Человек и общество в ранних мифах и первых философских учениях презентация

Содержание

Основные вопросы темы: Мифологическое сознание древнего человека Древнеиндийская философия: как спастись от страданий мира Древнекитайская философия: как стать «человеком для общества».

Слайд 1Тема: «Человек и общество
в ранних мифах и первых
философских учениях»
§2



Слайд 2Основные вопросы темы:
Мифологическое сознание древнего человека
Древнеиндийская философия: как спастись от страданий

мира
Древнекитайская философия: как стать «человеком для общества».

Слайд 3Мифология - от греч. предание, сказание и слово, учение.
Мифология - это

исторически первая форма миропонимания, объяснения людьми общественной жизни

идеи о происхождении мира и людей в древних мифах :

идея творения - мир создан существом-богом

идея развития - мир постепенно развивался из хаоса.




Слайд 4Мифологические идеи
Идея творения – мир создан существом – богом






Слайд 5Идея развития – мир создан из хаоса

Мифологические идеи


Слайд 6Мифологическое сознание древнего человека

О чем нам рассказывают мифы?
«В австралийском мифе журавль

Бронта бросает в небо яйцо. Оно разбивается, и с тех пор его желток, став солнцем, освещает землю. Одна из священных книг Индии сообщает, что некогда, в эпоху , когда во Вселенной не было ничего, кроме вод, некий бог превратился ыв яйцо и стал плавать в этих водах. Потом яйцо раскололось. Из двух половин скорлупы одна была серебряной, а другая золотой. Серебряная – это земля, золотая – небо»

Слайд 7Мифология
МИФ
СКАЗКА

Основная функция мифа — объяснительная.
Миф воспринимается и рассказчиком и слушателем как

реальность.

Основная функция сказки — развлекательная.
Сказка воспринимается и рассказчиком и слушателем как выдумка.


Слайд 8Мифологическое сознание древнего человека

Основные тематические циклы мифов:
1) космогонические мифы – мифы

о происхождении человека и человеческого общества;
2) мифы о культурных героях – мифы о происхождении и введении культурных благ;
3) эсхатологические мифы – мифы о «конце света», конце времен.

Слайд 91. Мифологическое сознание первого человека
В первобытном и традиционных
обществах миф, повествующий
о

происхождении Вселенной и
человека,
о зарождении жизни и явлении
смерти, выполняет функции
религии, идеологии, философии,
истории, науки.

Мифология осваивает действительность в формах
образного повествования


Слайд 101. Мифологическое сознание первого человека
Для мифологического сознания все, что существует -

одушевлено.
Мифологическое пространство - это пространство души.

Мифологическое сознание - наиболее ранняя форма духовной культуры
человечества, объединяющая зачатки знаний, верований, политических
взглядов, разных видов искусства и философского осмысления.

В мифологическом сознании человек, социум и природа представляют
собой единое и неразрывное целое. Миф совмещает в себе 2 аспекта:

диахронический
(рассказ о прошлом)

синхронический (объяснения
настоящего и будущего)


Слайд 11
2. Древнеиндийская философия
Веды - сборники гимнов богам, песнопений, ритуалов, изречений, жертвенных

формул

Причина твоих страданий в тебе самом, ты заслужил это своими поступками в прошлом

Буклова Светлана Васильевна, учитель истории и обществознания


Слайд 12Древнеиндийская философия: как спастись от страданий мира
«Гимн о сотворении мира»
«Нечто одно»

«дыхание»

Вселенная

Жертвоприношение

(космический великан Пуруша был разделен на части и стал источником жизни для всех живых существ

Слайд 13Древнеиндийская философия: как спастись от страданий мира
МИР
I место – мир богов

– «пространство, где процветает райская жизнь»
II ступень – мир людей, подчиняется строгой комической иерархии (касты):
Брахманы – мудрецы, толкователи Вед
Кшатрии – воины и правители
Вайшьи – класс земледельцев и скотоводов
Шудры – слуги
III ступень – мир демонов, духов, животных и обитателей многочисленных адов

Слайд 142. Древнеиндийская философия: как спастись от страданий мира
Первым источником религиозно-философской мудрости

в Древней
Индии стала так называемая ведическая литература

Ве́ды (санскр. वेद,—
«знание», «учение») —
сборник самых древних
священных писаний
индуизма на санскрите

Мир видится как извечное
противостояние Космоса и Хаоса,
боги часто выступают олицетворением
природных сил

Упаниша́ды (санскр. उपनिषद्)  - древнеиндийские трактаты
религиозно-философского характера

Реинкарнация (переселение душ) впервые упоминается в Ведах,
обстоятельное описание доктрины реинкарнации содержится в
Упанишадах    


Слайд 152. Древнеиндийская философия: как спастись от страданий мира
В индуизме душа, называемая

атманом, 
- бессмертна, и только тело подвержено рождению и смерти.

«Как человек, снимая
старые одежды,
надевает новые, так
и душа входит
в новые
материальные тела,
оставляя старые
и бесполезные»

Идея перевоплощения
души любого
живого существа —
людей, животных и
растений - тесно связана
с понятием кармы


Слайд 162. Древнеиндийская философия: как спастись от страданий мира
Карма (буквально: «действие») является

совокупностью действий
индивидуума, выступающая причиной его следующего воплощения

Круговорот рождения и смерти, приводимый в действие кармой,
называется сансарой

Душа находится в постоянном цикле рождения и смерти

Желая наслаждаться в материальном мире, она рождается снова
и снова ради удовлетворения своих материальных желаний,
которое возможно только через посредство материального тела

После многих рождений душа в конце концов разочаровывается в
ограниченных и мимолётных наслаждениях, и начинает поиск высших
форм наслаждения которые возможно достичь только с помощью
духовного опыта


Слайд 172. Древнеиндийская философия: как спастись от страданий мира
После продолжительной духовной практики

(садханы) индивидуум
в конце концов осознаёт свою вечную духовную природу  - то есть,
осознаёт тот факт, что его истинным «Я» является вечная душа, а
не бренное материальное тело

Когда все материальные желания прекращаются, душа более
не рождается и освобождается из круговорота сансары

Когда цепь рождения и смерти прерывается, говорится, что
индивидуум достиг мокши, или спасения

В индуизме одним способом для достижения мокши является
йога - совокупность различных духовных, психических и
физических практик


Слайд 182. Древнеиндийская философия: как спастись от страданий мира
Буддизм - религиозно-философское учение
о

духовном пробуждении, возникшее около
VI века до н.э. в южной Азии. Основателем
учения считается Сиддхартха Гаутама,
впоследствии получивший имя Будда
Шакьямуни

После нескольких лет наблюдения за
своим сознанием Будда Шакьямуни
пришёл к выводу, что причиной
страдания людей являются их
собственные действия и желания

Прекратить страдания, достичь
нирваны, можно практикой
самоограничения и медитацией

Будда (563 - 483 до н.э.)


Слайд 192. Древнеиндийская философия: как спастись от страданий мира
Нирва́на (санскр. निर्वाण«угасание,
прекращение»)

- свобода от желаний,
страданий и привязанностей (отсутствие
их влияния на события жизни)

Четыре
благородные
истины
буддизма

Мир есть страдание. Болезнь, старость и смерть - удел всех
существ.

2. Желания и привязанности есть причина страданий и
неудовлетворённости жизнью.

3. Избежать страданий можно путем достижения нирваны.

4. Достичь состояния нирваны можно Благородным Восьмеричным
Путём.


Слайд 202. Древнеиндийская философия: как спастись от страданий мира
Благородный Восьмеричный Путь
1. Правильное

понимание
2. Правильное намерение
3. Правильная речь
4. Правильные действия
5. Правильные средства к существованию
6. Правильное усилие
7. Правильная внимательность
8. Правильное сосредоточение

Центральным мотивом древнеиндийской философии было преодоление
человеком дисгармонии и несовершенств действительности путем
ухода от нее в свой внутренний мир, в котором нет страстей и желаний


Слайд 213. Древнекитайская философия: как стать «человеком для общества»
Даоси́зм - учение о

«дао» или «пути вещей», китайское
традиционное учение, включающее элементы религии и философии

Лао-цзы

Лао-цзы (Старый Младенец, Мудрый Старец)
древнекитайский философ VI-V веков до н.э.,
один из основателей учения даосизма, автор
трактата «Дао Дэ Цзин»

Дао многозначно, это бесконечное движение.
Дао - своего рода закон бытия, космоса,
универсальное единство мира.
Дао всегда и господствует везде и во всем,
безгранично.
Дао никто не создал, но всё происходит от
него, чтобы затем, совершив кругооборот,
снова в него вернуться.


Слайд 22Древнекитайская философия
Человек объединяет:
Темное и светлое
Мужское и женское
Пассивное и активное



Слайд 233. Древнекитайская философия: как стать «человеком для общества»
Нравственный идеал даосизма 
- это

отшельник, который с
помощью религиозной
медитации, дыхательных и
гимнастических упражнений
добивается высокого духовного
состояния, позволяющего ему
преодолеть все страсти и
желания, погрузиться
в общение с божественным Дао

Даосизм учит созерцательному отношению к жизни.
Блаженства достигает не тот, кто стремится добрыми делами
завоевать расположение Дао, а тот, кто в процессе медитации,
погружения в свой внутренний мир стремится вслушаться
в самого себя, а через себя вслушаться и постичь ритм мироздания


Слайд 243. Древнекитайская философия: как стать «человеком для общества»
Конфуцианство - китайское этико-политическое

учение,
приписываемое Конфуцию (551-479 до н. э.)

Основными категориями конфуцианства
являются понятия благородного мужа,
человеколюбия и правил ритуала

Управлять государством призваны
благородные мужи во главе с государем
(Императором) - «сыном Неба»

Благородный муж - это образец
нравственного совершенства, человек,
который всем своим поведением утверждает
нормы морали


Слайд 253. Древнекитайская философия: как стать «человеком для общества»
Главная задача благородных мужей

- воспитать в
себе и распространить повсеместно человеколюбие

попечение родителей о детях

сыновнюю почтительность
к старшим в семье

справедливые отношения между теми, кто не связан
родственными узами

Перенесённые в сферу политики,
эти принципы должны были
послужить фундаментом всей
системы управления

Воспитание подданных –
важнейшее государственное
дело, и осуществлять его
надо силой личного примера

«Управлять — значит поступать правильно»


Слайд 263. Древнекитайская философия: как стать «человеком для общества»
В свою очередь, народ

обязан проявлять сыновнюю
почтительность к правителям, беспрекословно им повиноваться

Конфуций был решительным
противником управления
на основе законов

Он осуждал правителей, делавших
ставку на устрашающие
правовые запреты, и выступал за
сохранение традиционных
религиозно-моральных
методов воздействия

«Если руководить народом
посредством законов и
поддерживать порядок
при помощи наказаний,
народ будет стремиться
уклоняться [от наказаний] и
не будет испытывать
стыда»

«Если же руководить народом
посредством добродетели и
поддерживать порядок при
помощи ритуала, народ будет
знать стыд, и он исправится»


Слайд 27Домашнее задание
§2 читать,
материал лекции учить,
работа с источником на с.

25

Обратная связь

Если не удалось найти и скачать презентацию, Вы можете заказать его на нашем сайте. Мы постараемся найти нужный Вам материал и отправим по электронной почте. Не стесняйтесь обращаться к нам, если у вас возникли вопросы или пожелания:

Email: Нажмите что бы посмотреть 

Что такое ThePresentation.ru?

Это сайт презентаций, докладов, проектов, шаблонов в формате PowerPoint. Мы помогаем школьникам, студентам, учителям, преподавателям хранить и обмениваться учебными материалами с другими пользователями.


Для правообладателей

Яндекс.Метрика