Слайд 1ФИЛОСОФИЯ ЭПОХИ ВОЗРОЖДЕНИЯ
ТЕМА № 4.
Слайд 2Философия эпохи Возрождения
Расцвет культуры Возрождения (Ренессанс) - XV-XVI вв.
Возрождение было
связано с переходом от деревенской к городской культуре и характеризовалось освобождением человеческого разума от догм, расширением свободы и опорой на древние авторитеты (античность и раннее христианство).
Слайд 3Характерные черты XV—XVI вв.
1. В социально-политическом плане – это период складывания
национальных государств и абсолютных монархий в Европе, глубоких социальных потрясений и религиозных войн.
Период изобретения книгопечатания, компаса, телескопа - расширение исторических, географических и космографических представлений о человечестве и Вселенной.
В XV в. общеевропейскую ситуацию определяют — Италия, Нидерланды и Испания.
Слайд 4Характерные черты XV—XVI вв.
2. Философия эпохи, с одной стороны, связана с
понятийными наработками поздней схоластики, и с другой – с новыми научными открытиями.
Характерные черты философии Возрождения:
пантеизм
человеческая индивидуальность
антропоцентризм.
Слайд 5Характерные черты XV—XVI вв. Пантеизм
Пантеизм Возрождения - отрицание божественного творения, обожествление
природы и отождествление ее с Богом.
Бог философии Возрождения лишается свободы, он «со-вечен» миру.
Природа - божественное, одушевленное, наделенное всеми необходимыми силами первоначало вещей.
«Натуральная религия» (Н. Кузанский) - принципы всех религий одинаково истинны, так как Бог — непознаваем, а все наши идеи о нем — лишь проекции конечного человеческого разума и имеют под собой единую натуральную религию.
Слайд 6Характерные черты XV—XVI вв. Индивидуальность
Человеческая индивидуальность состоит в непрерывном движении —
выборе и творческой изобретательности, самореформировании посредством «неподражательного подражания».
«Гуманизм» (от humanitas (человечность)) - «свойство человека, которое определяет человеческое достоинство и влечет к знанию».
Гуманизм данной эпохи отличается прежде всего эстетической, а не нравственно-этической направленностью.
Studia humanitatis (гуманитарные студии) — комплекс гуманитарных дисциплин, способствующих воспитанию человеческого в человеке: это риторика, грамматика, история, поэзия, этика и философия как сердцевина этих наук.
Слайд 7Характерные черты XV—XVI вв. Антропоцентризм
Антропоцентризм ставит человеческую индивидуальность, личность как творца
собственной жизни и судьбы в центр своего мировоззрения
Человек сам распоряжается своим моральным обликом — идея богоподобия.
Человеческая свобода стоит выше всякой природной необходимости и превосходит ее — недетерминированность человеческого бытия — поднимает человека даже выше ангелов.
Греховность человека — обратная сторона величия. Человек ни в добре, ни в зле не является существом завершенным; перед ним всегда открыт выбор и к добру, и ко злу.
Задача философии Возрождения - раскрыть гармоническое единство божественного и природного, небесного и земного в человеке.
Слайд 8Этапы и идеи философии эпохи Возрождения. Гуманизм
Франческо Петрарка (1304-1374) – родоначальник
гуманизма.
Представители гуманизма: Джованни Боккаччо, Леон Батиста Альберти, Лоренцо Валла, Марсилио Фичино, Пико делла Мирандола и др.
Мыслители проводят идею ценности земной жизни, критического отношения к официальной религии и ее представителям и главное - постулируют новое отношение к человеку, его чувствам, его месту в мире.
Человек ставится в центр вселенной и выступает как творец самого себя.
Это приводит к изменению морально-этических построений, которыми должен руководствоваться человек. В основе - принцип равенства всех людей, а доблести человека оказываются важнее происхождения. Утверждаются антиаскетические ценности и проповедуется необходимость чувственности и наслаждения человека, что позволяет говорить о возрождении гуманистического эпикуреизма.
Слайд 9Пико делла Мирандола
(1462-1494)
Показывал, с одной стороны, несовершенство человека, а с
другой, — направление, в каком он должен двигаться.
Человек в его философии предоставлен самому себе, наделен способностью выбирать и совершенствоваться.
Идея его философии – всеобщее согласие философии и теологии, античной мысли и христианства, каббалы и магии как различных сторон единой истины.
Слайд 10Эразм
Роттердамский
(1469-1536)
Мотив творчества – максимальное выявление морального содержания христианства, возрождение
подлинного духа и простоты истины первых веков христианства.
«Похвала глупости» (1504) - говорилось о необходимости радикальной реформы церкви.
Полемика с Лютером вокруг фундаментальной для того времени проблемы свободы воли.
Один из первых отстаивал веротерпимость.
Слайд 11Этапы и идеи философии эпохи Возрождения.
Социально-политические концепции
Томас Мор (1478-1535) в
книге «Утопия» предложил идеал общественного устройства.
Причину всех народных бедствий он видел в существовании частной собственности.
Правильное общество должно основываться на общественной собственности.
Слайд 12Никколо Макиавелли
(1469- 1527)
Разрабатывает новую концепцию государства: исходит из того, что
самый мощный стимул человеческих действий — интерес, более всего он виден в желании людей сохранить свою собственность.
Сохранение ее лучше всего обеспечивается стремлением к приобретению новой собственности. Но тогда происходит столкновение интересов различных людей.
Эгоизм людей нужно ограничить - возникает государство для самозащиты людей друг от друга, а не от божественной воли (теократические концепции государства).
Принцип государственной морали: «Цель оправдывает средства». Но не личный интерес правителя, а «общее благо.
Слайд 13Этапы и идеи философии эпохи Возрождения. Скептицизм
Мишель Монтень (1533-1592) - истоки
подлинного разумного философствования — в классической древности, так как ей была свойственна «свобода мыслей».
Монтень призывал к развитию ума, личной убежденности.
Слайд 14Этапы и идеи философии эпохи Возрождения. Натурфилософия
Характерные черты:
Пантеизм, идея взаимопроникновения природы
и Бога.
Идея тождества микро- и макромира и вследствие этого своеобразное органистическое мировоззрение, трактующие природу по аналогии с человеком.
Гилозоизм, убеждение в оживленности и даже одушевленности всего бытия.
Идея самодеятельности материи.
Слайд 15Николай Кузанский
(1401-1464)
Разрабатывает важнейший методологический принцип диалектики: совпадение противоположностей в едином
предмете.
Бог не единый творец, который творит все, а единое, которое становится всем.
Единое не имеет противоположностей, а значит, тождественно беспредельному и бесконечному.
Мир не бесконечен, так как в центре его находится Бог, который одновременно его и ограничивает. Но этот мир нельзя мыслить конечно, так как он не имеет пределов, не замкнут.
Человек - особый микрокосмос, как своеобразное подобие природы и Бога. Человек воспроизводит в себе окружающий его мир, подобен ему.
Человеческий ум состоит из системы способностей, главные - чувства, рассудок и разум.
Чувство и ощущение обеспечивают волевую установку - инициативность. Рассудок взаимодействует с ощущениями, но это характерно и для животных. Разум (интеллект) - главное отличие человека от животных.
Слайд 16Этапы и идеи философии эпохи Возрождения. Натурфилософия
Леонардо да Винчи (1452-1519) -
научное познание должно основываться на опыте и, исходя из опыта, выявлять причинные связи явлений.
Бернардино Телезио (1509- 1588) - началом вещей служит материя, которая сама по себе пассивна.
Кроме нее есть еще активные силы — тепло и холод.
Материя придает вещам телесность, тепло и холод дают им свойства и формы.
Слайд 17Джордано Бруно
(1548—1600)
Философ-бунтарь, воспринял идею Коперника о том, что не
Солнце вертится вокруг Земли, а наоборот.
Он утверждал, что звезды — это те же солнца, только очень удаленные от Земли, и поэтому их свет такой маленький. Вокруг звезд, как и вокруг Солнца, кружатся планеты, и на некоторых из них есть жизнь.
Выдвинул фундаментальную идею множественности миров.
Слайд 18Галилео Галилей
(1564- 1642)
Разрабатывал принципы механики, сделал ряд важных астрономических открытий.
Отказался от органистически-гилозоистических представлений о природе в пользу геометрически-механических.
Говорил о необходимости сочетания в научном исследовании анализа и синтеза.
Слайд 19Мартин Лютер (1483-1546), Жан Кальвин (1509-1564), Томас Мюнцер (1490-1525).
Следствие Реформации -
глубокие изменения в духовно-религиозной области, политическом ландшафте Европы и в экономико-социальных структурах.
Протестантизм приводит к становлению новой этики, которая оправдывает труд в любой его форме, предпринимательство, которое становится нравственно обязательным и отражает стремление человека работать.
Реформация