираются речевые средства, которые позволяют точно, ясно и уместно передать
смысл высказывания в соответствии с языковыми нормами условиями общения
выбираются тропы и фигуры речи
Слайд 225. «ДОВОДКА» ТЕКСТА РЕЧИ ПОД ОРАТОРА (ОКОНЧАТЕЛЬНЫЙ ВАРИАНТ)
Чтение оратором текста речи
ВСЛУХ
В текст вносятся исправления, предложенные оратором или спичрайтером, если речь звучит неестественно или сложно воспринимается
Слайд 236. ОРГАНИЗАЦИЯ ВЫСТУПЛЕНИЯ
Определяется, прочтет ли оратор текст речи целиком или воспользуется
карточками с основными идеями, цифрами, именами и цитатами.
Карточки хороши для опытных ораторов: они дают больше свободы, больше возможности сделать речь естественной
Слайд 24Рекомендации Джеймса Хьюмза
1) печатать речь не сплошным текстом, а короткими строками,
заканчивающимися в том месте, где должна быть пауза
2) тренировать оратора читать речь следующим образом: посмотреть на строку и запомнить ее, поднять глаза на аудиторию и сделать паузу, произнести эту строку, за-тем снова опустить глаза на текст, чтобы ухватить следующую строку,
Слайд 25Визуальные средства,
сопровождающие речь
Визуальные средства помогают представить идеи речи более наглядно:
слайды PowerPoint,
схемы, таблицы или рисунки, показываемых при помощи проектора
предметы, которые уместно продемонстрировать во время речи
Слайд 26Подготовка выступления:
Когда оратор готовится выступить на чужой территории, спичрайтеру необходимо заранее
увидеть помещение, где будет произноситься речь, и познакомиться с представителями принимающей стороны
Слайд 27Задачи PR-специалиста на этапе подготовки выступления
выяснить, что будет происходить до и
после выступления, кто еще будет произносить речи
узнать, кто будет представлять оратора
написать текст для представляющего и заранее вручить ему
обеспечить точность фактической информации (имя, должность, титулы, биографические данные оратора) и соответственно расставить нужные акценты
Слайд 28Необходимо удостовериться
в помещении имеются все необходимые технические средства
они находятся в исправном
состоянии
компьютерные файлы (при использовании PowerPoint) отображаются правильно
микрофон работает НОРМАЛЬНО
Учитывать: физический дискомфорт слушателей негативно повлияет на восприятие речи
Слайд 29Почему важно присутствие спичрайтера на мероприятии?
Чтобы в последний момент внести в
текст речи необходимые изменения
Чтобы ответить на выступление предыдущего оратора или учесть внезапно изменившуюся ситуацию
Спичрайтер имеет возможность следить за реакцией аудитории и оценить успешность всей речи или ее фрагментов.
Нужна ли видеозапись?