Мультидисциплинарный центр коррекции поведения Новая перспектива презентация

Содержание

Содержание Бихевиоризм СДВГ Дислексия Сенсорные нарушения Расстройства аутистичекого спектра ABA

Слайд 1«НОВАЯ ПЕРСПЕКТИВА»
Мультидисциплинарный центр коррекции поведения


Слайд 2


Слайд 49Содержание
Бихевиоризм
СДВГ
Дислексия
Сенсорные нарушения
Расстройства аутистичекого спектра
ABA


Слайд 50Бихевиоризм
Бихевиоризм (англ. behavior — поведение) — направление в психологии человека и

животных, буквально — наука о поведении. Его кредо выражала формула, согласно которой предметом психологии является поведение, а не сознание.


Слайд 51Родоначальник
Основателем данного направления в психологии был американский психолог Джон Уотсон(1878-1958)
Уотсон считал,

что, изучив реакцию человека на различные стимулы, можно легко предсказать предполагаемое поведение, а также с помощью воздействий и изменений условий окружающей среды формировать в человеке определенные качества, навыки, склонности к профессии

Слайд 52Предмет бихевиоризма
Предмет бихевиоризма - изучение поведения объективным путем и с целью

служить практике.
Поведение — это всякая реакция (R) в ответ на внешний стимул (S), посредством которой индивид приспосабливается. С точки зрения бихевиоризма подлинным предметом психологии является поведение человека от рождения и до смерти.

Слайд 53Виды обучения
Проб и ошибок
Скрытое
Оперантное
Когнитивное


Слайд 55Ощущение
ОЩУЩЕНИЕ - это простейший психический процесс, состоящий в отражении отдельных свойств

предметов и явлений объективного мира, а также внутренних состояний организма, возникающий в результате непосредственного воздействия их на рецепторы и нервные центры коры головного мозга.


Слайд 56Виды ощущений
зрительные,
слуховые,
обонятельные,
осязательные,
вкусовые,
температурные,
вибрационные,
болевые ощущения,
а

также ощущения равновесия и ускорения.


Слайд 57Нарушения ощущений
Сенестопатии - необычные, странные, неприятные, тягостные, нередко крайне мучительные, иногда

трудно поддающиеся описанию ощущения, локализующиеся в коже, под кожей, во внутренних органах, без органических поражений.  
Сенестопатии у детей обычно появляются кратковременными эпизодами, начиная с 5—7-летнего возраста, чаще проецируясь в брюшной полости.




Слайд 58Парестезии — неприятные субъективные ощущения, возникающие в теле и конечностях («бегание

мурашек», онемение, покалывание) под влиянием интоксикаций, но могут быть и психогенного характера.


Слайд 59Нарушения ощущений
Анестезия — исчезновение ощущений, потеря чувствительности либо в отдельных экстерорецепторах

(утрата тактильной чувствительности на некоторых участках тела, утрата слуха), либо в нескольких одновременно (утрата зрения и слуха).


Слайд 60Нарушения ощущений
Гипестезии — снижение силы ощущений, понижение чувствительности к внешним раздражителям.




Гиперестезии

— обострение ощущений, повышенная чувствительность к обычным раздражителям.




Слайд 61
Синестезии — возникновение ощущений в органе чувств при раздражении другого анализатора.

Качества ощущений одного вида переносятся на другой. Встречаются в норме («цветной слух», «цветное зрение») и в психопатологии («Когда колют живот иголкой, во рту появляется ощущение соленого»).


Слайд 62Восприятие
ВОСПРИЯТИЕ – целостное отражение в сознании предметов или явлений при их

непосредственном воздействии на органы чувств.


Слайд 63Восприятие классифицируется по анализаторам, участвующим в обработке информации. В связи с

этим выделяют:
зрительные,
слуховые,
осязательные,
обонятельные,
кинестезические
вкусовые восприятия.
Их также различают по формам существования материи:
восприятия пространства,
времени,
движения.

Виды восприятия


Слайд 64Нарушения восприятия
 1. Отсутствие восприятия. Агнозия - нарушение узнавания предметов и явлений

в состоянии ясного сознания и при сохранности рецепторов и анализаторов. Обычно возникает при органических поражениях мозга (сосудистых, опухолевых).


Агнозия
Агнозия оптическая

Агнозия пространственная

Агнозия тактильная

Агнозия слуховая


Слайд 65Нарушения восприятия
 2. Нарушение интенсивности восприятия.
Сенсорная гиперпатия
Сенсорная гипопатия
Дереализация
Деперсонализация


Слайд 66Искажение восприятия собственной схемы тела
Галлюцинации





Искажение восприятия


Слайд 67Синдром дефицита внимания и гиперактивности
Это неврологическо- поведенческое расстройство развития, вызванное недостаточностью нейротрансмиттеров

фронтальной коры головного мозга, которое вызывает гиперактивность, импульсивность и стабильную невнимательность. Данный синдром проявляется в детстве и может сохранять свое влияние и во взрослой жизни.


Слайд 68Статистика


Слайд 69Причины


Слайд 70Три основных симптома


Слайд 71Симптомы невнимательности:


Слайд 72Симптомы гиперактивности


Слайд 73Импульсивность
Очень часто на занятиях в классе дети с СДВГ выкрикивают ответ

до того, как учитель закончит свой вопрос, постоянно перебивают, когда говорят другие, им трудно дождаться своей очереди.
Они не в состоянии отложить получение удовольствия.
Если они чего-то хотят, то они должны получить это в тот же момент, не поддаваясь не разнообразные уговоры.

Слайд 74Спутники СДВГ


Слайд 75Аутизм
Аутизм - это нарушение, вызванное сочетанием двух условий:
нарушение активного взаимодействия

со средой
снижение порогов аффективного и сенсорного комфорта (особая сенсорная ранимость по отношению к звуку, свету, запахам, прикосновениям), приводящие к длительной фиксации неприятных впечатлений, к страхам, запретам, ограничениям в контактах с миром.

Слайд 76
Основоположник учения о раннем детском аутизме (РДА) американский психиатр Л. Каннер

(1943 г.).
Он выделил аутизм как отдельную проблему, как расстройство аффективного общения, появляющееся уже в раннем детском возрасте и описал первые клинические случаи.
РДА также называю синдром Каннера.


Слайд 77Статистика
Частота встречаемости:
3-6 на 10 000 детей (детский аутизм) или 0,1% от

детского населения,
21-26 на 10 000 детей – аутистические черты,
у мальчиков встречается в 3-4 раза чаще, чем у девочек.
Сочетание:
аутизм и нарушения зрения – 1/5;
аутизм и нарушения слуха – 1/4;
аутизм и синдромальные состояния – 1/4 от всей поппуляции РАС

Интеллектуальные нарушения при аутизме:
60 % случаев наблюдается умственная отсталость,
20 % - легкая интеллектуальная недостаточность (ЗПР),
20 % - показатели развития интеллекта в диапазоне возрастной нормы.


Слайд 79
Причины возникновения
детского аутизма
Психогенное
происхождение
Биогенетическое
происхождение


Слайд 80РАС
Детский аутизм (F 84.0)
Общее расстройство развития, определяется наличием аномального или нарушенного

развития, которое проявляется в возрасте до 3 лет, и аномальным функционированием во всех трех сферах социального общения и ограниченного, повторяющегося поведения.
У мальчиков встречается в 3 – 4 раза чаще.
Атипичный аутизм (F 84.1)
Наиболее часто возникает у детей с умственной отсталостью или тяжелым расстройством развития рецептивной речи.
Отличается от детского аутизма возрастом начала ( 3 – 5 лет) или отсутствием хотя бы одного из трех диагностических критериев.


Слайд 81Синдром Ретта (F 84.2)
Наследственное заболевания, встречается почти исключительно у девочек с

частотой 1:15 000, являясь следующей по частоте после синдрома Дауна специфической причиной умственной отсталости у девочек.
Развитие ребенка до 1 – 1,5 лет протекает нормально, но потом у девочек начинают распадаться только что приобретенные речевые, двигательные и предметно – ролевые навыки. Характерны стереотипные, однообразные движения рук, их потирание, заламывание. Речь затрудняется, временами совсем пропадает ( мутизм). Приступы насильственного смеха периодически сменяются приступами импульсивного поведения.


Слайд 82Другие дезинтегративные расстройства детского возраста (F 84.3)
Наблюдается постепенное прогрессирование заболевания с

развитием деменции. Но нарушения социализации и общения типичны скорее для аутизма, чем для нарушения интеллекта.
Гиперактивные расстройства, сочетающиеся с умственной отсталостью и стереотипными движениями (F 84.4)
Признаки характеризуются названием заболевания.


Слайд 83Синдром Аспергера (F 84.5)
Форма аутизма, при котором способность функционировать относительно сохранена.

Аутистическим расстройствам этого синдрома свойственна стертость клинических проявлений. Дети обладают нормальным интеллектом, но нестандартными или слаборазвитыми социальными способностями. Отмечаются качественные нарушения в социальном взаимодействии и ограниченных, повторяющихся и стереотипных особенностях поведения, интересов и занятий.
В дальнейшем онтогенезе ребенка наблюдается формирование особой личности, близкой личностям шизоидного круга.


Слайд 84Симптоматика


Слайд 85Формы аутизма по степени тяжести
Форма первая: Отсутствие речи
Невозможность организовать ребенка:

поймать взгляд, добиться ответной улыбки, получить отклик на зов, обратить его внимание на инструкцию, добиться выполнения поручения
Дети не откликаются на просьбы, ничего не просят сами, часто не реагируют даже на боль, голод и холод, не проявляют испуга в ситуациях, в которых испугался бы любой другой ребенок. При попытке добиться внимания, заставить что-то сделать, может возникнуть реакция – крик, самоагрессия.
Аутизм таких детей максимально глубок, он проявляется как полная отрешенность от происходящего вокруг

Слайд 86Форма вторая: Наличие страха
Дети второй группы более активны
Чуть менее ранимы

в контактах со средой
Внешне – это наиболее страдающие дети: лицо их обычно напряжено, искажено гримасой страха, характерна для них скованность в движениях, они пользуются эхолаличными ответами, их речь напряженно скандирована
Присуща избирательность в одежде, еде, вкусах
Движения напряженно скованны, механичны, действия рук и ног плохо скоординированы; пересекают пространство комнаты согнувшись, перебежками, как будто это опасное место
Обучать проще действуя их же руками, задавая извне готовые инструкции


Слайд 87Форма третья: Одержимость интересом
Детей третьей группы легче всего отличить по внешним

проявлениям: лицо ребенка хранит выражение энтузиазма, блестящие глаза, застывшая улыбка, говорит быстро и без смысла
Такие дети выглядят уже не отрешенными, а скорее сверхзахваченными своими собственными стойкими интересами, проявляющимися в стереотипной форме
Проявляет экстремальную конфликтность
Своеобразие таких детей особенно проявляется в их речи ( многословие, большой словарный запас), не учитывая присутствие собеседника


Слайд 88Форма четвертая: Неоргани0зованность
Наиболее легкий вариант аутизма
На первый план здесь выступают

уже не защита, а повышенная ранимость, тормозимость в контактах
Неразвитость самих форм общения, аграмматичность речи
Трудности сосредоточения и организации ребенка
Педантизм, повышенное пристрастие к порядку
Задержка психического развития в целом
Все отношения с миром ребенок стремится строить через взрослого человека


Слайд 89Особенности детей с РАС
1. Одиночество ребенка и качественное нарушению в социальном

взаимодействии:
неспособность развития отношений со сверстниками, отсутствие спонтанного поиска обмена интересами, радостью или достижениями;
бегающий взгляд, взгляд мимо, непереносимость взгляда в глаза. Хорошо развито периферическое зрение: от ребенка очень трудно спрятать необходимый ему предмет (видит затылком).
слабость эмоционального реагирования по отношению к близким, даже к матери, вплоть до полного безразличия (аффективная блокада) или наоборот – симбиоз (тесная связь) с матерью;
неспособность дифференцировать людей и неодушевленные предметы, повышенная ранимость при контакте с другими людьми. Агрессия.
отсутствует реакция на слуховые и зрительные раздражители, он как бы не слышит, но в то же время чувствительны к слабым раздражителям (тиканье часов, капанье воды, шум бытовых приборов, звуки фортепиано). Болезненная реакция на обычный звук, цвет, свет, прикосновение;
большое количество разнообразных страхов


Слайд 902. Качественное нарушение коммуникации – речь не использует в коммуникативных целях


Слайд 913. Ограниченные, повторяющееся и стереотипные формы поведения, интересов, деятельности - стереотипии


Слайд 924. Раннее проявление симптомов, до 3 лет
проблемы ребенка становятся очевидными для

родителей и окружающих после 2-3 летнего возраста и, в-первую очередь, обращают внимание на задержку в речевом развитии или на распад ранее сформированных речевых навыков;

становится заметным, что ребенок недостаточно реагирует на обращения, с трудом включается в совместную деятельность, не подражает, его нелегко отвлечь от поглощающих его, не всегда понятных родителям, занятий;

большинство родителей говорят о том, что в первые годы жизни ребенок развивался совершенно нормально, при этом с помощью специалиста, в процессе анализа первых лет жизни ребенка можно отметить ряд особенностей, которые сигнализируют о нарастании дисгармонии в развитии ребенка.


Слайд 93Нарушение зрительного восприятия при аутизме
имеет место фрагментарность зрительного внимания: ребенок с

РДА лучше воспринимает объект, находящийся на периферии зрительного поля, чем находящиеся в его центре (псевдослепота); 
затруднения в дифференциации предметов, цветов, форм, размеров; 
у некоторых детей присутствует ортоскопичность восприятия, т.е. изображение предметов в перевернутом виде недоступно; 
отсутствие связи между предметом и его названием, застревание на каком-либо объекте, цвете; 

Слайд 94Нарушения зрительного восприятия при аутизме
Нарушение пространственных ориентировок как результат недостаточной сформированности

короквых функций. В зрительно-пространственных ориентировках выделяют 4 стороны (сферы), которые могут быть нарушены у детей с РДА.
топологическая (соотношение частей по отношению друг к другу),
координатная (расположение объекта в заданной системе координат),
метрическая
проективная сфера.
Такие нарушения влекут за собой проблемы в обучении чтению, письму, счету. 


Слайд 95Нарушение слухового восприятия
Слуховое восприятие. Особенности слухового восприятия у детей с РАС

заключается в его избирательности: ребенок может не откликаться на собственное имя, не следовать указаниям взрослого, не реагировать на производимые им самим звуки. Или же не слышит шум и звуки в комнате, при этом гиперчувствителен к звукам за окном, в коридоре (псевдоглухота) Сверхпрочность определенных звуковых впечатлений, вызванных восприятием шуршания, музыки, шума, их особое значение для ребенка не оставляет у близких сомнения, что он все же слышит. 

Слайд 96Прикосновение, обоняние. Особенность данного вид восприятия заключается в том, что дети

с РАС чувствительны к запахам, к тактильным ощущениям. Многие предметы дети берут в рот, подолгу манипулируют ими, испытывают привязанность к необычным по текстуре или функционалу вещам. 

Слайд 97У аутистов свои таланты…
Ким Пик - уже в 3 года странный

гений умел мгновенно извлекать кубический корень и перемножать трехзначные числа с десятичными дробями. В 53 года он знал наизусть более 7 000 книг, причем особую слабость питал к справочникам и статистическим таблицам. Прочитанную книгу он возвращал на полку в перевернутом виде или ставил ее вверх ногами.
По автобиографии Кима снят фильм: Человек Дождя

Слайд 98 Мэтт Сэведж - музыкант. Обладая абсолютным слухом, он в состоянии запомнить

сложное симфоническое произведение, лишь один раз услышав его, а по звуку работающего автомобильного мотора определить марку машины и даже степень износа двигателя. В 6 лет Сэведж доводил своего учителя музыки, пытаясь исправлять «ошибки» в произведениях Моцарта и Шуберта. В конце концов, педагог заявил своему подопечному: на бессмертные шедевры не посягай, лучше пиши собственную музыку без ошибок. Так Сэведж и поступил; сегодня в его послужном списке уже 5 джазовых альбомов.

Слайд 99Стивен Уилтшир — британский архитектурный художник, отличающийся феноменальной способностью по памяти воспроизводить

архитектурные пейзажи, увидев их лишь один раз. Около трёх лет Стивену диагностировали расстройство аутистического спектра. Когда Стивену было около пяти, он был зачислен в школу Queensmill в Западном Лондоне, где преподаватели впервые заметили его интерес к рисованию. Мальчик не разговаривал, его первое слово он произнёс около пяти лет, это было слово «бумага».

Слайд 100Основные задачи психологической коррекции детей с РАС
Преодоление негативизма при общении и

установлении контакта с ребенком;
Одалживание эмоционального контакта ребенка с близкими и окружающими;
Смягчение характерного для ребенка с РАС сенсорного и эмоционального дискомфорта и аффективных проблем;
Повышение психической активности ребенка в процессе общения со взрослыми и детьми;

Слайд 101Преодоление трудностей организации целенаправленного поведения;
Преодоление отрицательных форм поведения (агрессия, негативизм и

др.);
Стимуляция подражания и речевой активности;
Организация целенаправленного взаимодействия педагога с ребенком в процессе доступной ему игры;
Обучение родителей приемам коррекционного взаимодействия, налаживанию специального эмоционального стимулирующего режима.


Слайд 102ABA
Прикладной Анализ Поведения (АВА) - наука, которая изучает как факторы окружающей

среды влияют на поведения организма.

Слайд 103Основные понятия
ТОПОГРАФИЯ -физическая характеристика поведения, то как поведение выглядит


Слайд 104
Оперантное поведение- поведение, которое является результатом взаимодействия организма с окружающей средой

(наученное поведение) . Поддерживается тем, что происходит после поведения.
Пример: выпить стакан воды, открыть зонтик в дождливую погоду, читать книгу, ехать на автомобиле.


Слайд 105Поведение функционально. У каждого поведения есть своя функция.
Респодентное поведение - вызывается

стимулом, который предшествует поведению. Присутствует у всех особей биологического вида. Тот случай, когда поведение не надо учить. Может быть связано с выживанием вида. Иногда может незначительно меняться в течении жизни.
Пример: зажмуриваться на яркий свет или если предмет поднести близко к глазу, кашель, глотание.

Слайд 106Основные приемы ABA
Поощрение
Переключение
Имитация
Ситуация успеха


Слайд 107Поощрение
Поощрение - самый эффективный и широко применяемый принцип в АБА.
Поощрение -

то что следует сразу за поведением и повышает вероятность того, что поведение повторится в будущем.

Слайд 108Виды поощрений
Съедобные
Сенсорные (поцелуй)
Предметные (лего)
Двигательные (отжимания)
Социальные (ДАЙ ПЯТЬ!)
Принцип Примака (бабушкин закон) -

одно поведение служит поощрением для другого.

Слайд 109Съедобные


Слайд 110Сенсорные


Слайд 111Предметные


Слайд 112Социальные


Слайд 113Принципы поощрения
Обусловленность
Незамедлительность
Размер
Депривация


Слайд 114Переключение
Смена деятельности, на более простую и приятную, для улучшения самочувствия и

как следствие более продуктивной работы, а так же дает ребенку возможность замещения нежелательных форм поведения желательными.

Слайд 115Имитация
Имитация – это способность выполнять действие по образцу.
Начинаем осваивать имитацию, помогая

ребенку своими руками, и даем речевые подсказки, далее переходим к более сложным формам имитации.

Слайд 116Ситуация успеха!
Успех-это мотивация двигаться дальше и верить в себя, поэтому каждый

раз напоминаем ребенку, что он сделал:
Что-то очень хорошее
Действительно приятное
Потрясающе полезное
Невероятно значимое


Слайд 117Главное-верить в себя и своего ребенка!


Обратная связь

Если не удалось найти и скачать презентацию, Вы можете заказать его на нашем сайте. Мы постараемся найти нужный Вам материал и отправим по электронной почте. Не стесняйтесь обращаться к нам, если у вас возникли вопросы или пожелания:

Email: Нажмите что бы посмотреть 

Что такое ThePresentation.ru?

Это сайт презентаций, докладов, проектов, шаблонов в формате PowerPoint. Мы помогаем школьникам, студентам, учителям, преподавателям хранить и обмениваться учебными материалами с другими пользователями.


Для правообладателей

Яндекс.Метрика