Макроэкономическое равновесие презентация

Содержание

План лекции Макроэкономическое равновесие и его виды. Кейнсианская и классическая модели макроэкономического равновесия. Совокупный спрос и факторы его определяющие. Совокупное предложение и факторы его определяющие. Доход, потребление, сбережения.

Слайд 1 МАКРОЭКОНОМИЧЕСКОЕ РАВНОВЕСИЕ

ТЕМА 2.
Раздел МАКРОЭКОНОМИКА


Слайд 2План лекции
Макроэкономическое равновесие и его виды.
Кейнсианская и классическая модели макроэкономического равновесия.


Совокупный спрос и факторы его определяющие.
Совокупное предложение и факторы его определяющие.
Доход, потребление, сбережения.
Сущность инвестиций, их виды. Эффекты мультипликатора и акселератора.

Слайд 31. МАКРОЭКОНОМИЧЕСКОЕ РАВНОВЕСИЕ И ЕГО ВИДЫ

Идеальное макроэкономическое равновесие -
такое состояние

национальной экономики, когда существует сбалансированность и совокупная пропорциональность между ресурсами и их использованием, производством и потреблением, материальными и финансовыми потоками; это оптимальная реализация совокупных интересов в обществе. Равновесие означает полное удовлетворение потребностей без излишне затраченных ресурсов.
Совокупное производство – совокупное предложение – совокупный объем продаж
Совокупный доход – совокупный спрос – совокупное потребление




Слайд 4Реальное макроравновесие
равновесие в национальной экономике в условиях несовершенной конкуренции при согласовании

внешних и внутренних факторов воздействия на рынок

Слайд 5Виды макроравновесия
Частичное – это равновесие на отдельно взятом рынке, например товара,

фактора производства и др. Исследуется в курсе микроэкономики. Основы анализа частичного равновесия заложены в трудах А. Маршалла.
Общее макроэкономическое равновесие – это ситуация, при которой равновесие устанавливается одновременно на всех рынках: рынках потребительских благ, денег и труда благодаря гибкости цен, установление пропорциональности и сбалансированности между взаимосвязанными экономическими процессами.

Слайд 6Становление теории общего равновесия :
Ф. Кенэ (1694-1774) – схема простого

воспроизводства на примере Франции 18 в. В «Экономической таблице» анализируется, как продукт и доход создаются и циркулируют между крестьянами, землевладельцами, купцами и ремесленниками
А. Смит (1723-1790) – идея «невидимой руки»: стремление индивидуумов к собственной выгоде ведет к реализации интересов общества
Ж.-Б. Сэй (1767-1832) – «закон рынка»: совокупный спрос и совокупное предложение всегда уравновешиваются
К. Маркс (1818-1883) – исследование в «Капитале» кругооборота капитала, создание схем простого и расширенного воспроизводства, теории кризисов
Л. Вальрас (1834-1910) – модель ценовой координации, теория общего равновесия, т.е. равновесия на всех рынках одновременно: рынках потребительских благ, денег и труда благодаря гибкости цен
В. Леонтьев – модель «затраты-выпуск» на основе балансового метода – межотраслевого баланса национальной экономики.
Д. Кейнс – модель «совокупные доходы – совокупные расходы», модель «сбережения – инвестиции». В «Общей теории занятости, процента и денег» анализируются условия сбалансированности совокупных доходов и расходов на основе взаимосвязи их элементов: потребительских расходов, сбережений, инвестиций, государственных расходов и др. (30-е годы ХХ в.)


Слайд 72. МОДЕЛИ МАКРОРАВНОВЕСИЯ:
КЛАССИЧЕСКАЯ МОДЕЛЬ
Описывает поведение экономики в долгосрочном периоде, опираясь на

закон Сэя: AD = AS.
Рынки являются конкурентными.
Экономика функционирует в условиях полной занятости ресурсов, достигнут потенциальный ВВП.
Рост экономики зависит от количества ресурсов и технологий.
Цены, процентные ставки и заработная плата являются гибкими инструментами, вмешательство государства не требуется.
Сбережения и инвестиции определяются одной величиной: процентной ставкой.
Сбережения и инвестиции всегда равны.

КЕЙНСИАНСКАЯ МОДЕЛЬ

Рассматривает краткосрочный период, допускается неравновесие: инфляцио--нный и рецессионный разрывы.
Рынки – несовершенно конкурентные.
Экономика функционирует в условиях недозагрузки ресурсов, не достигнут потенциальный ВВП.
Рост экономики зависит от эффективного совокупного спроса.
Цены, процентные ставки и заработная плата являются негибкими, требуется вмешательство государства.
Мотивы сбережений и инвестиций различны; сбережения зависят от уров-ня дохода, а инвестиции определяются процентной ставкой и нормой прибыли.
Возможны 2 случая неравновесия: S > I «парадокс бережливости» и I > S растущая экономика за счет притока внешних инвестиций.



Слайд 8МОДЕЛИ МАКРОРАВНОВЕСИЯ:
КЛАССИЧЕСКАЯ МОДЕЛЬ
Равновесие в условиях полной занятости ресурсов.
Согласно мнению классиков, рыночная

экономика – саморегулирующаяся система.
Инструментами саморегулирования являются цены, зарплата, процентная ставка, которые характеризуются эластичностью. Они уравнивают спрос и предложение на макроуровне.
На графике видно: цены меняются, объем производства Qf постоянен, это максимально возможный объем производства при полной занятости

КЕЙНСИАНСКАЯ МОДЕЛЬ

Кейнсианцы в противовес классикам считают, что равновесие может наступить в условиях неполной занятости, т.е. в условиях кризиса.
Цены, зарплата и процентные ставки не являются гибкими инструментами и не могут приводить в равновесие AD и AS. Основой расширения объема производства без инфляции является наращивание доходов и расходов.
При увеличении совокупного спроса цены не меняются, а объем производства растет.


Слайд 93. Совокупный спрос и факторы его определяющие

AD (aggregate demand) –
агрегированный

показатель, отражающий реальный объем национального производства, который потребители, производители и государство готовы приобрести при каждом уровне цен, или общая сумма расходов на конечные товары и услуги, произведенные в стране;

сумма всех расходов на конечные товары и услуги, произведенные в экономике.

Слайд 10Совокупный спрос AD и его компоненты

AD = С + I +

G + Xn

Потребительский спрос – С.
Инвестиционный спрос – I.
Спрос со стороны государства – G.
Чистый экспорт Xn = Х – М,
где Х – экспорт; М – импорт


Слайд 11Кривая совокупного спроса АD


Слайд 12Совокупный спрос и факторы его определяющие

Ценовые факторы AD, определяющие нисходящий характер

кривой AD и сдвигающие точку на кривой AD:

Эффект процентной ставки (эффект Кейнса): рост уровня цен → рост спроса на деньги → рост процентной ставки → падение спроса на инвестиции I → сокращение AD.
Эффект богатства, или реальных кассовых остатков (эффект Пигу): рост уровня цен → падение реальной стоимости финансовых активов (сбережений) → сокращение потребления С → сокращение AD.
Эффект импортных закупок, или эффект обменного курса: рост уровня цен на национальные товары → рост спроса на импортные товары → сокращение чистого экспорта Xn → сокращение AD

Слайд 13Совокупный спрос и факторы его определяющие
Неценовые факторы AD, сдвигающие кривую AD:
I.

Изменения в потребительских расходах С :
1) уровень благосостояния; 2) адаптивные ожидания;
3) потребительская задолженность; 4) налоги;
5) трансфертные платежи.
II. Изменения в инвестиционных расходах I:
1) процентные ставки; 2) ожидаемые прибыли от инвестиций;
3) новые технологии; 4) налоги;
5) наличие избыточных производственных мощностей;
6) субсидии и льготные кредиты.
III. Изменения в государственных расходах G приведут к изменению AD при условии неизменности процентных ставок и налоговых сборов.
IV. Изменения в расходах на чистый экспорт Xn :
колебания валютных курсов;
изменения конъюнктуры мирового рынка;
изменения во внешней политике и др.


Слайд 144. Совокупное предложение и факторы его определяющие

AS (aggregate supply) –
агрегированный

показатель, отражающий реальный объем национального производства при каждом возможном уровне цен;

все конечные товары и услуги, произведенные в национальной экономике за определенный период времени

Слайд 15Кривая совокупного предложения AS


Слайд 16Кривая совокупного предложения AS
График AS состоит из трех отрезков:
I – кейнсианский

отрезок: описывает кризисную ситуацию в экономике
II – промежуточный отрезок: описывает движение от кризисной экономики к экономике полной занятости
III – классический отрезок: описывает экономику полной занятости

Слайд 17Совокупное предложение и факторы его определяющие
Неценовые факторы AS, сдвигающие кривую AS:
I.

Изменения цен на ресурсы:
1) наличие внутренних ресурсов:
а) земля;
б) трудовые ресурсы;
в) капитал;
г) предпринимательские способности;
2) цены на импортные ресурсы;
3) монополизм.
II. Изменения в производительности ресурсов.
III. Изменения правовых норм:
1) налоги с предприятий и субсидии;
2) государственное регулирование

Слайд 18Изменения на графике:
изменения в совокупном спросе:

на кейнсианском отрезке:

изменяется объем производства при неизменном уровне цен
на промежуточном отрезке:
вызывает изменения и в объеме производства и в уровне цен
на классическом отрезке:
изменяется уровень цен при неизменном объеме производства

Слайд 195. Доход. Потребление. Сбережения.
Основные положения теории потребительского поведения на макроуровне Дж.

М. Кейнса:

1) в центре внимания – эффективный спрос, используется упрощенная модель, в которой AD = С + I.
2) Расходы возможны только при наличие доходов. Располагаемый доход распадается на потребление и сбережения: РД= С + S

Потребление – это общее количество товаров и услуг, которые куплены и потреблены в течение определенного периода времени.
Сбережения – это непотребляемая в данный момент времени часть дохода. Потребление ориентировано на удовлетворение текущих нужд, а сбережения - на увеличение потребления в будущем.



Слайд 20Положения теории потребительского поведения на макроуровне Дж. М. Кейнса:
3) Если потребление

осуществляется во всех семьях, то сбережения – только в семьях, чьи доходы превышают средний уровень. Сбережения могут быть равны нулю, а могут быть значительными, а потребление не может быть равно нулю и даже не должно быть ниже прожиточного минимума.
Психологический закон Дж. М. Кейнса:
со значительным ростом дохода начинает действовать одна закономерность:
доля дохода, идущая на потребление уменьшается, а доля сбережений увеличивается (!)

Слайд 21Положения теории потребительского поведения на макроуровне Дж. М. Кейнса:
4) Объемы

потребления и сбережения определяются следующими факторами: объективными (уровнем дохода, уровнем цен, ставкой процента и др.) и субъективными (психологической склонностью людей к потреблению и сбережению).

Средняя склонность к потреблению (АPC)= C / РД (располагаемый доход) –
показывает какая часть располагаемого дохода потребляется.
Средняя склонность к сбережению (АPS)= S / РД (располагаемый доход) –
показывает какая часть располагаемого дохода сберегается.
Предельная склонность к потреблению (MPC) = изменение в C /изменение в PД -
отражает долю каждой дополнительной единицы РД, направленной на потребление.
Предельная склонность к сбережению (MPS) = изменение в S /изменение в PД –
отражает долю каждой дополнительной единицы РД, направленной на сбережение.

Поскольку весь доход либо сберегается либо потребляется, то MPC + MPS = 1,
MPS = 1 – MPC,
MPC = 1 - MPS


Слайд 22Положения теории потребительского поведения на макроуровне Дж. М. Кейнса:
5) Общий

уровень и динамику потребления и сбережений исследуют с помощью функций потребления и сбережения:

Функция потребления: С = С0 + MPC × Yd,
где С – потребление;
С0 – автономное потребление;
MPC – предельная склонность к потреблению;
Yd – располагаемый доход

Функция сбережения: S = – СО+ MPS × Yd,
где S – сбережения;
С0 – автономное потребление;
MPS – предельная склонность к сбережению;
Yd – располагаемый доход


Слайд 23Положения теории потребительского поведения на макроуровне Дж. М. Кейнса:
Графики функций потребления

и сбережений:

Биссектриса отражает совпадение величины располагаемого дохода и величины потребления. На кривой потребления:
в точке равновесия весь доход расходуется на цели потребления: С = Yd;
при уровне дохода, большем прожиточного минимума, потребление становится меньше располагаемого дохода, появляются сбережения;
при уровне дохода, меньшем прожиточного минимума, потребление опережает располагаемый доход, это означает жизнь в долг, за счет сбережений прошлых лет.
2) Кривая сбережений строится путем вычитания значений потребления из соответствующих значений дохода:
при уровне располагаемого дохода, равном прожиточному минимуму, сбережения равны нулю;
при уровнях большего дохода сбережения наращиваются по мере роста дохода, при уровнях дохода меньше прожиточного минимума сбережения уменьшаются


Слайд 24Неценовые факторы, сдвигающие кривую
потребления
объем богатства;
уровень цен;
ожидания потребителей;
потребительская задолженность;
социальный фактор (изменения

в личной жизни, условий и качества жизни);



сбережений

объем накопленных сбережений;
покупка дорогостоящих товаров;
решение жилищной проблемы;
в пенсионный фонд, на старость;
обучение детей;
на «черный» день: болезнь, безработица;
на организацию отдыха;
привычка иметь запас


Слайд 256. Сущность инвестиций, их виды. Эффекты мультипликатора и акселератора
Инвестиции - все

формы вложения капитала в форме имущественных и интеллектуальных ценностей в экономические объекты с целью получения в будущем доходов или иных выгод.
Классификация инвестиций:
прямые и портфельные (в ценные бумаги);
финансовые, реальные (в средства производства, иначе их называют капвложения), инвестиции в человеческий капитал (образование, здравоохранение, досуг)
валовые (в основные производственные и непроизводственные фонды) и чистые (за вычетом амортизации);
государственные и частные.
Источники инвестиций: собственные финансовые средства предприятий, в т.ч. прибыль, амортизация, средства от эмиссии акций, привлеченные и заемные средства других предприятий, банковские кредиты, средства федерального бюджета и внебюджетных фондов, региональные источники инвестиций, иностранные инвестиции

Слайд 26Инвестиции
Инвестиции выполняют как минимум три основные функции:
простое воспроизводство (замена или модернизация

основных фондов за счет амортизации);
расширенное воспроизводство (за счет части прибыли, направляемой на накопление);
инновационная функция (внедрение новых технологий в производственной сфере за счет фонда накопления).
Общий спрос на инвестиции есть сумма всех инвестиционных решений фирм национальной экономики и зависит от процентной ставки и нормы прибыли. Инвестиции выгодны до тех пор, пока процентная ставка = ожидаемой норме прибыли.

Слайд 27Мультипликатор
Мультипликатор - коэффициент, который показывает зависимость изменения ВВП (совокупного дохода У)

от изменения инвестиций.
изменение в ВВП
Мультипликатор (М) = ---------------------------------------
изменение в инвестициях

Слайд 28Эффект мультипликатора
Явление мультипликатора связано с тем, что:
в экономике непрерывные потоки расходов

одних субъектов являются доходами других;
любое изменение дохода влечет за собой изменения в С и S, причем в том же направлении:
Отсюда логически вытекает вывод: исходное изменение величины расходов порождает цепную реакцию, которая хотя и затухает с каждым последующим циклом, но приводит к многократному изменению реального объема производства.
Мультипликатор инвестиций находится в обратной зависимости от предельной склонности к сбережению:
мультипликатор М = 1/ МРS

Слайд 29ПРИМЕР
Если MPS = ¼, т.е. население сберегает 25% своих доходов, то

мультипликатор = 4.
Это означает, что изменение в расходах на инвестиции приводит к изменению объема национального производства в 4 раза. Рост инвестиций приведет к мультипликативному увеличению дохода, а снижение инвестиций – многократному уменьшению национального дохода.


Слайд 30Эффект акселератора
Акселератор –
это числовой множитель, показывающий, во сколько раз прирост

годичного потребительского спроса увеличивает спрос на производственные инвестиции.
I = Кα ( Yt - Y t-1 ), где
I – рост новых инвестиций
Кα – коэффициент акселерации
Yt – Yt-1 - прирост дохода
Акселератор – это коэффициент, обратный мультипликатору

Ка = изменение инвестиций / изменение ВВП


Слайд 31Эффект акселератора показывает, как рост дохода и рост продаж потребительских товаров

влияет на рост объема инвестиций

Чистые инвестиции через мультипликатор приводят к росту объема национального производства, росту национального дохода, растут прибыли, заработные платы и др. доходы, происходит рост спроса на потребительские товары и расширяется производство потребительских товаров, в результате растет спрос на инвестиции, увеличивается объем производства инвестиционных товаров.


Обратная связь

Если не удалось найти и скачать презентацию, Вы можете заказать его на нашем сайте. Мы постараемся найти нужный Вам материал и отправим по электронной почте. Не стесняйтесь обращаться к нам, если у вас возникли вопросы или пожелания:

Email: Нажмите что бы посмотреть 

Что такое ThePresentation.ru?

Это сайт презентаций, докладов, проектов, шаблонов в формате PowerPoint. Мы помогаем школьникам, студентам, учителям, преподавателям хранить и обмениваться учебными материалами с другими пользователями.


Для правообладателей

Яндекс.Метрика