Этапы развития европейской философии XIX - XX вв презентация

Содержание

Западная философия XIX в. Предпосылки возникновения неклассической философии УТРАТА веры в силы человеческого разума, гуманистических идеалов, представлений об обязательности общественного прогресса.

Слайд 1Этапы развития ЕВРОПЕЙСКОЙ философии XIX - XX вв.


Слайд 2Западная философия XIX в.
Предпосылки возникновения неклассической философии
УТРАТА

веры в силы

человеческого разума,
гуманистических идеалов,
представлений об обязательности
общественного прогресса.

Слайд 3Западная неклассическая философия XIX в.
Общество неразумно и бесчеловечно.
Переоценка ценностей
«Европейский кризис может

быть диагностирован как кризис всей классики» (Х. Ортега-и-Гассет).
Переосмысление классики: традиционализм
и антитрадиционализм.

Слайд 4Западная философия XIX-ХХ вв.
Неклассическая философия Нового времени - философия модерна (середина

XIX – середина ХХ вв.) :

Позитивизм (О. Конт, Г. Спенсер)
Рационализм (К. Маркс, Ф. Энгельс)
Иррационализм (С. Кьеркегор,
А. Шопенгауэр, Ф. Ницше)



Слайд 5О. Конт


Истинное знание достижимо лишь позитивными науками (точными науками и естествознанием)
Цель

философии – стать методологией позитивных наук
Социология – «социальная физика»

Слайд 6Позитивизм
Наука - основной способ познания и духовного освоения мира человеком
Научное познание

основано на естественнонаучном методе выявления общих законов
Основа познания - определенным образом понятый опыт, к которому сводятся все формы знаний
Преувеличение роли науки и научного прогресса в решении человеческих проблем

Слайд 7Рационализм
К. Маркс, Ф. Энгельс
Учение, ориентированное на науку и рациональные методы познания
Диалектический

материализм
Материальное производство – источник общественного развития
Общественное сознание определяется общественным бытием
Теория общественно-экономических формаций (ОЭФ)

Слайд 8Рационализм
ОЭФ (различаются по способам производства и обусловленным ими типам социально-политических отношений):

первобытно-общинная, рабовладельческая, феодальная, капиталистическая и коммунистическая, переходным этапом к которой является социализм
Идея коммунизма – процедуры уничтожения частной собственности и наемного труда, в результате которой общество будущего возьмет в свои руки централизованное управление средствами производства



Слайд 9Рационализм
Исторический материализм
основные принципы диалектико-материалистического понимания истории
формулировки наиболее общих законов общественного развития
формационный

подход к общественному развитию
Учение о прогрессе и регрессе


Слайд 10Основные проблемы философии марксизма
Систематизация диалектико-материалистические идей
тезис о материальном единстве мира
учение о

формах движения материи и их взаимосвязи
определение роли практики (материально-чувственной деятельности) как основы познания
единство теории и практики


Слайд 11Марксизм
Диалектический материализм – философская теория, метод познания, созданный К. Марксом и

Ф. Энгельсом на основе переработки предшествующих научных знаний и идей немецкой классической философии (сочетает материалистический взгляд на мир и диалектику – учение о всеобщих связях и развитии мира)
Исторический материализм – теория и метод общественного развития, составная часть марксистской философии


Слайд 12Иррационализм
Иррационализм (от лат. неразумный, бессознательный) – направление в философии: ограничивает или

отрицает возможности разума в познании, считает основой познания внерациональные средства – интуицию, воображение, волю, веру, мистическое «озарение».
В центре внимания – вопросы, находящиеся вне компетенции науки – «жизнь» как иррациональное начало, жизненно-повседневный опыт человека, проблемы нравственного выбора личности.
С. Кьеркегор – проблема индивидуального бытия человеческой личности.

Слайд 13А. Шопенгауэр

Учение о воле как нерациональном начале мира
Мир – обитель страданий
Уничтожение

страданий – через аскезу, укрощение воли (параллель с буддизмом)

Слайд 14А. Шопенгауэр
«Мир как воля и представление»: существование мира в двух аспектах
Мир

– объект, представление субъекта
Воля – сущность не только отдельного человека, но и мира в целом
Воля свободна и иррациональна, вне пространства и времени
Воля первична и непознаваема рационально, познание и разум вторичны

Слайд 15Ф. Ницше

Учение о воле к власти как движущей силе мирового становления

и «вечного возвращения» (критика идеи развития)

Слайд 16Ф. Ницше
Мир – это наша жизнь, независимый от нас мир не

существует
Действительность – борьба воль, в которой большая побеждает меньшую
Познание мира недоступно логике, возможна лишь его интерпретация (согласно своей воли к власти, мы создаем свой мир)




Слайд 17Антихристианство и имморализм Ф. Ницше
Критика христианства как религии сострадания, ослабляющей волю
Переоценка

ценностей религии и морали
«Бог умер» - эра прихода сверхчеловека
Замена «морали рабов» на «мораль господ»
Сверхчеловек освобождается от иллюзий, норм и запретов, возвращается к «невинной совести хищного зверя»
Ценности сверхчеловека: сила, отвага, здравый рассудок, любовь и другие радости жизни


Слайд 18Постнеклассическая философия

Философия постмодерна (середина/конец ХХ в. – настоящее время).

Информационная революция.


Мир и культура – система знаков.
Глобальный эволюционизм и плюральность истин.


Слайд 19В. Дильтей

«ФИЛОСОФИЯ ЖИЗНИ»
Жизнь – первичная реальность
Реальность – единый поток переживаний («образов»)
В

основе мира – творческая эволюция

Слайд 20А. Бергсон

ИНТУИТИВИЗМ
Две стороны реальности: материя и жизнь
Материя – процесс падения

вниз. Материальные вещи – «угасшие остатки, искры энергии» (интеллект)
Жизнь устремлена вверх, как жизненный порыв, процесс творческой эволюции, единый поток психических энергий
(инстинкт, интуиция)

Слайд 21Ч. Пирс

ПРАГМАТИЗМ
Сущность человека – действие
Опыт - единственная реальность
Опыт периодически порождает

сомнения как чувство неудовлетворенности Процесс познания связан с созданием верований, позволяющих избавиться от сомнения Истина - верование, которое полезно, приносит успех на практике.

Слайд 22М. Хайдеггер

ЭКЗИСТЕНЦИАЛИЗМ
Философия существования
Личностное бытие (экзистенция) предшествует родовой сущности человека
За пределами экзистенции-

великое ничто.

Слайд 23Экзистенциализм
Уникальное бытие отдельного человека, его экзистенция – непосредственное переживание им самим

своей собственной жизни как наиважнейшей и наиболее близкой реальности
Человек вынужден все время противостоять угрозам уничтожения, защищать свое существование


Слайд 24К. Поппер

ПОСТПОЗИТИВИЗМ
Исторический анализ науки, т.е. исследование «роста» научного знания
Принцип фальсификации

(опровержимости)
Принцип демаркации :
(отделения научного знания от ненаучного)

Слайд 25Х. –Г. Гадамер

ГЕРМЕНЕВТИКА
«Существовать – значит быть понятым»
Проблемы понимания, интерпретации, истолкования Онтологический

характер герменевтического круга: для понимания целого необходимо понять его отдельные части, но для понимания отдельных частей нужно иметь представление о содержании целого

Слайд 26Э.Гуссерль

ФЕНОМЕНОЛОГИЯ
Интенциональность – направленоость сознания на объект
Воздержание от суждений о существовании предметов:

устранение из сознания мыслей и переживаний о субъекте и предмете познания

Слайд 27К. Леви-Стросс

СТРУКТУРАЛИЗМ
Основное внимание в исследовании нужно уделять структурам, а не субъектам

Анализ структуры языка
Поиск базовых кодов культуры, искусства, политики и др.



Слайд 28З. Фрейд

ПСИХОАНАЛИЗ
Анализ роли бессознательного в структуре личности и в развитии культуры
Бессознательное

Оно конфликтует с сознанием Я, которое находится под гнетом запретов, норм и моральных ограничений Сверх-Я
Оно и Я – лошадь и всадник

Слайд 29Э. Фромм: «быть, а не иметь»

Cоциальное бессознательное – вытесненные из сознания

человека социумом гуманизм, творчество, свобода
Гуманистический психоанализ - целитель души (не приспособление, а реализация индивидуальности)

Слайд 30Ж.Деррида

ПОСТСТРУКТУРАЛИЗМ
Недоверие к универсальному целостному знанию
Обнаружение за всеми культурными продуктами и мыслительными

схемами языка власти и власти языка.
Идеи различия и множественности.



Слайд 31Западная философия XVII-XVIIIвв.
Классическая философия – натурфилософская механистическая картина мира.
Цель философии –

познание мира и человека с помощью опыта и разума.
Пространство и время – абсолютные величины.
Идеалистическая диалектика.
Субъект познания противостоит объекту.
Общество разумно и гуманно.

Слайд 32Западная философия XIX-ХХ вв.
Неклассическая философия - признание целостности (рационализм) и раздробленности

(иррационализм) бытия. Причинность и детерминизм.
Цель философии –исследование и изменение общества и человека.
Вселенная – материальный пространственно-временной континуум.
Материалистическая диалектика.
Эволюционизм явлений природы и относительность научного факта.
Связь объекта и субъекта познания.
Общество неразумно и негуманно.
Контрастность философских концепций: рационализм и иррационализм.

Слайд 33Западная философия XX-ХХI вв.Философия постмодерна
Постнеклассическая философия (середина/конец ХХ в. – настоящее

время).
Отказ от целостности бытия, обращении к частностям.
Цель философии: освобождение от рабства стандартов, стереотипов мышления. Множественность истин.
Информационная революция.
Вселенная не стационарна. Синергетика и коэволюция.
Мир устроен не рационально и не познаваем в полной мере. Нет жесткой связи и причинной зависимости между прошлым и будущим.
«Смерть субъекта» (М. Фуко): «человек – часть текста (а не его создатель).

Слайд 34Задание
1. Специфика философского знания эпохи модерна и постмодерна: неклассической и постнеклассической

философии (3-5 примеров).
2. Проблема рационализма и иррационализма в западной философии (2-3 концепции по выбору).
3. Внести записи в таблицу по теме: «Западная философия XX-XXI вв.».


Слайд 35
Спасибо за внимание!


Обратная связь

Если не удалось найти и скачать презентацию, Вы можете заказать его на нашем сайте. Мы постараемся найти нужный Вам материал и отправим по электронной почте. Не стесняйтесь обращаться к нам, если у вас возникли вопросы или пожелания:

Email: Нажмите что бы посмотреть 

Что такое ThePresentation.ru?

Это сайт презентаций, докладов, проектов, шаблонов в формате PowerPoint. Мы помогаем школьникам, студентам, учителям, преподавателям хранить и обмениваться учебными материалами с другими пользователями.


Для правообладателей

Яндекс.Метрика