Человек, личность, индивидуальность. Девиантное поведение человека презентация

Содержание

И.С. Кон: «Понятие личности обозначает человеческого индивида как члена общества, обобщает интегрированные в нем социально значимые черты». Б.Г. Ананьев: «Личность - субъект общественного поведения и коммуникаций» П.Е. Кряжев:

Слайд 1 Человек, личность, индивидуальность. Проблемы девиантности развития человека


Слайд 2
И.С. Кон: «Понятие личности обозначает человеческого индивида как члена общества, обобщает

интегрированные в нем социально значимые черты».
Б.Г. Ананьев: «Личность - субъект общественного поведения и коммуникаций»
П.Е. Кряжев: «Личность - это индивид, определивший свою деятельную позицию ко всему, что его окружает: к труду, к социальному строю, к задачам коллектива, к судьбе другого человека»
С.Л. Рубинштейн: «Личность - совокупность внутренних условий, через которые преломляются внешние воздействия»
А.В. Петровский: «Личность - человек как общественный индивидуум, субъект познания и объективного преобразования мира, разумное существо, обладающее речью и способностью к трудовой деятельности»
К.К. Платонов: «Личность - человек как носитель сознания».


Слайд 3Человек – наиболее общее, интегративное понятие, указывающее на отнесенность существа к

высшей степени развития живой природы, к виду Homo sapiens. это биосоциальное существо, обладающее членораздельной речью, сознанием, способное создавать орудия и пользоваться ими в процессе общественного труда.
Индивид – это отдельный, единичный представитель Homo sapiens, обладающий общей для вида конституцией вне зависимости от его индивидуальных особенностей.
Индивидуальность – совокупность физиологических и психологических особенностей, характеризующих своеобразие, единичность, неповторимость отдельного человека., не ведет к родовым трансформациям, а основана на самореализации как личности
Личность (в узком смысле) - человек как член общества, обладающий системой уникальных свойств (мысли, поведение, отношение к окружающим, характеризуется мировоззрением
Личность формируется в процессе активного взаимодействия с окружающим миром (инкультуризации, воспитания, обучения, в социальных отношениях).

Основные понятия


Слайд 5Структура личности по Рубинштейну


Слайд 7Цели
Активность


Слайд 8Виды потребностей
Абрахам Маслоу


Слайд 9Мотивы — это связанные с удовлетворением определенных потребностей побуждения к деятельности.

Мотив = отражение потребности
Мотивы отличаются 1) видом потребности, которая в них проявляется, 2) формами, которые они принимают, 3) широтой или узостью, 4) конкретным содержанием деятельности, в которой они реализуются.
Виды мотивов : неосознанные –
влечения – наиболее примитивная форма мотива, неопредмеченное побуждение.
установки – состояние готовности, предрасположенности к деятельности, с помощью которой может быть удовлетворена та или иная потребность в соответствии с прошлым опытом.
осознанные
желание – осознанная потребность и влечение к чему-либо вполне определенному.
интересы - это эмоциональные проявления познавательных потребностей человека.
стремления — это мотивы поведения, где выражена потребность в таких условиях существования и развития, которые не представлены в данной ситуации, но могут быть созданы.
Стремления могут приобретать различные формы:
намерения - конкретная форма стремлений человека, при которой осознаются не только условия,, но и средства, которые рассчитывает он использовать,
мечта -созданный фантазией образ желаемого, побуждающий человека не только созерцать, но и усиливающий энергию человека.
страсти — мотивы, в которых выражаются потребности, обладающие непреодолимой силой, отодвигающие на задний план все, что не связано с значимым объектом, и на протяжении длительного времени определяющие направление мыслей и поступков человека.
убеждения — это система осознанных мотивов личности, побуждающих ее поступать в соответствии со своими взглядами, принципами, мировоззрением

Мотивы


Слайд 10уровнем зрелости – степенью общественной значимости основных устремлений личности, ее нравственным

обликом, идеологической позицией,
широтой – диапазоном сфер проявления устремлений (м.б. узкой или широкой)
интенсивностью - силой устремления личности для реализации поставленных целей
устойчивостью и действенностью (Определенная деятельность по реализации жизненной цели о жизненной роли).

Направленность личности характеризуется:


Слайд 11Самоактуализирующаяся личность – та у которой ничего не отнято, реализуют все,

на что они споособны

А. Маслоу - концепция самоактуализирующейся личности


Слайд 12Характеристики самоактуализирующихся людей
Более эффективное восприятие реальности;
Приятие себя, других и природы

(принять себя такими, какими они есть);
Непосредственность, простота и естественность;
Центрированность на проблеме;
Независимость: потребность в уединении;
Автономия: независимость от культуры и окружения;
Свежесть восприятия;
Вершинные, или мистические, переживания (моменты сильного волнения или высокого напряжения, а так же моменты расслабления, умиротворения, блаженства и спокойствия );
Общественный интерес;
Глубокие межличностные отношения;
Демократичный характер (отсутствие предубеждений);
Разграничение средств и целей;
Философское чувство юмора (доброжелательный юмор);
Креативность (способность к творчеству);
Сопротивление окультуриванию (находятся в гармонии со своей культурой, сохраняя определенную внутреннюю независимость от нее).


Слайд 13Анатомо-физиологические особенности
Пол
Возраст
Темперамент – соотношение устойчивых индивидуальных особенностей личности, характеризующихся различными сторонами

динамики психической деятельности
(temperamentum (лат) - «надлежащее соотношение частей»)
Холерик, сангвиник, флегматик, меланхолик


Слайд 14Предыстория
«Темперамент - соотношение частей, соразмерность.
Гиппократ: различия между людьми определяются соотношением в

их теле жидкостей: у сангвиника - преобладает кровь (сангвэ), у холерика - желтая желчь (холэ), у флегматика - слизь или лимфа (флегма), у меланхолика - черная желчь (меланэ холэ).
Темперамент проявляется в особенностях мышления, речи, поведения…


Слайд 15 Темперамент - совокупность природных, врожденных свойств, характеризующих динамические особенности протекания

психических процессов и поведения человека.
И. П. Павлов: темперамент определяют свойства нервных процессов,
Сила нервных процессов;
Уравновешенность нервных процессов;
Подвижность нервных процессов;


Слайд 16Сила нервных процессов
Cила нервных
процессов -
способность нервной системы человека выдерживать нагрузки

и раздражители.
Это индивидуальная особенность, показывающая работоспособность и выносливость.
Силу изменить нельзя, но можно регулировать.

Слайд 17. Уравновешенность нервных процессов
Уравновешенность нервных процессов - процессы возбуждения и торможения

могут быть либо уравновешены, т.е. одинаковой силы, либо какой-то из них преобладает.

Слайд 18Подвижность нервных процессов
Подвижность нервных процессов -
Способность реагировать на раздражители.
Является показателем

скорости смены возбуждения и торможения.

Слайд 19Соотношение показателей ВНД и типов темперамента


Слайд 20Особенности проявления:
Действия порывисты, резки, стремительны, быстрый темп движений, речи.
Инициативность, энергичность,

активность.
Склонность к резким сменам настроения, необдуманность, вспыльчивость, раздражительность.
Подвержен эмоциональным срывам.
Недостаточная эмоциональная уравновешенность может привести к неспособности контролировать свои эмоции в трудных жизненных обстоятельствах.

Холерик


Слайд 21Сангвиник.
Высокая психическая активность, энергичность, работоспособность.
Быстро приспосабливается к новым условиям, сходится

с людьми.
Общителен.
Чувства легко возникают и легко сменяются, мимика богатая.
Свойственна открытость и доступность, а в некоторых
случаях - беззаботность, поверхностность, непостоянство.
Стремится к частой смене впечатлений.
Сравнительно легко и быстро переживает неудачи.


Слайд 23Флегматик
Низкий уровень психической активности, медлительность, невыразительность мимики.
Новые формы поведения формируются

медленно, но являются стойкими.
Как правило, редко выходит из себя, ровен и спокоен в общении.
Вдумчивый, миролюбивый, старательный и размеренный, но в некоторых случаях могут проявляться пассивность, вялость и безучастность к окружающему, лень и безволие.
Чувства и настроения обычно отличаются постоянством.



Слайд 24Меланхолик.
Низкий уровень психической активности, замедленность движений, сдержанность моторики и речи, быстрая

утомляемость.
Высокая эмоциональная чувствительность, глубина и устойчивость эмоций при слабом их внешнем выражении, причем преобладают отрицательные эмоции.
Это, как правило, тревожные, малообщительные люди.
При неблагоприятных условиях может развиться повышенная эмоциональная ранимость, замкнутость, отчужденность.

Слайд 25Зависимость типа темперамента от свойств нервной системы
Тип темперамента
Подвиж-ность
Уравнове-шенность
Сила


Слайд 26Темперамент и профессия
Холерику подходит цикличная работа, в которой чередуются периоды больших

усилий и спокойной деятельности.


Слайд 27 
Сангвинику интереснее заниматься разнообразной работой, где он получает постоянно новые знания.

Профессии должны быть постоянно связаны с общением, а также организацией деятельности людей.

Темперамент и профессия


Слайд 28Темперамент и профессия
Флегматик в работе должен иметь возможность соблюдать привычный режим,

деятельность может носить монотонный характер.


Слайд 29Темперамент и профессия
Меланхолику подходит работа, требующая точных ручных умений. Противопоказаны профессии,

связанные с неожиданностями и сложностями.
 


Слайд 30Например, великий полководец А. Суворов был холериком, удивляя окружающих своей энергией

и целеустремленностью.

Полной ему противоположностью был флегматик Кутузов и вероятно его темперамент оказал влияние на выбор стратегии в войне с Наполеоном.

Наполеон был сангвиником. Этот тип темперамента считается самым сильным. Однако он не спас Наполеона от поражения, которое нанес ему флегматик Кутузов.


Слайд 31Характер
Черты, характеризующие характер как единое целое:
- cила - цельность

- активность - устойчивость
Черты, выражающие различное отношение личности к действительности.
1) проявляющиеся в деятельности: инициативность, трудолюбие, работоспособность и др.
2) проявляются по отношению к другим: тактичность, вежливость, чуткость и др.
3) система отношений человека к самому себе: самокритичность, скромность, гордость и т.д.
4) характеризующие отношения личности к вещам: аккуратность, щедрость, бережливость и т.д.



Слайд 32Типология характеров
К. Юнг: экстраверт – интроверт
Дж. Роттер: экстернал – интернал
К. Леонгард:

на основе описания акцентуаций черт характера.
Акцентуация характера – это чрезмерное усиление отдельных его черт, проявляющееся в избирательном отношении личности к определенного рода воздействиям при достаточной устойчивости к другим:


Слайд 33гипертимный,
Дистимный
циклоидный,
застревающий,
возбудимый,
педантичный,
тревожный,
эмотивный,
демонстративный,
экзальтированный
Акцентуации по

К. Леонгарду

Слайд 34Способности
- это своеобразие психических особенностей человека, которые позволяют ему с

той или иной степенью успешности овладевать деятельностью или совершенствоваться в ней

общие специальные
Одаренность
Талант
Гениальность


Биологическая основа
развития способностей - задатки

Слайд 35Самооценка
Заниженная
Завышенная
Адекватная











Слайд 36Социальный опыт – все особенности личности, связанные с фактом её принадлежности

к определённым общностям и с обусловленной этим программой предписанного извне поведения. Элементы:
социальные нормы,
социальные роли,
социальные символы.

Интеллект – устойчивая совокупность умственных способностей.



Слайд 37Этапы развития личности


Слайд 38Этапы развития личности по Эриксону


Слайд 39Развитие личности по Элькони


Слайд 415. Факторы развития личности


Слайд 43Различные точки зрения по определению роли различных факторов на развитие личности

Теория

преформизма – древнейшая теория –
всё в семени.
Психологи- Кеттел, Фрейд


Биогенетическая теория –
прослеживается аналогия между развитием человека и развитием человеческого рода: как в биологическом развитии человек повторяет все периоды животного мира, так и в социальном повторяются все периоды развития человеческого общества. При этом имеется в виду неизменность наследственности и среды. Периоды жизни: первый год – развитие обезьяны; второй год – элементарное человеческое состояние; последующие периоды развития соответствуют различным эпохам развития общества – дикости, варварства и т.д; зрелость – современная культура.


Интеракционистская теория или теория конвергенции – поведение человека рассматривается как итог взаимодействия наследственности и среды


Слайд 44Характеристика основных факторов развития личности. Среда.
Среда – совокупность условий, окружающих человека
«Условие

и источник развития»

Слайд 45 - это процесс формирования личности в определенных социальных условиях, процесс

усвоения человеком социального опыта, в ходе которого человек преобразует социальный опыт в собственные ценности и ориентации, избирательно вводит в свою систему поведения те нормы и шаблоны поведения, которые приняты в обществе или группе.
Нормы поведения, нормы морали, убеждения человека определяются теми нормами, которые приняты в данном обществе.

Социализация личности


Слайд 46Усвоение социального опыта
Воспроизведение социального опыта
Социальное творчество

Социализация начинается с рождения человека и

продолжается на протяжении всей жизни

Функции социализация


Слайд 47Большинство исследователей считают, что главными периодами жизни, в которых происходит социализация

человека, являются детство, отрочество и юность.
Относительно периодов социализации взрослого человека нет единого мнения.
один из подходов к решению данного вопроса: выделить основные сферы в жизни общества и в соответствии с ними рассмотреть процесс освоения человеком видов деятельности, через которые он включается в социальные сферы (семейно-бытовая, трудовая, политическая). В каждой из них можно выделить определенные этапы социализации личности.

Стадии социализации


Слайд 48Первичная социализация охватывает период от рождения до формирования зрелой личности.
Вторичная социализация

- процесс развития социально зрелой личности, связанный главным образом с овладением профессии.

Первичная и вторичная социализация.


Слайд 49это конкретные группы, в которых личность приобщается к системам норм и

ценностей и которые выступают своеобразными трансляторами социального опыта.


Основные институты социализации - это семья и образовательные учреждения.

Институты социализации


Слайд 50Дотрудовая стадия:
Семья
Детские дошкольные учреждения
Образовательные учреждения
Трудовая стадия:
Трудовой коллектив
Послетрудовая стадия:
Общественные организации
Институты социализации

на разных стадиях:

Слайд 51люди, учреждения и социальные институты, при участии которых проходит социализация человека.
Агентами

первичной социализации выступает ближайшее окружение личности, оказывающее на нее непосредственное воздействие: родители, друзья, ровесники, учителя, тренеры и т.д.
Вторичная социализация осуществляется людьми, связанными формально-деловыми отношениями: руководители учреждений, организаций официальные представители государства и его органов.

Агенты социализации


Слайд 52Также агентами социализации могут выступать:
Средства массовой информации
Язык
Литература


Слайд 532. Девиантное поведение и его виды


Слайд 54поведение, не соответствующее официально установленным или фактически сложившимся в данном обществе

общественным, моральным и правовым нормам.

Девиантное поведение (от лат. Deviatio – отклонение)


Слайд 55В широком смысле термин «девиантность» подразумевает любое отклонение от принятых в

обществе социальных норм, от самых незначительных проступков до серьезных преступлений . В широком смысле термин «девиантность» соответствует термину «отклоняющееся поведение»

В узком значении девиантность обозначает незначительные проступки, которые не подпадают под статью уголовного или административного кодексов.

Для более серьезных форм нарушения специалисты применяют дополнительные термины, а именно делинквентнтное и преступное поведение.

Слайд 56- Делинквентное – отклоняющееся поведение с отчётливой антиобщественной направленностью, приобретающее в

крайних своих проявлениях уголовно наказуемый характер.
- Аддиктивное – отклоняющееся поведение со стремлением к уходу от реальности посредством приёма психоактивных веществ, либо чрезмерной фиксацией на определённых видах деятельности.
- Патохарактерологческое – отклоняющееся поведение, обусловленное патологическими изменениями характера.
- Психопатологическое – отклоняющееся поведение, обусловленное психическими расстройствами.
- На базе гиперспособностей – отклоняющееся поведение, сопровождающееся отклонениями от норм повседневной жизни, при особой одарённости и даже гениальности в других сферах жизни.

При понимании термина в широком смысле, к девиантному поведению относят:


Слайд 57Отклоняющееся поведение подразделяется на:
Девиантное поведение
Делинквентное поведение
Криминальное поведение
При понимании термина в узком

смысле:

Слайд 58Под девиантным поведением подразумеваются такие отклонения от общепринятой нормы, которые не

являются противоправными.

1. Девиантное поведение


Слайд 59Характерная черта девиантного поведения – относительность социальных норм в зависимости от

культуры. Один и тот же поступок может считаться в одном обществе положительным, в другом – оцениваться как социальная патология. Осложнения могут возникать даже в одном государстве, где действует единое законодательство, но проживают народы, следующие в быту разным традициям, особенно если эти традиции поддерживаются и религиозными нормами.
Отсюда следует, что критерии девиантности относительны для каждой определенной культуры и не могут рассматриваться и оцениваться в отрыве от нее.

Слайд 601) его относительность
2) исторический характер
3) амбивалентность (девиация бывает положительной и

отрицательной).

Таким образом, девиантному поведению присущи следующие черты:


Слайд 61Под делинквентным поведением понимают поведение, отклоняющееся от нормы, но не наказуемое

с точки зрения Уголовного кодекса, а чаще расцениваемое как правонарушения, за которые наступает административная ответственность.
Сюда можно отнести: мелкое хулиганство, мелкое хищение продуктов в магазине покупателем, мелкое воровство в транспорте или на рынке, драки без нанесения тяжких телесных повреждений, обман покупателя продавцом, обман налогового инспектора, опоздание на работу, переход улицы или курение в неположенном месте и др.

2. Делинквентное поведение


Слайд 62Таким образом, любое поведение, которое не одобряется общественным мнением, называется девиантным,

а поведение, которое не одобряется еще и законом, – делинквентным.
Однако неодобрение еще не означает наступление наказания. Возможность применения уголовного наказания проводит границу между делинквентным и криминальным поведением.



Слайд 63Криминальное поведение – это поведение, имеющее антиобщественную направленность и являющееся уголовно-наказуемым

деянием.
Примеры: вандализм, грабежи, убийства, организация преступного сообщества и т.д.

3. Криминальное поведение


Слайд 64агрессивно-насильственное поведение, включая оскорбления, побои, поджоги, садистские действия, направленные, в основном,

против личности человека;
корыстное поведение, включая кражи, вымогательство, угоны автотранспорта и другие имущественные посягательства, связанные со стремлением получить материалы выгоду;
распространение и продажа наркотиков.

Криминальным поведением являются:


Слайд 653. Теории девиантного поведения


Слайд 66Если человек не занимает прочного положения в обществе или не может

достичь поставленных целей законными способами, то рано или поздно у него возникают разочарование, напряженность, он начинает ощущать свою неполноценность и может использовать девиантные, незаконные, методы для достижения своих целей.

Теория структурной напряженности


Слайд 67Связана с теорией напряженности.
Чем больше человек затратил усилий, чтобы добиться

определенного положения в обществе, тем больше он рискует утратить в случае нарушения законов. Если преуспевающий человек решается на преступление, то результат, по его мнению, оправдывает риск.

Идея социального инвестирования


Слайд 68Заключается в способности влиятельных групп общества ставить клеймо девиантов некоторым социальным

или национальным группам. Если на человеке ставят клеймо девианта, то он начинает себя вести соответствующим образом.
Сторонники этой теории различают первичное (поведение личности, которое позволяет навесить на человека ярлык преступника) и вторичное девиантное поведение (поведение, являющееся реакцией на ярлык).

Теория стигмации (наклеивания ярлыков)


Слайд 69Аномия - это состояние, при котором личность не имеет твердого чувства

принадлежности, надежности и стабильности в выборе линии нормативного поведения
В периоды социальной дезогранизованности люди находятся в состоянии запутанности, социальные нормы разрушаются, теряются ориентиры– все это способствует девиантному поведению.
Хотя теория Э. Дюркгейма и подвергалась критике, его основная мысль о том, что социальная дезорганизация является причиной девиантного поведения, считается общепризнанной.

ТЕОРИЯ АНОМИИ Э. ДЮРКГЕЙМА


Слайд 70Спасибо за внимание!


Обратная связь

Если не удалось найти и скачать презентацию, Вы можете заказать его на нашем сайте. Мы постараемся найти нужный Вам материал и отправим по электронной почте. Не стесняйтесь обращаться к нам, если у вас возникли вопросы или пожелания:

Email: Нажмите что бы посмотреть 

Что такое ThePresentation.ru?

Это сайт презентаций, докладов, проектов, шаблонов в формате PowerPoint. Мы помогаем школьникам, студентам, учителям, преподавателям хранить и обмениваться учебными материалами с другими пользователями.


Для правообладателей

Яндекс.Метрика