Слайд 2Действующие модели СОТ
на территории РФ
Система оплаты труда на основе тарифной сетки.
Система
оплаты на основе базового оклада (Санкт-Петербург, Камчатская область).
Система оплаты труда на основе разработанной в разрезе должностей системы окладов (Ростовская область).
Модельная система оплаты труда на основе ученико-часа (Тюменская, Самарская, Калининградская области, Краснодарский край).
*В каждом регионе в принятую за основу модель внесены изменения
Слайд 3Действующая система оплаты труда
ФОТ
25 %
75 %
Слайд 4Действующие модели СОТ за пределами РФ
Германия – учителя являются государственными служащими,
штатно-окладная система оплаты труда
Рабочее время учителя – урочная система, внеурочная работа (время, затрачиваемое на участие в заседаниях педагогического совета, в работе методических объединений, в органах школьного самоуправления, на повышение квалификации, подготовку к урокам, проверка тетрадей (используется дифференцированная система коэффициентов), участие в родительских собраниях, дежурство по школе, проведение замен и т.п.).
Англия – учителя являются муниципальными служащими, штатно-окладная система оплаты труда
Рабочее время учителя – 1265 часов в год (6,5 часов в день) (урочная деятельность, внеурочная работа (проверка ученических работ, составление отчетов об ученической успеваемости, подготовка к урокам, учебных материалов и программ преподавания).
Распределение 1265 часов учительского «предписанного времени» между обучением и исполнением других обязанностей относится к компетенции директора школы
Вывод:
1. высокий статус учителя в обществе
2. учет всех видов деятельности, необходимых для исполнения учителем его должностных обязанностей.
Слайд 5Недостатки действующей
системы оплаты труда
Низкий уровень тарифных ставок (окладов) и чрезмерно
низкая в сравнении с величиной прожиточного минимума трудоспособного населения тарифная ставка первого разряда.
Заработная плата реально зависит только от педагогической нагрузки. Дополнительные работы оплачиваются в минимальном, несопоставимом с прилагаемыми усилиями и затратами времени, размере.
И доплаты за дополнительные объемы работ и стимулирующие выплаты осуществляются из ограниченного надтарифного фонда (25% общего фонда оплаты труда)
Единая тарифная сетка не дает возможность изменять систему оплаты труда в отдельных отраслях, что затрудняет оперативное реагирование на проблемы или поставленные в образовании задачи без проведения изменений в других бюджетных отраслях.
Слайд 6Задачи на изменение системы оплаты труда
Повысить зависимость размера заработной платы от
качества труда педагога;
Ввести в базовую часть оплаты труда все виды деятельности учителей: аудиторную и внеаудиторную нагрузку;
Ввести зависимость оплаты труда в базовой части от числа обучаемых;
Расширить стимулирующую функцию зарплаты;
Обеспечить участие представителей общественности в оценке качества и в стимулировании работы;
Обеспечить результирующий рост фактических доходов учителей.
Слайд 7Цели НСОТ
Реальное повышение доходов педагогов путем увеличения существующего фонда оплаты труда.
Улучшение
качества образования.
Превращение заработной платы в инструмент стимулирования высокого качества образования.
Стимулирование процессов развития и нововведений в школе для поддержания и постоянного повышения качества и конкурентоспособности образования, рост возможностей образовательного выбора для учащегося.
Рост автономии школ.
Повышение эффективности бюджетных расходов.
Установление оплаты труда руководителям общеобразовательных учреждений в зависимости от средней заработной платы учителя.
Слайд 8Действия агентства образования по переходу на НСОТ
Принятие на региональном уровне проекта
постановления об апробировании 3 новых систем оплаты труда в пилотных общеобразовательных учреждениях до 01.01.2008г.;
Согласование с главами муниципальных образований вопросов по апробированию НСОТ, разработке и принятию необходимой нормативно-правовой базы на уровне муниципальных образований до 01.01.2008г.;
Внесение изменений и дополнений в уставные документы пилотных общеобразовательных учреждений до 01.02.2008г.;
Уведомление учителей и работников пилотных общеобразовательных учреждений о введении новой системы оплаты труда до 01.01.2008г.;
Мониторинг введения НСОТ в течение 2008 года;
Проведение широких общественных обсуждений в течение 2008 года;
С 2009 г. сокращение НСОТ до 2 методик и вовлечение в их апробирование новых общеобразовательных учреждений.
Слайд 9Действия, выполненные агентством образования по переходу на НСОТ
Инициировано принятие Закона Красноярского
края от 10.07.07
№ 2-343 «О внесении изменений в Закон края «Об образовании» в части определения общего объема субвенции и ее распределения до уровня учреждения на основе норматива финансовых затрат.
В общеобразовательные учреждения направлено письмо о самостоятельности учреждений в составлении штатных расписаний в пределах выделенных средств.
Подготовлен проект постановления об установлении норматива финансовых затрат и перечень должностей, оплата которых будет производиться за счет средств субвенций. Ограничение по перечню должностей, введение которого предполагается с 01.07.2008 года должно привести к оптимизации численности руководящего, учебно-вспомогательного, обслуживающего персона.
Приказом Департамента образования, науки, культуры и спорта администрации Красноярского края от 21.04.06. №0-3/1 принята система оплаты труда с распределением надтарифного фонда на фонд стимулирующих выплат (60%) и фонд оплаты дополнительных видов работ (40%), действующая в краевых учреждениях. В муниципальных образованиях приняты аналогичные нормативно-правовые акты. Это повысило дифференциацию оплаты труда учителей. Разработаны рекомендации школам и Управляющим советам школ для распределения фонда стимулирующих надбавок педагогическим работника.
Приказом 29.09.06 № 109 утверждены региональные требования к профессиональной деятельности учителя при аттестации работников на квалификационную категорию по должности «учитель»
Слайд 10Общая
часть
Проектное предложение
«Модельная система оплаты труда»
ФОТ
70%
30%
ФОТ учреждения
Централизованный
фонд
оплаты труда
руководителей
образовательных
учреждений
95%
5%
40%-20%
60%-80%
70%
30%
Специальная часть
часть
Компенсационные
выплаты по ТК и
нормативно-
правовым
актам субъекта
Компенсационные
выплаты по
локальным актам
образовательного
учреждения
50%
50%
Слайд 111. Формирование фонда оплаты труда
образовательного учреждения
ФОТ = N * К
* Д * У, где:
ФОТ - фонд оплаты труда образовательного учреждения;
N - норматив финансирования на реализацию государственного стандарта;
К - повышающий коэффициент для данного образовательного учреждения
Д - доля фонда оплаты труда в нормативе на реализацию государственного стандарта, определяемая образовательным учреждением самостоятельно с учетом ограничений, установленных нормативными правовыми актами субъекта Российской Федерации Красноярского края и органами местного самоуправления;
У - количество учащихся в образовательном учреждении.
Слайд 122. Формирование централизованного фонда стимулирования руководителей образовательных учреждений
ФОТцст = ФОТ *
ц, где:
ФОТцст - отчисление в централизованный фонд стимулирования руководителей образовательных учреждений;
ФОТ - фонд оплаты труда образовательного учреждения;
ц - централизуемая доля ФОТ.
(Рекомендуемый размер централизуемой доли ФОТ - 5%. Размер или диапазон ц устанавливается органом местного самоуправления)
Слайд 133. Распределение фонда оплаты труда
образовательного учреждения
ФОТоу = ФОТб + ФОТст
Объем
стимулирующей части определяется по формуле:
ФОТст = ФОТоу * ш, где
ш - стимулирущая доля ФОТоу.
(Рекомендуемый диапазон ш от 20 до 40%. Значение ш определяется общеобразовательным учреждением самостоятельно).
Слайд 14Базовая часть фонда оплаты труда
ФОТб = ФОТауп + ФОТпп + ФОТувп
+ ФОТмоп, где:
ФОТауп - доля фонда оплаты труда для административно-управленческого персонала;
ФОТпп - доля фонда оплаты труда для педагогических работников, осуществляющих учебный процесс;
ФОТувп - доля фонда оплаты труда для учебно-вспомогательного персонала;
ФОТмоп - доля фонда оплаты труда для младшего обслуживающего персонала.
Слайд 15Объем фонда оплаты труда педагогического персонала
ФОТпп = ФОТоу х пп, где
пп – доля ФОТ педагогического персонала, непосредственно осуществляющего учебный процесс в общем ФОТ.
(Рекомендуемое оптимальное значение пп – 70%.
Значение или диапазон пп определяется самостоятельно общеобразовательным учреждением).
Слайд 16 Определение стоимости
бюджетной образовательной услуги в образовательном учреждении
Базовая часть фонда
оплаты труда для педагогического персонала,осуществляющего учебный процесс состоит из общей части (ФОТо) и специальной части (ФОТс).
ФОТпп=ФОТо+ФОТс
Объем специальной части определяется по формуле:
ФОТс = ФОТпп х с, где
с – доля специальной части ФОТпп. (Рекомендуемое значение с – 30 %. Значение с устанавливается образовательным учреждением самостоятельно).
Слайд 17Методика определения оклада учителя при модельной системе оплаты труда с единицей
расчета руб./«ученико-час».
Оклад педагога, осуществляющего учебный процесс
О= Стп х У х П х К х А, где
Стп - расчетная стоимость бюджетной образовательной услуги (руб./ученико-час);
У - количество обучающихся по предмету в каждом классе;
П - количество часов по предмету по учебному плану в месяц в каждом классе;
К - повышающий коэффициент за сложность предмета;
А - повышающий коэффициент за квалификационную категорию педагога
Стоимость бюджетной образовательной услуги (руб./ученико-час) :
ФОТо х 245
Стп = ----------------------------------------------------------------------------------------, где
(а1 х в1 + а2 х в2 + а3 х в3 + ... + а10 х в10 + а11 х в11) х 365
365 - количество дней в году;
245 - количество дней в учебном году;
ФОТо - общая часть фонда оплаты труда педагогических работников, осуществляющих учебный процесс;
а1…а11 - количество обучающихся в соответствующем классах;
в1…в11 - годовое количество часов по учебному плану в соответствующем классе.
Средняя стоимость бюджетной услуги в общеобразовательных учреждениях Красноярского края равна 5,38 руб./ученико-час.
Методика предполагает определение для каждой школы индивидуальной стоимости бюджетной услуги.
Слайд 18Расчет окладов педагогических работников,
осуществляющих учебный процесс
О= Стп х У
х Чаз х К х А +Днз, где:
Стп - расчетная стоимость бюджетной образовательной услуги (руб./ученико-час);
У - количество обучающихся по предмету в каждом классе;
Чаз - количество часов по предмету по учебному плану в месяц в каждом классе;
К - повышающий коэффициент за сложность и приоритетность предмета в зависимости от специфики образовательной программы данного учреждения;
1 группа сложности: К = 1,15 (русский язык, литература, иностранный язык, математика, 1 класс начальной школы);
2 группа сложности: К = 1,10 (история, обществознание, география, биология, информатика, физика, химия, 2 - 4 классы начальной школы);
3 группа сложности: К = 1,05 (право, экономика, технология);
4 группа сложности: К = 1,0 (астрономия, физвоспитание, ИЗО, музыка, черчение, ОБЖ);
А - повышающий коэффициент за квалификационную категорию педагога
Днз – доплата за неаудиторную деятельность
Слайд 19Расчет заработной платы
руководителя образовательного учреждения
ЗПр = ЗПпср х К, где:
ЗПпср
- средняя заработная плата педагогических работников данного учреждения;
К - коэффициент, установленный по группам оплаты труда руководителей образовательных учреждений, установленный органом управления образованием субъекта Российской Федерации;
Слайд 20Возможный пример установления групп оплаты труда руководителей образовательных учреждений и примерные
значения повышающих коэффициентов:
1 группа - коэффициент 3,0;
2 группа - коэффициент 2,5;
3 группа - коэффициент 2,0;
4 группа - коэффициент 1,5.
Слайд 21Проектное предложение «Система оплаты труда на основе базового оклада»
ФОТ
15%-30%
70%-85%
>60%
Слайд 22Основные понятия
Заработная плата (оплата труда работника) - вознаграждение за труд в
зависимости от квалификации работника, сложности, количества, качества и условий выполняемой работы, а также компенсационные выплаты (доплаты и надбавки компенсационного характера, в том числе за работу в условиях, отклоняющихся от нормальных, работу в особых климатических условиях и на территориях, подвергшихся радиоактивному загрязнению, и иные выплаты компенсационного характера) и стимулирующие выплаты (доплаты и надбавки стимулирующего характера, премии и иные поощрительные выплаты).
Тарифная ставка - фиксированный размер оплаты труда работника за выполнение нормы труда определенной сложности (квалификации) за единицу времени без учета компенсационных, стимулирующих и социальных выплат.
Оклад (должностной оклад) - фиксированный размер оплаты труда работника за исполнение трудовых (должностных) обязанностей определенной сложности за календарный месяц без учета компенсационных, стимулирующих и социальных выплат.
Компенсационные выплаты – дополнительные выплаты работнику за работы: во вредных и (или) опасных и иных особых условиях труда; в условиях труда, отклоняющихся от нормальных; на работах в местностях с особыми климатическими условиями; не входящие в круг основных обязанностей.
Стимулирующие выплаты – выплаты, предусматриваемые системами оплаты труда работников учреждений с целью повышения мотивации качественного труда работников и их поощрения за результаты труда.
Базовая единица – величина, принимаемая для определения оклада (должностного оклада), ставки заработной платы работника, устанавливаемая в фиксированном размере.
Слайд 23Структура заработной платы
Постоянная часть (вознаграждение за труд) - обеспечивает восстановление способности
к труду
Оклад / Оплата за фактическую нагрузку педагога
Компенсационные выплаты
Переменная часть (стимулирующая) -стимулирует повышение качества работы
Единовременные премии
Ежемесячные стимулирующие надбавки и выплаты
Слайд 25Порядок распределения фонда оплаты труда работников образовательных учреждений
ФОТ = ФОТб +
ФСТ, где:
ФОТ - фонд оплаты труда общеобразовательного учреждения;
ФОТб - базовая часть ФОТ;
ФСТ – Фонд стимулирования труда.
ФОТб = ФОТу + ФОТауп, где
ФОТб– базовая часть фонда оплаты труда общеобразовательного учреждения;
ФОТу (70%) – фонд оплаты труда учителей
ФОТауп (30%) – фонд оплаты труда административно-хозяйственного персонала, учебно-вспомогательного персонала, младшего обслуживающего персонала, педагогического персонала (за исключением учителей).
Слайд 26Порядок расчета заработной платы работников ОУ
Зп = Оф+К+С, где:
Зп –
месячная заработная плата учителя;
Оф – оплата за фактическую учебную нагрузку учителя;
К – компенсационные выплаты;
С – стимулирующие выплаты.
Оф = Ст х Фн, где:
Нчс
Оф - оплата за фактическую учебную нагрузку учителя;
Ст – ставка заработной платы педагога, осуществляющего образовательный процесс (учителя);
Фн - фактическая учебная нагрузка в неделю;
Нчс - норма часов педагогической работы в неделю за ставку заработной платы.
Слайд 27Размер ставки заработной платы учителя определяется
Ст = Б х Ко
х Кк х Кс, где
Ст – ставка заработной платы учителя;
Б – базовая единица;
Ко – коэффициент образования (коэффициенты, применяемые при установлении размеров ставок заработной платы учителей в зависимости от уровня их образования);
Кк – коэффициент квалификации (коэффициенты, применяемые при установлении размера ставки заработной платы учителей в зависимости от стажа их педагогической работы либо квалификационной категории, присвоенной по результатам аттестации);
Кс – коэффициент специфики работы (коэффициенты, применяемые при установлении ставок заработной платы учителей с учетом специфики работы в образовательных учреждениях (классах, группах) в зависимости от их типов или видов).
Слайд 28Введение базовой единицы, как гарантии оплаты труда работника и единицы расчета
Способы расчета:
1)Б = МРОТ*К, где
Б – базовая единица
МРОТ – минимальный размер оплаты труда
К – коэффициент бюджетной обеспеченности
2) W*Кнф
Б = ------------------ где
Ко*Kк*Кс
Б – базовая единица
W – средняя заработная плата
Кнф – коэффициент надтарифного фонда принятый для планирования расходов по области
Ко, Kк, Кс – коэффициенты, отражающие средний уровень работников образования области и соотношения сельских и городских учреждений разных типов и видов.
Слайд 29Заработная плата административно-хозяйственного персонала
Зп = О+К+С, где:
О – должностной оклад
работника;
К – компенсационные выплаты;
С – Стимулирующие выплаты.
О = Б х Ко х Кк х Кс х Кг х Ку, где
Б – базовая единица;
Ко –коэффициент образования;
Кк – коэффициент квалификации;
Кс – коэффициент специфики работы.
Кг – коэффициент группы по оплате труда руководителей;
Ку – коэффициент уровня управления.
Слайд 30Заработная плата работников обслуживающего и учебно-вспомогательного
Зп = О+К+С, где:
О –
оклад работника;
К – компенсационные выплаты;
С – стимулирующие выплаты.
Слайд 31Младший обслуживающий персонал
Оплата труда производится на основе КТС
Тарификация работ и присвоение
тарифных разрядов рабочим производятся с учетом Единого тарифно-квалификационного справочника работ и профессий рабочих (ЕТКС), утверждение и применение которого определяется в порядке, устанавливаемом Правительством Российской.
Слайд 32Заработная плата учебно-вспомогательного и прочего педагогического персонала
Зп = О+К+С, где:
О
– оклад работника;
К – компенсационные выплаты;
С – стимулирующие выплаты.
О = Б х Ко х Кк х Кс, где
Б – базовая единица;
Ко –коэффициент образования;
Кк – коэффициент квалификации;
Кс – коэффициент специфики работы.
Слайд 33Определение оклада педагога на основе базового оклада
Заработная плата педагога, осуществляющего образовательный
процесс (учителя) определяется следующим образом:
Зn= О+К+С, где
Зn – заработная плата педагога,
О – должностной оклад педагога,
К – компенсационные выплаты,
С – стимулирующие выплаты
Должностной оклад педагога, осуществляющего образовательный процесс (учителя) определяется по формуле:
Ст*Чн
О= -------
Чс где:
Ст – ставка педагога, осуществляющего образовательный процесс (учителя);
Чн – фактическая нагрузка в неделю;
Чс – норма часов педагогической работы в неделю
Ставка педагога определяется по формуле:
Ст= Б*Кк*Кс*Ко, где
Б – базовая единица;
Кк – коэффициент квалификации;
Кс – коэффициент специфики работы
Ко – коэффициент образования
Слайд 34Проектное предложение
«Фонд стимулирующих выплат»
ФОТ
Основная часть
ФОТ в соответствии
с действующей системой
оплаты:
75% - базовая часть,
10% - оплата дополнительных
видов работ,
15% - фонд стимулирующих выплат
Дополнительная часть
15% от основной части
для увеличения
фонда стимулирующих
выплат в 2 раза
87 %
13 %
Слайд 35Основная цель проектного предложения «Фонд стимулирующих выплат»
Превращение заработной
платы в инструмент стимулирования высокого качества образования:
Разработка качественно нового
«Примерного положения о фонде стимулирующих выплат общеобразовательного учреждения»
Слайд 36Предложение по формированию положения
о стимулирующих выплатах педагогического персонала
Достижение учащимися высоких
показателей в сравнении с предыдущим периодом, стабильность и рост качества обучения – до 5 баллов ,
подготовка призеров олимпиад, конкурсов, конференций различного уровня – до 5 баллов,
участие в инновационной деятельности, ведение экспериментальной работы, разработка и внедрение авторских программ, выполнение программ углубленного и расширенного изучения предметов – до 5 баллов,
проведение уроков высокого качества – до 5 баллов,
подготовка и проведение внеклассных мероприятий – до 5 баллов,
применение на уроках наглядных материалов, информационных технологий – до 5 баллов,
использование в образовательном процессе здоровьесберегающих технологий (физкультминутки) – до 5 баллов,
участие педагога в методической работе (конференциях, семинарах, методических объединениях) – до 5 баллов,
организация и проведение мероприятий, способствующих сохранению и восстановлению психического и физического здоровья учащихся (тематические классные часы о здоровом образе жизни, дни здоровья, туристические походы и т.п.) – до 5 баллов,
проведение мероприятий по профилактике вредных привычек – до 5 баллов,
организация и проведение мероприятий, повышающих авторитет и имидж школы у учащихся, родителей, общественности – до 5 баллов,
снижение количества учащихся, стоящих на учете в комиссии по делам несовершеннолетних – до 5 баллов,
снижение пропусков учащимися уроков без уважительной причины – до 5 баллов,
снижение частоты обоснованных обращений учащихся, родителей, педагогов по поводу конфликтных ситуаций и высокой уровень решения конфликтных ситуаций – до 5 баллов,
образцовое содержание кабинета – до 5 баллов,
высокий уровень исполнительской дисциплины (подготовки отчетов, заполнения журналов) – до 5 баллов.
Слайд 37Пример распределения фонда стимулирующих выплат.
Путем мониторинга достижений работников по установленным показателям
уполномоченная комиссия органа самоуправления образовательным учреждением (либо, в ее отсутствие, руководитель образовательного учреждения) присваивает каждому работнику определенную оценку по каждому из установленных оснований.
Пример: Фамилия Основание 1 Основание 2 Основание Итого
Иванов 4 0 5 9
Петров 4 0 0 4
Сидоров 5 2 5 12
Всего 25
Путем деления доли фонда стимулирования труда, определенной для выплаты ежемесячных стимулирующих выплат на общее количество баллов, набранных всеми работниками, определяется денежный вес одного балла.
Пример: ФСТем = 1000 руб.
Всего баллов: 25
Балл = 1000/25 = 40 руб.
Размер ежемесячных стимулирующих выплат работнику определяется в зависимости от денежного веса одного балла и количества баллов, набранных по итогам мониторинга профессиональных достижений работника.
Пример: Фамилия Баллы Выплаты:
Иванов 9 360 руб.
Петров 4 160 руб.
Сидоров 12 480 руб.
Слайд 38Предложение по формированию положения
о стимулирующих выплатах руководящих работников.
Качество и
общедоступность общего образования в учреждении:
общие показатели успеваемости учащихся на уровне района по результатам аттестации;
участие в инновационной деятельности, ведение экспериментальной работы,;
низкий по сравнению с региональным процент обучающихся в возрасте до 15 лет не получивших основного общего образования в данном образовательном учреждении.
Создание условий для осуществления учебно-воспитательного процесса:
материально-техническая, ресурсная обеспеченность учебно-воспитательного процесса,
обеспечение санитарно-гигиенических условий процесса обучения ; обеспечение санитарно-бытовых условий, выполнения требований пожарной и электробезопасности, охраны труда).
Кадровые ресурсы учреждения:
укомплектованность педагогическими кадрами, их качественный состав;
развитие педагогического творчества);
стабильность педагогического коллектива, сохранение молодых специалистов.
Социальный критерий:
отсутствие отчислений из учреждения в 1-9 классах, сохранение контингента в 10-11 классах;
организация различных форм внеклассной и внешкольной работы;
отсутствие преступлений и правонарушений, совершенных учащимися.
Эффективность управленческой деятельности:
обеспечение государственно-общественного характера управления в учреждении;
отсутствие обоснованных обращений граждан по поводу конфликтных ситуаций;
объемы привлечения внебюджетных средств;
повышение заработной платы работников.
Сохранение здоровья учащихся в учреждении:
организация обеспечения учащихся горячим питанием;
организация и проведение мероприятий, способствующих сохранению и восстановлению психического и физического здоровья учащихся;
организация обучения детей с отклонениями в развитии.
Слайд 39Объем дополнительных средств, необходимый на введение новых моделей оплаты труда.
Система
оплаты труда основе тарифной сетки с увеличенным фондом стимулирующих выплат – 1 114,5 млн. рублей.
Система оплаты на основе базового оклада – 1 684,3 млн. рублей
Модельная система оплаты труда всего – 7241,7 млн. рублей, в том числе на школы с численностью обучающихся более 275 человек (без филиалов и коррекционных классов) –
1 756 млн. рублей.
Слайд 40Соотношение затрат на внедрение НСОТ при минимальной стимулирующей части (млн. руб.)
Слайд 41Затраты на внедрение модельной методики в школах с численностью обучающихся свыше
275,
млн. руб.
Слайд 42Цель апробирования трех
систем оплаты труда
Система оплаты труда основе тарифной сетки
с увеличенным фондом стимулирующих выплат – разработать критерии, виды, размеры, порядок установления и сроки действия стимулирующих выплат
Система оплаты на основе базового оклада –границы применимости и эффективности
Модельная система оплаты труда всего – границы применимости и эффективности.