Слайд 1 т.6. Рыночная система хозяйствования
Слайд 2План:
Рынок как экономическая категория. Рыночная инфраструктура
Спрос и предложение
Совершенная
и несовершенная конкуренция
Слайд 3 Вопрос 1.Рынок как экономическая категория. Рыночная инфраструктура
Рынок в
узком смысле - место купли продажи товаров и услуг, заключения торговых сделок (пространственный аспект).
С экономической точки зрения рынок- это обмен, организованный по законам товарного производства и обращения.
рынок- это то место, где определяется цена, являющаяся главным индикатором рыночной экономики.
Слайд 4 рынок в широком смысле слова
это экономические отношения в сфере
производства, распределения, обмена и потребления товаров и услуг, на основе широкого использования денег и связанных с ними категорий (цена, кредит, финансы).
Слайд 5Для производства рынок поставляет необходимые ресурсы и реализует его продукцию, а
также определяет спрос на неё.
Для распределения – это механизм, определяющий размеры доходов для владельцев ресурсов, продающихся на рынке.
Для обмена - рынок – главный канал сбыта и закупок товаров и услуг.
Для потребления - это канал, через который потребителю поступает основная часть необходимых ему потребительских благ.
Слайд 6
Рыночная система состоит из следующих взаимосвязанных элементов:
производители и потребители
экономическая обособленность
цены
спрос и предложение
конкуренция
рыночная инфраструктура.
Слайд 7Основные субъекты рынка -
покупатели и продавцы, которые в свою
очередь, образуют 3 группы субъектов рынка:
ДОМОХОЗЯЙСТВА, ФИРМЫ И ГОСУДАРСТВО.
Слайд 8По структуре рынки можно подразделить по следующим критериям:
По экономическому назначению объектов
рыночных отношений:
рынки благ и услуг;
рынки средств производства;
рынки научно- технических разработок;
рынки ценных бумаг;
рынки рабочей силы.
По товарным группам:
- рынки товаров производственного назначения;
- рынки товаров народного потребления, продовольственных товаров;
- рынки сырья и материалов и т.д.
Слайд 9По пространственному признаку различают рынки:
внутрирегиональные;
межрегиональные;
республиканские;
межреспубликанские;
международные (мировые).
По степени ограничения конкуренции различают:
монопольный;
олигопольный;
-межотраслевые рынки.
Слайд 10По видам субъектов рыночных отношений
рынки оптовой торговли ( покупатели и
продавцы – предприятия и организации);
рынки розничной торговли ( покупатели- отдельные граждане);
рынки государственных закупок сельхозпродукции (покупатель- государство, продавцы-производители с/х продукции);
С учетом соблюдения законности в экономике рынки делятся на:
- легальные, официальные;
- нелегальные «теневые», «черные» и т. д.
Слайд 11виды рынков
Рынки товаров и услуг.
Рынки факторов производства
Финансовые рынки
Рынки интеллектуального продукта
Рынки рабочей
силы
Региональные рынки
Внешние, международные рынки.
Слайд 12
Рынок является механизмом координации деятельности экономических субъектов,
призван решать три
основных вопроса:
Что производить?
Как производить?
Для кого производить?
Слайд 13
функции рынка
ценообразующая – формирование цен в результате взаимодействия производителей и потребителей,
спроса и предложения ( это итог сопоставления затрат производителя и полезности блага для потребителя).
информационная – цены, изменяясь, дают объективную информацию о необходимом количестве , качестве, ассортименте товаров, поставляемых на рынок.
регулирующая – цены регулируют хозяйственную деятельность: растет цена – сигнал к расширению производства; падает цена – к сокращению.
Слайд 14
посредническая – рынок, посредник между производителями и потребителями, позволяет найти
им наиболее выгодный вариант купли-продажи.
санирующая – очищает экономику от неэффективно функционирующих предприятий, используя механизм конкуренции, дает зеленый свет более предприимчивым и активным.
Слайд 15Рыночная инфраструктура
совокупность институтов, обслуживающих деятельность рыночных субъектов и увязывающих эту деятельность
в одно целое.
Слайд 16Основные элементы рыночной инфраструктуры
кредитно-финансовые институты,
биржи (товарные, сырьевые, валютные),
аукционы, ярмарки, выставки и
др. формы внебиржевого посредничества,
система регулирования занятости населения (биржи труда),
информационные и коммуникационные технологии, рекламные и информационно-аналитические агентства, средства массовой информации,
налоговая и таможенная системы,
система страхования и страховые компании,
Слайд 17
торговые палаты, ассоциации и др. общественные, добровольные и государственные объединения деловых
кругов,
профсоюзы работающих по найму,
система высшего и среднего экономического образования,
консалтинговые и аудиторские компании,
специальные зоны свободного предпринимательства.
Слайд 18 Функции рыночной инфраструктуры
организационное оформление деловых отношений;
специализация рыночных субъектов, повышающая эффективность
их работы;
облегчение форм юридического, экономического и общественного контроля над деятельностью рыночных субъектов.
Слайд 19Вопрос 2.Спрос и предложение
Спрос - платежеспособная потребность.
Спрос покупателей на определенный товар
зависит от целого ряда факторов:
цены данного товара или услуги,
цены и полезности других товаров, особенно товаров-заменителей (субститутов),
денежного дохода потребителей,
их вкусов и предпочтений,
общего числа покупателей данного товара,
перспективных ожиданий повышения или снижения цен и т.п.
Слайд 20
главный фактор, определяющий спрос
это цена данного товара.
Такая зависимость
спроса от определяющих его факторов называется функцией спроса
D = f (P, Pa, Pв, … Y, T, W),
где D – спрос на данный товар;
Р – цена данного товара;
Pa, Pв, … – цены на сопряженные товары;
Y – денежный доход потребителей;
Т – вкусы и предпочтения потребителей;
W – число потребителей, масштабы рынка.
Слайд 21 величина (объем) спроса -
количество товаров, которое покупатели готовы и
в состоянии купить по данной цене в определенный промежуток времени.
Слайд 23Кривая спроса DD показывает:
какое количество товара (Q) готовы купить покупатели в
конкретный период времени при каждом данном уровне цен и при неизменных прочих факторах.
Закон спроса-
Обратная зависимость между ценой и количеством купленного товара в течение конкретного периода времени
Слайд 24Величина спроса меняется тогда,
когда изменяется только цена данного товара, а
сам спрос остается неизменным, то есть происходит как бы «скольжение» величин спроса с одной точки на другую по неизменной кривой спроса.
Слайд 25На смещение кривой спроса, т.е. на изменение спроса, влияет множество факторов,
которые называются неценовыми.
Денежные доходы потребителей.
Вкусы и предпочтения потребителей..
Число потребителей или масштабы рынка.
Цены на сопряженные товары
Перспективные ожидания повышения или снижения цен.
Слайд 26
Различают индивидуальный спрос как спрос отдельного покупателя на определенный товар
и
совокупный (рыночный) спрос, т.е. суммарный спрос всех покупателей для каждой цены товара.
рыночный спрос при каждом значении цены равен сумме спросов отдельных покупателей при этом же самом значении цены.
Слайд 27 Предложение
Величина (объем) предложения - количество товаров, которое продавцы готовы
продать по данной цене в определенный промежуток времени.
Слайд 29Закон предложения
количество предлагаемого товара находится в прямой зависимости от уровня цен
в течение конкретного периода времени.
Слайд 30качественная характеристика предложения
понятие «предложение» используется для обозначения всей кривой предложения,
т.е.
всей совокупности зависимости между количеством предлагаемых к продаже товаров и уровнем цены на эти товары.
Слайд 31Смещение кривой предложения означает:
вправо - расширение предложения товара
влево – сокращение.
Это
происходит, если «срабатывают» неценовые факторы, но цена на товар остается фиксированной,
Слайд 32Основные неценовые факторы предложения
уровень технологии и организации производства;
цены используемых ресурсов;
налоги
и субсидии;
число производителей;
цены на взаимозаменяемые и взаимодополняющие товары;
перспективные ожидания продавцов и др.
Слайд 33Закон спроса и предложения.
Закон, выражающий взаимосвязи между спросом и предложением товаров,
характеризует единство спроса и предложения в их объективном стремлении к соответствию. Он не обнаруживает себя до тех пор, пока не возникает диспропорция между спросом и предложением на рынке.
Слайд 35
Равновесная цена-
Цена, при которой количество товара, предложенного на рынке, равно количеству
товара, на который предъявлен спрос
Слайд 36четыре правила спроса и предложения:
увеличение спроса вызывает рост, как равновесной
цены, так и равновесного количества товара;
уменьшение спроса ведет к снижению равновесной цены и равновесного количества товара;
рост предложения товара приводит к уменьшению равновесной цены и увеличению равновесного количества товара;
уменьшение предложения влечет за собой увеличение равновесной цены и сокращение равновесного количества товара.
Слайд 37Ценовая эластичность спроса
характеризует степень изменения количества покупаемого товара при изменении его
цены.
«эластичный спрос» означает, что небольшое изменение цены ведет к значительному изменению количества продукции, на которую предъявлен спрос
Слайд 38
понятие «Неэластичный спрос» означает ситуацию:
когда существенное изменение в цене вызывает
лишь небольшое изменение количества покупаемого товара.
«единичная эластичность»-
отражает ситуацию, при которой 1% процентное изменение цены равно 1%процентному изменению объёма спроса на товар,
Слайд 39При совершенно неэластичном спросе
изменение цены продукта не влияет на объем спроса
на него
Абсолютно эластичный спрос
означает ситуацию, когда при определенной цене покупатели готовы купить неограниченное количество товара.
Слайд 40Коэффициент эластичности спроса выражается соотношением:
процентное изменение спроса
на определенный товар
КD = ––––––––––––––––––––––––––––––––
процентное изменение
цены определенного товара
Слайд 41 Вопрос 3. Совершенная и несовершенная конкуренция, экономический оборот
Конкуренция - это
соперничество участников рыночныx процессов,
определяющее степень влияния отдельногo продавца (или покупателя) на рыночную цену, а с ним - степень свободы ценообразования на данном рынке.
Слайд 42Рыночная конкуренция
это борьба среди продавцов (за более выгодные условия производства)
и
покупателей (за более выгодные условия потребления
а также среди самих продавцов (каждый из них стремится продать больше товаров, чем соперники, и получить больше прибыли) и среди самих покупателей ( которые соревнуются между собой в желании приобрести товар по доступной цене).
Слайд 43содержание закона конкуренции
раскрывается как соперничество производителей за достижение лучших условий производства.
Слайд 44Основные формы конкуренции
совершенная
и несовершенная конкуренция.
Слайд 45 Признаки совершенной конкуренции
на рынке имеется много независимых товаропроизводителей и покупателей
объем
производства отдельной фирмы является незначительным и не оказывает влияния на цену реализуемой продукции на рынке
покупатели хорошо информированы о ценах. Если кто-то повысит цену на свою продукцию, то потеряет покупателей
продавцы не вступают в сговор по поводу цен
фирмы могут свободно входить на рынок и выходить из него.
Слайд 46Несовершенная конкуренция
ЭТО РЫНОК, на котором не выполняется ни одно из условий
свободной конкуренции.
В результате:
Отдельные фирмы могут воздействовать на условия реализации товаров и в той или иной мере контролировать цены на рынке.
ограничен вход на рынок продукции
Слайд 47Типы рыночных ситуаций на рынке несовершенной конкуренции
чистая монополия
олигополия
монополистическая
конкуренция.
Слайд 48Чистая монополия
-рыночная структура, которая позволяет влиять на цену товара или
услуги, контролируя всю или большую часть производства.
В этом случае на рынке господствует одна крупная фирма, которая предлагает уникальный вид продукции.
Слайд 49Олигополия
рыночная структура, при которой
на рынке господствуют несколько крупных продавцов
основана
на господстве на рынке стандартизированного товара, произведённого небольшим числом, как правило, крупных фирм.
Слайд 50Монополистическая конкуренция
характерна для таких сфер экономики, где производство ориентировано на дифференцированный
тип продукции и для фирмы образуется своеобразная “рыночная ниша”.
Вход и выход в отношении таких сегментов рынка хотя и затруднен, но практически возможен.
Слайд 51Дифференциация продукта
происходит, как правило, не по основному его назначению, а посредством
различных попыток производителя создать в сознании покупателя представление об уникальности данной продукции, например, через рекламу.
Слайд 52Различают добросовестную конкуренцию и недобросовестную.
К методам добросовестной конкуренции относят ценовую конкуренцию
и неценовую.
Ценовая конкуренция-
Борьба между производителями за получение дополнительной прибыли посредством уменьшения издержек производства и снижения за счет этого цен без изменения ассортимента и качества товаров.
Использование ценовой дискриминации: продажа одного и того же товара по разным ценам, когда ценовые различия не оправданы различиями в издержках
Слайд 53Неценовая конкуренция
Повышение качества продукции путем:
совершенствования технических характеристик товаров, улучшения приспособляемости
товара к нуждам потребителя
улучшение обслуживания покупателя - «сервизация» сбыта
Использование массовой рекламы
Слайд 54Недобросовестная конкуренция
такая организация конкуренции, при которой хозяйствующие субъекты прибегают к недозволенным
методам воздействия на конкурентов
Слайд 55 Методы недобросовестной конкуренции
распространение ложных сведений о конкуренте
доведение
до потребителя искаженной информации о характере изготовления товара и его качестве
незаконное использование товарного знака конкурента -реклама товара, не отвечающая требованиям качества
использование некорректных сравнений, пoрочащих товары конкурентов
самовольное использование конфиденциальной информации, компрометирующей товары конкурентов
Слайд 56Естественная монополия
возникает вследствие технологических потребностей развитых производительных сил.
(Это, например, железнодорожный
транспорт, трубопроводы, электроэнергетика и др. виды деятельности, которые требуют высокой концентрации производства)
Слайд 57Искусственная монополия
складывается как результат внеэкономического вмешательства государства или каких-либо других структур,
которые при определенных условиях могут стать тормозом общественного прогресса.
Слайд 58случайная монополия
возникает как результат превышения спроса над предложением.
Она носит временный
характер, если эта временная ситуация не закрепляется искусственно. В противном случае случайная монополия перерастает в искусственную.