Философия эпохи Возрождения презентация

Содержание

Философия эпохи Возрождения Расцвет культуры Возрождения (Ренессанс) - XV-XVI вв. Возрождение было связано с переходом от деревенской к городской культуре и характери­зовалось освобождением человеческого разума от догм, расширением свободы и

Слайд 1ФИЛОСОФИЯ ЭПОХИ ВОЗРОЖДЕНИЯ
ТЕМА № 4.


Слайд 2Философия эпохи Возрождения
Расцвет культуры Возрождения (Ренессанс) - XV-XVI вв.
Возрождение было

связано с переходом от деревенской к городской культуре и характери­зовалось освобождением человеческого разума от догм, расширением свободы и опорой на древние авторитеты (античность и раннее христианство).


Слайд 3Характерные черты XV—XVI вв.
1. В социально-политическом плане – это период складывания

национальных государств и абсолютных монархий в Европе, глубоких социальных потрясений и религиозных войн.
Период изобретения книгопечатания, компаса, телескопа - расширение исторических, географиче­ских и космографических представлений о человечестве и Вселенной.
В XV в. общеевропейскую ситуацию определяют — Италия, Нидерланды и Испания.

Слайд 4Характерные черты XV—XVI вв.
2. Философия эпохи, с одной стороны, связана с

понятийными наработками поздней схоластики, и с другой – с новыми научными открытиями.
Характерные черты философии Возрождения:
пантеизм
человеческая индивидуальность
антропоцентризм.
 


Слайд 5Характерные черты XV—XVI вв. Пантеизм
Пантеизм Возрождения - отрицание бо­жественного творения, обожествление

природы и отождеств­ление ее с Богом.
Бог фило­софии Возрождения лишается свободы, он «со-вечен» миру.
Природа - божест­венное, одушевленное, наделенное всеми необходимыми сила­ми первоначало вещей.
«Натуральная религия» (Н. Кузанский) - принципы всех религий оди­наково истинны, так как Бог — непознаваем, а все наши идеи о нем — лишь проекции конечного человеческого разума и имеют под собой единую натуральную религию.


Слайд 6Характерные черты XV—XVI вв. Индивидуальность
Человече­ская индивидуальность состо­ит в непрерывном движении —

выборе и творческой изобретате­льности, самореформировании посредством «неподражательного подражания».
«Гуманизм» (от humanitas (человечность)) - «свойство человека, которое определяет человеческое достоинство и влечет к знанию».
Гуманизм данной эпохи отличается прежде всего эстетической, а не нравственно-этической направленностью.

Studia humanitatis (гуманитар­ные студии) — комплекс гуманитарных дисцип­лин, способствующих воспитанию человеческого в человеке: это риторика, грамматика, история, поэ­зия, этика и философия как сердцевина этих наук.



Слайд 7Характерные черты XV—XVI вв. Антропоцентризм
Антропоцентризм ставит человеческую инди­видуальность, личность как творца

собственной жизни и судь­бы в центр своего мировоззрения
Человек сам распоряжается своим моральным обликом — идея богоподобия.
Человече­ская свобода стоит выше всякой природной необходимости и превосходит ее — недетерминированность челове­ческого бытия — поднимает человека даже выше ангелов.
Греховность человека — обратная сторона величия. Человек ни в добре, ни в зле не является сущест­вом завершенным; перед ним всегда открыт выбор и к добру, и ко злу.

Задача философии Возрождения - раскрыть гармоническое единство божественного и природ­ного, небесного и земного в человеке.

Слайд 8Этапы и идеи философии эпохи Возрождения. Гуманизм
Франческо Петрарка (1304-1374) – родоначальник

гуманизма.
Представители гуманизма: Джованни Боккаччо, Леон Батиста Альберти, Лоренцо Валла, Марсилио Фичино, Пико делла Мирандола и др.
Мыслители проводят идею ценности земной жизни, критического отношения к официальной религии и ее предста­вителям и главное - постулируют новое отношение к человеку, его чув­ствам, его месту в мире.
Человек ставится в центр вселенной и выступает как творец самого себя.
Это приводит к изменению морально-этических построений, которыми должен руководствоваться человек. В основе - принцип равенства всех людей, а доблести человека оказыва­ются важнее происхождения. Утверждаются антиаскетические ценности и проповедуется необходимость чувственности и наслаждения человека, что позволяет говорить о возрождении гуманистического эпикуреизма.

Слайд 9Пико делла Мирандола (1462-1494)
Показывал, с одной стороны, несовершенство человека, а с

другой, — направление, в каком он должен двигаться.
Человек в его философии предоставлен самому себе, наделен способностью выбирать и совершенствоваться.
Идея его философии – всеобщее согласие философии и теологии, античной мысли и христианства, каббалы и магии как различных сторон единой истины.


Слайд 10Эразм Роттердамский (1469-1536)
Мотив творчества – максимальное выявление морального содержания христианства, возрождение

подлинного духа и простоты истины первых веков христианства.
«Похвала глупости» (1504) - говорилось о необходимости радикальной рефор­мы церкви.
Полемика с Лютером вокруг фундаментальной для того времени проблемы свободы воли.
Один из первых отстаивал веротерпимость.

Слайд 11Этапы и идеи философии эпохи Возрождения. Социально-политические концепции
Томас Мор (1478-1535) в

книге «Утопия» предложил идеал общественного устройства.
Причину всех народных бедствий он видел в существовании частной собственно­сти.
Правильное общество должно основываться на обще­ственной собственности.


Слайд 12Никколо Макиавелли (1469- 1527)
Разрабатывает новую концепцию государства: исходит из того, что

самый мощный стимул человече­ских действий — интерес, более всего он виден в желании людей сохранить свою собственность.
Сохранение ее лучше всего обеспечивается стремлением к приобретению новой собственности. Но то­гда происходит столкновение интересов различных людей.
Эгоизм людей нужно ограничить - возникает госу­дарство для самозащиты людей друг от друга, а не от бо­жественной воли (теократические концепции государства).
Принцип государственной морали: «Цель оправдывает средства». Но не личный интерес правителя, а «общее благо.


Слайд 13Этапы и идеи философии эпохи Возрождения. Скеп­тицизм
Мишель Монтень (1533-1592) - истоки

подлинного разумного философствования — в классической древности, так как ей была свойственна «свобода мыслей».
Монтень призывал к раз­витию ума, личной убежденности.

Слайд 14Этапы и идеи философии эпохи Возрождения. Натурфило­софия
Характерные черты:
Пантеизм, идея взаимопроникновения природы

и Бога.
Идея тождества микро- и макромира и вследствие это­го своеобразное органистическое мировоззрение, трак­тующие природу по аналогии с человеком.
Гилозоизм, убеждение в оживленности и даже одушев­ленности всего бытия.
Идея самодеятельности материи.


Слайд 15Николай Кузанский (1401-1464)
Разрабатывает важнейший методологический принцип диалектики: совпаде­ние противоположностей в едином

предмете.
Бог не единый творец, который творит все, а единое, которое становится всем.
Единое не имеет противоположностей, а значит, тождественно беспредельному и беско­нечному.
Мир не бесконечен, так как в центре его находится Бог, который одновременно его и ограничивает. Но этот мир нельзя мыслить конечно, так как он не имеет пределов, не замкнут.
Человек - особый микрокосмос, как своеобразное подобие природы и Бога. Человек воспроизводит в себе окружающий его мир, подобен ему.
Человеческий ум состоит из систе­мы способностей, главные - чувства, рассудок и разум.
Чувство и ощущение обеспечивают волевую установку - инициативность. Рассудок взаимодействует с ощущениями, но это характерно и для животных. Разум (интеллект) - главное отличие человека от животных.


Слайд 16Этапы и идеи философии эпохи Возрождения. Натурфило­софия
Леонардо да Винчи (1452-1519) -

научное познание должно основываться на опыте и, исходя из опыта, выявлять причинные связи явлений.
Бернардино Телезио (1509- 1588) - началом вещей служит материя, которая сама по себе пас­сивна.
Кроме нее есть еще активные силы — тепло и холод.
Материя придает вещам телесность, тепло и холод дают им свойства и формы.

Слайд 17Джордано Бруно (1548—1600)
Философ-бунтарь, воспринял идею Коперника о том, что не

Солнце вертится вокруг Земли, а наоборот.
Он утверждал, что звезды — это те же солнца, только очень удаленные от Земли, и поэтому их свет такой маленький. Вокруг звезд, как и вокруг Солнца, кружатся планеты, и на некоторых из них есть жизнь.
Выдвинул фун­даментальную идею множественности миров.


Слайд 18Галилео Галилей (1564- 1642)
Разраба­тывал принципы механики, сделал ряд важных астрономических открытий.


Отказался от органистически-гилозоистических представлений о природе в пользу геометрически-механических.
Говорил о необходимо­сти сочетания в научном исследовании анализа и синтеза.


Слайд 19Мартин Лютер (1483-1546), Жан Кальвин (1509-1564), Томас Мюнцер (1490-1525).
Следствие Реформации -

глубокие изменения в духовно-религиозной области, политическом ландшафте Европы и в экономико-социальных структурах.
Протестантизм приводит к становлению новой этики, которая оправдыва­ет труд в любой его форме, предпринимательство, которое становится нравственно обязательным и отражает стремление человека работать.

Реформация


Слайд 20СПАСИБО ЗА ВНИМАНИЕ!


Обратная связь

Если не удалось найти и скачать презентацию, Вы можете заказать его на нашем сайте. Мы постараемся найти нужный Вам материал и отправим по электронной почте. Не стесняйтесь обращаться к нам, если у вас возникли вопросы или пожелания:

Email: Нажмите что бы посмотреть 

Что такое ThePresentation.ru?

Это сайт презентаций, докладов, проектов, шаблонов в формате PowerPoint. Мы помогаем школьникам, студентам, учителям, преподавателям хранить и обмениваться учебными материалами с другими пользователями.


Для правообладателей

Яндекс.Метрика