Слайд 1Основы композиции в промышленном дизайне
Слайд 2Композиция …
… это научная дисциплина, которая излагает закономерности и раскрывает специфические
приемы и средства, применяемые в процессе работы над художественным образом.
Слайд 3Закон композиции в дизайне
Промышленное изделие должно обладать такими функциональными и конструктивными
связями, которые наилучшим образом отвечают назначению вещи и обеспечивают гармоничное единство частей и целого.
Слайд 4Пять типов объѐмно-пространственной структуры
Композиции, имеющие целостный объем, без развитого внутреннего
пространства.
Слайд 5Пять типов объѐмно-пространственной структуры
Предметы, которые представляют собой цельный объем и
имеют внутреннее пространство, не функционирующее непосредственно для человека.
Слайд 6Пять типов объѐмно-пространственной структуры
Изделия с объемно-пространственной структурой, имеющей развитый объем
и внутреннее пространство, которым человек может пользоваться непосредственно.
Слайд 7Пять типов объѐмно-пространственной структуры
Композиции, имеющие постоянные внутренние и изменяющиеся внешние
объемы.
Слайд 8Пять типов объѐмно-пространственной структуры
Композиции, имеющие только внутреннее пространство, например отдельные
помещения жилых, производственных или общественных зданий.
Слайд 9ПРИНЦИПЫ КОМПОЗИЦИИ ПРОМЫШЛЕННОГО ИЗДЕЛИЯ
Слайд 10Принципы композиции
Тектоничность
Рациональность
Органичность
Образность
Целостность
Слайд 11Тектоничность …
… это соответствие формы конструкции.
Закономерности тектоники отражают логику работы конструкций
и материалов и опираются на законы механики, сопротивления материалов, теории упругости и др.
Слайд 12Тектонические системы
Монолитные системы, т. е. системы, образованные на базе конструкций из
одного определенного материала.
Слайд 13Тектонические системы
Решетчатые системы и системы типа оболочки, основанные на пространственных несущих
конструкциях.
Слайд 14Тектонические системы
Каркасные системы, образуемые как монолитными, так и сборными конструкциями из
различных материалов (дерева, металла, пластмассы).
Слайд 15Специфика подхода к тектонике промышленных изделий
«Венский стул» Михаэля Тонета
«Стул-камердинер»
Слайд 16Специфика подхода к тектонике промышленных изделий
Panton chair, дизайнер Вернен Пантон
Стул «Кимоно», дизайнер Токуджин Йошиока
Слайд 17Специфика подхода к тектонике промышленных изделий
Tipo Zero, 1912
Торно-фиат
Слайд 18Свойства композиции
Единство формы и содержания складывается из следующих составляющих:
функциональной;
эксплуатационной
(влияние окружающей среды);
эмоциональной (создания определенного эмоционального настроя).
Слайд 19Функциональная целесообразность
Необходимо, чтобы в характере решения ясно прочитывалось, для чего предназначено
данное изделие.
Слайд 20Эксплуатационная целесообразность
… выявляет влияние на характер формы окружающей обстановки и
конкретной среды, в которой данное изделие будет эксплуатироваться.
Слайд 21Эмоциональная составляющая
Женский велосипед
Мужской велосипед
Слайд 22Образная трактовка решения
Урна для мусора
Пепельница
Слайд 23Органичность
Дом-дельфин в Петербурге
Антонио Гауди
Слайд 24Образность
Птица, добывающая пищу в полете
Птица, живущая на болоте
Слайд 25Слишком натуралистические решения
Слайд 26Условия достижения целостности композиции
Главное должно решаться более крупно по абсолютным
размерам и по масштабному строю, второстепенное, подчиненное – более мелко, более дробно.
Слайд 27Условия достижения целостности композиции
Главное должно располагаться в центре композиции; все
остальные части должны иметь направленность, тяготение к главному по расположению, по смещению, по учащающемуся ритму деталей либо по асимметричности формы.
Слайд 28Условия достижения целостности композиции
Построение общей объемно-пространственной структуры предмета, общей формы
и форм отдельных его деталей должно подчиняться определенной логике.
Слайд 29Условия достижения целостности композиции
Единое стилистическое решение всех элементов, предполагающее пластическую
целостность форм всех частей и деталей, трактовку их в «одном ключе».
Слайд 31Симметрия и асимметрия
Существует три основных вида симметрии:
зеркальная,
осевая,
винтовая.
Слайд 32Зеркальная симметрия …
… подразумевает наличие оси и зеркальное, т. е. полное,
отражение в одну и другую стороны.
Слайд 33Осевая симметрия …
… обусловлена равенством геометрических фигур в осевых сечениях и
достигается вращением фигуры относительно оси симметрии.
Слайд 34Винтовая симметрия …
… достигается в результате вращательного движения линии или плоскости
вокруг неподвижной оси с постоянной угловой скоростью и одновременно поступательного движения вдоль оси.
Слайд 35Композиционное равновесие
Композиционное равновесие неадекватно простому равенству элементов и зависит от распределения
основных масс композиции относительно ее центра.
Понятие «центр композиции» трактуется как место сосредоточения основных, важнейших связей между всеми элементами, как правило, это и смысловой центр предмета.
Слайд 36Статичность и динамичность
Статичны предметы, которые имеют явный центр и ось
симметрии.
Динамичной принято считать односторонне и активно направленную форму.
Слайд 37Метро-ритмические соотношения
Гармонизации на основе метра и ритма предполагает установление закономерного
порядка в расположении частей композиции.
Чтобы такой порядок состоялся, в форме должно быть не менее трех элементов.
Слайд 38Устранению монотонности способствует…
сочетание в композиции нескольких метрических рядов разного построения;
выделение в метрическом ряду групп элементов;
установление разрядок между группами;
«оживление» метрического ряда за счет включения в него акцентов;
изменение отдельных свойств повторяющихся элементов.
Слайд 39Ритм …
… основан на неравномерном изменении свойств элементов композиции.
Элементы ритма, при
кажущейся случайности расположения, определенным образом упорядочены. Если порядок вовсе отсутствует, композиция распадается.
Слайд 40Приемы построения ритма
Изменение величины элементов
Изменение интервалов между элементами
Слайд 41Модульная система
В дизайне понятие «модуль» встречается в основном там, где
деятельность дизайнера так или иначе связана с оборудованием помещений или изготовлением оборудования из унифицированных элементов.
Слайд 42Пропорции и пропорционирование
Пропорции применительно к дизайну предполагают сопоставление вертикальных и
горизонтальных элементов в пределах определенной плоскости.
Слайд 43Масштаб и масштабность
Дизайнеру масштаб нужен для того, чтобы сделать вещь соразмерной
человеку и окружающей среде.
С целью увязать масштаб изделия с пропорциями, а также с размерами человека Ле Корбюзье создал математическую шкалу «Модулор» применительно к росту человека – 1829 мм.
Слайд 44Модулор Ле Корбюзье
Основу шкалы модулора составляют пропорции человеческого тела. Они являются
исходными размерами для строительства, позволяя размещать архитектурные элементы соразмерно человеческой фигуре.
Слайд 45Контраст, нюанс и тождество
Контраст достигается путем применения разных материалов.
Контраст активизирует
Слайд 46Нюанс …
… представляет собой градации отношений однородных качеств предмета: размеров, пропорций,
цвета, фактуры и т. д.
… это последовательный переход.
Слайд 47Пластика формы
«мягкая» пластика
«жесткая» пластика