Слайд 1Барьер речевой коммуникации
Выполнила:
Репина Анастасия (4курс)
Слайд 2В деловом общении между партнерами могут возникать различные трудности. Причины их
появления разные. Совокупность коммуникативных проблем обычно называют барьерами общения. Рассмотрим основные барьеры, возникающие на пути к плодотворному общению.
Слайд 3Барьеры взаимодействия. Мотивационный барьер возникает, если у партнеров разные мотивы вступления
в контакт, например: один заинтересован в развитии общего дела, а другого интересует только немедленная прибыль. В таком случае лучше с самого начала умение слушать - необходимое условие правильного понимания позиции партнера. Слушать значит сосредоточиваться на воспринимаемом, понимать значение, смысл сказанного.
Слайд 4Умение слушать, таким образом, это:
восприятие информации от говорящих, при котором человек
воздерживается от выражения своих эмоций;
поощряющее отношение к говорящему, подталкивающее его продолжать акт коммуникации;
незначительное воздействие на говорящего, способствующее развитию его мысли.
Слайд 5Для устранения возможности искажения информации в процессе слушания с говорящим устанавливается
обратная связь, которая может выступать в двух формах: 1) «здесь и сейчас»; 2) по конкретному вопросу.
Исходная установка обратной связи - корректность и доброжелательность.
Слайд 6Выделяют следующие виды слушания:
направленное, критическое слушание. Сначала осуществляется критический анализ сообщения,
а затем делается попытка его понимания.
эмпатическое слушание (сопереживание) - понимание отношения человека к тому, что он говорит;
нерефлексивное слушание (умение "правильно молчать") -минимальное вмешательство в речь собеседника при максимальной сосредоточенности на ней.
активное рефлексивное слушание - осмысленное высказывание, проверка и уточнение понимания, выяснение степени его адекватности сказанному.
Слайд 7Конфликт - это такая коммуникативная ситуация, когда в процессе общения обнаруживаются
разногласия, и это приводит к столкновению мнений, интересов, позиций.
Слайд 8Конфликт бывает внутриличностным. Он может принимать различные формы. Одна из самых
распространенных форм - ролевой конфликт, когда к одному человеку предъявляются противоречивые требования по поводу того, каким должен быть результат его работы.
Слайд 9Конфликт может быть межличностным. Этот вид конфликта считается самым распространенным. В
организациях он проявляется по-разному. Чаще всего это борьба за ограниченные ресурсы, капитал или рабочую силу, использования оборудования, вакантную должность.
Слайд 10Межгрупповые конфликты возникают внутри формальных групп коллектива, внутри неформальных групп коллектива,
между формальной и неформальной группами.
Слайд 11Конфликты подразделяются на конфликты между равными по рангу участниками (горизонтальный конфликт);
между нижестоящими и вышестоящими на социальной лестнице субъектами (вертикальный конфликт) и смешанные, в которых представлены и те и другие.
Слайд 12Исходя из временных параметров, конфликты делятся на кратковременные (чаще всего являются
следствием взаимного непонимания или ошибок, которые быстро осознаются) и затяжные (связаны с глубокими нравственно-психологическими травмами, или с объективными трудностями). Длительность конфликта зависит от предмета противоречия и от черт характера столкнувшихся людей.
Слайд 13Различают конструктивные и деструктивные конфликты.
Для конструктивных конфликтов характерны разногласия, которые затрагивают
принципиальные стороны, проблемы жизнедеятельности организации и ее членов. Их разрешение выводит организацию на новый более высокий и эффективный уровень развития, ведет к улучшению условий труда, технологий, управленческих отношений.
Слайд 14Деструктивные конфликты приводят к негативным, часто разрушительным действиям, которые иногда перерастают
в склоку и другие негативные явления, что резко снижает эффективность работы группы или организации, создают напряженные отношения в коллективе, тяжело сказываются на нервно-психологическом состоянии сотрудников.
Слайд 15Конфликтная ситуация - это трудная для человека ситуация социального взаимодействия
Слайд 16важнейшим направлением разрешения межличностных конфликтов является содержательная и психологическая подготовка людей
к оптимальным действиям в предконфликтных и конфликтных ситуациях.
Слайд 17Под манипуляцией понимают действия коммуникатора, направленные на изменение психологических установок, ценностных
ориентаций, поведения индивидов и целых аудиторий независимо от их желания.
Слайд 18Среди причин манипуляции выделяют:
конфликт человека с самим собой;
недоверие по отношению к
другим людям;
ощущение абсолютной беспомощности (экзистенциализм);
боязнь тесных межличностных контактов;
некритическое стремление получать одобрение всех и каждого;
стремление к символическому овладению партнером по общению;
реализацию компенсаторного стремления к власти.
Слайд 19Цель манипуляции - контроль над аудиторией, ее управляемость и послушность.
Слайд 20Для достижения цели используются различные манипулятивные технологии:
целенаправленное преобразование информации (умолчание, селекция,
«передергивание», искажение информации, переворачивание);
сокрытие воздействия; мишени воздействия;
роботизация.
Слайд 21Постоянный спутник конфликта и кризиса - стресс (от англ. stress -напряжение).
Стресс - это неспецифический ответ организма на воздействие извне. Ответная реакция организма представляет собой напряжение организма, направленное на преодоление внешнего воздействия.
Слайд 22Поведение в стрессовой ситуации должно быть адекватным современным нормам деловой коммуникации.
Прежде всего необходимы знания о механизме стресса и его негативных последствиях для организма.
Слайд 23От современного специалиста требуется:
во-первых, хорошо и быстро соображать;
во-вторых, знать и иметь
навыки проверенных алгоритмов поведения для различных типов стрессовых ситуаций (конфликт, речевая агрессия, манипуляция; авария, стихийное бедствие);
в-третьих, приоритет разумных и действенных речевых поступков.