Слайд 1Философия Аристотеля
Курсант 229 учебной группы
Куликов Дмитрий Александрович
Слайд 2Вопросы
Вопрос № 1. Метафизика Аристотеля
Вопрос № 2. Практические науки: этика и
политика
Слайд 3Аристотель
Древнегреческий философ. Ученик Платона. С 343 года до н. э. — воспитатель Александра Македонского. В 335
году до н. э. основал Ликей ( Лицей, или перепатитическую школу). Натуралист классического периода. Наиболее влиятельный из философов древности; основоположник формальной логики. Создал понятийный аппарат, который до сих пор пронизывает философский лексикон и стиль научного мышления.
Аристотель был первым мыслителем, создавшим всестороннюю систему философии, охватившую все сферы человеческого развития: социологию, философию, политику, логику, физику. Его взгляды имели серьёзное влияние на последующее развитие человеческой мысли. Карл Маркс называл Аристотеля величайшим мыслителем древности.
Слайд 4Вопрос № 1
«Метафизика» открывается словами философа: «Все люди от природы стремятся
к знанию». Любовь к знанию - любознательность - прирожденное свойство людей, свойственное им и животным. И эта любовь не бесплодна. Уверенность философа в познаваемости мира зиждется на убеждении, что мир человека и мир космоса в основе своей едины, что формы бытия и мышления аналогичны. Вера Аристотеля в объективность познания и в силу и мощь разума хорошо просматривается в той полемике, которую вел Аристотель против тех, в ком можно увидеть тогдашних, более примитивных субъективных идеалистов и скептиков.
Слайд 5Аристотель делает вывод, что не все в одинаковой мере истинно. Есть
более и менее истинное. Ведь не в одинаковой мере заблуждается тот, кто принимает четыре за пять, и тот, кто принимает четыре за тысячу. Не все одинаково неистинно. А отсюда следует, что тезис, что ничего нет истинного в том смысле, что все одинаково ложно, опровергнут, а вместе с тем опровергнут и тот, кто «ничего не принимает за истинное».
Слайд 6«Суть бытия» вещи – её форма, или её «первая сущность». Форма,
суть бытия и первая сущность в «Метафизике» - синонимы. «Формою я называю суть бытия каждой вещи и первую сущность», - подчёркивает Аристотель. Ключом к пониманию формы Аристотеля является отожествление её с сутью вещи. Форма какой-либо вещи, есть её сущность и первичная субстанция.
Форма – не всякое общее начало, а минимально общее, и притом такое, которое присуще самостоятельно существующим вещам непосредственно.
Материя – «то, из чего вещь состоит», «из чего вещь возникает».
Материя («первая материя») – некоторое бесформенное вещество, потенция (возможность) стать определёнными вещами, предметами. Вещи возникают благодаря форме.
Движение – это процесс превращения потенциального в актуальное в результате активности формы в момент её соединения с материей.
Слайд 7Вопрос № 2
Аристотель считает, что человек создает себя сам, т.е. ему
добродетель не дается от природы, а является приобретенным качеством души. Во власти человека быть нравственным или порочным. От природы дается только возможность быть нравственным, приобретать добродетели, «похвальные приобретенные свойства души».
Слайд 8Этика - это учение о нравственности, о привитии человеку деятельно -
волевых, душевных качеств, необходимых ему в первую очередь в общественной жизни, а затем и личной. Она учит практическим правилам поведения и образу жизни отдельного человека.
Счастье человека, по Аристотелю, - это энергия завершенной жизни сообразно завершенной доблести.
Слайд 9Свою этику Аристотель основывает на психологии, на делении человеческой души. Это
деление философ повторяет и развивает и в своей работе «Этика». Человеческая душа делится на неразумную и разумную части.
Слайд 10Метод политики как науки у Аристотеля - метод анализа, ведь "каждое
дело должно исследовать в его основных самомалейших частях" , что применительно к политике означает анализ государства, выяснение, из каких элементов оно состоит.
Аристотель различает в политическом устройстве три части: законодательную, административную и судебную.
Но главное в государстве - это гражданин. Государство состоит именно из граждан.
Классифицируя виды политического устройства, философ делит их по количественному, качественному и имущественному признакам.
Слайд 11Заключение
Образованное человечество училось, учиться и в веках будет учиться у него
философской культуре.