Слайд 2Девиантное или отклоняющееся
(от лат. deviatie—отклонение) поведение
- несоответствие человеческих поступков,
действий, видов деятельности распространенным в обществе или его группах нормам, правилам поведения, стереотипам, ожиданиям, установкам, ценностям.
Слайд 3Девиантное поведение
1) поступок, действия человека, не соответствующие официально установленным или же
фактически сложившимся в данном обществе (социальной группе) нормам и ожиданиям;
2) социальное явление, выражающееся в относительно массовых и устойчивых формах человеческой деятельности, не соответствующих официально установленным или же фактически сложившимся в данном обществе нормам и ожиданиям.
Слайд 4максимально неодобряемое поведение
максимально неодобряемое поведение
максимально одобряемые отклонения
10-15% 10-15%
Контроль девиантного поведения
Слайд 5 Норма
- предел,
мера допустимого для сохранения и развития системы
Социальная норма определяет исторически сложившийся в конкретном обществе предел, меру, интервал допустимого поведения людей, социальных групп, организаций
результат отражения в сознании и поступках людей объективных законов функционирования общества
Слайд 6
Социальные отклонения - двоякое значение:
— позитивные
средство прогрессивного развития системы, повышения уровня ее организованности, устранения стандартов поведения
— негативные нарушение существования или развития системы, ее дезорганизация
так называемая социальная патология («патология» нередко адаптивна, функциональна)
Границы между позитивным и негативным девиантным поведением подвижны во времени и пространстве социумов
«Скользящая мораль»
Слайд 7Специфика девиантного поведения молодежи
Причины:
противоречие между относительно равномерно распространенными и
растущими потребностями и существенно различными возможностями их удовлетворения
социальное неравенство, неравенство возможностей, доступных людям, принадлежащим к различным социальным группам (стратам).
Слайд 8Социальное неравенство
понятие "старшинство" - ценностное, социально-статусное значение, асимметрия прав и обязанностей
(зависимый, подчиненный статус)
противоречия между повышенным энергетическим потенциалом, желанием самоутвердиться и недостаточной социальной зрелостью, недостаточным профессиональным и жизненным опытом - (неопределенный, маргинальный) социальный статус
проблема «канализирования» энергии, социальной активности в общественно одобряемом, допустимом направлении(«комплекс Герострата»)
Слайд 9Причины девиации
конец XIX –нач. XX в. - биологические и психологические
трактовки причин девиации (Цезаре Ломброзо)
психологическая трактовка - психологические черты (неустойчивость психики, нарушение психологического равновесия и т. п.).
теория аномии - значение социальных и культурных факторов. Основная причина девиации — «отсутствие регуляции», «безнормность» состояние дезорганизации общества, когда ценности, нормы, социальные связи либо отсутствуют, либо становятся неустойчивыми и противоречивыми (Э.Дюркгейм)
главная причина девиации - разрыв между целями общества и социально одобряемыми средствами осуществления этих целей (Р. Мертон)
Слайд 11Социология религии
религия как с социальный, а не психический феномен
мотивация человеческих
действий, процессы, которые происходят в обществе под воздействием различных верований
влияние верований на поведение человека
образование и функционирование религиозных групп и институтов (сохраняются или перестают существовать)
почему между ними возникают конфликты
что лежит в основе ритуальных действий и.т.т
Слайд 12
Конец XIX — начало XX в.
основоположники - Э. Дюркгейм (религию
он рассматривал как основу единства общества) и
М. Вебер
по Марксу религия как социальный феномен - объективный фактор, внешним и принудительным образом воздействующий на людей (функциональный метод исследования религии)
социальная функция - функция идеологическая
религия может выполнять функции как интеграции, так и дезинтеграции общества
Слайд 13
Ведущая идея Э. Дюркгейма - на основе изучения примитивных форм религии
допустимо и возможно создать теорию высших религий
Анализ наипростейшей религии - тотемизма
Первопричина тотемизма - признание священного
« мирское» и повседневное священное
реальность была поделена на две основные группы:
обыденные ("проданные") вещи
священные вещи (объекты ритуальной деятельности, почитания, благоговения)
Слайд 14 Религия
Священное
организацию верований в священное
обряды или практику, вытекающие из верований
Понятие церкви дополняет понятия священного и системы верований с целью отграничения религии от магии.
Слайд 15Классификация религиозных систем
Пять основных этапов:
примитивный, архаический, исторический, раннесовременный и современный
Три
последовательно сменяющих друг друга стадии:
1-я — религия природы (Древний Восток);
2-я — религия духовной индивидуализации (иудеи, греки, римляне);
3-я — абсолютная религия (христианство)
Три группы:
1-я — примитивные верования.
2-я — национально-государственные религии
3-я — мировые религии: буддизм, христианство и ислам.
Слайд 16Социодинамика религиозного сознания в постсоветскую эпоху в Беларуси
возрождение интереса к
христианству, рост числа приверженцев различных христианских конфессий
развитие неопределенных, не имеющих четких границ типов "квазирелигиозного" сознания (спиритизм, современная паранаучная (астрология, НЛО, парапсихология и т.д.) и парарелигиозная (ворожба, порча, гадания и пр.) мифология)
Слайд 17Нетрадиционные религиозные верования
1.
Неохристианство - разнообразные евангельские учения и культы, возникшие в рамках иудо-христианского идейного наследия
2. Новый ориентализм (от лат. orientalis - восточный), или нетрадиционные культы восточного происхождения (кришнаиты, дзен-буддисты, бахай и др.)
3. Нетрадиционные оккультные (околонаучные) секты, тяготеющие к мистике и магии, теософические общества
4. Сатанизм (дьяволомания) - нетрадиционные оккультные секты, приверженцы которых поклоняются не каким-либо богам или божественным силам, а сатане (дьяволу).
Слайд 18Влияние конфессиональной принадлежности верующих на их ценностные ориентации и социальное поведение
Социально-демографическая дифференциация верующих разных конфессиональных направлений (Беларусь):
протестанты
- в основном молодые, образованные мужчины и женщины (успешная адаптация к новой социально-экономической реальности, умение решать свои материальные проблемы и одобрительное отношение к проводимым реформам)
православные
- чаще женщины средних (35-50) лет, с большим трудом преодолевающие материальные трудности, испытывающие страх перед нововведениями
католики
- промежуточное положение между протестантами и православными (плохое приспособление к новым экономическим условиям (возможно, в силу того, что в этой группе больше лиц старшего возраста), но оптимизм и доверие к реформам)