Слайд 1РАЗВИТИЕ ПСИХИКИ В СТАНОВЛЕНИИ ЧЕЛОВЕКА
Вопросы для изучения:
1. Гипотеза А.Н.Леонтьева о происхождении
сознания: основные предпосылки возникновения труда в филогенезе.
2. Труд как форма преобразовательной активности человека, характерные признаки труда.
Слайд 2Вопросы для изучения:
3. Роль труда и речи в возникновении сознания человека.
Определение сознания.
4. Сравнительный анализ психики животных и сознания человека ( вопрос изучается самостоятельно).
Слайд 3Трудовая теория антропогенеза Ф.Энгельса
В процессе гоминизации ( очеловечивания обезьяноподобных предков человека)
появился принципиально новый способ адаптации, при котором выживание отдельных особей и их групп стало решающим образом зависеть от изготовления и применения орудий труда. Труд создал человека.
Слайд 4Детерминация( причинная обусловленность) психики
Коренное отличие психики животных от психики человека состоит
в том, что она биологически обусловлена, тогда как психика человека социально обусловлена наследованием общественно-исторического опыта.
Слайд 5Гипотеза А.Н.Леонтьева
Возникновение сознания в процессе
эволюции было обусловлено переходом предков современного человека
( 40 тыс.лет назад – HOMO SAPIENS – человек разумный) к качественно иному поведению в природе: от адаптивного к активному, от приспособительного к преобразовательному, направленному на удовлетворение потребностей путем совместного воздействия на природу
Слайд 6Предпосылки возникновения труда:
1.Физические и физиологические : изменение образа жизни предков человека
с древесного на наземный; вследствие этого – освобождение верхних конечностей от функции движения и превращение в руку – орган труда;
Слайд 7Предпосылки:
Переход к прямохождению позволил изменить характер восприятия пространства, вследствие чего возросла
нагрузка на зрение, слух и другие органы чувств. Это способствовало развитию мозга ( коры больших полушарий).
Слайд 8Социальная предпосылка:
Труд как совместная деятельность мог возникнуть лишь среди животных с
развитыми общественными формами поведения, то есть живущих семьями. Такой образ жизни характерен для гоминид ( обезьяноподобных предков человека)
Слайд 9Психологическая предпосылка
Наличие у животных с ручным интеллектом в процессе решения проблемной
задачи подготовительной фазы, лишенной прямого биологического смысла.
Слайд 10Определение труда
Это процесс, связывающий человека с природой через активное воздействие
на неё и характеризующийся изготовлением и употреблением орудий труда, а также вступлением в отношения с другими людьми посредством общения с помощью речи.
Слайд 11Возникновение и развитие сознания
Его возникновению и развитию способствовала совместная орудийная
деятельность людей, опосредованная речью
Слайд 12Возникновение и развитие сознания
Орудия труда
Трудовая деятельность и общение
Речь
Слайд 13Признаки труда
1. Изготовление и употребление орудий труда.
Орудие труда – это созданный
человеком посредник, который он ( человек) ставит между собой и природой.
Любое орудие труда:
Слайд 14Орудие труда
А) не берется из природы в готовом виде, а изготавливается
человеком; ( подготовительная фаза);
Б) в орудии труда происходит ОПРЕДМЕЧИВАНИЕ психических способностей человека – потенциала его психики ( каменный топор – компьютер);
Слайд 15Орудие труда:
В) орудие труда сохраняется впрок;
В) в орудии труда зафиксирован способ
действия с ним, который передается по наследству – у человека возникает социальное наследование.
Слайд 16Орудие труда
Каждое детское поколение получает от родительского поколения орудия труда, которые
осваивает через РАСПРЕДМЕЧИВАНИЕ с помощью взрослого – носителя социального опыта.
Слайд 172-й признак труда:
В труде воздействие на природу совершается совместно, в коллективной
деятельности:
формируются субъект – объект ( природа) – субъектные отношения. Это делает возможным РАЗДЕЛЕНИЕ ТРУДА – распределение трудовых функций между исполнителями.
Слайд 18Разделение труда
При этом действие каждого исполнителя становится лишенным прямого биологического смысла
и приобретает его лишь в рамках общей трудовой деятельности .
Слайд 19Смысл – это отношение цели действия к его мотиву
В филогенезе «толчком»
к возникновению сознания стало осознание предком человека смысла своего действия.
Пример с охотой первобытных людей – разделение функций - цель действий – мотив.
Слайд 20Содержание сознания
Содержанием сознания становятся объективные свойства объектов, связи между ними, а
не биологически значимые раздражители. Формируется образ мира в его объективных характеристиках.
Слайд 21Сознание и речь
Разделение труда невозможно без общения, средствами которого были первоначально
звуки, жесты, впоследствии – речь ( форма общения людей с помощью языка).
Язык- система знаков, представленных единицами речи – словами. Язык – это своего рода «код» сознания, форма практического существования сознания.
Слайд 22Роль языка в развитии сознания
Знак –слово, обозначающее объект мира
Объективное значение –
то, на что указывает знак
Смысл – индивидуальный оттенок значения, связанный с личным опытом
ЗНАК(слово)
ЗНАЧЕНИЕ
СМЫСЛ
Слайд 23Роль языка в развитии сознания
Язык формирует два пласта сознания – пласт
значений и пласт смыслов, которые составляют коллективное и индивидуальное сознание
ИНДИВИДУАЛЬНОЕ СОЗНАНИЕ
КОЛЛЕКТИВНОЕ СОЗНАНИЕ
ЗНАЧЕНИЕ
СМЫСЛ
Слайд 24Определение сознания
Сознание – это высшая, интегрирующая форма психического отражения, результат общественно-исторических
условий формирования человека в совместной деятельности и общении с другими людьми.
Слайд 25Социальная обусловленность сознания
С возникновением сознания в филогенезе всеобщей формой психического развития
человека становится присвоение им общественно-исторического опыта в процессе совместной деятельности и общения с другими людьми. Психика человека социально обусловлена.
Слайд 26Направление развития сознания человека
Общее направление развития сознания – расширение сферы осознаваемого
в себе и в мире