Слайд 1
АКТИВИЗАЦИЯ ТВОРЧЕСКОГО ПРОЦЕССА
Слайд 3Методы активизации творчества:
1. Базовые методы (три столпа активизации творчества).
2. Классические методы активизации
творчества.
3. Специальные и современные методы активизации творчества.
Слайд 4 Три базовых метода
или «три столпа» активизации творчества:
1. Классический
мозговой штурм
(Алекс Осборн).
2.Синектика
(Уильям Гордон)
3. Морфологический анализ
(Фриц Цвикки)
Слайд 5Классические методы активизации творчества
(приемы творческого решения проблем) :
Метод каталогов
Метод
фокальных объектов
Принудительные аналогии
Принудительный перенос и принудительные сравнения
Метод эвристических вопросов.
Метод Киплинга
Модификации метода вопросов
Метод свободных ассоциаций: "Поток сознания". Метод аналогий и метафор. Метафорическое мышление
Визуальное мышление
Управляемая визуализация.
Метод реверсирования.
Метод инверсии проблемы
Метод интеллектуальных карт или «Майнд Мэппинг»
Латеральное мышление
Метод 6-ти мыслящих шляп
Модель веера, метод провокаций
ТРИЗ – теория решения изобретательских задач
Слайд 7Специальные и современные методы активизации творчества :
Жаждущее (желающее) мышление
Метод прогрессивной абстракции
Метод множественных переформулировок
Матрица рефрейминга
Алгоритм отношений
Метод разборных матриц
Метод усиления различий
Метод «Фокус групп»
Метод анализа силового поля
Метод исследования границ.
Список дефектов.
Моделирование.
Метод распускающегося лотоса.
Восемь правил решения проблем.
Модель решения проблем Осборна-Парнса.
Слайд 8Работа со снами и образами.
Метод «3В».
«Выуживание идей».
«Косвенные стратегии».
Метод «Случайных стимулов».
«Другие сенсорные языки».
Метод «Всплывающих предположений».
Метод «Чередования активности Левого-Правого полушария».
Метод «Вхождения в умиротворенное пространство».
Метод « А что если…».
Игровой и юмористический подход.
Метод Эдисона.
Метод «Проб и ошибок».
Метод манипулятивных глаголов.
Метод мудрых советчиков.
Создание личного Зала славы.
«Супергерой» или метод Наполеона.
Метод «Точки зрения других».
Система «Универсальный странник.
Система «Игровое восприятие» и др. методы.
Слайд 9
Три фундаментальных метода:
Мозговой штурм
Синектика
Морфологический анализ
Слайд 10Классический
«мозговой штурм» -
преимущественно вербальный метод решения проблем
и
генерации идей,
проводится в небольших, специально организованных группах равноправных участников (3-12человек)
Слайд 12 Преимущества мозгового штурма:
1. Организационные.
а) простота овладения и использования.
Это недорогой, простой метод, который требует небольших материальных ресурсов, а его правила легко понять, освоить и использовать;
Слайд 13
б) незначительность затрат времени, необходимого для проведения «мозгового штурма»;
в) возможность использования всех имеющихся в аппарате управления специалистов.
Слайд 15 2. Содержательные.
а) наличие правил и структурированной процедуры способствует его высокой
эффективности;
б) множество идей может быть создано в короткое время, причем каждая новая идея может порождать другие идеи;
в) преодолевается лень, рутинное мышление, рационализм, внутренние и внешние барьеры, стереотипы и инертность мышления. Происходит выход за пределы стандартного мышления;
Слайд 16
г) чужие идеи дорабатываются, развиваются и дополняются;
д)
метод стимулирует творческое мышление, активизирует интуицию и воображение;
е) мозговой штурм развивает творческие способности и творческое мышление членов группы;
и) универсальность метода создает возможность его комбинирования с другими методами.
Слайд 173) Командные.
а) создает дух сотрудничества и предоставляет возможность для широкого участия
и вовлечения каждого участника;
б) активизируется работа всех участников процесса. Они глубоко вовлечены в ход генерирования идей и их обсуждения;
в) интерактивное взаимодействие порождает синергический эффект
г) он является демократическим, в котором каждый участник равноправен и каждая идея принимается;
Слайд 18 д) уравнивает всех членов группы, так как авторитарность руководства в
процессе его применения недопустима;
е) доброжелательный психологический микроклимат создает условия для раскованности, активизирует интуицию и воображение;
ж) генерирование идей происходит в условиях и комфортной творческой атмосферы;
з) метод приводит к совершенствованию социально-психологических внутригрупповых процессов.
Слайд 20 Синектика
представляет собой метод групповой творческой активности, основанный на
сознательном управлении подсознательной активностью и на целенаправленном использовании интуитивно-образного и метафорического мышления участников.
Слайд 21Методологическая основа данного метода:
принципы единства мира, всеобщей связи и
аналогии
и теоретическое предположение, что все вещи, даже самые непохожие, каким-то образом связаны между собой, физически, психологически или символически.
Слайд 22 Сущность синектики состоит в том,
чтобы сделать незнакомое знакомым,
а привычное новым
и незнакомым.
Слайд 23синектика
понимается как процесс открытия или создания новых связей,
как синтез
новых творческих идей и решений.
Слайд 24 Преимущества синектики:
а) метод представляет собой внутренне управляемую, направленную
и алгоритмизированную процедуру получения качественных решений;
б) метод позволяет отыскать наиболее оригинальные идеи и решения;
в) метод способствует активизации и развитию творческого воображения и способностей участников, формирует у них особый вид мышления и видения;
г) синектика легко комбинируется с другими методами активизации творчества.
Слайд 25
Морфологический анализ
или
метод многомерных матриц,
предложенный
в 1942 году
Ф.
Цвики.
Слайд 26 Методологической основой метода
является принцип системного анализа новых связей
и отношений, процессов и явлений. Данная модель основывается на понимании творческого процесса как последовательности двух этапов: комбинирования элементов знания и последующего отбора полезных комбинаций.
Слайд 27 Практическая цель морфологического анализа состоит в создании максимального числа альтернативных
идей и комбинаций и составлении наиболее полного списка возможных вариантов решения.
Творческим механизмом метода является систематическое создание и выбор наиболее оптимальной комбинаций элементов.
Слайд 28Основные методы
морфологического анализа:
Списки атрибутов.
Метод ассоциаций атрибутов
Система
SCIMITAR.
Метод детализации компонентов.
Модификационная матрица последовательности действий.
«Морфологические принудительные связи».
Слайд 30 Преимущества морфологического анализа :
а) метод позволяет создавать наиболее полные
списки вариантов решения проблемы;
б) метод позволяет находить новые, неожиданные и оригинальные идеи;
в) метод эффективен при решении прикладных проблем и конструкторских задач, проектировании новых машин и поиске новых технологических и решений;
г) простота формы и эффективность метода;
д) его может использовать каждый сотрудник индивидуально.
Слайд 31 Преимущества фундаментальных методов активизации творчества:
Направленность на преодоление
лени, рутинного мышления, внутренних и внешних барьеров, стереотипов и инертности мышления.
Стимулируют творческое мышление, активизирует интуицию и воображение, развивают творческие способности и творческое мышление членов группы.
Слайд 32 Общие недостатки методов
состоят в том, что их эффективность зависит
от опыта, способностей, высокого мастерства и личности фасилитатора.
Методы не содержат надежных критериев, которые определяют качественные, эффективные решения и которые определяют направления «продуцирования» творческих идей.
Они не включают предварительного анализа проблемы или задачи, не обеспечивают трансформативной новизны выдвигаемых идей и не гарантируют получения качественного творческого результата.