Аномалии эмоционально-личностной сферы презентация

Содержание

План: 1. Феномены нарушения эмоций и чувств при психических заболеваниях. 2. Нарушение эмоций в структуре патопсихологических синдромов. 3. Особенности распознавания эмоций.

Слайд 1Аномалии эмоционально-личностной сферы.
ПОДГОТОВИЛА СТУДЕНТКА ГРУППЫ ПСХ-641
СИДАК ЕЛЕНА


Слайд 2План: 1. Феномены нарушения эмоций и чувств при психических заболеваниях. 2. Нарушение эмоций в структуре

патопсихологических синдромов. 3. Особенности распознавания эмоций.

Слайд 34. Положительные и отрицательные эмоции и психическая патология. 5. Особенности эмоциональной сферы при аффективной

патологии. 6. Переживание острого горя, психологическая помощь.

Слайд 47. Посттравматическое стрессовое расстройство, его квалификация, пути психологической помощи и коррекции. 8. Словарь. 9. Список

использованной литературы.

Слайд 51. Феномены нарушения эмоций и чувств при психических заболеваниях.


Слайд 6Аффективные состояния характеризуются сильной устойчивостью идей, возникающих у человека. При патологических

аффектах это проявляется в возникновении бредовых идей. Бредовые идеи связаны, как правило, с наиболее интимными сторонами личности больного, поэтому вызывают у него живое к ним эмоциональное отношение.

Слайд 7Страхи (фобии). «Тимики» — страдающие неопределенными страхами и «фобики» — страдающие

определенной боязнью. Гипертимия. При гипертимических психопатиях, псевдопсихопатиях, эндогенных заболеваниях может наблюдаться повышенное настроение, имеющее различные оттенки. В сочетании с двигательным и речевым возбуждением, ускорением мышления и ассоциативных процессов, повышенным стремлением к деятельности, субъективным ощущением силы, здоровья, бодрости гипертимия формирует маниакальный синдром.

Слайд 8
Экзальтированность, т. е. повышенное настроение с чрезмерной воодушевленностью, переоценкой свойств своей

личности, внешности, возможностей, является основным расстройством при многих маниях амбулаторного уровня у подростков.

Эйфория — это повышенное беззаботно-веселое настроение, сочетающееся с благодушием и довольством при отсутствии стремления к деятельности. Сопровождается, как правило, дереализацией и характерен для шизоаффективных психозов, протекающих с образночувственным бредом и онейроидным помрачением сознания, а также для некоторых видов эмоциональных аур при эпилепсии.

Слайд 9Сопровождается, как правило, дереализацией и характерен для шизоаффективных психозов, протекающих с

образночувственным бредом и онейроидным помрачением сознания, а также для некоторых видов эмоциональных аур при эпилепсии.

Слайд 10Тоска — это депрессивное эмоциональное состояние, которое проявляется в переживании глубокой

печали, безысходности, душевной боли. В классическом виде тоска сопровождается болезненными физическими ощущениями: чувством стеснения и тяжести в груди или боли за грудиной.

Слайд 11Астения возникает при различных заболеваниях, а также при чрезмерном умственном и

физическом напряжении, длительных конфликтах и отрицательных переживаниях. Появляется эмоциональная неустойчивость, частая смена настроения, раздражительность, слезливость. Человек переживает собственную малоценность, стыд, робость.

Слайд 12 2. Нарушение эмоций в структуре патопсихологических синдромов.


Слайд 13Каждый из патопсихологических синдромов включает в себя ряд симптомов. Совокупность симптомов

есть симптомокомплекс (синдром). Синдром (симптомоком-плекс) — обусловленное общим патогенезом устойчивое сочетание взаимосвязанных позитивных и негативных симптомов.

Слайд 14По особенностям происхождения вся психопатологическая симптоматика с известной долей условности может

быть подразделена на позитивную и негативную. Позитивная симптоматика (продуктивная, плюс-симптоматика) возникает в связи с патологической продукцией психики. Сюда относятся галлюцинации, бред, навязчивость, сверхценные идеи и другие патологические образования.

Слайд 15Негативная симптоматика (дефицитарная, минус-симптоматика) — признак стойкого выпадения психических функций, следствие

полома, утраты или недоразвития каких-то звеньев психической деятельности. Проявлениями психического дефекта оказываются выпадения памяти, слабоумие, малоумие, снижение уровня личности и т. д.

Слайд 16Чем явственнее разрушение мозга, тем слабее психическая реакция, тем более отчетливо

выступают признаки дефицита, максимально выраженные при органической деменции.

Слайд 17Продуктивные (позитивные) психопатологические синдромы являются показателем глубины и генерализации поражения психической

деятельности. К позитивным психопатологическим синдромам относятся невротические,

Слайд 18аффективные, деперсонализационно-де-реализационный, синдром растерянности, галлюцина-торно-бредовые синдромы, синдромы двигательных расстройств, помрачения сознания,

эйилептиформный и психоорганический.

Слайд 193. Особенности распознавания эмоций.


Слайд 20Хотя первые исследования универсальности показали, что испытуемые опознают эмоции на уровне,

значительно превышающем случайное совпадение, ни одно из исследований не говорит о полном межнациональном единодушии.

Слайд 21Мацумото провел тестирование определения японцами и американцами эмоциональных категорий и обнаружил,

что уровень распознавания колебался от 64 до 99 %.

Слайд 22Американцы более успешно, чем японцы, опознавали гнев, отвращение, страх и печаль,

но уровень точности распознавания счастья и удивления был одинаковым. Эти различия согласуются с данными первых исследований универсальности.

Слайд 23Вежбицкая предположила, что эмоции нельзя определять при помощи шести (или семи)

соответствующих терминов, поскольку эти терми­ны обладают определенной языковой специфичностью. В качестве альтернативы она предлагает говорить на универсальном языке «семантических примитивов».

Слайд 24Делая обзор исследований, посвященных изучению слепых детей, Чарлзворт и Крейцер делают

вывод о том, что спонтанное выражение эмоций у слепых детей не отличается от мимики зрячих детей, имеющих возможность визуального восприятия соответствующих выражений на протяже­нии всей жизни.

Слайд 254. Положительные и отрицательные эмоции и психическая патология.


Слайд 26Познавая окружающий мир, человек не остается равнодушным. Субъективно это проявляется чувством

приятного или неприятного. Эмоции субъективны.

Слайд 27Классификация эмоций. 1. По отношению к объектам внешнего мира: Положительные и отрицательные.

Сопровождаются чувством приятного или неприятного. Каждая эмоция имеет два полюса и в зависимости от ситуации они переключаются от одного к другому (любовь-ненависть).

Слайд 282. По отношению к уровням личности: Низшие (связаны с удовлетворением инстинктов)

и высшие (связаны с мышлением – этические, эстетические, удовольствие от интеллектуальной деятельности). Высшие эмоции называются чувствами.

Слайд 293. В зависимости от характера влияния на жизнедеятельность и связи с

волей: стенические (положительное влияние) и астенические (отрицательное влияние).

Слайд 305. Особенности эмоциональной сферы при аффективной патологии.


Слайд 31Аффективные реакции больных странны, неестественны, неожиданны, парадоксальны, амбивалентны (симптом «стекла и

дерева»). Наряду с качественной неадекватностью, обычным при шизофрении является несоответствие эмоцио­нальных реакций силе вызвавшего их раздражителя, возможны поверхностность эмоций, капризность или дурашливость.

Слайд 32В подростковом возрасте вероятны черты психического инфантилизма, чрезмерной чувствительности, ранимости, мимозоподобности

либо разочарованности и апатичности.

Слайд 33Определенным изменениям подвергается и эмоциональная составляющая восприятия речи — в целом

больные хуже по голосу и по мимической экспрессии, сопровождающей речь, определяют состояние собеседника, хотя в отдельных случаях возможна и обратная картина.

Слайд 34Тон и голос тоже подвержены искажениям и изменениям, как в том,

что касается интонаций и тембра (шепот, глухой или гнусавый голос, хрипота, дентализация, необычные ударения, мямление и т.д.), так и относительно ритма (ускорения, неожиданные всплески или синкопы в манере говорить, чередующиеся торопливость и замедление).

Слайд 35Однако существует мнение, согласно которому отсутствие проявлений эмоций на внешние ситуации,

которые должны бы были их вызывать, не означает, что больной шизофренией вовсе их не испытывает,

Слайд 36поскольку многие из них на самом деле живут довольно богатой эмоциональной

жизнью, источник которой — их внутренний мир, и тяжело переживают свою неспособность вы­ражать эмоции.

Слайд 376. Переживание острого горя, психологическая помощь.


Слайд 38Синдром утраты (иногда его принято называть «острое горе») – это сильные

эмоции, переживаемые в результате утраты близкого, любимого человека. Утрата может быть временной (разлука) или постоянной (смерть), реальной или воображаемой, физической или психологической.

Слайд 39Горе – это также процесс, при помощи которого человек работает с

болью утраты, вновь обретая чувство равновесия и полноты жизни.

Слайд 40Профессиональная задача психолога заключается в том, чтобы помочь клиенту по-настоящему пережить

утрату, совершить работу горя, а не в том, чтобы притупить остроту душевных переживаний.

Слайд 41Скорбь нельзя приостанавливать, она должна продолжаться столько, сколько необходимо. Еще одна цель

консультации и терапии – это позволить пережившему утрату выразить целый ряд чувств, мыслей и действий.

Слайд 427. Посттравматическое стрессовое расстройство, его квалификация, пути психологической помощи и коррекции.


Слайд 43Посттравматическое стрессовое расстройство (ПТСР), в отличие от острой реакции на стресс,

возникает спустя определенный период времени. ПТСР – специфическая, отсроченная во времени форма нарушения психики, вызванная однократным или повторяющимся (накопленным) воздействием стресс-фактора, выходящего за пределы жизненного опыта личности, субъективно воспринимаемого, как необычный и вызывающий, как правило, необычные сильные эмоциональные реакции.

Слайд 44ПТСР возникает, когда человек пережил травматическую ситуацию, в которой присутствовали оба

аспекта:

1. Человек ощутил объективную или субъективную угрозу: пережил или стал очевидцем события, связанного со смертью или серьезным ранением – угрозой физической целостности своей или других людей.


Слайд 452. Событие сопровождалось интенсивным переживанием страха, ужаса и беспомощности.


Слайд 46Случаи психической травмы способны нарушить нормальное течение жизни человека, деля ее

на жизнь «до» и жизнь «после» травматического события.

Слайд 478. Словарь.
Эмоции (thymus – душа, дух) – непосредственно переживаемое отношение человека к

окружающей действительности и самому себе.

Слайд 489. Список использованной литературы.
1. Блейхер В.М., Крук И.В., Боков С.Н. Практическая патопсихология. Москва-Воронеж:

Изд-во НПО «МОДЭК», 2002. - С.142-243.
2. Братусь Б.С. Аномалии личности. М.: Мысль, 1988. - С.175-222.
3. Курек Н.С. Дефицит психической активности: пассивность личности и болезнь. М.: ИПРАН, 1996. - С.16-52.
4. Рубинштейн С.Я. Экспериментальные методики патопсихологии. СПб: Питер, 1998. – С. 128-140.


Слайд 495. Франкл В. Человек в поисках смысла. М.: Прогресс, 1990. - С.

284-308; 308-321; 338-360. 6. Меновщиков В.Ю. Психологическое консультирование: работа с кризисными и проблемными ситуациями. – М., 2002. 7. Малкина-Пых И.Г.Психологическая помощь в кризисных ситуациях. – М., 2010.

Слайд 508. Соколова Е.Т. Самосознание и самооценка при аномалиях личности. М.: Изд-во Московского

университета, 1989 – 215 с.

Слайд 51Спасибо за внимание)


Обратная связь

Если не удалось найти и скачать презентацию, Вы можете заказать его на нашем сайте. Мы постараемся найти нужный Вам материал и отправим по электронной почте. Не стесняйтесь обращаться к нам, если у вас возникли вопросы или пожелания:

Email: Нажмите что бы посмотреть 

Что такое ThePresentation.ru?

Это сайт презентаций, докладов, проектов, шаблонов в формате PowerPoint. Мы помогаем школьникам, студентам, учителям, преподавателям хранить и обмениваться учебными материалами с другими пользователями.


Для правообладателей

Яндекс.Метрика