Анализ хозяйственной деятельности промышленных предприятий. Анализ сегментов бизнеса презентация

Содержание

Определение анализа Под анализом понимается способ познания предметов и явлений окружающей среды, основанный на расчленении целого на составные части и изучении их во всем многообразии связей и зависимостей Физический Математический Статистический

Слайд 1 Тема: АНАЛИЗ ХОЗЯЙСТВЕННОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ПРОМЫШЛЕННЫХ ПРЕДПРИЯТИЙ
Анализ сегментов бизнеса организаций АПК
Подготовила:
О.

В. ШЕПЕТЬКО

Слайд 2Определение анализа
Под анализом понимается способ познания предметов и явлений окружающей среды,

основанный на расчленении целого на составные части и изучении их во всем многообразии связей и зависимостей

Физический

Математический

Статистический

Экономический

В и д ы а н а л и з а

Изучение экономических процессов и явлений

Анализ хозяйственной деятельности

Общетеоретический

макроуровень

микроуровень




Слайд 3Виды анализа хозяйственной деятельности
Классификационный признак
Вид анализа
1. Отраслевой
√ 1.1. Отраслевой
1.2. Межотраслевой
2.

Временной

√ 2.1. Предварительный (перспективный)
√ 2.2. Последующий (ретроспективный):
2.2.1. Оперативный (ситуационный)
2.2.2. Итоговый (заключительный)

3. Пространственный

√ 3.1. Внутрихозяйственный
3.2. Межхозяйственный

4. По объектам управления

√ 4.1. Технико-экономический
√ 4.2. Финансово-экономический
4.3. Аудиторский (бухгалтерский)
4.4. Социально-экономический
4.5. Экономико –экологический и другие

5. По методам изучения объектов

5.1. Сравнительный
5.2. Диагностический (экспресс)
5.3. Факторный
5.4. Экономико-математический и другие

6. По субъектам (пользователям)

√ 6.1. Внутренний
6.2. Внешний

7. По охвату изучаемых объектов

√ 7.1. Сплошной
√ 7.2. Выборочный

8. По содержанию программ

√ 8.1. Комплексный
√ 8.2. Тематический


Слайд 4
Место экономического анализа в системе управления
Ресурсы
Управляемая система (предприятие)
Товары и услуги
Продуктовая программа
Планирование
Организация
Мотивация
Контроль

(учет, анализ)

Управленческие решения

Управляющая система





Ретроспективный анализ

Информация

Информация

Управленческие решения


Предварительный анализ


Слайд 5Этапы комплексного анализа хозяйственной деятельности


Слайд 6Приемы детерминированного факторного анализа (ДФА)
Методы основаны на:
Изучении воздействия отдельных факторов на

результирующий показатель
Связь факторов и результирующего показателя носит функциональный характер

18

Модели взаимосвязи факторов

1) Аддитивные

2) Мультипликативные

3) Кратные

4) Смешанные


Слайд 7Последовательность детерминированного факторного анализа (ДФА)
Требования к моделям ДФА:
Выделение, систематизация факторов должны

быть выполнены в виде блок-схем
Количественный характер факторов
Причинно-следственные связи между факторами
Количественная измеряемость влияния отдельных факторов

22


Этап 1. Выбор результирующего показателя

Этап 2. Выделение и отбор факторов, влияющих на результирующий

Этап 3. Классификация, систематизация факторов

Этап 4. Определение форм функциональных связей и создание моделей

Этап 5. Выбор метода анализа

Этап 6. Оценка влияния фактора

Этап 7. Обработка результатов анализа


Слайд 8Методы элиминирования

Простота
Возможность выделения отдельных факторов
Универсальность
Не учитывается совместное влияние факторов
Степень влияния

зависит от последовательности оценки факторов
Общее изменение накладывается на последующий фактор

23

Элиминировать – устранять (исключать) воздействие на результат всех факторов кроме одного

Достоинства

Недостатки

Методы:
Цепных подстановок
Абсолютных и относительных разниц
Индексный метод
Пропорционального деления (долевого участия)
Пропорциональных разностей


Слайд 9Метод цепной подстановки (универсальный прием)
В основе метода – анализ влияния путем

постепенной замены базисной величины каждого фактора на фактическое значение

(с учетом знака)

- анализ влияния f факторов

факт

план

25


Слайд 10Метод абсолютных разниц
27
В основе метода – анализ влияния на результирующий показатель

абсолютного изменения факторов

Метод используется для мультипликативных и смешанных моделей типа Х=А*(В-С)

Мультипликативная модель

Смешанная модель

Балансовая проверка обязательна !!!

------- прибыль

------- влияние изменение объема

------- влияние изменения цены

------- влияние изменения себестоимости

Если заданы абсолютные отклонения от плана – упрощение анализа !!!


Слайд 11Метод относительных разниц
28

В основе метода – анализ влияния на результирующий показатель

относительного изменения факторов

Метод используется для мультипликативных моделей

Мультипликативная модель

Рекомендуется:

- Если задана информация в виде относительных отклонений факторных показателей в % или о.е.

- При большом количестве исследуемых факторов



Слайд 12Интегральный метод
Результаты влияния факторов не зависят от последовательности замены факторов
Дополнительное изменение

результирующего показателя от взаимодействия факторов между собой раскладывается пропорционально изолированному воздействию на результирующий фактор

Достаточно сложен вывод подинтегральных выражений
Для расчетов используются готовые формулы

Преимущества использования

Недостатки приема

33


Используется для моделей:
мультипликативных
кратных
смешанных типа Y=A/ΣXi


Слайд 13Использование интегрального метода
34
Мультипликативные модели
Кратные модели
Для большого числа факторов рабочие

формулы усложняются !!

(двухфакторные)



Слайд 14РЕШЕНИЕ ЗАДАЧИ:

Постройте факторную модель стоимости израсходованного материала. Рассчитайте уровень влияния факторов

на изменение результативного показателя всеми возможными способами. Дать экономическую интерпретацию полученным результатам.

Исходные данные для анализа.


Слайд 15Основная классификация резервов

Неиспользованные (упущенные возможности)


Текущие (могут быть реализованы в ближайшее время)




Резервы увеличения эффективности

Перспективные резервы (требуют значительных вложений средств)


Экстенсивные (требуются дополнительные ресурсы)

Интенсивные (рациональное использование имеющихся ресурсов)

Явные (легко выявляются по формам отчетности)

Скрытые (не были предусмотрены планом)

44


Слайд 16Появление новых решений и возможностей
Признак классификации резервов - время их возникновения


Резервы не учтенные при разработке планов (упущенные возможности, существующие в момент разработки планов)

Классификация позволяет:
1. Глубже понять сущность анализа
2. Организовать поиск комплексно, целенаправленно

Резервы, возникшие после разработки и утверждения плана

Признак недостаточной обосно-ванности и напряженности планов

Принципы организации и подсчета резервов:
научность
обоснованность
комплексность
оперативность
систематичность
выявление ведущего звена и узких мест

45


Слайд 17Основные направления поиска резервов
Резервы увеличения объема выпуска продукции
Использования материальных

ресурсов, топлива

Снижения себестоимости продукции

Увеличения прибыли и рентабельности

Улучшения финансовых результатов

Резервы увеличения эффективности фондов и производственных мощностей

Результатов деятельности основных и вспомогательных производств

РЕЗЕРВЫ
ГДЕ
?

Каковы основные источники резервов
?

46


Слайд 18Примеры анализа отдельных направлений хозяйственной деятельности предприятия


Слайд 19 Объектами анализа являются:
Анализ производства и реализации продукции


Слайд 20
Анализ начинается с изучения динамики выпуска и реализации

продукции, расчета базисных и цепных темпов роста и прироста.

Динамика производства и реализации продукции в сопоставимых ценах





Анализ производства и реализации продукции

Анализ производства и реализации продукции


Слайд 21 Среднегодовой темп роста (прироста) выпуска и

реализации про­дукции можно рассчитать по среднегеометрической или среднеариф­метической взвешенной.
Исчислим его по среднегеометрической (таблица 2.1):







Где — темп роста объема выпуска продукции;
— темп роста объема продаж;
—темп прироста.




Слайд 22РЕШЕНИЕ ЗАДАЧИ:

На основании приведенных данных:
– рассчитать базисные и цепные темпы роста;
– построить график

динамики произведенной продукции;
– рассчитать среднегодовой темп роста и прироста произведенной продукции;
– определить среднегодовой объём производства продукции.
По результатам анализа сделать выводы.


Слайд 23Ритмичность — равномерный выпуск продукции в соответствии с графиком в объеме

и ассортименте, предусмотренных планом.
Коэффициент ритмичности определяется путем суммирования фактических удельных весов выпуска продукции за каждый период, но не более планового их уровня.
Коэффициент вариации определяется как отношение среднеквадратического отклонения от планового задания за сутки (декаду, месяц, квартал) к среднесуточному (среднедекадному, среднемесячному, среднеквартальному) плановому выпуску продукции:
 

 
где — квадратическое отклонение от среднедекадного задани
n — число периодов;
— плановый среднеквартальный (среднемесячный, среднедекадный) выпуск продукции.



Слайд 24 Обобщающую характеристику изменений в ассортименте продук­ции дает одноименный

коэффициент, уровень которого определяет­ся следующим образом:


Для характеристики интенсивности структурных преобразований на предприятии можно использовать коэффициент структурной активности, который мы предлагаем рассчитывать следующим образом: .;

где ∆Удi – изменение удельного веса i-го вида (номенклатурной группы) продукции в общем объеме выпуска (продаж) за исследуемый период;
п – число номенклатурных групп (видов) продукции.


Слайд 25Анализ использования основных средств
83
1.Анализ обеспеченности предприятия основными средствами (ОС)
Основные задачи:
Динамика?
Структура?
Движение и

тех.состояние?

Обеспеченность фондами?


коэффициент обновления

Срок обновления

Коэффициент выбытия

Коэффициент прироста

Коэффициент износа

Коэффициент годности








Общая фондовооруженность труда


Техническая вооруженность труда







Слайд 26Анализ использования основных средств
84
2.Анализ интенсивности и эффективности использования фондов
Результирующие показатели (основные)
Фондорентабельность
Фондоотдача

основных фондов
Фондоотдача активной части фондов
Фондоёмкость
Относительная экономия основных фондов (в сравнении с базисным годом) Э = ОС1 – ОС0 * IВП

Частные показатели:
Простой оборудования
Коэффициент сменности работы оборудования
Выработка (выпуск) продукции в единицу времени
Наработка оборудования за год (машино-час)
Выпуск продукции на м2 производственной площади

Выбор показателей и их взаимосвязи определяет аналитик.
Структурно-логическая модель обязательна!


Слайд 27

Резервы увеличения фондоотдачи, рентабельности производства, выработки продукции
87
За счет повышения среднечасовой выработки

оборудования:


Где ТВ – возможносое число часов работы оборудования, NРАБ – среднечасовая работа мощности.
2. За счет выявленного роста объема производства и среднегодовой стоимости фондов:


Дополнительные ОПФ для обеспечения роста выпуска продукции

Резерв сокращения фондов (списания, аренда и др.)





Слайд 28Резервы увеличения фондоотдачи, рентабельности производства, выработки продукции
88
3. За счет выявленного резерва

роста фондоотдачи:

Детальная проработка использования возможных резервов и разработка мероприятий


Выявленный резерв роста фондоотдачи

Фактический уровень рентабельности продукции



Слайд 29Анализ использования трудовых ресурсов предприятия
89
Задачи анализа

Направление анализа
1. Обеспеченности трудовыми ресурсами
Структура

персонала по подразделениям, предприятию

Соответствие занимаемой должности

Проблемы подбора кадров

Формирование кадрового резерва

Проблемы подготовки и повышения квалификации


Руководители
ИТР
Служащие
Рабочие

АУП
Ремонтный персонал
Эксплуатационный персонал

Характеристика персонала с учетом:

Возраста
Стажа работы
Уровня образования
Других признаков

Движение рабочей силы:

к-т оборота по приему
к-т оборота по выбытию
к-т текучести кадров
к-т постоянства кадров


Слайд 30 Для характеристики движения рабочей силы рассчитывают и анализируют динамику

следующих показателей:

■ коэффициент оборота по приему персонала :



■ коэффициент оборота по выбытию :




■ коэффициент текучести кадров :




■ коэффициент замещения :




■ коэффициент постоянства состава персонала предприятия :



Слайд 3190
Анализ использования трудовых ресурсов предприятия
Задачи анализа
2. Анализ производительности труда с учетом

:
натуральных показателей
стоимостных
частных

Среднегодовая выработка продукции одним работающим – наиболее обобщающий результирующий показатель!

!



Слайд 3291
Анализ использования трудовых ресурсов предприятия
Задачи анализа
Направление анализа
3. Анализ эффективности использования трудовых

ресурсов предприятия.

Анализ изменения прибыли на одного работника за счет:

Капиталовооруженности труда (К:ч ппп)
Оборачиваемости капитала (ВП:К)
Рентабельности капитала (П:ВП)







Результирующий показатель - рентабельность персонала – отношение прибыли к среднегодовой численности промышленно-производственного персонала

!



Слайд 3392
Анализ использования трудовых ресурсов предприятия
Задачи анализа
Направление анализа

Динамика и изменение структуры с

учетом:
базовой части
поощрительной части
постоянной и переменной частей ФОТ
выплат социального характера

Индексы:
производительности труда I птр (факт-план, план-базовый период)
Заработной платы I зп
экономия (перерасход) фонда зарплаты:

Анализ структуры фонда оплаты труда (категории персонала)
Анализ соответствия между темпами роста производительности труда и темпами роста заработной платы

Опережающий характер темпов роста производительности труда!




Слайд 34Анализ фонда заработной платы
93
Задачи анализа
Направление анализа


3. Анализ эффективности использования фонда заработной

платы

Результирующий показатель - зарплатаотдача

Факторные показатели: структура персонала (удельный вес) – количество отработанных дней 1 рабочим, средняя продолжительность рабочего дня, среднечасовая выработка рабочего, среднегодовая выработка и зарплата одного работника, рентабельность продаж, удельный вес чистой прибыли в общей сумме прибыли и др.



Выручка на рубль зарплаты.
Прибыль от реализации продукции на рубль зарплаты.
Размер чистой прибыли на рубль заработной платы.


Слайд 35Анализ финансовых результатов деятельности
Основные направления анализа финансовой деятельности:
1.Анализ полученной прибыли предприятия.

2.Анализ уровня рентабельности.


Анализ состава и динамики балансовой прибыли;
Анализ прибыли от реализации продукции, других видов деятельности, работ, услуг;
Анализ уровня среднереализационных цен;
Анализ рентабельности предприятия;
Анализ резерва роста прибыли и рентабельности;
Другие задачи




94


Слайд 36 Основные задачи анализа финансовых


результатов предприятия


Основные задачи анализа


Систематический контроль за выполнением планов

Оценка влияния факторов на финансовые результаты (объективные и субъективные)

Выявление резервов увеличения суммы прибыли и рентабельности

Разработка мероприятий по использованию возможных резервов увеличения прибыли предприятия

Финансовые результаты деятельности следует изучать в тесной взаимосвязи с реализацией продукции




95


Слайд 37Анализ состава и динамики прибыли предприятия

Состав прибыли:
1.Маржинальная прибыль- разность между выручкой и прямыми материальными затратами.
2.Прибыль от реализации продукции, работ и услуг-разность между маржинальной прибылью и постоянными расходами периода.
3.Балансовая прибыль-финансовые результаты от реализации продукции, работ, услуг, доходы и расходы от финансовой и инвестиционной деятельности, внереализационные доходы и расходы.

96


Слайд 384.Налогооблагаемая прибыль-разность между балансовой прибылью и суммой прибыли, облагаемой налогом на

доход, а также суммы льгот по налогу на прибыль.
5.Чистая прибыль-сумма прибыли, остающаяся в распоряжении предприятия (после уплаты налогов, экономических санкций, прочих обязательств.
6.Капитализированная прибыль-направляемая в фонд накопления.
7.Потребляемая прибыль- выплата дивидендов, социальные программы, премирование персонала.

Продолжение

97


Слайд 39Что нужно оценить в исследовании динамик изменения прибыли?
1.Структуру прибыли (абсолютные значения

и доли).
2.Степень перевыполнения (недовыполнения) плана.
3.Темп прироста в сопоставимых ценах (прибыль фактическая в ценах прошлого периода).
4.Факторный анализ влияния на прибыль отдельных факторов:
Декомпозиция прибыли (факторы первого уровня)

Объем продаж

Структура
продаж

Цена реали-
зации

Себе-стои-мость


Низкое качество прибыли характеризуется ростом цен на продукцию без увеличения объема продаж и снижения ее себестоимости




98


Слайд 40Пример факторного анализа выполнения плана по прибыли
99







Слайд 41Выполнение плана можно анализировать по следующим показателям:
1.По натуральным показателям объемов –

если продукция однородна.
2.По условно-натуральным – если продукция разнородна.
3.В денежном выражении

Если наибольшее влияние на изменение прибыли оказывает изменение структуры продукции, особенно рост долей нерентабельной, анализ влияния структуры на результирующий показатель обязателен !!


100


Слайд 42 Анализ рентабельности предприятия

Рентабельность показывает соотношение

эффекта с наличными или использованными ресурсами

Более полно отражает окончательные результаты хозяйственной деятельности


Группы показателей рентабельности:
характеризуют окупаемость издержек производства и инвестиционных проектов;
характеризуют прибыльность продаж;
характеризуют доходность капитала и его частей

101


Слайд 43
Рентабельность производственной деятельности
(окупаемость издержек)

Определяется отношением к сумме затрат по

производству и реализации продукции следующих факторов


1. Прибыли от реализации.
2.Чистой прибыли от основной деятельности (ЧП).
3.Суммы чистого денежного притока (ЧДП) – включается ЧП и амортизация расчетного периода.


Последний показатель наиболее точно отражает результаты деятельности, так как учитывает не только чистую прибыль, а всю величину собственных заработанных средств, поступивших из оборота в распоряжение предприятия


102


Слайд 44Рентабельность продаж (оборота)


Определяется отношением к сумме полученной выручки следующих факторов

1.Прибыли от

реализации продукции, работ, услуг.
2.ЧП.
3.ЧДП

Результирующий показатель отражает эффективность производственной и коммерческой деятельности и показывает, сколько предприятие имеет с рубля продаж прибыли


Рассчитывается по предприятию и отдельным видам продукции

103


Слайд 45Рентабельность (доходность) капитала


Определяется отношением или балансовой прибыли, или чистой прибыли к

следующим показателям



1.Всего инвестированного капитала.
2.Отдельных слагаемых капитала: собственного (акционерного); заемного; основного; оборотного и др.

В модели могут использоваться такие факторные показатели: объем реализованной продукции и ее структура; средний уровень цен и себестоимость; коэффициента оборачиваемости капитала о др.



Важно ускорение оборачиваемости капитала!

104


Слайд 46Список рекомендуемой литературы
Анализ хозяйственной деятельности в строительстве. – Минск, БГЭУ, 2010.
Ермолович

Л.Л. Анализ хозяйственно-финансовой деятельности предприятия. Минск: БГЭУ, 2010.
Ковалев В.В., Волкова О.Н. Анализ хозяйственной деятельности предприятия. –М: Проспект, 2008.
Кравченко Л.И. Экономический анализ деятельности предприятий торговли. –М.: Новое знание, 2008.
Любушин Н.П.,Лещева В.Б., Дьякова В.Г. Анализ финансово-экономической деятельности предприятия.- М.:ЮНИТИ, 2004.
Савицкая Г.В. Анализ хозяйственной деятельности предприятия. –М: ИНФРА-М, 2010.
Савицкая Г.В. Анализ хозяйственной деятельности предприятий АПК/ 8-е пер. издание. ––М: ИНФРА-М, 2010.
Шеремет А.Д. Комплексный анализ хозяйственной деятельности: Учебник. –М.:ИНФРА-М, 2009.


Слайд 47Спасибо за внимание!


Обратная связь

Если не удалось найти и скачать презентацию, Вы можете заказать его на нашем сайте. Мы постараемся найти нужный Вам материал и отправим по электронной почте. Не стесняйтесь обращаться к нам, если у вас возникли вопросы или пожелания:

Email: Нажмите что бы посмотреть 

Что такое ThePresentation.ru?

Это сайт презентаций, докладов, проектов, шаблонов в формате PowerPoint. Мы помогаем школьникам, студентам, учителям, преподавателям хранить и обмениваться учебными материалами с другими пользователями.


Для правообладателей

Яндекс.Метрика