Философия истории презентация

Содержание

1. Основные подходы к анализу развития общества Все философы согласны в том, что общество изменяется, но по поводу причин, источников, характера и направленности этих изменений существуют различные точки зрения

Слайд 1Философия истории
1. Основные подходы к анализу развития общества
2. Проблема направленности и

критериев общественного развития

Слайд 2 1. Основные подходы к анализу развития общества
Все философы согласны в том,

что общество изменяется, но по поводу причин, источников, характера и направленности этих изменений существуют различные точки зрения
В социальной философии сложилось три основных подхода к пониманию развития общества:
Формационный подход
Цивилизационный подход
Культурологический подход

Формационный подход (К. Маркс, Ф. Энгельс, В.И. Ленин и др.):
общество в своём развитии проходит через определённые, сменяющие друг друга этапы – общественно-экономические формации


Слайд 3 1. Основные подходы к анализу развития общества
Уже пройдены
первобытнообщинная,
рабовладельческая,
феодальная,


идет капиталистическая и высшей формацией станет
коммунистическая (первой фазой которой является социализм)
Общественно-экономическая формация – это исторический тип общества, основанный на определённом способе производства
Способ производства включает в себя производительные силы и производственные отношения
Производительные силы – средства производства и люди с их знаниями и практическим опытом в сфере экономики


Слайд 4 1. Основные подходы к анализу развития общества
Средства производства включают в себя


предметы труда (то, что обрабатывается в процессе труда – земля, сырьё, материалы) и
средства труда (то, с помощью чего обрабатываются предметы труда – инструменты, оборудование, техника, производственные помещения)
Производственные отношения – это отношения, которые возникают в процессе производства и зависят от формы собственности на средства производства
Зависимость производственных отношений от формы собственности на средства производства выражается в том, кому принадлежит результат производства – произведенный продукт, сообществу людей или частному собственнику средств производства

Слайд 5 1. Основные подходы к анализу развития общества
Существует закономерность:
производительные силы развиваются

быстрее, чем производственные отношения
Совершенствуются средства труда, знания и навыки человека, занятого в производстве
Со временем возникает противоречие:
старые производственные отношения начинают сдерживать развитие новых производительных сил
Для того чтобы производительные силы имели возможность развиваться дальше, необходима замена старых производственных отношений новыми
Когда это происходит, меняется и общественно-экономическая формация

Слайд 6 1. Основные подходы к анализу развития общества
Переход от одной общественно-экономической формации

к другой осуществляется на основе социальной революции
Экономической основой социальной революции является углубляющийся конфликт между вышедшими на новый уровень и приобретшими новый характер производительными силами общества и устаревшей, консервативной системой производственных отношений
Этот конфликт в политической сфере проявляется в усилении непримиримых социальных противоречий (антагонизмов) и обострении классовой борьбы между господствующим классом, заинтересованным в сохранении существующего строя, и угнетенными классами, требующими улучшения своего положения
Революция приводит к смене господствующего класса


Слайд 7 1. Основные подходы к анализу развития общества
Победивший класс осуществляет преобразования во

всех сферах общественной жизни и таким образом создаются предпосылки для формирования новой системы социально-экономических, правовых и иных общественных отношений, нового сознания и т. д.
Так образуется новая формация
Классовая борьба объявлялась важнейшей движущей силой истории, а революции К. Маркс называл «локомотивами истории»


Слайд 8 1. Основные подходы к анализу развития общества
Ведущую роль в общественном развитии

играют исторические закономерности, объективные законы, в рамках которых и действует человек
Формационный подход исходит из того, что развитие всего общества, всех стран и народов идёт по одним и тем же ступеням
Это один из недостатков формационного подхода
Как показывает история, далеко не все страны вписываются в ту “стройную” схему
Например, во многих странах не было рабовладельческой общественно-экономической формации
А что касается стран Востока, то их историческое развитие вообще было своеобразным
К. Маркс придумал понятие “азиатский способ производства”



Слайд 9 1. Основные подходы к анализу развития общества
Другие недостатки:
Формационный подход под

все сложные общественные процессы подводит экономическую основу, что не всегда корректно, а также
отодвигает роль человеческого фактора в истории на второй план, отдавая приоритет объективным законам
Формационный подход абсолютизирует роль конфликтных отношений, в том числе и насилия, в историческом процессе
Формационный подход содержит элементы провиденциализма и социального утопизма
К. Маркс и его ученики затратили много усилий для доказательства неотвратимости наступления эры коммунизма, в которой каждый будет вносить свое достояние по способностям, а получать от общества по потребностям

Слайд 10 1. Основные подходы к анализу развития общества
Достижение коммунизма означает достижение человечеством

царства Божия на Земле
Утопический характер этой схемы обнаружился в последние десятилетия существования Советской власти и социалистической системы
Подавляющее большинство народов отказалось от «строительства коммунизма»


Слайд 11 1. Основные подходы к анализу развития общества
Цивилизационный подход к развитию общества

(П.А. Сорокин, К. Ясперс, А. Тойнби и др.)
Слово “цивилизация” происходит от латинского “civis”, что означает “городской, государственный, гражданский”
Уже в античные времена оно противопоставлялось понятию “silvaticus” – “лесной, дикий, грубый”
В дальнейшем понятие “цивилизация” приобрело различные значения, возникло множество теорий цивилизации
В эпоху Просвещения под цивилизацией стали понимать высокоразвитое общество, имеющее письменность и города
Арнольд Тойнби называл цивилизацией устойчивую общность людей, объединённых духовными традициями, сходным образом жизни, географическими, историческими рамками


Слайд 12 1. Основные подходы к анализу развития общества
Существуют две основные разновидности теорий

цивилизации
Теории стадиального развития цивилизации (К. Ясперс, П. Сорокин, У. Ростоу, О. Тофлер и др.) рассматривают цивилизацию как единый процесс прогрессивного развития человечества, в котором выделяются определённые этапы (стадии)
Этот процесс начался в глубокой древности, когда человечество перешло от первобытности к цивилизованности
Он продолжается и в наши дни
За это время произошли большие общественные изменения, которые затронули социально-экономические, политические отношения, культурную сферу

Слайд 13 1. Основные подходы к анализу развития общества
У. Ростоу создал теорию стадий

экономического роста
Таких стадий он выделял пять:
1. Традиционное общество
Существуют аграрные общества с довольно примитивной техникой, преобладанием сельского хозяйства в экономике, сословно-классовой структурой и властью крупных земельных собственников
2. Переходящее общество
Растёт сельскохозяйственное производство, появляется новый вид деятельности – предпринимательство и соответствующий ему новый тип предприимчивых людей
Складываются централизованные государства, усиливается национальное самосознание
Таким образом, созревают предпосылки для перехода общества на новую ступень развития


Слайд 14 1. Основные подходы к анализу развития общества
3. Стадия “сдвига”
Происходят промышленные революции,

за которыми следуют социально-экономические и политические преобразования.
4. Стадия “зрелости”
Идёт научно-техническая революция, растёт значение городов и численность городского населения.
5. Эра “высокого массового потребления”
Наблюдается значительный рост сферы услуг, производства товаров потребления и превращение их в основной сектор экономики



Слайд 15 1. Основные подходы к анализу развития общества
Теории локальных (локальный с лат.

– “местный”) цивилизаций ( А. Тойнби) исходят из того, что существуют отдельные цивилизации, большие исторические общности, которые занимают определённую территорию и имеют свои особенности социально-экономического, политического и культурного развития
Локальные цивилизации – это своего рода элементы, составляющие общий поток истории
Они могут совпадать с границами государства (китайская цивилизация), а могут включать в себя несколько государств (западноевропейская цивилизация)
Локальные цивилизации представляют собой сложные системы, в которых взаимодействуют друг с другом разные компоненты:
географическая среда, экономика, политическое устройство, законодательство, религия, философия, литература, искусство, быт людей и т.д.



Слайд 16 1. Основные подходы к анализу развития общества
Каждый из этих компонентов несёт

на себе печать своеобразия той или иной локальной цивилизации
Это своеобразие весьма устойчиво
Конечно, с течением времени цивилизации меняются, испытывают внешние воздействия, но остаётся некая основа, “ядро”, благодаря которому одна цивилизация всё равно отличается от другой
Арнольд Тойнби считал, что история – нелинейный процесс
Это процесс зарождения, жизни и гибели не связанных друг с другом цивилизаций в различных уголках Земли
Тойнби подразделял цивилизации на основные и локальные
Основные цивилизации (например, шумерская, вавилонская, эллинская, китайская, индусская, исламская, христианская и др.) оставили яркий след в истории человечества и косвенно повлияли на другие цивилизации

Слайд 17 1. Основные подходы к анализу развития общества
Локальные цивилизации замыкаются в национальных

рамках, их около тридцати: американская, германская, русская и др.
Движущими силами цивилизации Тойнби считал:
вызов, брошенный цивилизации извне (невыгодное географическое положение, отставание от других цивилизаций, военная агрессия);
ответ цивилизации в целом на этот вызов;
деятельность великих людей, талантливых, “богоизбранных” личностей
Существует творческое меньшинство, которое ведёт за собой инертное большинство, чтобы дать ответ на вызовы, брошенные цивилизации
В то же время инертное большинство склонно “тушить”, поглощать энергию меньшинства
Это ведёт к прекращению развития, застою



Слайд 18 1. Основные подходы к анализу развития общества
Таким образом, каждая цивилизация проходит

через определённые этапы:
зарождение,
рост,
надлом и
дезинтеграция, завершающаяся смертью и полным исчезновением цивилизации
Обе теории – стадиальная и локальная – дают возможность по-разному увидеть историю
В стадиальной теории на первый план выходит общее – единые для всего человечества законы развития
В теории локальных цивилизаций – индивидуальное, разнообразие исторического процесса


Слайд 19 1. Основные подходы к анализу развития общества
Во второй половине складываются теории

мировой цивилизации и основных стадий ее развития (Д. Белл, О. Тоффлер и др.)
Концепция постиндустриального общества сформулирована в книге Д. Белла «Грядущее постиндустриальное общество»
В истории человечества выделяются три фазы:
доиндустриальная (аграрная форма общества);
индустриальная (технологическая форма общества);
постиндустриальная (социальная стадия)


Слайд 201. Основные подходы к анализу развития общества
В доиндустриальном обществе производство в

качестве основного ресурса использует сырье, извлекает продукты из природных материалов, интенсивно использует труд
В индустриальном обществе производство в качестве основного ресурса использует энергию, серийно производятся товары массового потребления, интенсивно используется капитал
Важнейшими общественными институтами
доиндустриального общества являются церковь и армия,
индустриального — корпорация и фирма
Аграрные, индустриальные и постиндустриальные общества не являются стадиями общественного развития, а представляют собой сосуществующие формы организации производства и его основные тенденции


Слайд 211. Основные подходы к анализу развития общества
Промышленная фаза начинается в Европе

с XIX в. Постиндустриальное общество не вытесняет остальные формы, а добавляет новый аспект, связанный с использованием информации, знания в общественной жизни
Важнейший институт постиндустриального общества — университет как форма производства знания
Социальная структура постиндустриального общества теряет ярко выраженный классовый характер, собственность перестает быть основой социальной структуры, класс капиталистов вытесняется правящей элитой, обладающей высоким уровнем знания и образования
Становление постиндустриального общества в ведущих странах мира связывают с распространением в 70-х годах XX в. информационных технологий, радикально повлиявших на производство, а следовательно, и на сам образ жизни



Слайд 221. Основные подходы к анализу развития общества
В постиндустриальном обществе происходит переход

от производства товаров к производству услуг, возникает новый класс технических специалистов, которые становятся консультантами, экспертами политиков
Постиндустриальное общество характеризуется:
1) широкими торговыми отношениями между странами;
2) большим излишком товаров, доступных среднему человеку;
3) "информационным взрывом" (резким возрастанием роли и значения знаний и информации в обществе);
4) возникновением "глобальной деревни" ("сближением" стран и народов благодаря мгновенным всемирным коммуникациям)
Кризис современного капиталистического общества вызван разрывом между принципами рационалистически ориентированной экономики и гуманистически ориентированной культурой


Слайд 231. Основные подходы к анализу развития общества
Способом выхода из кризиса должен

стать переход от господства капиталистических корпораций к научно-исследовательским организациям, от капитализма к обществу знаний
Происходит
переход от товаропроизводящего хозяйства к экономике услуг,
повышение роли образования,
изменение структуры занятости и ориентации человека,
становление новой мотивации деятельности,
радикальное изменение социальной структуры,
развитие принципов демократии,
формирование новых принципов политики,
переход к нерыночной экономике благосостояния

Слайд 241. Основные подходы к анализу развития общества
О. Тоффлер (род. 1928) «Шок

будущего»
Человечество в своем развитии пережило три волны радикальных преобразований:
1) аграрную революцию, превратившую кочевников в крестьян («первая волна»);
2) индустриальную революцию, превратившую аграрное общество в индустриальное («вторая волна»);
3) технологическую революцию, связанную с началом компьютерной эры и переходом к информационному обществу («третья волна»)
Причиной современного кризиса является переход общества к цивилизации «третьей волны»
Третья волна радикальных преобразований должна привести к непрерывному обновлению социальных отношений и созданию сверхиндустриальной цивилизации


Слайд 251. Основные подходы к анализу развития общества
О. Тоффлер выделил три типа

обществ:
1) традиционное (аграрное);
2) капиталистическое (индустриальное);
3) современное (информационное)
Основные характеристики индустриальной технологии, основанной на старом типе техники и разделения труда:
централизация,
гигантизм и
единообразие, сопровождающиеся
угнетением,
убожеством,
нищетой и
экологическими катастрофами



Слайд 261. Основные подходы к анализу развития общества
Преодоление пороков индустриализма возможно в

будущем, в современном обществе, основными принципами которого будут:
1) готовность и стремление к развитию, изменению;
2) высокий уровень социальной мобильности;
3) рыночный механизм регулирования поведения индивида в обществе;
4) рациональное развитие, основанное на научных знаниях и информации;
5) доминирование в общественном мировоззрении критицизма, рационализма и индивидуализма;
6) отсутствие конкретных предписаний и запретов, эрозия морали и права
Современное общество может выжить в существующих конфликтах и глобальной напряженности лишь при условии перехода к новым ценностям и новым формам социальности


Слайд 271. Основные подходы к анализу развития общества
Ускорение социальных и технологических изменений

оказывает шоковое воздействие на индивида и общество, затрудняет адаптацию человека в меняющемся мире
Главным условием является революция в мышлении
Социальные изменения обусловлены изменениями в технике, которая определяет тип общества и тип культуры, причем это влияние осуществляется волнообразно
Третья технологическая волна существенным образом меняет образ и стиль жизни, тип семьи, характер работы, любви, общения, формы экономики, политики, сознания
Переосмысливаются понятия «занятость», «рабочее место», «безработица», получают распространение бесприбыльные организации в сфере гуманитарного развития, происходит отказ от диктата рынка, от узкоутилитарных ценностей, результатом которых являются гуманитарные и экологические катастрофы

Слайд 28 1. Основные подходы к анализу развития общества
Цивилизационный подход имеет ряд сильных

сторон:
1) Цивилизационный подход представляет человека ведущим творцом истории, большое внимание уделяет духовным факторам развития общества, уникальности истории отдельных обществ, стран и народов
2) его принципы применимы к истории любой страны или группы стран
Этот подход ориентирован на познание истории общества, с учетом специфики стран и регионов
Отсюда проистекает универсальность данной методологии
3) представление о развитии общества как многолинейном, многовариантном процессе;
4) предполагает целостность, единство развития человеческого общества
Цивилизации как целостные системы сопоставимы друг с другом





Слайд 29 1. Основные подходы к анализу развития общества
В результате такого подхода развитие

страны, народа, региона, рассматривается не само по себе, а в сравнении с развитием других стран, народов, регионов, цивилизаций
5) выделение определенных критериев развития цивилизации позволяет оценить уровень достижений тех или иных стран, народов и регионов, их вклад в развитие мировой цивилизации;
Слабость же методологии цивилизационного подхода состоит в аморфности критериев выделения типов цивилизации
Это выделение осуществляется по набору признаков, которые, с одной стороны, должны носить достаточно общий характер, а с другой, позволяли бы обозначить специфические особенности, характерные для многих обществ

Слайд 30 1. Основные подходы к анализу развития общества
Культурологический подход к развитию общества

сложился в середине XVIII в.
Он близок к цивилизационному подходу, частично совпадает с ним
За три столетия его содержание существенно изменилось, стало более многообразным и объяснение самой культуры
"Культура" - самый распространенный термин в современном обыденном и научном языке
Считается, что он связан с обозначением возделывания, обработки, усовершенствования человеком почвы, земли, а также со словом "культ" - религиозным действием по отправлению веры
Первоначальный смысл термина "культура" подчеркивал очеловечивание природы как среды обитания людей и источника получения средств жизни, а также развитие религиозного сознания




Слайд 31 1. Основные подходы к анализу развития общества
Постепенно вырабатывается иной смысл данного

понятия, где делается акцент на значение "преобразовывать", "заботиться", "воспитывать", на необходимость культивировать самого человека, развивать и совершенствовать его задатки и способности с помощью учения и воспитания
Греческие софисты приводили сравнение:
подобно тому как в земледелии для получения хорошего урожая должны соединиться вместе хорошая почва, хорошие семена и хороший хозяин, так и для воспитания человека необходимо сочетание задатков, знаний и действий воспитателя, которые помогут формировать воспитанника так же, как земледелец заботливо выращивает растение

Слайд 32 1. Основные подходы к анализу развития общества
В научный оборот понятие культуры

ввел римский оратор Цицерон в I в. до н.э.
Он употреблял его применительно к культуре ума
Цицерону принадлежит знаменитое выражение:
"Культура ума есть философия"
В его представлении культура - это формирование духовного мира человека, приобретение им знаний, совершенствование мудрости
Становление культурологического подхода к развитию общества произошло на рубеже 19 и 20 вв. (Н.Я. Данилевский, М. Вебер, О. Шпенглер, Д. Уилкинс,)


Слайд 331. Основные подходы к анализу развития общества
Н. Я. Данилевский («Россия и

Европа») создает теорию культурно-исторических типов
В ней рассмотрены основные принципы и законы зарождения, расцвета и угасания культуры как органической целостности
Он представлял человеческую историю разделенной на отдельные и обширные единицы — «историко-культурные типы», или цивилизации
Видел ошибку историков в том, что они рассматривали современный им Запад в качестве высшей, кульминационной стадии и конструировали линейную хронологию эпох (древняя — средневековая — современная) как приближающуюся к этой своей кульминации






Слайд 34 1. Основные подходы к анализу развития общества
В реальности общей хронологии для

различных цивилизаций не существует:
нет единого события, которое могло бы разумно разделить судьбу всего человечества на периоды, которое означало бы одно и то же для всех и было бы одинаково важным для всего мира
Ни одна цивилизация не является лучшей или более совершенной, каждая имеет свою внутреннюю логику развития и проходит различные стадии в только ей свойственной последовательности
«Каждая цивилизация возникает, развивает собственную морфологическую форму, собственные ценности, обогащая тем самым общую сокровищницу человеческих культурных достижений, и затем уходит, не получая продолжения в своей специфической и сущностной форме»
Историю творят люди, но их исторические роли различны

Слайд 35 1. Основные подходы к анализу развития общества
Существуют три типа исторических действующих

лиц (агентов):
I. Позитивные действующие лица истории, т. е. те общества (племена, люди), которые создали великие цивилизации (отдельные историко-культурные типы)
египетскую,
ассиро-вавилонскую,
китайскую,
индийскую,
персидскую,
еврейскую,
греческую,
римскую,
арабскую и
германо-романскую (европейскую);


Слайд 36 1. Основные подходы к анализу развития общества
II. Негативные действующие лица истории,

которые играли деструктивную роль и способствовали окончательному крушению разлагавшихся, приходивших в упадок цивилизаций (например, гунны, монголы, тюрки);
III. Есть люди и племена, у которых отсутствует творческое начало
Люди и племена, у которых отсутствует творческое начало, представляют лишь «этнографический материал», используемый творческими обществами для построения собственных цивилизаций
Иногда после распада великих цивилизаций составляющие их племена возвращаются на уровень «этнографического материала» — пассивной, распыленной популяции


Слайд 37 1. Основные подходы к анализу развития общества
Цивилизации проявляют свою творческую сущность

лишь в избранных областях, т. е. они концентрируются на каких-то индивидуальных, характерных только для них областях и темах:
для греческой цивилизации — красота,
для семитской — религия,
для римской — закон и администрация,
для китайской — практика и польза,
для индийской — воображение, фантазия и мистицизм,
для германо-романской — наука и технология
Существует типичный цикл развития, наблюдаемый в судьбе каждой великой цивилизации
Фаза возникновения и кристаллизации, когда цивилизация зарождается, принимает различные форму и образ, утверждает свою культурную и политическую автономность и общий язык
Время ее продолжительности различно – от нескольких десятков до нескольких сотен лет

Слайд 38 1. Основные подходы к анализу развития общества
2. Фаза процветания (400—600 лет),

когда цивилизация полностью развивается и раскрывается ее творческий потенциал
Она заканчивается, когда запас творческих сил исчерпывается 3. Фаза распада и вырождения
Недостаток творческих сил, застой и постепенный распад цивилизации означает конечную фазу цикла
Европейская (германо-романская) цивилизация вошла в фазу распада и вырождения, что выразилось в нескольких симптомах:
растущем цинизме,
секуляризации,
ослаблении инновационного потенциала,
ненасытной жажде власти и доминирования над миром
В будущем предстоит расцвет русско-славянской цивилизации


Слайд 39 1. Основные подходы к анализу развития общества
Основное внимание уделено сравнительному анализу

двух типов культуры:
славянского и
романо-германского
Романо-германская культура достигла фазы угасания, молодая славянская культура полна творческих сил, задача России — реализовать ее творческие возможности
Конфронтация этих двух типов в экономическом, политическом, дипломатическом, духовном, религиозном, психическом отношениях может привести к реальному военному конфликту
Задача России — возглавить процесс созидания восточно-славянского культурного типа

Слайд 401. Основные подходы к анализу развития общества
Освальд Шпенглер (1880—1936)
работа «Закат

Западного мира»
(часто переводят как «Закат Европы»)
В истории нет линейного процесса, есть, скорее, ряд отдельных, уникальных «высших культур», «процветающих на фоне определенного ландшафта, к которому они привязаны как растения»
Реализовав «всю сумму возможностей в форме людей, языков, догм, искусств, государств, наук, они умирают»
История является «коллективной биографией таких культур»
Каждая культура переживает циклы
детства,
юношества,
зрелости и
старости
Она возникает, растет и, выполнив свое предназначение, умирает





Слайд 41 1. Основные подходы к анализу развития общества
Фаза старости (упадка) культуры и

порождает цивилизацию
Старея, превращаясь в цивилизацию, культура проявляет определенные качества:
космополитизм вместо местной перспективы,
городские связи вместо кровных уз,
научный и абстрактный подход вместо естественной религиозной чувственности,
массовые ценности вместо народных,
деньги вместо истинных ценностей,
секс вместо материнства,
политика грубой силы вместо консенсуса
Такое состояние упадка или агонии может длиться долго, но когда-то культура все же распадается и исчезает




Слайд 42 1. Основные подходы к анализу развития общества
Шпенглер выделил восемь «высших культур»:


египетскую,
вавилонскую,
индийскую,
китайскую,
классическую (греко-римскую),
арабскую,
мексиканскую и
западную
Каждая из цивилизаций имела свою доминантную тему, которая воплощалась во всех ее компонентах, определяя характер науки, искусства, обычаев, привычек и т. д.

Слайд 43 1. Основные подходы к анализу развития общества
Тема греко-римской культуры — культ

чувственного, тема Аполлона
В китайской культуре — это «дао», неопределенный, блуждающий, многолинейный «путь» жизни
Для западной культуры «первичным символом» является «безграничное пространство» и концепция времени, простирающегося в бесконечность, как предназначение, «Фаустовская тема»
Существует «дух» культуры для каждого периода
Дух проникает во все ее сферы, оживляет все компоненты культуры, постольку любой факт и событие служат символом ее духа
«Истины истинны лишь по отношению к конкретному человечеству»
«Быстрые и глубокие изменения в истории великих культур происходят без каких-либо значительных причин, воздействий или целей»



Слайд 44 1. Основные подходы к анализу развития общества
Точно так же не существует

причины, по которой культуры рождаются
Возникая по вердикту судьбы, они избирают те или иные общества в качестве своих носителей, или агентов
Шпенглер считал, что основу современного ему общества составляет «мегаполис», мировой город, окруженный провинциями
«Внутри этого мира-города проживают новые кочевники, паразитирующие городские жители, без корней, без традиций, без прошлого
Городская популяция — это масса, а не люди или раса»
В ближайшее время этот мир «будет лежать в обломках, наши железные дороги и пароходы будут мертвы, как римские дороги и Китайская стена, наши гигантские города и небоскребы окажутся в руинах, как древний Мемфис и Вавилон
История созданного технологией мегаполиса быстро движется к неизбежному концу»


Слайд 45 1. Основные подходы к анализу развития общества
М. Вебер рассматривал цивилизацию как

особый социокультурный феномен, ограниченный пространственно-временными рамками, основу которого составляет религия
Д. Уилкинс отвергает понимание цивилизации как социума, скрепленного однородной культурой
Культурная гомогенность может отсутствовать, главным же для образования цивилизации становятся: общий пространственно-временной ареал, городские центры и социально-политические связи
Сравнивая формационный цивилизационный и культурологический подходы к пониманию развития общества, следует использовать возможности и достоинства каждого из них


Слайд 46 2. Проблема направленности и критериев общественного развития
В философии существуют различные мнения

по вопросу направленности общественного развития
В Древнем мире общественное развитие рассматривалось как циклический прогресс, все в мире повторяется (Геродот)
Платон считал, что развитие общества – регресс: от «золотого века» человечество пришло к «веку железному»
В христианской и мусульманской традициях Средневековья возникает идея линейного, однонаправленного развития общества как процесс реализации божественной воли – от «сотворения мира» - к «концу света» (эсхатологический взгляд на общественное развитие)
Только в результате осуществления всех этапов земного существования человека с помощью церкви реализуется конечная цель истории — спасение каждого человека, слияние времени и вечности
Есть сторонники теории регресса человечества и сегодня, но не среди философов, а среди представителей естественных наук



Слайд 47 2. Проблема направленности и критериев общественного развития
Американский физик Джонатан Хюбнер считает,

что уровень инноваций достиг максимума в 1873 г. и с тех пор постоянно снижается
По его мнению, сегодняшний уровень инноваций (7 важных технических изобретений на миллиард человек в год) примерно равен показателю 1600 г., а к 2024 г. он упадёт до уровня «Темных веков», наступивших после падения Римской империи в 5 веке
Хюбнер называет две возможные причины замедления научного прогресса:
определённые направления науки и техники не развиваются из-за того, что они экономически невыгодны;
способность людей поглощать знания подходит к концу, и в результате делать новые открытия становится всё труднее


Слайд 482. Проблема направленности и критериев общественного развития
В начале XVIII века итальянский

философ Джованни Баттиста Вико (1668-1744) в своей книге "Основания новой науки (об общей природе наций)" изложил всеобщую теорию исторического круговорота, состоящего из трех эпох с соответствующими циклами - божественной, героической и человеческой, сменяющих друг друга в процессе всеобщего кризиса
Божественная, героическая и человеческая эпохи следуют друг за другом отдельно для каждого народа
Божественный или золотой век понимается как эра, в которой впервые было посеяно зерно — первое золото мира и, согласно представлениям первобытных людей, по Земле странствовали боги

Слайд 49 2. Проблема направленности и критериев общественного развития
Все народы, кроме евреев, совершали,

как и отдельный человек, одно и то же продвижение от самого примитивного существования до зрелости разумной гуманности, которая и является подлинной природой человека
Именно различная душевная организация людей, сначала почти животная, а затем постепенно гуманизировавшаяся, порождала соответствовавшие ей нравы, социальные и государственные институты на каждой ступени — от безгосударственной разъединенности гигантов до народной республики и абсолютной монархии
Сила творческой фантазии идет на убыль, её место занимают рефлексия и абстракция
Прокладывают себе дорогу справедливость и естественное равенство, разумная природа людей, «которая только и является человеческой природой»

Слайд 502. Проблема направленности и критериев общественного развития
Но человеческая слабость не позволяет

полностью достичь совершенства или удержать его
Народ, приближающийся к совершенству, оказывается жертвой внутреннего нравственного распада, возвращается в прежнее варварство и начинает тот же жизненный путь
В XVIII веке появились первые теории общественного прогресса
Первым, кто изложил последовательную теорию прогресса, был аббат Сен-Пьер в своей книге «Замечания о непрерывном прогрессе всеобщего разума»
Ж. А. Кондорсе «Эскиз исторической картины прогресса человеческого разума»
«Прогресс может быть более или менее быстрым, но никогда развитие не пойдет вспять»

Слайд 51 2. Проблема направленности и критериев общественного развития
На протяжении XIX века теория

общественного прогресса, непрерывного поступательного развития человечества, стала ведущей
Прогресс - это направление развития общества от низшего к высшему, от менее совершенного к более совершенному
Регресс - это направление движения общества от высшего к низшему, т.е. деградация, возврат к изжившим себя формам и структурам
Все народы начали свой исторический путь с первобытного, родоплеменного общества
Учитывая их сегодняшнее состояние, мы можем сказать объективно - общество идет по пути прогресса
Но прогресс имеет противоречивый характер
Если попытаться представить развитие общества графически, то получится восходящая линия, но не прямая, а изломанная, отражающая не только движение вперед, но и откаты назад


Слайд 522. Проблема направленности и критериев общественного развития
Спорным является вопрос о критериях

общественного прогресса
Французские просветители считали критерием прогресса развитие разума
Социалисты-утописты выдвигали нравственный критерий прогресса
Г. Гегель критерий прогресса усматривал в сознании свободы
По мере роста сознания свободы происходит поступательное развитие общества
Марксисты считают критерием общественного прогресса развитие производительных сил общества
Сциентисты видят критерий общественного прогресса в развитии науки и техники
К. Поппера понимал под прогрессом движение к какой-либо цели, считал его возможным только для отдельного человека, но не для общества в целом

Слайд 53 2. Проблема направленности и критериев общественного развития
Ж. Бодрийяр в рамках постмодернистской

концепции придерживается апокалиптической точки зрения и видит в развитии современного общества только регресс и отрыв от реальности
М. Фуко считает, что прогресс имеет личностное измерение, представляет собой процесс саморазвития личности и заключается в создании из своей жизни своеобразного произведения искусства, в переоткрытии на личном уровне высших ценностей и выход в своем понимании мира за пределы господствующего представления

Слайд 54 2. Проблема направленности и критериев общественного развития
Очевидна и противоречивость общественного прогресса,

в процессе которого могут возникать не только полезные, но и опасные для общества материальные и духовные ценности
Прогрессивное развитие общества не исключает возвратных движений, регресса, цивилизационных тупиков и даже срывов
Прогресс в одной сфере общественных отношений может быть причиной регресса в другой
Развитие орудий труда, техническая и технологическая революции — яркое свидетельство экономического прогресса, но они поставили мир на грань экологической катастрофы, истощили природные ресурсы Земли
Современное общество обвиняют в упадке морали, в кризисе семьи, в бездуховности


Слайд 55 2. Проблема направленности и критериев общественного развития
Высока и цена прогресса: удобства

городской жизни, например, сопровождаются многочисленными «болезнями урбанизации»
Иногда издержки прогресса настолько велики, что возникает вопрос:
а можно ли вообще говорить о движении человечества вперед?
Н.А. Бердяев считает, что идея прогресса имеет религиозные корни
В пределах земной истории никакого прогресса нет
Но за ее пределами, то есть в небесной истории, это возможно, для чего необходимо вхождение земной истории в небесную, исчезновение граней между посюсторонним миром и потусторонним


Слайд 56 2. Проблема направленности и критериев общественного развития
Изменения в обществе могут происходить

путем эволюции, революций и реформ
Эволюция – (от лат. evolutio — развертывание, изменения) в широком смысле — это любое развитие
В узком смысле — это процесс постепенного накопления количественных изменений в обществе, которые подготавливают изменения качественные
Революция представляет собой глубокое, качественное изменение общественных отношений, приход к власти новых политических сил общества
Революции возникают как результат затягивания с проведением назревших в данном обществе реформ или в результате неудачного их проведения
Революции сопровождаются потерями различных видов материальных ресурсов, утратой важнейших духовных ценностей, часто массовыми человеческими жертвами

Слайд 57 2. Проблема направленности и критериев общественного развития
Революция всегда представляет собой активное

политическое действие народных масс и имеет первой целью переход руководства обществом в руки нового класса
Социальная революция отличается от эволюционных преобразований тем, что она концентрирована во времени и в ней непосредственно действуют народные массы
Реформа - это постепенные количественные изменения в общественных отношениях, в результате которых со временем должно получиться новое качество этих отношений
Революция, как действие более глубокое, обычно «вбирает» в себя реформу: действие «снизу» дополняется действием «сверху»
Иногда реформы выполняют функции революций («революции сверху»)


Слайд 58 2. Проблема направленности и критериев общественного развития
Законы развития общества
1. Закон осознанного характера

жизнедеятельности социальных организмов
2. Закон первичности общественных отношений, вторичности социальных образований (общности людей) и третичности социальных институтов (устойчивых форм организации жизнедеятельности людей) и их диалектичной взаимосвязи.
3. Закон единства антропо—, социо— и культурогенеза: происхождение человека, общества и его культуры и следует рассматривать как единый, целостный процесс, как в пространстве, так и во времени
4. Закон решающей роли человеческой трудовой деятельности в становлении и развитии общественных систем
История подтверждает, что формы активности людей, и, прежде всего, труда обуславливают сущность, содержание, форму и функционирование общественных отношений, организаций и институтов



Слайд 59 2. Проблема направленности и критериев общественного развития
5. Закон соотношения общественного бытия (практики

людей) и общественного сознания
6. Закономерности диалектико-материалистического развития исторического процесса: диалектики производительных сил и производственных отношений, базиса и надстройки, революции и эволюции
7. Закон прогрессивно-стадийного развития общества и его преломления в особенностях локальных цивилизаций, что выражает диалектическое единство сменности и преемственности, прерывности и непрерывности
8. Закон неравномерного развития различных обществ
Существуют специальные законы
Им подчинено функционирование и развитие специфических социальных систем: экономической, политической, духовной и т. п., или же отдельных этапов (стадий, формаций) общественного развития


Слайд 60 2. Проблема направленности и критериев общественного развития
Следует избегать фаталистического и волюнтаристского

понимания законов общественной жизни
Фатализм — представление о законах как о неизбежных, роковым образом действующих на людей силах, против которых они бессильны
Фатализм разоружает людей, делает их пассивными и беспечными
Волюнтаризм — это мировоззренческая установка, абсолютизирующая своду человеческого целеполагания и действия; взгляд на закон как на результат произвола, как на следствие никем не ограниченной воли
Волюнтаризм может приводить к авантюризму, неадекватному поведению по принципу «что хочу, то и ворочу»

Слайд 61 2. Проблема направленности и критериев общественного развития


Слайд 62 2. Проблема направленности и критериев общественного развития


Слайд 63 1. Основные подходы к анализу развития общества


Обратная связь

Если не удалось найти и скачать презентацию, Вы можете заказать его на нашем сайте. Мы постараемся найти нужный Вам материал и отправим по электронной почте. Не стесняйтесь обращаться к нам, если у вас возникли вопросы или пожелания:

Email: Нажмите что бы посмотреть 

Что такое ThePresentation.ru?

Это сайт презентаций, докладов, проектов, шаблонов в формате PowerPoint. Мы помогаем школьникам, студентам, учителям, преподавателям хранить и обмениваться учебными материалами с другими пользователями.


Для правообладателей

Яндекс.Метрика