3. Философия Древней Индии и Китая презентация

Содержание

Рассматриваемые вопросы: 1.«Веды» и «Упанишады» Древней Индии. 2. Ортодоксальные и неортодоксальные школы индийской философии. 3. Философия Древнего

Слайд 1 П Р Е З Е Н Т А Ц И

Я Лекция № 3 «Философия Древности: Индия и Китай» ДЕ № 2



Слайд 2 Рассматриваемые вопросы:

1.«Веды» и «Упанишады» Древней Индии.


2. Ортодоксальные и неортодоксальные школы индийской философии.
3. Философия Древнего Китая: конфуцианство, даосизм, моизм и легизм.

Слайд 3Будда


Слайд 4 1.«Веды» и «Упанишады» Древней Индии
Отдельные философские идеи

можно подметить уже в литературных памятниках Древнего Египта и Вавилона.
Однако здесь не сложились философские традиции: мы не можем говорить ни о философских памятниках, ни о философских школах.


Слайд 5ОППОЗИЦИЯ БРАХМАНИЗМУ

Эпоха «брожения умов» в Индии (6-5 век

до н.э.). Оппозиция брахманизму. Брахманы – представители высшей касты – выступали и как истинные знатоки и толкователи ведической мудрости и ритуала.
Первые «еретики», поставившие под сомнение авторитет Вед и безусловность ритуала – аскеты-проповедники, шраманы, то есть «совершающие усилия».

Слайд 6ВЕДЫ
За Ведами следуют брахманы – комментарии к текстам

Вед с особым вниманием к толкованию сокровенного смысла ритуалов, прежде всего – жертвоприношений.
Заключительный этап Вед (веданта, то есть конец Вед) составляют упанишады (букв. – сидение около, то есть вокруг учителя с целью познания истины) – главный источник религиозно-философской системы веданты.
Особое значение в развитии др.-инд. умозрения имели философские части «Ригведы» (о едином, о творении мира, о пуруше – первочеловеке, вселенской душе, жизненном принципе, «Я», сознании).

Слайд 7ВЕДЫ
Веды (санскр. веда, букв. – знание, ведение, от

вид – знать), - совокупность наиболее ранних текстов на др.-инд. (ведийском) языке, созданных примерно с сер. 2-го тыс до н.э. до 6 в. до н.э.
Древнейшая часть Вед состоит из четырёх Вед – гимнов («Ригведа»), жертвенных формул («Яджурведа»), напевов («Самаведа») и заклинаний («Атхарваведа»).

Слайд 8РИГВЕДА
В Ригведе и ранних упанишадах обсуждались проблемы космологии,

эсхатологии, теологии (соотношение монотеизма и политеизма), сотериологии (учение о спасении), онтологии и теории познания, причинности, учение о переселении душ; предлагались практические пути преодоления зла, страдания, привязанности к видимому миру – пути, ведущие к освобождению.
Название «Веды» относится равным образом к знанию вообще как особой сфере умозрения. Из неё позднее выделились отдельные науки, философия и теология (наиболее точно соответствует др.-греч. слову «философия»).

Слайд 9 2. Ортодоксальные и неортодоксальные школы индийской философии.

Ортодоксальные системы – даршаны: веданта, санкхья, йога, ньяя, вайшешика, миманса.
ВЕДАНТА – (санскр., букв. – конец Вед, т.е. заключительный этап ведийского периода, представленный упанишадами), наиболее известная и влиятельная система др.-инд. религиозно-философской мысли. В центре учение о брахмане и атмане (тождество абсолюта-брахмана с познающим его субъектом – атманом, индивидуальной душой, достигаемое в процессе познания и ведущее к освобождению).

Слайд 10ИСТИННОЕ ЗНАНИЕ (БРАХМАВИДЬЯ)
Веды существовали до начала мира и

возникли из дыхания брахмана. Достижение истинного знания (брахмавидья) предполагает: осознание различия между вечным и невечным бытием; отказ от какого-либо материального воздаяния как в этой жизни, так и в будущей; обладание шестью «средствами» (спокойствие духа, умеренность, отрешённость, терпение, сосредоточенность, вера); стремление к освобождению.

Слайд 11РЕИНКАРНАЦИЯ
Веданта отстаивала идеи элитарности (адептами веданты признавались только

принадлежащие к высшей касте брахманов), монизма и высшей реальности брахмана как основы единства бытия (Вселенная есть реальное единое целое, «одно без чего-либо другого»). Веданта развивала учение о переселении душ (реинкарнация, метемпсихоз).

Слайд 12САНКХЬЯ -
(санскр., букв. – число, перечисление, расчёт),философская школа,

признающая авторитет Вед. Однако, санкхья основана не на тексте Вед непосредственно, а на независимом опыте и размышлении.
Исходный пункт – учение о наличии следствия и причины. Они понимаются как два состояния (выявленное и невыявленное) одной и той же субстанции. Это приводит к поиску первопричины, не связанной непременно с богом (демиургом) и к теории эволюции – инволюции в объяснении мира.

Слайд 13САНКХЬЯ
Санкхья исходит из признания двух исходных реальностей –

пракрити (материальная первопричина) и пуруша («Я», дух, сознание).
При их соприкосновении в недрах пракрити начинается волнение исконных гун (букв. – качество, нить ) - субстанций-сил с тем, чтобы соединяясь в разных комбинациях, образовать весь мир объектов.
Освобождение от страданий достигается через возвращение к собственному «Я» из его видимого смешения с «не-Я» (тело, чувства, ум).

Слайд 14ЙОГА -
(санскр. – букв. – соединение,

участие, порядок, а также глубокое размышление, созерцание), направление в инд. мысли, выработавшее целый комплекс приёмов для достижения особого духовного состояния.
Йогическая техника в её двух связанных друг с другом аспектах – самоограничении (аскетизм) и вхождении в состояние созерцания (медитация) образует общий элемент большинства др.-инд. систем (кроме мимансы и чарваки), в т.ч. и буддизма.

Слайд 15ЙОГА
Согласно йоге (как и санкхье) освобождение «Я» означает

прекращение зависимости чистого сознания от физического тела.
Поклонение брахману (богу) – практическое средство достижения самадхи (сосредоточенности). Бог в йоге понимается как абсолютный дух, вечный, всемогущий, не подверженный страданиям и несчастьям и правящий миром.

Слайд 16НЬЯЯ -
(санскр., букв. – правило, рассуждение, вхождение

в предмет, аналитическое исследование, логика), ортодоксальная система; не отвергает авторитет Вед, но своё учение строит на независимых основаниях.
Исходя из освобождения (мокша) как из конечной цели человеческой жизни, ньяя подчёркивает важность умозрения для познания реальности. Но условия и методы истинного познания могут быть определены с помощью логики и её законов.

Слайд 17НЬЯЯ
Освобождение понимается как прекращение отрицательных факторов (страдания), а

не как состояние счастья.
Освободившееся «Я» - чистая субстанция, уже не связанная с сознанием. Бог здесь – бесконечное «Я», создающее, сохраняющее и разрушающее мир (мир создаётся из вечных атомов, пространства, времени, умов, душ и эфира).

Слайд 18ВАЙШЕШИКА -
(санск., от вишеша – различие, особенность),

философская школа, признающая авторитет Вед, но опирающаяся на независимые основания.
Вайшешика близка к ньяе, с которой образовала позднее единую школу.

Слайд 19АТОМИЗМ ВАЙШЕШИКИ
Атомистическая теория вайшешики объясняет ту часть Вселенной,

которая состоит из физических элементов и подвержена возникновению и разрушению. Атомов четыре вида. Они соединяются в двойки, тройки и иные типы организации. Сами же атомы – несотворённые и вечные элементы, пределы членения материальных объектов.
Мир создан из атомов, но движущая сила – бог. Он действует в соответствии с законами кармы.

Слайд 20МИМАНСА -
(санскр., букв. – размышление, исследование,

т.е. решение проблемы через критическое исследование оснований), философская школа, опирающаяся на авторитет Вед.
Миманса защищает ведийский ритуализм. Веды связаны с дхармой (вечный закон, которому надлежит следовать как норме), как идеей долга. Выполнение долга ведёт постепенно к уничтожению кармы и к освобождению, которое сначала понималось как ничем не ограниченное блаженство, позднее – как прекращение рождений и, следовательно, страданий.

Слайд 21ЛОКАЯТА -

(санскр. – этот мир,

идущее из этого мира), учение др.-инд. философии, тяготеющее к материализму. Сочинений не сохранилось.
Существующим можно считать только воспринимаемое органами чувств. Отсюда – отрицание бога и души (брахмана и атмана, рая и ада), вообще любого другого мира. Признание существующим только этого, чувственного материального мира и его законов. Первоначалу присущи четыре «великие сути»: земля, вода, воздух и огонь.

Слайд 22ГЕДОНИЗМ ЧАРВАКИ
Цель бытия, согласно локаяте, - забота о

благополучии настоящего существования; впоследствии это привело к развитому гедонизму (от греч. – наслаждение) ЧАРВАКИ.

Слайд 23ДЖАЙНИЗМ -
инд. религ.-филос. учение, ставшее одной

из наиболее известных религий Индии. Джайнизм, как и одинаковый с ним по направленности буддизм, в центр своей доктрины ставит проблему бытия личности.
Признаёт две вечные субстанции, или сущности: джива (души, вообще всё живое) и аджива (не-души, вообще неживое) в виде материи, пространства, времени и др.

Слайд 24БУДДИЗМ -
религ.-филос. учение, возникшее в древней Индии

в 6-5 вв. до н.э. и превратившееся, в ходе его развития в одну из трёх, наряду с христианством и исламом, мировых религий.
Основатель буддизма – инд. принц Сиддхартка Гаутама, получивший впоследствии имя Будды, т.е. пробужденного, просветлённого.

Слайд 25«ЧЕТЫРЕ БЛАГОРОДНЫЕ ИСТИНЫ»
Стержнем содержания буддизма является проповедь Будды

о «четырёх благородных истинах»: существует страдание, причина страдания, освобождение от страданий, путь, ведущий к освобождению от страданий.
Поскольку в основе страданий лежат желания, то состояния совершенное удовлетворённости и самоуглублённости, абсолютной независимости внутреннего бытия – положительный эквивалент угашения желаний – есть освобождение, или нирвана.

Слайд 26Конфуций


Слайд 27 3.Философия Древнего Китая: конфуцианство, даосизм, моизм и легизм.

Формирование основных направлений китайской философии происходило в эпоху «Борющихся царств».
В этой обстановке зарождались основные школы философско-общественной мысли Китая.

Слайд 28КОНФУЦИАНСТВО -
собственно «жу цзя» (букв. –

школа учёных книжников) др.-кит. филос. школа, затем самое влиятельное из трёх главных филос.-религ. течений – конфуцианство, даосизм и буддизм); основано Конфуцием (кит. Кун-цзы, учитель Кун (551-479 г. до н. э.).
Конфуцианство в его изложении – этико-политическое учение, в котором центральное место занимают вопросы нравственной природы человека, его этики и морали, жизни семьи, управления государством.

Слайд 29КОНЦЕПЦИЯ НЕБА
Исходной является концепция «неба» и «небесного веления»

(приказа, т.е. судьбы). Наделённый небом определёнными этическими качествами, должен поступать в согласии с ними, с моральным законом (дао) и совершенствовать их при помощи обучения. Цель – достижение уровня «благородного мужа», соблюдающего ли-этикет.
Центральное место в учении Конфуция – концепция жэнь (человечности) – закон идеальных отношений между людьми в семье, обществе и государстве.

Слайд 30ПОЛИТИЧЕСКАЯ КОНЦЕПЦИЯ
Конфуция: строгое, чёткое, иерархическое разделение

обязанностей между членами общества, образцом для которого должна служить семья.
«Правитель должен быть правителем, а подданный – подданным, отец – отцом, а сын – сыном».

Слайд 31ДАОСИЗМ -
наряду с конфуцианством одно из

двух основных течений китайской философии.
Основателем даосизма считается полулегендарный мыслитель Лао-цзы, живший, якобы, раньше Конфуция.
Основополагающий трактат - «Дао дэ цзин» («Каноническая книга о дао и дэ»), иначе «Лао-цзы» («Книга учителя Лао»).

Слайд 32УЧЕНИЕ О ДАО
Исходная идея – учение о дао

– пути, извечном, естественном и всеобщем законе спонтанного возникновения, развития и исчезновения всей Вселенной.
Отсюда – принцип следования дао, т.е. поведения, согласующегося в микрокосмосе с дао (природой) человека, а в макрокосмосе – с дао Вселенной.
При соблюдении этого принципа возможно бездействие (у вэй – недеяние, одна из основных идей даосизма), приводящее, однако, к полной свободе, счастью, успеху и процветанию.

Слайд 33ДАО И ДЭ
Вселенную нельзя привести в порядок искусственным

образом.
Поэтому мудрый правитель следует дао, не делая ничего, чтобы управлять страной, и тогда она процветает, пребывая в спокойствии и гармонии.
Дэ – это проявления дао.

Слайд 34МОИЗМ -
философское течение, основанное Мо Ди

(Мо-цзы) и распространившееся в Китае в 5-3 вв. до н.э. Учениками и последователями Мо Ди был создан «Мо-цзы» («Трактат учителя Мо»).
Основная идея моизма – «всеобщая любовь», т.е. отвлечённая любовь всех ко всем; она противостоит конфуцианским принципам гуманности (жэнь), отношений в семье и иерархичности этики.

Слайд 35«НЕГАТИВНЫЙ» ХАРАКТЕР МОИЗМА
Ряд положений моизма имеет «негативный» характер:

«против музыки» - ибо она отвлекает человека от производственной (и управленческой) деятельности; «против судьбы» - ибо жизнь человека определяется его действиями, а не неизбежным фатумом; «против агрессивных войн» - поскольку они являются величайшим и жесточайшим преступлением.

Слайд 36ЛЕГИЗМ -
(от лат. lex, род. падеж

legis – закон), учение школы законников фацзя, др.-кит. этико-политическое учение об управлении человеком, обществом и государством, 6-3 вв. до н.э. (Гуань Чжун, Шан Ян, Хань Фэй).
Легизм исходил не из нравственных качеств людей, а из законов и доказывал, что политика несовместима с моралью.

Слайд 37ИДЕЯ ДЕСПОТИЧЕСКОГО ГОСУДАРСТВА
основана на равенстве всех перед законом.

Исключение – сам правитель – единственный творец законов.
Основные идеи легизма:
государственное регулирование экономики; систематическое обновление государственного аппарата; введение единого принципа присвоения рангов, знатности, должностей, привилегий и жалований; чёткая градация внутри правящего сословия; унификация мышления чиновников; цензорский надзор.

Слайд 38СПИСОК ТЕРМИНОВ:

БРАХМАН – высшая объективная реальность, безличное

абсолютное духовное начало, из которого возникает весь мир.
АТМАН – (санскр. – дыхание, душа, я сам), всепроникающее субъективное духовное начало, «Я», душа. Противопоставляется брахману как высшей объективной реальности и в то же время совпадает с ним, поскольку брахман осознаёт себя и тем самым становится атманом. Отсюда идея тождества атмана и брахмана в упанишадах.

Слайд 39
ПУРУША (санскр., букв. – человек, мужчина), понятие, обозначающее

первочеловека, вселенскую душу, жизненный принцип, «Я», сознание. В «Ригведе» Пуруша приносится в жертву богам путём его расчленения на составные части, из которых возникли основные элементы социальной и космической организации.
В санкхье пуруша – чистое сознание, отличное от физических и психических начал (т.е. от тела, ума и чувств) наряду с пракрити-материей, соединение которой с пурушей открывает начало эволюции.

Слайд 40
ПРАКРИТИ – первоначальная субстанция, природные условия чего-либо, материальная

основа и первопричина мира объектов.
МАЙЯ - в др.-инд. мысли магическая сила сотворения, иллюзия, видимость. Майя – это и обман, колдовство, чары, божественная магическая сила богов.

Слайд 41
РИТА - в др.-инд. мысли обозначение универсального космического

закона. Рита определяет преобразования неупорядоченного состояния в упорядоченное и обеспечивает сохранение основных условий существования и функционирования Вселенной и человека, мира материального и духовного. Характеризуется как мир широких пространств, направленных изнутри, из некоего центра, вовне. Рита определяет и членение этого пространства на части, которые, соединяясь, образуют целокупный, контролируемый и законосообразный космос.

Слайд 42
АНРИТА – противоположность рите – неупорядоченность и неистинность,

лишённость риты (порядка как ритма).
САТЬЯ – (санскр. – истинный, реальный), истина, взятая в её онтологическом аспектк, нерасторжимое единства бытия и истины.

Слайд 43
ДХАРМА – (санскр. – закон, порядок, долг, справедливость,

качество, характер, природа), - в самом общем виде – некое установление положительного характера, образец, которому надлежит следовать как норме: вечный закон, моральный по своему содержанию.
В буддизме дхарма – означает вечные и неизменные элементы существующего, безличного жизненного процесса, своеобразные «вспышки» психофизической энергии. При этом психические и физические компоненты дхармы соотносительны, не существуют друг без друга.

Слайд 44
САНСАРА – (санскр. – букв. прохождение через что-либо,

перерождение, беспрерывное перерождение – личности или души), одна из основных концепций инд. философии и религии, в т.ч. индуизма, буддизма, джайнизма. Вт концепции сансары смерть не несёт в себе сознания чего-то противостоящего жизни, она – лишь неоднократный переход к её продолжению. «Возникновение» и «уничтожение» не затрагивают действительной сущности вещей, происходят лишь колебания внешней оболочки. Идея сансары покоится на мысли о неуничтожаемости и родственности всего живого и перехода между его формами.

Слайд 45
КАРМА – (санскр. – действие, дело, жребий), понятие

инд. философии, дополняющее доктрину перерождения (сансара).
В широком смысле карма – это общая сумма совершённых всяким живым существом поступков и их последствий, которые определяют характер его нового рождения, т.е. дальнейшего существования.
В узком смысле – влияние совершённых действий на характер настоящего и последующего существования.

Слайд 46
МОКША (санскр. – освобождение), в инд. религ.-филос. мысли

освобождение как высшая цель: преодоление индивидом зависимости от мира, вовлечённости в круг рождений и смертей.
Согласно веданте, санкхье, буддизму и джайнизму мокша может быть достигнута и при жизни, когда душа связана с телом, но уже не зависит от него в том отношении, что она никогда не отождествляет себя с ним и не привязывается к тварному миру, хотя мир ещё продолжает являться душе.

Слайд 47
НИРВАНА (санскр. – букв. – остывание, угасание, затухание),

одно из центральных понятий инд. религии и философии. Получило особое развитие в буддизме, где означает высшее состояние вообще, конечную цель человеческих стремлений. Выступает, с одной стороны, как этико-практический идеал, с другой – как центральное понятие религиозной философии.

Слайд 48
БХАВА (санскр. – бытие, существование), в др.-инд. философии

категория бытия, становления, состояния явленности; отсюда в дальнейшем также «реальность», «истина», жизнь».
Противоположное понятие – абхава – скорее логическая категория, хотя были попытки рассматривать абхаву-небытие наравне с бхава-бытием, т.е. придать этому понятию самостоятельный онтологический статус.

Слайд 49
МАНАС (санскр. – ум), одно из основных понятий

др.-инд. филос.; ум в самом широком смысле, охватывающий все ментальные проявления; интеллект, способность к пониманию, т.е. к осмыслению впечатлений и к ответу на эти впечатления; восприятие, чувство, сознание, воля; инструмент (способность), с помощью которого возникают мысли и пр.

Слайд 50
САМАДХИ (санскр., букв. – сложение вместе, соединение), понятие

инд. филос., означающее состояние высшей собранности и гармонии, специфическое сосредоточение мысли на к.-л. Объекте, которое достигается путём созерцания.
В практике йоги самадхи – средство для очищения и просветления ума, когда ум «забывает» о самом себе, и мышление сливается со своим объектом.
В буддизме – путь к полному безразличию, ведущий к совершенной мудрости – нирване.

Слайд 51
ТЯНЬ (кит. – небо), одно из центральных понятий

кит. философии. «Небо» - это часть природы, но и высшая духовная сила, определяющая природу и человека.
ДАО (букв. – путь, дорога), одно из важнейших понятий кит. Философии, центральное понятие даосизма. У Лао-цзы – невидимый вездесущий естественный закон природы, человеческого общества, поведения и мышления отдельного индивида, неотделимый от материального мира и управляющий им (отсюда – сравнение с Логосом Гераклита).
ДЭ – проявления дао.

Слайд 52
ЖЭНЬ (кит., букв. – гуманность, человеколюбие), термин кит.

Философии, одно из центральных понятий конфуцианства: жэнь – основное человеческое качество. Главным проявлением жэнь является любовь к родственникам. Однако, у Конфуция жэнь – атрибут лишь «благородного мужа», но не простолюдина.
У Мо-цзы жэнь – «всеобъемлющая (взаимная) любовь», направленная прежде всего от Я к другим. Как и «ли», жэнь стало частью массового сознания китайцев вплоть до 20 в.

Слайд 53
ЛИ-этикет (кит., букв. – приличие, сдержанность, культурность, этикет,

церемония, обряд, ритуал), термин кит. философии, основное понятие этики конфуцианства. У Конфуция – руководящий принцип, призванный устанавливать гармонические отношения между людьми.
Ли – это также норма поведения в семье и государстве (отношения государя и подданных).

Слайд 54
ИНЬ и ЯН, одни из основных понятий кит.

философии. Исходное значение: пасмурная и солнечная погода или теневая и солнечная стороны.
Др.-кит. мыслители использовали бинарность данного противопоставления для философского выражения множества противоположных и сменяющих друг друга явлений: света и тьмы, солнца и луны, огня и воды, активности и пассивности, мужского и женского начал, неба и земли и т.п.:»Ян, достигая предела, превращается в инь; инь, достигая предела, превращается в ян».
В «Ицзин» (Книга перемен) инь и ян обретают характер космических сил, находящихся в постянном взаимодействии и противоборстве, благодаря которому создаётся и изменяется материальный мир, а также общество, идеи, культура, мораль. В гексаграммах «Ицзин» целая черта символизирует ян, а прерванная – инь.

Слайд 55
ТАЙЦЗИ, одно из основных понятий др.-кит. философии. Наиболее

распространённый перевод – «великий предел».
Тайцзи – «великое начало», «великое единение», как изначальный хаос, существовавший до того, как из него выделились небо и земля. Это то небытие, из которого рождается бытие. «Он порождает две изначальные сущности», продолжающие и завершающие процесс образования Вселенной. Сам же «великий предел» является беспредельным.

Слайд 56
ЦИ (кит., букв. – воздух, газ, пар, дыхание,

эфир), одно из основных понятий китайской философии.
В общем плане – материальная основа мира в виде мельчайших частиц, которые, находясь в постоянном дыхании, то сгущаются, образуя вещи, то рассеиваются, вызывая изменения и исчезновение вещей. Ци – это и материальная сила, энергия, либо жизненная сила, связанная с кровью и дыханием. В этом качестве ци участвует в процессе становление вещей и людей.

Слайд 57СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ:



Антология мировой философии. В 4-х т. Т.1 – М.: Мысль, 1969. С.5-29, 32-33, 69-180, 181-248.
Радхакришнан С. Индийская философия: в 2-х т. – СПб.: Стикс, 1995.
Чаттерджи С., Датта Д. Древняя индийская философия. – М.,1954.
Чанышев А.Н. Философия древнего мира. – М.: Высш. школа, 1999.
Васильев Л.С. История религий Востока. – М., 1995.
Дао дэ цзин. – СПб.: Азбука-классика, 2005.
Древнекитайская философия. В 2-х т. – М., 1972-1973.

Слайд 58СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ:
Законы Ману. – М., 1960. С.22—23.

Шуцкий Ю.К. Китайская классическая «Книга перемен». – М., 1960.
Дао и даосизм в Китае. – М., 1982.
Лунь юй // Древнекитайская философия. В 2-т. Т.1. С.148, 159.

Справочная литература:

Новая философская энциклопедия: В 4-х т. – М.: Мысль, 2000-2001.
Философский энциклопедический словарь. – М., 2001.

Обратная связь

Если не удалось найти и скачать презентацию, Вы можете заказать его на нашем сайте. Мы постараемся найти нужный Вам материал и отправим по электронной почте. Не стесняйтесь обращаться к нам, если у вас возникли вопросы или пожелания:

Email: Нажмите что бы посмотреть 

Что такое ThePresentation.ru?

Это сайт презентаций, докладов, проектов, шаблонов в формате PowerPoint. Мы помогаем школьникам, студентам, учителям, преподавателям хранить и обмениваться учебными материалами с другими пользователями.


Для правообладателей

Яндекс.Метрика