Слайд 2МЫШЛЕНИЕ
Мышление-это процесс обобщенного и опосредованного отражения действительности в ее существенных связях
и отношениях.
Основная задача мышления заключается в том, чтобы выявить существенные , необходимые связи ,основанные на реальных зависимостях, отделив их от случайных совпадений во времени и пространстве.
Выявление связей и отношений между предметами и явлениями осуществляется посредством преобразования и особых умственных операций.
Слайд 3ВИДЫ МЫШЛЕНИЯ
Мышление неоднородно. Существуют разные его виды, которые различаются по
своему функциональному назначению, генезу, строению и используемым средствам, познавательным возможностям.
По форме : наглядно-действенное, наглядно-образное, абстрактно – логическое
По степени новизны и оригинальности : репродуктивное(воспроизводящее),продуктивное(творческое)
По характеру решаемых задач : теоретическое, практическое
По степени развернутости : дискурсивное, интуитивное
Слайд 4ФУНКЦИИ МЫШЛЕНИЯ
Мышление осуществляет функцию регулятора и выступает как высший процесс, объединяющий
всю деятельность человека. Различают так же и другие функции :
Установление всеобщих взаимосвязей
Понимание
Решение проблем и задач
Целеполагание
Рефлексия
Формы мышления :
Понятие (отражает свойства ,отношения предметов, выражается словом или группой слов)
Суждение (отражает связь между предметами или явлениями ; утверждение или отрицание чего – либо )
Умозаключение (отражает вывод , сделанный на основе нескольких суждений, может быть индуктивным и дедуктивным)
Слайд 5МЕТОДИКИ ИССЛЕДОВАНИЯ МЫШЛЕНИЯ МЛАДШИХ ШКОЛЬНИКОВ
Методика «Нелепицы»
При помощи этой методики оцениваются элементарные
образные представления, ребенка об окружающем мире и о логических связях и отношениях, существующих между некоторыми объектами этого мира: животными, их образом жизни, природой. С помощью этой же методики определяется умение ребенка рассуждать логически и грамматически правильно выражать свою мысль.
Слайд 6Тест Липпмана «Логические закономерности»
Ход опыта. Испытуемым предъявляют письменно ряды чисел. Им
необходимо проанализировать каждый ряд и установить закономерность его построения. Испытуемый должен определить два числа, которые бы продолжили ряд. Время решения заданий фиксируется.
Числовые ряды:
2, 3, 4, 5, 6, 7
6, 9, 12, 15, 18, 21
1, 2, 4, 8, 16, 32
4, 5, 8, 9, 12, 13
19, 16, 14, 11, 9, 6
29, 28, 26, 23, 19, 14
16, 8, 4, 2, 1, 0,5
1, 4, 9, 16, 25, 36
21, 18, 16, 15, 12, 10
3, 6, 8, 16, 18, 36
Слайд 7ВЫВОД:
Эти и другие методики способствуют развитию мышления детей, их воображения, творческих
способностей, они являются необходимым и важным условием быстрого и эффективного приобретения знаний. В современных условиях, когда объем необходимой каждому человеку знаний, умений и навыков очень велик и возрастает, активная мыслительная деятельность становится важнейшим условием их усвоения.