Человек в трудах философов, психологов и педагогов презентация

Содержание

План: Представления о человеке в истории философской, психологической и педагогической мысли. Человек, личность, индивид, индивидуальность Теории личности Деятельность личности. Самоорганизация и самообразование

Слайд 1ЧЕЛОВЕК В ТРУДАХ ФИЛОСОФОВ, ПСИХОЛОГОВ И ПЕДАГОГОВ


Слайд 2План:
Представления о человеке в истории философской, психологической и педагогической мысли.
Человек, личность,

индивид, индивидуальность
Теории личности
Деятельность личности. Самоорганизация и самообразование

Слайд 3Человек — это тростинка, самое слабое в природе существо, но это

тростинка мыслящая.
Блез Паскаль
От природы люди вовсе не враги друг другу.
Жан Жак Руссо
Люди не рождаются, а становятся теми, кто они есть.
Клод Адриан Гельвеций
Человек подобен дроби, числитель есть то, что он есть, а знаменатель — то, что он о себе думает. Чем больше знаменатель, тем меньше дробь.
Лев Николаевич Толстой
Человек есть тайна. Ее надо разгадать, и ежели будешь ее разгадывать всю жизнь, то не говори, что потерял время; я занимаюсь этой тайной, ибо хочу быть человеком
Федор Михайлович Достоевский

Слайд 4Рекомендуемая литература:
Лоуренс А. Первин, Оливер П. Джон. ПСИХОЛОГИЯ ЛИЧНОСТИ. Теория и

исследования. — М.: 607 с., 2001
Семенов Ю.И. КАК ВОЗНИКЛО ЧЕЛОВЕЧЕСТВО. Изд. 2-е с новым предисловием и приложениями. М.: Государственная публичная историческая библиотека России. 2002. - 790 с.
ЧЕЛОВЕК: Мыслители прошлого и настоящего о его жизни, смерти и бессмертии. Древний мир -- эпоха Просвещения / Редкол.: И. Т. Фролов и др.; Сост. П. С. Гуревич. -- М.: Политиздат, 1991
Веркор. ЛЮДИ И ЖИВОТНЫЕ. Эл.ресурс. – Режим доступа: http://www.litmir.co/bd/?b=29352 (научная фантастика)

Слайд 5Рекомендуемая литература:


Слайд 6Рекомендуемая литература:


Слайд 71. Представления о человеке в истории философской, психологической и педагогической

мысли.

Что есть Человек и какова его Природа


Слайд 8Jean Vercors. Les animaux denatures (1952). Пер. с фр. - Р.Закарьян,

Г.Сафронова. В кн. "Веркор. Молчание моря. Люди или животные? Сильва. Плот "Медузы". М., "Радуга", 1990 (Серия "Мастера современной прозы").

Веркор — "Люди и животные"


Слайд 9Чарлз Дарвин (1809— 1882 гг.) - самое сильное отличие человека от

животного составляет его совесть.


Мэн-цзы (372—289 гг. до н.э.) - принципиальное отличие человека от животного заключается в том, что человек умеет соблюдать определённые нормы во взаимоотношениях с другими людьми.

Возможные критериальные отличия человека


Слайд 10Антропосоциогенез
(от греч. антропос — человек, лат. societas — общество, греч. генезис

— происхождение) — процесс перехода от животного мира к человеческому состоянию; процесс становления и развития человека как социального существа субъекта сознания и деятельности.


Слайд 11Антропология
Аристотель - употребил слово «антропология» преимущественно при изучении духовной природы человека.



Магнус Хундт (г.Лейпциг, 1501 г., книга «Антропология о достоинстве, природе и свойствах человека и об элементах, частях и членах человеческого тела») - термин «антропология» впервые встречается применительно к физическому строению человека

В 1594 г. вышло сочинение О. Касманна «Антропологическая психология, или учение о человеческой душе»

- изучает происхождение человека и развитие его физического типа на всем протяжении его существования, вплоть до современности, а также вариации физического типа человека.


Слайд 12I. Объективистские концепции антропологии
Основные антропологические концепции


Слайд 132. Субъективистские концепции антропологии


Слайд 143. Синтезирующие концепции
Философская антропология
М. Шелер
Х. Плеснер
А. Гелен


Слайд 15Синтетическая характеристика человека
Человек - это животное, телесное существо, жизнедеятельность которого представляет

собой основанный на материальном производстве, осуществляющийся в системе общественных отношений, процесс сознательного, целенаправленного, преобразующего воздействия на мир и на самого человека для обеспечения его существования, функционирования, развития.

Слайд 16Вопрос 2. Человек, личность, индивид, индивидуальность


Слайд 18Человек – наиболее общее, интегративное понятие, указывающее на отнесенность существа к

высшей степени развития живой природы, к виду Homo sapiens.
Индивид – это отдельный, единичный представитель Homo sapiens.
Личность (в широком смысле) – это конкретный человек в совокупности тех духовных, психических особенностей и качеств, которые характеризуют его как объекта (продукт, результат) общественного (и другого) развития и как субъекта преобразования действительности на основе ее познания и отношения к ней.).
Личность (в узком смысле) - системное социальное качество, приобретаемое индивидом в предметной деятельности и общении и характеризующее меру представленности общественных отношений в индивиде.
Индивидуальность – совокупность физиологических и психологических особенностей, характеризующих своеобразие, единичность, неповторимость отдельного человека.


Слайд 20Н.Бердяев:
«Истоки человека лишь частично могут быть понятны и рационализированы. Тайна личности,

её единственности, никому не понятна до конца. Личность человека более таинственна, чем мир. Она и есть целый мир. Человек – микрокосмос и заключает в себе всё»

Слайд 21 Вопрос 3: Теории личности

и основные вопросы, которые решает полная теория личности

Слайд 22Теория личности –
– это совокупность гипотез, или предложений о природе и

механизмах развития личности.

Слайд 23Основные четыре вопроса, которые должна разрешить полная теория личности
проблема структуры личности;


проблема мотивации поведения;
проблема развития личности;
проблема психического здоровья и психопатологии.


Слайд 24 Психодинамическая теория личности З.Фрейда


Слайд 25Зигмунд Фрейд (1856-1939 гг.)


Слайд 261. Демина Л.Д., Ральникова И.А. Психическое здоровье и защитные механизмы личности.

Учебное пособие. - Барнаул: Алтайский государственный университет, 2000. - 123 с.
2. Зелинский С.А. Психотехнологии гипнотического манипулирования сознанием человека. - http://psyfactor.org/lib/zelinski2-00.htm
3. Киршбаум Э., Еремеева А. Психологическая защита. - М.: Смысл, 2000. – 181 с.
4. Кравченко А.И. Психология и педагогика. Учебное издание. М.: ТК Велби, Проспект, 2007. – 400с.
5. Краткий психологический словарь // Под общей ред. А.В. Петровского и М.Г. Ярошевского; ред.-составитель Л.А. Карпенко – 2-е изд, расш. и доп. - Ростов-на-Дону: Феникс, 1998. – 512 с.
6. Налчаджян А.А. Социально-психическая адаптация личности (формы, механизмы и стратегии). Ереван: Издательство АН Армянской ССР, 1988. - 263 с.
7. Перлз Ф. Теория гештальт-терапии. Сер. Современная психология: теория и практика. – М.: Институт общегуманитарных исследований, 2008. – 320 с.
8. Психодиагностика личности от А до Я. Автор-составитель Г.И. Колесникова. – Ростов-н/Д.: Феникс, 2009. – 314 с.
9. Хьелл Л., Зиглер Д. Теории личности. – 3-е изд. – СПб: Питер,2007.- 607 с.
10. Холл К.С., Линдсей Г. Теории личностей. Перевод И.Б.Гришпун. New York: John Wiley and Sons, 1970. - М.: КСП+ - 1997. Терминологическая правка В. Данченко. - К.: PSYLIB, 2005. - http://psylib.org.ua/books/holli01
11. Фрейд А. Психология Я и защитные механизмы = Das Ich und die Abwehrmechanismen. - Москва: Педагогика-Пресс, 1993. - 68 с.
12. Фрейд З.: жизнь, работа, наследие // Энциклопедия глубинной психологии // Ред. А.М. Боковикова. 1998, Том 1. MGM - Interna, М.: ЗАО МГ Менеджмент, 1998

Слайд 27Психодинамическая теория личности (З.Фрейд)

ЛИЧНОСТЬ: динамическое образование, которым управляют:
Ид, Эго и

Супер-эго.

Подходы к структуре личности


Слайд 29 Задание: определите о каком механизме

психологической защиты идет речь в ситуации:

Слайд 30 Аналитическая теория личности


Слайд 31Коллективное бессознательное
- включает в себя воспоминания и образы, унаследованные от

предыдущих поколений, и является общим для всех людей.
Юнг считал, что коллективное бессознательное — наследие предков, сформировавшиеся в процессе эволюции человечества. Это скрытые воспоминания и опыт, передающиеся на генном уровне.
В основном коллективное бессознательное проявляется в образах — архетипах, которые являются общими для всего человечества.
Прямое подтверждение существованию коллективного бессознательного Юнг находил в повторяющихся в культурах разных народов мира символах и образах. Например, во многих мифах встречаются одинаковые описания богини Плодородия, которая является прообразом архетипа Матери. 

Слайд 32Основные архетипы по К. Юнгу 

/Анимус


Слайд 33Типы личности


Слайд 34 Бихевиористическая теория личности


Слайд 35Дж. Уотсон (1878-1958)


Слайд 36Подходы к структуре личности
ЛИЧНОСТЬ – совокупность выученных моделей поведения

(навыки – через стимулы, реакции, подкрепление). В когнитивном бихевиоризме добавляются: ожидания, ценность вознаграждения.



Слайд 37Важнейшими категориями бихевиоризма являются стимул, под которым понимается любое воздействие на

организм со стороны среды, в том числе и данная, наличная ситуация, реакция и подкрепление, в качестве которого для человека может выступать и словесная или эмоциональная реакция окружающих людей.

Слайд 38Доказательства идей


Слайд 39 Гуманистическая теория личности А.Маслоу


Слайд 40Личность – определяется через иерархию потребностей


Слайд 42Характеристики самоактуализирующихся людей
Более эффективное восприятие реальности;
Приятие себя, других и природы

(принять себя такими, какими они есть);
Непосредственность, простота и естественность;
Центрированность на проблеме;
Независимость: потребность в уединении;
Автономия: независимость от культуры и окружения;
Свежесть восприятия;
Вершинные, или мистические, переживания (моменты сильного волнения или высокого напряжения, а так же моменты расслабления, умиротворения, блаженства и спокойствия );
Общественный интерес;
Глубокие межличностные отношения;
Демократичный характер (отсутствие предубеждений);
Разграничение средств и целей;
Философское чувство юмора (доброжелательный юмор);
Креативность (способность к творчеству);
Сопротивление окультуриванию (находятся в гармонии со своей культурой, сохраняя определенную внутреннюю независимость от нее).


Слайд 43Jones, Crandall ( 1986)
Краткий индекс самоактуализации
Я не стыжусь ни одной

из своих эмоций
Я чувствую, что делать то, чего ждут от меня другие (N)
Я верю, что люди по существу хорошие и им можно доверять
Я могу сердиться на тех кого люблю
Всегда необходимо, чтобы другие одобряли то, что я делаю(N)
Я не принимаю свои слабости (N)
Мне могут нравиться люди, которых я могу не одобрять
Я боюсь неудач (N)
Я стараюсь не анализировать и не упрощать сложные сферы (N)
Лучше быть самим собой, чем популярным
В моей жизни нет того, чему бы я особо себя посвятил (N)
Я могу выразить мои чувства, даже если это приведет к не желательным последствиям
Я не обязан помогать другим (N)
Я устал от неадекватности (N)
Меня любят, потому что я люблю.


Слайд 44 Деятельностная теория личности С.Рубинштейна


Слайд 45Личность -
- совокупность внутренних условий, через которые преломляются все

внешние условия.

Слайд 46Основные положения:
1) психические свойства личности в ее поведении, в действиях и

поступках, которые она совершает, одновременно и проявляются, и формируются;
2) психический облик личности во всем многообразии ее свойств определяется реальным бытием, образом жизни и формируется в конкретной деятельности;
3) процесс изучения психического облика личности предполагает решение трех вопросов:
• чего хочет личность, что для него привлекательно, к чему он стремится? Это вопрос о направленности, установках и тенденциях, потребностях, интересах и идеалах;
• что может личность? Это вопрос о способностях, о дарованиях человека, о его одаренности',
• что личность есть, что из его тенденций и установок вошло у нее в плоть и кровь и закрепилось в качестве стержневых особенностей личности. Это вопрос о характере.

Слайд 491. СОЦИАЛЬНО ОБУСЛОВЛЕННАЯ ПОДСТРУКТУРА:
- НАПРАВЛЕННОСТЬ –совокупность устойчивых мотивов, ориентирующих деятельность личности.

Это установки, ставшие свойствами личности и проявляющиеся в таких формах как влечение, желание, стремление, интерес, склонность, идеал, мировоззрение, убеждение.
- ОПЫТ (профессиональный, художественный, поведенческий и т.д.) - приобретается в процессе жизни и познавательной деятельности

2. БИОЛОГИЧЕСКИ ОБУСЛОВЛЕННАЯ ПОДСТРУКТУРА – темперамент, половые и возрастные особенности, патологические изменения личности
3. ПСИХИЧЕСКИ ОБУСЛОВЛЕННАЯ ПОДСТРУКТУРА: индивидуальная особенность психических процессов (познавательных, эмоциональных, волевых)

Слайд 504. Деятельность личности. Самоорганизация и самообразование


Слайд 51Активность – присущая всем живым существам способность реагировать на окружающую среду
РАСТЕНИЯ
Обмен

веществ с окружающей средой
Светочувствительность
Тропизм

ЖИВОТНЫЕ
Элементарные формы поведения
Приспособление к среде
Научение


Слайд 52Деятельность
- это специфическая человеческая активность, регулируемая сознанием, порождаемая потребностями и направленная

на познание и преобразование внешнего мира и самого человека.

Субъект деятельности?
Объект деятельности?


Слайд 53Задание: в каждом из примеров назовите объект и предмет деятельности


Слайд 54Характеристики деятельности
Человек и деятельность неразрывно связаны. Деятельность есть непременное условие человеческой

жизни.
Деятельность есть преобразование окружающей среды.
Деятельность выступает в качестве творческой, созидательной активности.
Деятельность определяется общественно-историческими условиями

Слайд 55 ОТЛИЧИТЕЛЬНЫЕ ОСОБЕННОСТИ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ЧЕЛОВЕКА ОТ ПОВЕДЕНИЯ ЖИВОТНЫХ


Слайд 57СТРОЕНИЕ ИНДИВИДУАЛЬНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ


Слайд 58Основные структурные элементы деятельности
Потребность – внутреннее состояние нужды, выражающее ее зависимость

от конкретных условий.
Мотив – побуждение к деятельности, связанное с удовлетворением потребности.
Цель – сознательное представление о результате деятельности, предвосхищение будущего.
Задачи – представление о том, что нужно сделать для достижения цели в конкретных условиях (достижение промежуточных результатов).
Действия – элемент деятельности, имеющий относительно самостоятельную задачу: Д=д1+д2+…+дn. (поступок – действия, имеющие нравственное значение; деяние – действия, имеющие высокое социальное значение).
Операция – способ выполнения действия.
Средства – используемые в ходе деятельности предметы и объекты культуры.
Результат – конечный итог деятельности.


Слайд 59Структура деятельности
результат


Слайд 60Этапы деятельности
Этап постановки цели – ясное осознавание конкретной задачи
Этап планирования работы

– выбор наиболее рационального способа действий
Этап выполнения, осуществления деятельности – сопровождается текущим контролем и перестройкой деятельности в случае необходимости
Этап проверки результатов, исправления ошибок
Этап подведения итогов и оценка деятельности

Слайд 61ВИДЫ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ


Слайд 63
Наука
По необязательному заданию


Слайд 64Основные виды деятельности


Слайд 65Поспорьте с этими суждениями


Слайд 66Саморазвитие личности


Слайд 67У человека есть только два пути: или прогресс, или деградация; консерватизм

в чистом виде противоречит сути законов Вселенной
Альфред Норт Уайтхед

Невозможно жить лучше, чем проводя жизнь в стремлении стать совершеннее.
Сократ

Человек всю жизнь не живет, а сочиняет себя, самосочиняется.
Федор Михайлович Достоевский


Слайд 68Два подхода к определению:

1. Саморазвитие как спонтанный процесс стремления

к личностному росту и развитию, форма саморегулирования

2. Саморазвитие как осознанное и целенаправленное саморегулирование и самоизменение себя

Слайд 69Саморазвитие личности – это процесс осознаваемого и неосознаваемого развития, управляемого самой

личностью, в котором в субъективных целях и интересах самой личности целенаправленно формируются и развиваются ее качества и способности

(Г.К.Селевко)

Слайд 70Механизм саморазвития
Движущая сила саморазвития


Слайд 71I. Понятие «Самоорганизация», подходы к изучению


Слайд 72«Хаос – начало всего» Хаос = термодинамическое равновесие
Второе начало термодинамики – при

самопроизвольных процессах в системах, имеющих постоянную энергию, энтропия всегда возрастает

Слайд 74Р. Декарт И.Кант У.Эшби – 1947 г. Н. Винер Г.Хакен А.Богданов
Развитие представлений:


Слайд 75Самоорганизующиеся системы удовлетворяют следующим требованиям:
1) открытость, что обеспечивает приток извне

энергии, необходимой для перехода в качественно новое состояние;
2) достижение системой состояния сильной неравновесности, при котором она теряет устойчивость; параметры, характеризующие такое состояние, называют критическими;
3) выход из критической ситуации скачком в одно из возможных новых устойчивых состояний.

Слайд 76Виды самоорганизации


Слайд 77Техническая самоорганизация основана на программе автоматической смены алгоритма действия при изменении

свойств управляемого объекта, цели управления или параметров окружающей среды.


Биологическая самоорганизация основана на генетической программе сохранения вида (как процесс), призванной обеспечить соматическое (телесное) построение объекта (как явление).

Социальная самоорганизация (как процесс) основана на общественной социальной программе гармонизации общественных отношений, включающей меняющиеся во времени приоритеты установок, интересов, ценностных ориентации, мотивов и целей относительно постоянных во времени законов организации.

Слайд 78Самоорганизация личности


Слайд 79- личностный - деятельностный, - интегральный, - технический
4 основных подхода к определению

сущности понятия «самоорганизация личности»:

Слайд 80Самоорганизация личности- способность к интегральной регуляции природных, психических, личностных состояний, качеств,

свойств, осуществляемая сознанием, волевыми и интеллектуальными механизмами, проявляющаяся в мотивах поведения и реализуемая в упорядоченности деятельности и поведения

Слайд 81Самоорганизация - это деятельность и способность личности, связанные с умением организовать

себя, которые проявляются в
целеустремленности,
активности,
обоснованности мотивации,
планировании своей деятельности,
самостоятельности,
быстроте принятия решений и ответственности за них,
критичности оценки результатов своих действий,
чувстве долга

Слайд 82Структура самоорганизации личности


Слайд 83умение направлять свою деятельность, ориентироваться во времени, прогнозировать последствия своих решений,

формировать стратегии своего развития и самосовершенствования

1. Целеполагание 2. Проектирование


Слайд 843. Анализ ситуации


Слайд 854. Планирование 5. Исполнение
самостоятельно принимать решения, брать на себя ответственность,

конструктивно вести деловое общение

Слайд 866. Самоконтроль и коррекция
адекватно оценивать результаты своей деятельности, контролировать свою

деятельность

Слайд 87 II. Понятие «самообразование». Сущностные характеристики самообразования
Что делать, если в

процессе самоорганизации понимаешь, что не достигаешь поставленных целей?

Взаимосвязь
САМОРАЗВИТИЯ,
САМООРГАНИЗАЦИИ,
САМООБРАЗОВАНИЯ
И САМОУПРАВЛЕНИЯ.

Слайд 88Цель самообразования
«овладение техникой и культурой умственного труда, умений преодолевать проблемы,

самостоятельно работать над собственным совершенствованием»

Слайд 89ПСИХОЛОГИЧЕСКОЕ УСЛОВИЕ САМООБРАЗОВАНИЯ


?


Слайд 90


Description of the business
Самообразование – целенаправленная систематическая познавательная деятельность, управляемая

самой личностью и служащая для совершенствования ее образования

Слайд 91
Само-наблюдение
Самоанализ и самооценка
Постановка цели и разработка программы
Осуществление программы
Этапы самообразования


1. Понятие «самообразование».

Сущностные характеристики самообразования

Слайд 92Развитие представлений о сущности самообразования в истории.
Новое
время
Термин «самообразовательная деятельность»


- 70-е гг, США

2007

Античность

Средние
века

Новое время

Новейшее время

П. Абеляр,
М.Монтень, Т.Мор

Я.А.Коменский, Дж.Локк, Ж.-Ж.Руссо, М.Ломоносов, Д.Ушинский,,,,,,,,,

Н.Крупская,
Б.Есипов,,,,,,,,

Свободное воспитание, принцип природосообразности, личный опыт

Глобализация и компьютеризация идей самообразования, компетенции


Слайд 93Умения самообразовательной деятельности. Методы самообразования

УМЕНИЯ

Познавательно-коммуникативные
использовать ранее усвоенные знания для получения

новых знаний; рационально переносить знания из одной области в другую; умения общаться с другими людьми для достижения целей самообразования



Организационные

умения организовать самостоятельную работу; понимать предложенные цели, формировать их самому, рассчитывать свои силы с учетом имеющихся в распоряжении знаний и целей самообразования; составлять план работы…



Контролирующие

умения исследовать собственную профессиональную деятельность; корректировать цели самообразования и уточнять планы самообразовательной работы, оценивать результаты



Информационно-поисковые

умения библиографического, документального и фактографического информационного поиска; работать в различных режимах поиска; тезировать, аннотировать и реферировать источники …

— это способность личности к эффективному выполнению са-мообразовательной деятельности на основе имеющихся знаний


Слайд 94Методы самообразования:
самостоятельная
работа над литературой
общение,
самоотчет,
самовнушение,
самоконтроль,
самопоощрение,
самокритика и

др.

Методы самообразования


Слайд 954. Самообразование в жизни известных людей


Слайд 96за внимание !



Обратная связь

Если не удалось найти и скачать презентацию, Вы можете заказать его на нашем сайте. Мы постараемся найти нужный Вам материал и отправим по электронной почте. Не стесняйтесь обращаться к нам, если у вас возникли вопросы или пожелания:

Email: Нажмите что бы посмотреть 

Что такое ThePresentation.ru?

Это сайт презентаций, докладов, проектов, шаблонов в формате PowerPoint. Мы помогаем школьникам, студентам, учителям, преподавателям хранить и обмениваться учебными материалами с другими пользователями.


Для правообладателей

Яндекс.Метрика