Слайд 1Бихевиоризм как направление психологии ХХ века
Мочалова Татьяна Николаевна, преподаватель кафедры психология.
Слайд 2История возникновения
Бихевиоризм (от англ. behaviour – поведение) – направление в американской
психологии ХХ в., сводящее психику к различным формам поведения, понятого как совокупность реакций организма на стимулы внешней среды (S R).
Более столетия назад во всем мире начался усиленный рост промышленного производства
В связи с этим возникновение новых социально-экономических отношений способствовало появлению такого течения в философии, как прагматизм
Прагматизм в свою очередь дал путевку в жизнь бихевиоризму в психологии.
В первом десятилетии 20 века психология переживает кризис прежних программ.
Фактом, которым оперировал исследователь было явление, которое доступно только отдельно взятому человеку.
Этот факт недоступен другим людям и не может быть верифицирован и соотнесён с данными, фактами, которые получены другими исследователями.
Отсюда, решили бихевиористы, и кризис традиционной психологии.
Слайд 3Джон Бродес Уотсон.
(1878-1958)
Американский психолог, доктора философии, заведующим кафедрой психологии в университете
Джона Хопкинса в США, основоположник бихевиоризма.
В 1913 году определил психологию как науку о поведении
Слайд 4Основные постулаты
В статье 1913 года «Психология, какой её видит бихевиорист» Уотсон
изложил основные тезисы.
единственной реальностью, которую должен исследовать бихевиорист, является поведение
Поведение состоит из секреторных и мышечных реакций, вызываемых внешними стимулами
Секреторные реакции, по Уотсону, это любые вегетативные проявления (учащение пульса, изменение ЭКГ, ЭЭГ, подёргивание век), которые внешне могут не проявляться, но могут быть зафиксированы приборами и проверены.
если психолог хочет считать себя бихевиористом, то он должен опираться в своих исследованиях на объективные факты.
Слайд 5Эксперимент Эдварда Ли Торндайка
(1874-1949).
Животное (кошка) находится в клетке, пища
за
пределами клетки, животному необходимо
отпереть запор, чтобы её достать. Экспериментатор сидит за клеткой и тщательно фиксирует любую реакцию кошки. Эти реакции он откладывает на кривой научения. На оси ординат (У) откладывает количество реакций; на абсцисс (Х) – номер эксперимента. Эксперимент продолжается до тех пор, пока кошка чисто случайно не нажимает на запор.
На следующий день голодная кошка снова сажается в клетку, исследователь считает количество реакций до момента решения проблемы.
Результаты, полученные в этих экспериментах, Торндайк обобщил, назвав наблюдаемые им явления законом эффекта.
Закон эффекта: если действие, происходящее в определённой ситуации, приводит к удовлетворению (подкреплению), то оно имеет тенденцию повторяться в аналогичной ситуации; если же действие не приводит к подкреплению, то оно имеет тенденцию не повторяться.
В эксперименте выделялось 2 идеи: 1) – идея научения (можно научить всему); 2) – идея подкрепления – в случае удачного выполнения задания нужна награда.
Слайд 6Оперантное научение
Помещая животное в клетку, Торнкайк оставлял полную свободу действий. При
помощи подкрепления, экспериментатор показывал, какая из множественных реакций является для данной ситуации целесообразной. Этот тип научения будет назван оперантным научением (обусловливанием) (т.к. научаем, какая из операций является целесообразной). Результатом, продуктом такого научения является поведение типа R. Особенностью такого поведени является то обстоятельство, что данное поведение не связано с ситуацией жёсткой физиологической связью, но лишь обозначено как целесообразное. «Проблемный ящик Торнкайка»
Слайд 7Эксперименты И.П. Павлова
И.П. Павлов использует в своих экспериментах раздражитель (стимул), который
независимо от воли организма при любых обстоятельствах вызывает определённую реакцию (пища вызывает слюноотделение), т.к. это физиологически, биологически и эволюционно выгодно. Эта реакция генетически связывалась с этим стимулом (между реакцией и раздражителем связь врождённая).
Автоматически, независимо от животного появлялась Б реакция. Затем, незадолго до БР или одновременно с ним вводился нейтральный раздражитель. Он может выступать в качестве сигнала к Б реакции. Происходит ассоциативный сдвиг, свойства БР сдвигаются, переносятся на НР. НР приобретает свойство БР – способность вызывать Б реакцию.
Безусловный
раздражитель
Безусловная
реакция
Слайд 8Классическое научение
Этот метод научения был назвал классическим обусловливанием. Продуктом такого научения
становиться поведение типа S. (от слова сигнал) Независимо от своей воли животное будет реагировать определённым образом, в этом отличие классического научения от оперантного.
Безусловный
раздражитель
Безусловная
реакция
Нейтральный
раздражитель
Слайд 9Беррес Фредерик Скиннер (1904-1990)
Беррес Фредерик Скиннер (1904-1990). Скиннер больше внимания посвятил
поведению типа R (оперантному обусловливанию).
Эффективность оперантного научения значительно повышается, если общее, целое поведение разложить на его отдельные составляющие и каждую из этих составляющих последовательно подкреплять. Например, при решении школьником задачи из трёх действий, каждое правильно выполненное действие и верно найденный ответ являются подкреплением. Это сильно замедляет процесс оперантного обусловливания, но, если мы хотим сделать обучение более эффективным, то необходимо разбить поведение на отдельные более мелкие этапы и каждый из них подкреплять. Это идея программированного обучения.
Он разработал учение о вторичном подкреплении.
Скиннер считал, что первичные подкрепления, которые непосредственно связаны с удовлетворением физиологических потребностей, могут вызвать 2 основных нежелательных эффекта: это неправильный выбор подкрепления и насыщение.
Существуют вторичные подкрепления. В качестве таковых выступают нейтральные стимулы, которые в прошлом ассоциировались с первичными (безусловными) подкреплениями по механизму классического обусловливания. Если безусловный раздражитель сочетать с нейтральным подкреплением, которое непосредственно не удовлетворяет биологических потребностей, то между ними может
возникнуть связь и та же самая реакция. По Скиннеру
вторичным подкреплением являются деньги, похвала.
Вторичные подкрепления хороши тем, что они
ненасыщаемы (по Скиннеру).
Слайд 10Учение об аверсивном стимулировании
Аверсивное стимулирование – это отрицательное подкрепление, не удовлетворяющее,
а фрустрирующее нашу потребность.
Скиннер различает целую систему аверсивного стимулирования, которая может быть использована в процессе научения.
Стимулировать, по Скиннеру, можно
предложив стимул
исключив его из ситуации.
Он может быть:
позитивным (удовлетворяющим потребности) и
негативным (фрустрирующим потребности).
Слайд 11Учение об аверсивном стимулировании
На их пересечении возможны
4 способа контроля за
поведением:
п+ награда
п- изъятие имеющегося положительного стимула в ответ на нежелательное поведение (лишение ребёнка права смотреть телевизор, запрет идти гулять и т.д.)
н+ введение негативного стимула в ситуацию, фрустрирование поведение организма, если поведение нежелательно (отшлёпать ребёнка).
н- изъятие негативного стимула, если поведение меняется в лучшую сторону.
Слайд 12Учение об аверсивном стимулировании
Наиболее оптимальным способом контроля желательного поведения, который исключает
нежелательное поведение, Скиннер считал п+ (награду).
Изъятие нежелательных стимулов (н-) плохо замечается, его трудно заметить, и поэтому у организма может возникнуть реакция, что так и должно быть.
Когда поведение особенно нежелательно, введение нежелательного стимула (н+) эффективнее, чем позитивное подкрепление. К такому типу подкрепление следует относится осторожно, т.к.
негативное стимулирование сообщает организму, как себя вести не надо, но не сообщает, как надо;
закрепляет у каждого обучающегося реакцию агрессии.
Слайд 13Направления бихевиористов
Дж.Уотсон
К.Л. Халл
Э. Торндайк
Э.Ч.Толмен
Б.Ф. Скиннер
Джулиан
Роттер
ТСН
Альберт
Бандура
ТИН
Джон
Хоманс
ТСО
И.П. Павлов
Слайд 14«Теория социального научения»
Джулиан Роттер
Как прогнозировать поведение человека?
Прогнозировать поведение в той или
иной ситуации можно, выявив потенциал поведения
(BP – bihaviour potential) тех реакций, которые были выучены данным человеком в его предшествующем опыте. Человек использует ту реакцию, чей потенциал выше.
ВР = Ц * Е (е и УЕ)
Этот потенциал поведения, по Роттеру, зависит от 2-х переменных, которые ранее бихевиористами не учитывались.
1 – зависит от ценности (Ц) того подкрепления, которое человек предполагает получить, выполнив данное действие.
2 – важнейшей переменной, определяющей потенциал поведения, является ожидание (Е) как сформированное в ходе предшествующего опыта субъективное представление человека о вероятности подкрепления данного действия в данной ситуации.
Это субъективное представление (ожидание Е) состоит из 2-х компонентов, составляющих:
частичного, порциального ожидания (е), отражающего имеющийся опыт подкрепления конкретного поведение в конкретной ситуации. Тогда мы можем представить это подкрепление;
генерализованное ожидание (УЕ) При всём отличии ситуаций друг от друга они имеют хоть какие-нибудь общие черты