Патристика использовала философию для построения учения об откровении на основе священного писания, в то время как в схоластике философия применялась преимущественно к уяснению, обоснованию и систематизации этого учения.
Священное писание
Учение отцов церкви
Учение отцов церкви
Объяснение учения отцов церкви
Патристика
Схоластика
Платон: идеи существуют в мире идей и предшествуют вещам, которые являются их несовершенными отражениями (тенями).
Аристотель: никакого мира идей не существует, идеи присутствуют в самих вещах.
Средневековый реализм: идеи предшествуют вещам и присутствуют в уме бога.
Средневековый концептуализм: общие понятия не являются ни реальностями, ни простым словесным обозначением, а заключены в значении слова и представляют собой мысленное содержание, относимое ко множеству отдельных вещей на основании имеющегося сходства или совпадения между ними.
Средневековый номинализм: общих идей не существует, а общие понятия - всего лишь абстрактные словесные обозначения.
Спор о природе универсалий. Универсалии – это общие понятия. Спор шел по поводу того, существуют ли они отдельно от вещей.
Поводы для схоластических размышлений:
Противоречия, возникающие при осмыслении священного писания (например, бог один, но существует сын божий).
Использование применительно к богу бесконечных атрибутов, что порождало парадоксы (Может ли бог создать камень, который не сможет поднять).
Необходимость связать некоторые идеи, которые были важны для христианского вероучения, но привычно мыслились как противоположные (например, существует и свобода воли и божественное предопределение… или все в мире сотворено богом, но в мире существует зло).
Проблема троицы.
Проблема обоснования свободы воли.
Проблема природы зла.
Примеры средневековых схоластических проблем.
Проблема природы зла: аргументация Гермогена
Тертуллиан (165-225)
Бернард Клервоский
(1090-1153)
Ансельм Кентерберийский
(1033-1109)
Проблема природы универсалий: аргументация Альберта Великого
Альберт Великий
(1193-1280)
Фома Аквинский
(1225-1274)
Иоанн Скот
Эриугена
(810-877)
Возражение 1. Кажется, что существование Бога недоказуемо. Ведь это – положение веры, что Бог существует. Но то, во что надлежит верить, – недоказуемо, ибо доказательства ведут к научному знанию, вера же, как сказано апостолом [Павлом], есть «уверенность в невидимом» (Евр. 11:1). Поэтому ясно, что невозможно доказать существование Бога.
Возражение 2. Далее, сущность, как мы знаем, есть средний термин доказательства. Но о Боге нам не дано знать, что Он есть по существу, а единственно – что Он [по существу] не есть, как сказал [еще] Дамаскин. Отсюда понятно, что невозможно доказать существование Бога.
Возражение 3. Далее, если бы и можно было доказать существование Бога, то только через Его следствия. Однако Его следствия несоизмеримы с Ним, ибо Он бесконечен, а Его следствия – конечны; конечное же и бесконечное – несоизмеримы. Поэтому, поскольку невозможно доказать причину через несоизмеримые с нею следствия, похоже, что невозможно доказать существование Бога.
Этому противоречат слова апостола: «Невидимое Его чрез рассматривание творений видимо» (Рим. 1:20). Но этого не случится, если бытие Божие не будет доказуемо через сотворенные Им [видимые] вещи; ибо первое, что нам надлежит знать, существует ли Он.
Тезис
Антитезис 1
Антитезис 2
Антитезис 3
Противоречие с авторитетом
Ответ на возражение 1. Существование Бога, равно как и другие подобные истины о Боге, кои могут быть познаны естественным разумом, не есть положения веры, но предваряют [эти] положения; ибо вера предполагает естественные знания, как и благодать предполагает природу, и совершенство предполагает нечто, что может усовершенствоваться. Тем не менее, ничто не препятствует человеку, неспособному постигнуть истину, принять как положение веры то, что само по себе может быть постигнуто и доказано.
Ответ на возражение 2. Если существование причины доказывается через следствие, то в этом доказательстве следствие в определении замещает причину И это в первую очередь тогда, когда речь идет о Боге; ибо при доказательстве существования чего бы то ни было необходимо принимать в качестве среднего термина значение слова, а не сущность обозначаемого, так как вопрос о сущности следует из вопроса о существовании. А раз имена, приписываемые Богу, происходят из Его следствий, то при доказательстве бытия Божия на основании Его следствий в качестве среднего термина должно принимать значение слова «Бог».
Ответ на возражение 3. Из следствий, несоизмеримых со своею причиной, невозможно сделать истинных умозаключений относительно причины. Но из любого следствия можно вывести факт существования причины, и таким образом мы можем доказать существование Бога исходя из Его следствий; хотя [разумеется], основываясь на них, мы не можем обрести совершенное знание о Боге.
Позиция Фомы
Опровержение антитезиса 1
Опровержение антитезиса 2
Опровержение антитезиса 3
Если не удалось найти и скачать презентацию, Вы можете заказать его на нашем сайте. Мы постараемся найти нужный Вам материал и отправим по электронной почте. Не стесняйтесь обращаться к нам, если у вас возникли вопросы или пожелания:
Email: Нажмите что бы посмотреть