Слайд 1Бенедикт Спиноза
(24 ноября 1632 – 21 февраля 1977 гг)
Слайд 2Биография
Бенедикт Спиноза (рожд. Барух Спиноза, 24 ноября 1632 года, Амстердам — 21
февраля 1677 года, Гаага) — нидерландский философ-рационалист, натуралист, один из главных представителей философии Нового времени
Слайд 3Биография
Великий голландский философ, один из крупнейших рационалистов XVII в. Родился в
семье купца, принадлежащей к еврейской общине. В 1654 г., после смерти отца, возглавил семейное дело. Большое влияние на Спинозу оказал его наставник по латинскому языку Ван ден Энден, являвшийся последователем Ванини.
В 1656 г. руководителями еврейской общины Амстердама Спиноза был подвергнут «великому отлучению» за вольнодумство. Спасаясь от преследований, жил в деревне, зарабатывая на жизнь шлифовкой линз. Позднее переехал в предместье Гааги —Рейнсбург. В процессе борьбы против олигархического руководства еврейской общины Спиноза стал противником иудаизма. Являлся сторонником республиканского правления и противником монархии. На протяжении 20 лет Спиноза страдал от туберкулеза. Эта болезнь унесла его жизнь, когда ему было лишь всего 44 года. 21 февраля 1677 г. философ умер; тело похоронили в общей могиле.
Слайд 4 Сочинения
1660 «О Боге, человеке и его счастье»
1662 «Трактат об
усовершенствовании разума и о пути, которым лучше всего направляться к истинному познанию вещей»
1663 «Основы философии Декарта, доказанные геометрическим способом»
1670 «Богословско-политический трактат»
1677 «Политический трактат» (не окончен)
1677 «Этика, доказанная в геометрическом порядке и разделенная на пять частей»
Слайд 5Понятия Спинозы
Субстанция (от лат. substantia - сущность, лежащее в основе)- «существует
само по себе и представляется само через себя» существует только одна, то есть она есть всё существующее. Таким образом, Бог Спинозы не является личностным существом в традиционном религиозном понимании: «в природе Бога не имеют места ни ум, ни воля». Субстанция бесконечна в пространстве и вечна во времени. Субстанция, по определению, неделима: делимость — лишь видимость конечных вещей. Любая «конечная» вещь (конкретный человек, цветок, камень) является частью этой субстанции, её модификацией, её модусом.
Слайд 6Понятия Спинозы
Атрибут (лат. attribuo - придаю, наделяю) – это то, что
составляет сущность субстанции, её фундаментальное свойство. Нам известно только два атрибута — «протяжение» и «мышление», хотя их может быть бесконечное количество. Атрибуты совершенно независимы, то есть не могут влиять друг на друга. Однако как для субстанции в целом, так и для каждой отдельной вещи выраженность существования через атрибут протяжения и мышления согласуются: «Порядок и связь идей те же, что порядок и связь вещей».
Слайд 7Понятия Спинозы
Модус -(лат. modus - мера, способ, образ, вид) - философский
термин, обозначающий свойство предмета, присущее ему только в некоторых состояниях и зависящее от окружения предмета и тех связей, в которых он находится. М. противопоставляется атрибуту- неотъемлемому свойству предмета, без которого он не может ни существовать, ни мыслиться.
Слайд 8Философия Спинозы
Проблема субстанции
Теория познания
Этика вопрос соотношение свободы и необходимости
Подробная разработка теории субстанции, в которой рассматривал суть бытия
Главным недостатком декартовской теории субстанции Спиноза считал ее дуализм
Слайд 9Три ступени познания или три рода человеческого познания
Мнение и воображение
(«познание в чистом ввиде). Это познание, получаемое нами из повседневного опыта, чувственного восприятия окружающего мира. Оно дает нам лишь общие смутные и неясные образы, безо всякой связи действующих причин и следствий. Оно фрагментарно и обрывочно, так что позволяет лишь сформулировать самые общие понятия о мире. Поэтому оно бесполезно для человека, ищущего истинное знание.
Слайд 10
Рациональное познание. Это познание идет от рассудка (ratio) и являет собой
чисто научный способ мышления. Он уже улавливает логическую взаимосвязь вещей и причин в мировом процессе, поэтому дает человеку возможность отличить подлинное от ложного и, следовательно, приблизится к истине, насколько это возможно.
Слайд 11
Интуитивное познание. Это высшая форма познания, дающая возможность увидеть вещи, исходящие
от самого Бога. Оно уже не опирается ни на какие формы, действующие в земном бытии, а проникает сразу в суть идей божественных атрибутов, в саму сущность вещей. Этот уровень мышления доступен лишь мудрецам, которым одним только и подвластно истинное знание.
Слайд 12Этика Спинозы
Ключевые проблемы:
1)Детерминизм
2)Соотношение свободы и необходимости
Философ пришел к следующим выводам:
-Свобода
познанная необходимость
-Желая в душе быть, плывет по течению необходимости
-Бог(природа) наделен свободой, но действует в рамках необходимости
-Модусы не имеют свободы и находятся в полном подчинении необходимости
-Свобода и необходимость в субстанции есть одно целое
Слайд 13Общий итог
Бенедикт Спиноза считал чтоб достичь большей свободы необходимо:
Максимально познать
необходимость в виде субстанции – внешней причине всего сущего
Освободится от аффектов – так как они тоже мешают свободе, подчиняют человека и заставляют действовать по необходимости
Слайд 14
Незнание - не довод. Невежество – не аргумент
Б.Спиноза