Слайд 2.Какая философия называется Античной? Её периодизация.
Основные философские школы
Милетская школа
Элейская школа
Школа атомистов
Пифагорейская
школа
Школа софистов
Сократ
Платон
Аристотель
Послеклассический период античной философии
План занятия
Слайд 3Античной называется философия (учения, школы), выработанная греческими философами, проживавшими на территории современной Греции, а
также в греческих полисах (торгово-ремесленных городах-государствах) Малой Азии, Средиземноморья, Причерноморья и Крыма, в эллинистических государствах Азии и Африки, в Римской империи.
Античная философия =
Философия древней Греции + Римская философия
Какая философия называется античной ?
Слайд 6Древние понятия постепенно приобретают характер философских категорий:
Физис – природа, натура;
Архе –
первоначало, первопричина;
Космос – Вселенная, порядок;
Логос – слово, учение, закон
Греческая философия рождается в глубинах мифологического мировоззрения
Слайд 7Периодизация Античной философии
• ранняя классика (досократики) — VII — V вв. до н.
э.;
• классический период
- середина V - конец IV вв. до н. э.;
• эллинистический
- конец IV - II вв. до н. э.;
римский
- 1 в до н.э - 5 в. Н. э
Слайд 9
Фалес, Анаксимандр, Анаксимен
• выступали с материалистических позиций (второе название - школа
"физиков");
• занимались не только философией, но и другими науками - точными и естественными, пытались объяснить законы природы;
• искали первоначало - субстанцию, из которой возник окружающий мир. Субстанция – то, что не нуждается для своего объяснения в другом.
Архе (arche) - первоначало мира
Милетская школа
Слайд 10Милетская школа
Фалес (625 - 547 гг. до н. э.) – первый
философ, математик, астроном,
основатель милетской школы.
Началом всего считал воду, из которой путём сгущения или разрежения возникли твёрдые тела и воздух.
Установил год в 365 дней.
«Познай самого себя»
Слайд 11Милетская школа
Фалес (примерно 640 - 560 гг. до н. э.)
основатель
милетской школы
Анаксимандр
(610 - 540 гг. до н. э.),
ученик Фалеса.
Первоначалом мира называл апейрон (беспредельное) – особое вещество, в котором смешаны воедино материальные элементы: вода, воздух, огонь.
Из апейрона выделяются противоположности и, сочетаясь, образуют всё многообразие материального мира.
Слайд 12Милетская школа
Фалес (примерно 640 - 560 гг. до н. э.)
основатель
милетской школы
Анаксимандр
Размышлял о происхождении космоса и стремился построить целостную картину мира.
Первым попытался сформулировать закон сохранения материи: вещи, разрушаясь, превращаются в те же самые элементы, из которых они возникли.
Создал первую географическую карту, первую геометрическую модель Вселенной. Высказал гипотезу о центральном положении Земли во Вселенной, а также идею о происхождении первых людей от «животных другого вида».
Слайд 13
Анаксимен (546 – 526 до н.э.)
ученик Анаксимандра.
Архе – это воздух:
все
вещи происходят из него путём сгущения или разрежения ( самый разреженный – огонь, самый густой – камни).
«Дыхание и воздух обнимают весь космос» («О природе»)
Слайд 14
Гераклит из Эфеса
(544 - 483 до н. э.)
Первоначало – огонь:
самое изменчивое, вечно находящееся в движении.
Все течёт, всё изменяется.
Нельзя дважды войти в одну реку.
Всё происходит через борьбу: борьба – отец всего и царь над всем.
Слайд 15
Пифагорейская школа
Пифагор (2-я пол. VI – начало V в. до н.э.)
основал свою школу в Кротоне (Пифагорейский союз).
первопричина всего сущего – число;
• единица – мельчайшая частица всего;
• суть каждого явления может быть записана в цифровом ряде;
Пифагорейцы пытались выделить "протокатегории", которые показывали диалектическое единство мира.
Слайд 16
Элейская школа
Представители этой школы сделали следующий важный шаг в развитии философского
знания.
Именно на этом этапе философия почти полностью освобождается от мифа.
Что есть Космос? Что есть первоначало?
Заслуга первых философов в том, что они пытались ответить на эти вопросы самостоятельно.
Слайд 17
Элеаты. Парменид
( 540 - ок. 480 до н. э.)
Задаёт первый истинно
философский вопрос:
«Что есть есть?»
Что общего между справедливостью и деревом, человеком и числом? Все они есть или все они обладают бытием. Бытие – основа реальности; оно вечно, цельно, неделимо, неподвижно и неуничтожимо. Его нельзя обнаружить при помощи чувств, но его можно помыслить. Небытие помыслить нельзя, следовательно, его не существует.
Слайд 18
Зенон
(490 - 430 до н. э.),
ученик Парменида.
Очевидное сделал неочевидным.
Нельзя
слепо доверять чувствам. Мнения надо обосновывать.
Слайд 19Апории Зенона
Дихотомия
Стрела
Ахиллес и черепаха
Слайд 20
Школа атомистов
Левкипп
Демокрит из Абдер (460 -370 до н. э.) –
великий мудрец.
Атомисты пришли к выводу, что существуют два первоначала:
бытие и небытие.
Бытие состоит из множества невидимых атомов, при этом каждый атом имеет свои пределы и форму. Атомистическая концепция примирила теории Гераклита и Парменида: все вещи находятся в движении, но их сущность (атомы) неделимы и неизменны.
Слайд 21
Рождение философии связано с переходом от веры в мифы к самостоятельному
поиску основ мира.
Первые философы попытались объяснить мир теоретически, логически.
Досократическое мышление заложило основу философского знания, его черты:
разумность
логичность
самостоятельность мышления.
Именно на этом фундаменте античные классики выстроили грандиозное здание систематической философии.
Выводы по 1 периоду
Слайд 22
Школа софистов
Учили искусству побеждать в спорах.
Впервые поставили вопрос о человеке.
Протагор (ок.490-ок.420
до н.э.): «Человек есть мера всех вещей – существующих, если они существуют, и несуществующих, если они не существуют».
Софисты интересовались больше умением доказывать своё мнение, чем истиной. Добро для одного может быть злом для другого, а истина и ложь равнозначны – всё зависит только от точки зрения.
Подход, согласно которому всё в мире относительно, называют релятивизмом.
Слайд 23
Софисты
Старшие софисты
Протагор
Горгий
Гиппий
Продик
Антифонт
Критий
Младшие софисты
Ликофрон
Алкидамант
Трассимах
Сократ
V в. до н.э
Первая половина
VI в. до н.э
Слайд 24
Софизмы
То, что вы не теряли, вы имеете. Рога вы не теряли,
значит, вы их имеете.
Вы не знаете, кто стоит под покрывалом. Под ним стоит ваш отец. Значит, вы не знаете своего отца.
Что может быть лучше вечного блаженства? Ничего. А что лучше – ничего или кусок хлеба? Кусок хлеба. Значит, кусок хлеба лучше, чем вечное блаженство.
Слайд 25
Дважды два – пять!
Очевидно что:
4:4 = 5:5
вынесем общий
множитель
4(1:1) = 5(1:1)
Поделим на 1:1
4 = 5
2*2 = 5
Софизм
Д/з
Опровергнуть
Слайд 27
Сократический метод
Майевтика
Истина существует, и лучший путь её поиска - честный спор
(диалектика), где сталкиваются мнения и побеждают самые обоснованные из них.
В споре истина рождается, и её необходимо правильно принять.
Умение принимать истину Сократ фигурально называет майевтикой
(по-гречески – искусство принимать роды).
В споре Сократ постоянно использует иронию; притворно согласившись с идеями собеседника, он постепенно приводит его к противоречию самому себе.
Слайд 28
«Я знаю, что я ничего не знаю»
Такая позиция не даёт покоя,
она толкает в путь. Не сидеть на плечах идущих, а самому быть в пути.
Я не успокаиваюсь на достигнутом, не обманываю себя иллюзией, что поймал жар-птицу истины.
Чем дальше я продвигаюсь, тем больше новых вопросов встаёт передо мной. Значит, предстоящий путь в сравнении с пройденным не уменьшается.
Слайд 29
Омар Хайям высказал эту мысль через 16 столетий :
Не была познанья
жажда
чуждой сердца моего,
Мало тайн осталось в мире,
не доступных для него.
Семьдесят два долгих года
размышлял я дни и ночи,
Лишь теперь уразумел я,
что не знаю ничего.
Слайд 30
Платон (427-347 до н.э.)
Ученик Сократа, один из величайших мыслителей человечества.
Впервые создал
целую философскую систему.
Основал свою школу – Академию, которая просуществовала в Афинах 900 лет.
Слайд 35
Аристотель (384-322 до н.э.)
Самый талантливый ученик Платона и воспитатель Александра Македонского
(347-335=12 лет).
Создал свою философскую школу – «Ликей» (лицей).
Основной труд – «Метафизика» (а всего 150 работ по всем областям знания)
Слайд 38
Аристотель делит философию на 3 вида
Слайд 41
Творчество Аристотеля - вершина античной мысли
Как-то к Аристотелю явился очень
разговорчивый молодой человек для обучения ораторскому искусству.
После витиеватых многословных излияний он спросил у философа, какую плату он возьмёт с него за обучение.
- С тебя – вдвое больше, чем с остальных.
- Почему же? – изумился человек.
- Потому что с тобой предстоит двойная работа: прежде мне придётся научить тебя молчать.
Слайд 42 Школа киников – сформировалась под влиянием идей Сократа.
Киник обладает духовной свободной
и не зависит от мнений и норм общества. Намеренно живёт вне общества – «без общины, без дома, без отечества», не ищет удовольствий и горд своей «собачьей жизнью», показывая пример другим.
Антисфен (450-360 до н.э.)
призывал вернуться к простоте и естественности жизни, отказаться от сомнительных завоеваний цивилизации и культуры.
Антисфен посоветовал афинянам принять постановление: «Считать ослов конями»; когда это сочли нелепостью, он заметил: «а ведь вы простым голосованием делаете из невежественных людей – полководцев».
Философские школы эллинизма и римского периода:
Слайд 43 Диоген из Синопа (умер ок.330-320 до н.э.) – самый яркий представитель
школы киников.
Современники называли его «взбесившимся Сократом».
Взял за основу практическую мораль Сократа: самообладание, спокойствие, неприхотливость в еде и одежде (аскетизм).
«Даже бронза ветшает со
временем, но слава твоя,
Диоген, во веки не прейдёт,
ибо лишь ты сумел убедить
смертных, что жизнь сама
по себе достаточна, и
указать наипростейший путь
жизни» (надпись на памятнике)
Киники
Слайд 44 Встреча с Александром Македонским
Киники. Диоген
Слайд 45Эпикур (341-270) – наиболее выдающийся мыслитель эллинизма.
В 306 г. создал философскую
школу в Афинах – «Сад Эпикура»: «Странник, тебе будет здесь хорошо: здесь удовольствие – высшее благо».
Разделял основные положения атомистического учения Демокрита. Ввёл идею о случайных отклонениях атомов от траектории их движения. Считал, что душа тоже состоит из атомов, значит, как и тело, гибнет, поэтому нет смысла бояться смерти.
Единственное благо для человека – получать удовольствие от немногого. Наслаждение как отсутствие страдания. Достичь невозмутимого спокойствия (атараксии).
У человека два врага – страх и надежда.
«Живи незаметно».
Эпикуреизм (Эпикур, Тит Лукреций Кар)
Слайд 46Зенон из Кития (336-264) – основатель стоицизма, проповедовал свои идеи у
Расписного портика в Афинах
(по греч. Stoa – портик, крытая колоннада, отсюда название)
Сенека (ок.5-65 н.э.) – воспитатель Нерона
Эпиктет (ок.50-ок.140) – римский философ
Марк Аврелий – римский император 160-180 гг.
Ведущее место занимает этика. Человек должен жить морально, не зависеть от потребностей и внешних условий, избегать желаний, поскольку они могут перерасти в неконтролируемые страсти.
Идеал стоиков – спокойствие и невозмутимость. Стоик должен мужественно противостоять трагизму жизни, переносить удары судьбы (стоически).
«Не плакать, не унижаться, не подличать, всегда оставаться человеком».
«Желающего судьба ведёт, нежелающего тащит».
Стоицизм
Слайд 47Пиррон из Элиды (IV в. – нач. III в. до н.э.)
– основатель школы скептиков.
Нас обманывают и наши чувства, и наш разум.
Доказать ничего невозможно: если мы обосновываем свой довод, то это обоснование тоже необходимо доказать и так до бесконечности.
Все философы противоречат друг другу, и это также доказывает, что никакой истины не существует.
Скептики заложили основу для научной критики.
* Друзья Пиррона ходили за ним по пятам, спасая его то от несущейся повозки, то от падения с обрыва, то от собак, пока философ размышлял, существуют ли на самом деле обрывы, повозки и собаки.
Скептицизм
Слайд 48- вобрал в себя мистические элементы учения Платона, идей Пифагорейского братства
и других тайных обществ античности.
Плотин (204-270) – виднейший неоплатоник.
Считал началом всего сущего Единое – божественное, потустороннее. От Единого, как от солнца, исходит яркий свет, порождая всё многообразие мира. Это называется эманацией – истечением.
Чем дальше от источника, тем слабее лучи. В месте смыкания тьмы возникает материя – тяжёлая и косная. Душа человека томится в материальном мире, как в темнице. Выход из тюрьмы тела и вещей доступен только через экстаз – исступлённое состояние, когда душа прорывает границы материального, устремляется к источнику света и сливается с божественным.
Путь к экстазу – молчание и сосредоточение.
Неоплатонизм
Слайд 49Главная проблема послеклассической философии – обоснование счастливой и достойной жизни.
Все вопросы
объективного миропорядка стали второстепенными.
Решение вопроса достойной жизни мыслители видели в соблюдении правильных этических принципов:
Киники: показать человеку путь к добродетельной (аскетической) жизни;
Эпикур: индивидуалистическая этика как путь к свободе человека;
Стоики: человек не властен изменить судьбу, но он властен по отношению к ней;
Скептики: воздержание от каких бы то ни было суждений - единственный верный способ отношения к вещам;
Неоплатоники: идея творения высшим бытием низшего путем эманации.
Особенности эллинистическо-римской философии:
Слайд 50
Выводы по теме
• В Древней Греции появилась философия как профессиональный
род занятий.
• Античная философия представлена множеством мыслителей, школ и направлений. В ней коренятся истоки всех ныне существующих философских учений.
• Древнегреческие мыслители создали систему категорий философии.
• Были заложены два направления в философии — идеализм ("линия Платона") и материализм("линия Демокрита").
• Античная философия стала колыбелью всей европейской культуры.