Философия эпохи Возрождения и Нового времени презентация

Содержание

Вопросы Основные черты философии эпохи Возрождения Философия Николая Кузанского Рационализм и эмпиризм в философии Нового времени

Слайд 1
Философия эпохи Возрождения и Нового времени


К.филос.н.,
доцент
Т.А. Медведева




Слайд 2Вопросы
Основные черты философии эпохи Возрождения
Философия Николая Кузанского
Рационализм и эмпиризм в философии

Нового времени

Слайд 3 1. Основные черты философии эпохи Возрождения
Возрождение (от фр. Renaissance ) –

переходный этап в истории европейской культуры,
знаменующий
переход от
средневековья
к Новому времени

Слайд 4Этапы итальянского Возрождения:

Предвозрождение (Дученто) – 2-я пол. XIII в.
Раннее В. (Треченто)

– XIV в.
Высокое В. (Кватроченто) – XV в.
Позднее В. (Чинквеченто) – XVI в.

Слайд 5
Гуманизм (лат. humanus – человеческий) – главное основание культуры Возрождения.
Термин был

впервые употреблен Цицероном в I в. до н.э.

Слайд 6
«Не даем мы тебе, о Адам, ни определенного места, ни образа,

ни особой обязанности, чтобы и место, и лицо и обязанность ты имел по собственному желанию, согласно твоей воле и твоему решению … во власть которого я тебя предоставляю».
Пико делла Мирандола
(«Речь о достоинстве человека»)

Слайд 7
Истоки гуманизма Возрождения – творчество Данте и Петрарки.
«Божественная комедия» Данте (1255-1321)

– величественный синтез поэзии, философии и теологии.

Слайд 8
Ф. Петрарка (1304-1374) – «первый
гуманист», «отец гуманизма».
Главное содержание
творчества Петрарки

внутренний мир
человека.

«О собственном
незнании и незнании
древних», «Моя тайна»

Слайд 9
Лоренцо Валла (1405 или 1407- 1457)
«Жить добродетельно – значит жить с

пользой для себя»
Эразм Роттердамский (1469-1536)
«Похвала глупости» (1509)
Мишель де Монтень (1533-1592)
«Опыты»
«Нет ничего более прекрасного и оправданного, чем хорошо и честно исполнить роль человека".

Слайд 10
Эпоха гуманизма способствовала разработке принципиально новой философской картины мира, в которой

человек впервые стал центральным звеном всего мироздания (антропоцентризм).

Слайд 11
Пантеизм («Бог во всем») – характеристика философского понимания природы.

Истоки возрожденческого пантеизма

– в философии неоплатоников, учивших о мировой душе, имманентной самой природе.


Слайд 12Социальный утопизм эпохи Возрождения
Т. Мор (1478-1535)
"Весьма полезная, а также и занимательная,

поистине золотая книжечка о наилучшем устройстве государства и о новом острове Утопия" (1516).
главная причина всех социальных бедствий - частная собственность
идея примата общего над индивидуальным

Слайд 13
Т. Кампанелла (1568-1639)
«Город Солнца» (1602)
Во главе идеального государства стоят философы

и мудрецы, светская власть переплетается с духовной
Программа социального преобразования, основанная на отмене частной собственности
Идея всемирного объединения людей

Слайд 142. Философия Николая Кузанского
Н. Кузанский (1401-1464) – крупнейший философ и теолог

эпохи Возрождения. Его философия – это синтез
неоплатонизма и различных
мистических учений.
Труды:
«Об ученом незнании»,
«О Неином»,
«О предположениях» и др.

Слайд 15
мир – «развертывание» Бога
идея бесконечности вселенной
принцип совпадения противоположностей
человеческое знание как «знание

о незнании»
высшая познавательная способность человека - разум (intellectus)
человек как микрокосм и Богочеловек


Слайд 16
Труды Кузанского оказали влияние на развитие взглядов Н.Коперника, Дж.Бруно,
Г. Галилея.

Н.

Коперник (1473-1543)
Гелиоцентрическая система мира
«Об обращении небесных сфер» (1543)
Дж. Бруно (1548-1600)
Идея о бесконечности космоса
Начало жизни – в самой материи
Возможность существования других миров


Слайд 173. Рационализм и эмпиризм в философии Нового времени
XVII век – время

становления экспериментально-математического естествознания, новый этап в развитии европейской науки. Именно поэтому в философии на первый план выходят проблемы теории познания – гносеологии.

Слайд 18
Рационализм - (от лат. ratio – разум) – философская установка, согласно

которой истинными основаниями бытия и познания являются принципы разума.

Основы рационалистической традиции в философии были заложены элеатами.

Слайд 19
Р. Декарт (1596-1650)
– основоположник рационализма
Нового времени.
Труды: «Рассуждения о
методе»,

«Метафизические
рассуждения о первой
философии» и др.
«Вся философия подобна дереву, корни которого – метафизика, ствол – физика, а ветви, исходящие от этого ствола, - все прочие науки».

Слайд 20
идея создания универсального научного метода
категория «самосознания»: поиск достоверности знания в самом

субъекте
(все здание науки вырастает на абсолютной достоверности аксиомы «Я мыслю»)
главное средство познания природы - математика

Слайд 21
Проблема субстанции

Субстанция (от лат. Substantia – лежащее в основании) – первоначало,

основа единства мира
Духовная субстанция (основной признак – мышление)
Материальная субстанция (основной признак – протяженность)
Человек – единство двух субстанций



Слайд 22
Б. Спиноза (1632-1677)

«Этика», «Богословско-политический трактат» и др.
Пантеистическая трактовка субстанции (она может

быть названа Богом, или природой)
Субстанции Декарта рассматриваются как атрибуты единой субстанции
Отдельные вещи – проявления субстанции, ее модусы




Слайд 23
Г. Лейбниц (1646-1716) – учение о множественности субстанций.

«Монадология»
«Монада» ( греч. Monas

– единица) субстанция, имеющая духовную природу, воспринимающая и отражающая в себе весь мир.
Сущность монады – деятельность (представление и стремление)


Слайд 24
Эмпиризм (от греч. ἐμπειρια – опыт) – теоретико-познавательная позиция, согласно которой

источником и обоснованием всех знаний является чувственный опыт.

Слайд 25
Ф. Бэкон (1561-1626)
«Опыты» (1597),«Новый Органон» (1620)
и др. работы
Обоснование индуктивного
метода научного

познания
Критика «идолов»
человеческого сознания

Слайд 26
Т. Гоббс (1588-1679)
«О человеке» (1658) ,
«Левиафан, или Материя,
форма и

власть
государства церковного
и гражданского» (1651) и др.
Теория общественного
договора
Благо народа – высший
закон государства

Слайд 27
Дж. Локк (1632-1704)
“Опыт о человеческом разуме” (1690 г.)
«Нет ничего в

уме, чего раньше не было в ощущениях»
Идея первичных и вторичных качеств
Первичные качества неотделимы от объектов (плотность, протяженность, форма, движение, покой). Вторичные не находятся в самих вещах, но представляют собой силы, вызывающие в нас различные ощущения своими первичными качествами (цвет, запах и т.д.)

Слайд 28
Чтобы стать знанием, материал идей ощущения должен быть переработан деятельностью рассудка,

состоящей в сравнении, сочетании и отвлечении (абстракции)
Достоверным является умозрительное знание, опытное знание только вероятно
Учение о государстве и праве

Слайд 29Основные черты философии эпохи Просвещения
приоритет разума как высшей инстанции при решении

всех проблем человеческого общества
вера в прогресс
свободомыслие и антидогматизм
антиклерикализм

Слайд 30Французское просвещение
Время: нач. 18 в. - до начала французской революции

1789 г.
Представители: Ф. Вольтер, Ш. Монтескье, Ж. Мелье, Ж. Ламетри, Д. Дидро, Э. Кондильяк, Ж.-Ж. Руссо, К. Гельвеций, П. Гольбах.

Слайд 31Руссо Жан-Жак (1712-1778)
"Об общественном договоре" (1762), "Эмиль, или О воспитании" (1762),

"Юлия, или Новая Элоиза" (1767) и др.
поддерживал теорию общественного договора
одним из первых противопоставил «культуру» и «цивилизацию»
заложил основы философского анализа феномена отчуждения

Обратная связь

Если не удалось найти и скачать презентацию, Вы можете заказать его на нашем сайте. Мы постараемся найти нужный Вам материал и отправим по электронной почте. Не стесняйтесь обращаться к нам, если у вас возникли вопросы или пожелания:

Email: Нажмите что бы посмотреть 

Что такое ThePresentation.ru?

Это сайт презентаций, докладов, проектов, шаблонов в формате PowerPoint. Мы помогаем школьникам, студентам, учителям, преподавателям хранить и обмениваться учебными материалами с другими пользователями.


Для правообладателей

Яндекс.Метрика