Слайд 1Министерство образования и молодежной политики
Чувашской Республики
Методическая рекомендация
Чебоксары 2010
Слайд 2Содержание
Введение ………………………………………………………….…. 3
Историческая справка ……………………… ………………..…… 4
Подготовительные работы………………………………….…..... 5
1.1. Материалы ………………………………………………………. .5
2. Рабочее место…………………………………………………..... 8
1.3. Инструменты…………………………………………………… . .9
1.4. Дополнительные инструменты ………………………...… 12
2. Основные этапы работы…….…………………………………..….. 14
2.1. Подготовка к работе………………………………………..… 14
2.2. Правила техники безопасности……………………………... 15
2.3. Подбор материалов…………………………………………….. 16
2.4. Работа с рисунком, лекалами………………..…….……….… 17
2.5. Работа со вспомогательными элементами…………….… 22
2.6. Последовательность выполнения изделия……………….… 24
2.7. Виды гильоширования……………………………..…………… 27
3. Примеры выполнения работ…………………………………………. 29
3.1. Хризантема……………………………………………………… .29
3.2. Панно «Влюбленная парочка»………………………………… 32
4. Уход за изделиями, выполненными в технике выжигания ..... 35
Терминологический словарь………………………………………… 35
Приложения…………………………………………………………….. 36
6.1. Приложение 1. Технологические карты…………................. 37
6.2. Приложение 2. Образцы выполненных работ……………. 39
Литература……………………………………………………………….. 43
Слайд 3 Введение.
Методическое руководство создано мною для детей
в творческом объединении «Хозяюшка» 9 – 12 лет. Методическая разработка может быть использована в качестве как для внеклассных занятий ( кружковой работе )так и МОУ средних общеобразовательных школах.
Детальное описание технологии создания методом выжигания цветов, салфеток, аппликаций и др. изделий (см. приложение №1), а также наглядные иллюстрации (приложение №2) и эскизы (см. приложение №2 ) сделают процесс обучения увлекательным и быстрым.
Четкое описание последовательности процессов, необходимых инструментов и приспособлений для каждого типа изделий позволит избежать ошибок при выполнении работы.
Основная цель методической разработки является: создание условий для развития творческих способностей и склонностей обучающихся; приобщению их к созданию оригинальных и красивых вещей средствами декоративно – прикладного искусства.
Реализация основной цели осуществляется через решение ряда задач:
Обучение основам декоративно – прикладной работы и на этой основе формировать трудовые умения и навыки;
Обучение приёмам обработки ткани;
Развитие художественно – творческих способностей обучающихся; эстетического вкуса и чувства прекрасного.
Результатом успешного освоения данного курса обучающимися является участие в выставках творческих работ; тематические, итоговые выставки-продажи, участие в конкурсах.
Слайд 4 Историческая справка
В 80-е годы в г.Рыбинске
впервые был разработан новый оригинальный метод обработки тканей - гильоширование. Автором его является Зинаида Петровна Котенкова.
В 1990 году 3. П. Котенкова получила авторское свидетельство на свое изобретение. Работы, которые выполняет сама Зинаида Петровна, поражают мастерством, фантазией, красотой и изяществом.
Возможности гильоширования очень широки. С помощью горячей иглы можно создавать великолепные изделия с применением аппликации: салфетки, декоративные панно, закладки для книг, открытки, записные книжки, а кроме того кружевные изделия в стиле ришелье: воротники, шарфики и т. д.
Главное - это творить, работать, проявлять свою фантазию и выдумку, а отточенность техники придет со временем.
Гильоширование — это гравирование на специальной так называемой гильоширной машине рисунка в виде тех или иных комбинаций линий. В применении к нашему методу гильоширование означает отделку изделий ажурным кружевом и изготовление аппликаций выжиганием с помощью специального аппарата.
Искусство гильоширования требует аккуратности, точности выполнения рисунка и сделанного по нему изделия, определенного художественного вкуса. Каждая законченная композиция должна быть выполнена в единой для данного изделия цветовой гамме.
Слайд 51. Подготовительные работы
Для того, чтобы заниматься выжиганием по ткани нужно не
так много...
Во-первых, сам инструмент, которым нужно работать - это выжигательный аппарат. Некоторые приспосабливают для работы паяльник небольшой мощности, но его тоже нужно доработать таким образом, чтобы было удобно работать.
Во-вторых, нужно оборудовать свое рабочее место и нужна удобная поверхность (светоскоп или просто стекло), на которой выполняют работу.
И самое главное... Нужно подобрать соответствующие материалы для изготовления красивых изделий - это кусочки различных синтетических тканей, лент и т.п.
Кроме того, в работе будут нужны разные мелочь, например, бумага и калька для перевода и выполнения эскизов.
1.1 . Материалы.
В гильошировании самое главное это ткань.
Для изготовления изделий в технике гильоширования подходят только синтетические ткани: атлас, капрон, нейлон, плащевые ткани, кримплен, ткани с люрексом, искусственный шелк, тонкий и плотный трикотаж, бархат, панбархат и т. д. Эти ткани под действием горячей иглы не горят, а плавятся и становятся клейкими.
Непригодны для гильоширования хлопчатобумажные, вискозные и шерстяные ткани, а также смесовые ткани с шерстяными, вискозными и хлопчатобумажными волокнами, так как при обжиге они горят, а не плавятся и не обладают клейкостью.
Слайд 6Клейкость и прочность ткани проверяют на небольшом её лоскутке, проводя горячей
иглой по долевой и поперечной нитям. Игла должна разрезать ткань, не обугливая край ткани, а оплавляя его, не оставляя гари или темного следа.
Ткани можно применять как однотонные, так и разноцветные. В качестве основы для изделий чаще других используется белый материал. Прекрасно выглядят в изделиях материалы типа шифона производства Японии, Сирии, Кореи, но эти ткани обладают низкой клейкостью, поэтому под них надо подкладывать капрон.
Особую ценность представляют ткани с размытым рисунком, то есть с постепенным переходом, переливом тонов, похожим на радужное сияние. Найти применение такой ткани легко. Из нее, например, можно выжечь бабочку, и ее крылышки будут сверкать и переливаться на солнце всеми цветами радуги, или сделать букет из фантастических цветов. Такая ткань очень ценится мастерицами, так как изделия из нее просто прекрасны.
Необязательно использовать новые ткани. Лоскутки, оставшиеся от пошива изделий или вырезанные из старых, вышедших из моды платьев, блузок и т. д., вполне сгодятся для аппликаций. Для отделки подойдут блестящие атласные и люрексовые ткани, синтетическая фольга, из которой изготовяют елочные украшения.
Слайд 7Материал должен быть чистым, хорошо проглаженным, без заминов и складок. При
гильошировании материал можно кроить по долевой, поперечной и косой нитям.
На первых порах лучше всего использовать подкладочные шёлковые ткани импортного производства. Они достаточно тонкие, хорошо просвечивают и легко плавятся. Ещё не маловажное их достоинство – они недорогие.
Нейолон
Нейлоновые ткани используют и как основу, и как отделочные детали. В эту группу входят: синтетический атлас, рельефная плотная парча, трикотин, кримплен и другие синтетические материалы.
Капроновые ленты
Из капроновых лент делают добавки, которые создают яркие пятна и оттенки на изделии, а из рулонного цветного и прозрачного капрона изготавливают цветы при помощи клея ПВА и мягкой проволоки.
Разные крышечки
Пластмассовые, полиэтиленовые крышки (майонезные крышки, крышки из-под масла, упаковочные крышки из-под кофе, какао, косметических кремов), используют в качестве основы для миниатюрных декоративных панно круглой или прямоугольной формы.
Бижутерия
Кроме того вам понадобятся пуговицы для изготовления сердцевинок цветов, блестки для украшения изделий, бисер.
Клей
При работе с бархатной бумагой, картоном, при изготовлении шаблонов используют клей ПВА и резиновый клей.
При выполнении объемных панно (типа флористики), цветов, брошей и прочих украшений применяют клей ПВА, «Момент» или «Феникс».
Калька
Кальку применяют для перевода рисунков изделий и их выкроек.
Слайд 8 1.2. Рабочее место.
Лучше всего для занятий
гильошированием иметь специальный стол, крышка которого сделана из кафеля. Для этого к любому старому столу приклеиватся на крышку клеем ПВА кафель, а затем делается расшивка.
Можно работать на любом столе, если использовать стеклянную или биметаллическую пластину прим. 220х300 мм. Для работы стекло необходимо зачистить по краям в целях безопасности.
При работе с плотными тканями нам нужна будет посветка. Наилучшый вариант - работать на специальном столике.
Копировальный столик состоит из деревянного каркаса, и оргстекла, составляющего его верхнюю часть (приблизительные размеры - 34х42х8 см или немного больше). Внутри каркаса вмонтированы две обыкновенные лампочки, которые включаются при помощи выключателя, находящегося на каркасе. В каркасе обязательно должны быть отверстии, чтобы конструкция не перегревалась.
Копировальный столик служит для лучшего просвечивания рисунка сквозь ткань. Сначала на столик кладут рисунок изделия, на него – ткань и выжигают.
Слайд 91.3. Инструменты.
В качестве основного инструмента для
гильоширования используется аппарат для выжигания по дереву типа «Узор», «Умелец», «Вязь», «Дымок» и другие. Такие аппараты выпускаются отечественной промышленностью и поступают в розничную торговлю.
Иглы для аппарата
В настоящее время вместе с инструкцией по эксплуатации аппарата в комплект входят толстая игла для выжигания по дереву и тонкая игла для гильоширования. У ранее выпущенных аппаратов таких игл нет, поэтому нужно сделать её самому. Вот несколько вариантов игл:
Это простые (тонкие) иглы (а), предназначенные для тех, кто только начинает заниматься выжиганием по ткани, и более сложные иглы, используемые опытными мастерицами: витая и «королевская» (б и в).
Тонкая игла удобна практически для всех операций художественного выжигания по ткани. Если у вас нет такой иглы, ее можно изготовить из нихромовой проволоки диаметром 0,8 мм (возможная толщина иглы 0,6-1 мм). Конец иглы заостряют.
Слайд 10 «Королевской» иглой опытные мастерицы обрабатывают тонкие ажурные аппликации.
Эта игла не дает опалины материала, запаха и дыма. Витой иглой удобно обкалывать материал, при этом образуются круглые выразительные точки. Для её изготовления можно взять обыкновенную швейную иглу № 3 (4), у которой отломаем ушко (этот конец будет вставлен в аппарат); отступя от острия иглы на 5 мм, обмотаем нихромовой проволокой на 1/3 длины.
Мой аппарат доработан следующим образом, вместо медной петельки вставлена петля из нихрома, а в неё, в свою очередь, вставлен латунный стерженёк, заточенный, как карандаш. Латунный стержень нагревается и плавит ткань.
Если такого прибора нет под рукой, то можно использовать обыкновенный паяльник небольшого размера. Для этой цели лучше купить новый с медным жалом. Жало вынуть, напильником заточить кончик до остроты и аккуратно загнуть, до удобного для работы положения.
Как подготовить прибор к работе
Во-первых, можно доработать иглу апппарат таким образом. Возьмем пассатижи и наждачную бумагу. Осторожно пассатижами согнем иглу выжигательного аппарата, отстуипв от конца иглы на 0,3-0,5 см. Затем, чтобы игла стала тоньше, зачистим её наждачной бумагой.
В тех случаях, когда иглу изготовили отдельно, сменим иглу аппарата на новую.
Слайд 11Держа иглу за острие, закрепляем её путем пайки оловом к проводам.
Более удобным является механическое крепление иглы винтами. Для этого делается втулка со штырьками, в которых имеются отверстия — гнезда для иглы. Отверткой винты закрепляют до упора, и они надежно держат иглу во втулке. Игла не должна двигаться. Длина кончика рабочей поверхности иглы 1,5-3 см в зависимости от используемого материала.
Пластмассовую ручку у основания, там, где находятся винты, необходимо замотать изолентой, чтобы не обжечься во время работы.
Необходимо иметь в виду, что различные ткани требуют разной температуры плавления.
Прибор «Узор» Прибор «Витязь»
Слайд 121.4. Дополнительные инструменты
Ножницы
Необходимо иметь две пары острых ножниц: одни - большие с прямыми концами для изготовления шаблонов геометрической формы из картона и металлической фольги, другие - маникюрные с загнутыми концами для вырезания маленьких фигурных шаблонов с прорезными отверстиями.
Пинцет
Для снятия мелких вырезанных деталей применяется пинцет с острыми концами.
Коробки
Для хранения тканей и заготовок из них необходимы картонные коробки разных размеров и форм. Ткани разных цветов раскладывают по разным коробкам.
Альбом
Фотоальбомы незаменимы для хранения шаблонов, линеечек, мелких деталей, вырезанных из ткани, а также выкроек цветов.
Ручки, карандаши
Гелевая ручка черного цвета, твердый механический карандаш. Т, 2Т с диаметром грифеля 0,5 мм, черная карандашная тушь необходимы при переводе рисунков на кальку или плотную рисовальную бумагу. Они не оставляют следов от чернил на ткани
Слайд 13Ластик, стирательная резинка
Служит для правки чертежей изделий,
рисунков, эскизов.
Кусочки хлопчатобумажной ткани
Лоскутки простой ткани используют для снятия нагара с горячей иглы.
Мелкая наждачная бумага или натфель
Применяют для заточки рабочего кончика простой иглы при ее изготовлении, а также при очистке горячей иглы от гари.
Металлические линейки
Металлические линейки (заводского производства) с отверстиями разных диаметров используем для выполнения вырезных кружочков. Такие линейки можно изготовить самому из металлический фольги.
Фигурныелинейки
Различные металлические линейки с фигурным краем (заводского производства) использует для оформления края изделия. Можно изготовить сами из металлической фольги или плотного (глянцевого) картона.\
Трафареты и шаблоны
Набор из различных трафаретов и шаблонов изготваливаем сами из фольги, картона или плотной бумаги.
Слайд 142. Основные этапы работы
2.1. Подготовка к работе
Приступая к работе, прежде всего подготовьте ваше рабочее место и все, что вам потребуется для изготовления намеченного изделия, посмотрите внимательно, все ли готово к работе, проверьте наличие основных и вспомогательных инструментов и материалов. Стол, за которым вам предстоит работать, должен быть хорошо освещен.
Подготовьте аппарат для выжигания, закрепите иглу в ручке аппарата и проверьте ее прочность в рабочем состоянии. Для этого включите выжигательный прибор в сеть, кончик иглы должен накалиться докрасна и хорошо резать ткань во всех направлениях (по долевой, поперечной и косой нитям), при этом материал не должен тянуться, края вырезанных деталей должны быть ровными.
Нагар с горячей иглы снимите хлопчатобумажной тряпочкой или мелкой ("бархатной") наждачной бумагой. Чистят иглу только в горячем состоянии, то есть выжигательный прибор оставляют включенным в электросеть на время чистки иглы.
На столе не должно быть ничего лишнего, а все необходимое размещаем ткаким образом, чтобы было удобно работать. Рядом с аппаратом нужно обязательно ставить проволочную приставку, куда кладем горячий выжигатель.
Острый пинцет должнен находится с левой стороны, учитесь работать им левой рукой. Во время работы, пинцетом очищаем изделие от срезок деталей, с это помощью укладываем мелкие детали на основу.
Подведем итог:
На рабочем столе разместили электрическую лампу, светоскоп (подсветку), положили стекло, прибор с подставкой, подставку под руку, подобранные отглаженные синтетические ткани, блестки, шаблоны, бархатную бумагу, картон, фольгу, кальку, две пары ножниц, острый пинцет, ручку, карандаш - теперь можно творить! Осталось одно -
СОБЛЮДАЙТЕ ТЕХНИКУ БЕЗОПАСНОСТИ !!!!!
Слайд 15 2.2. Правила техники безопасности
Правила работы с ножницами
Работайте хорошо отрегулированными и
заточенными ножницами.
Ножницы должны иметь тупые, скругленные концы.
Ножницы кладите кольцами к себе.
Следите за движением лезвий во время резания.
Передавайте ножницы кольцами вперед.
Не машите ножницами, не подносите к лицу.
Правила работы с иглой
Храните иголку в игольнице.
Не оставляйте иглу на рабочем месте без нитки.
Передавайте иглу в игольнице с ниткой.
Не берите иглу в рот.
Не втыкайте иглу в одежду.
Во время работы с иглой пользуйтесь наперстком.
До и после работы проверяйте количество игл.
Во время работы втыкайте иглу в игольницу.
Правила работы с выжигательным прибором
Следите за исправностью выжигательного прибора.
Не касайтесь ручной выжигателя железного основания прибора.
Перед тем как положить ручку выжигателя, выключите прибор.
Через каждые 30 мин. работы выжигательного прибора выжигатель необходимо выключать на 5-10 мин.
Работайте только на стекле или кафеле, край стекла необходимо зачистить наждачной бумагой.
Нагар на игле выжигательного прибора нужно убирать мелкой наждачной бумагой или хлопчатобумажной тканью.
Все детали своей работы держите под рукой, чтобы не обжечься выжигательным прибором.
Будьте внимательны, не размахивайте горячей иглой.
Правильно подбирайте температуру для выжигания различных тканей. Перед выжиганием попробуйте клейкость ткани на обрезках.
Слайд 162.3. Подбор материалов
Задумав выполнение того или иного изделия, нам нужно подобрать
ткань для его выполнения. Конечно, подбор материалов диктует само изделие, как по цвету, так и по фактуре, главное условие здесь – это свойство клейкости ткани.
Для определения клейкости ткани необходимо из выбранного образца вынуть нитку и подпалить её конец. У клеящихся тканей на конце нити должна получиться лепешечка, если сжать пальцами подожженный конец нитки. Ткань должна резаться выжигательным прибором, а не тянуться за иглой.
Затем необходимо намочить ткань в горячей воде, при этом ткань ни в коем случае не должна линять, иначе вся ваша работа будет просто-напросто испорчена и принесет вам лишь разочарования. Перед изготовлением изделия следует выполнить образец из всех материалов, отобранных вами. Так можно узнать прочность будущего изделия, проверить цветовое сочетание выбранных материалов.
В работе можно использовать не только новую ткань, но и старые вещи, лоскутки от пошива изделий. Ткань должна быть чистая, хорошо выглаженная. Подобранный вами материал можно прожелатинить, тогда ткань будет легче резаться горячей иглой.
Способ работы с желатином
Чаще всего инструкция по правилам работ с желатином написана на пакетиках с желатином. Необходимо взять 1 чайную ложку желатина и залить её стаканом холодной воды на 1 час. После этого нагреть этот состав, чтобы весь желатин растворился, но нельзя доводить эту смесь до кипения. Затем, опустив ткань в воду, проследите за тем, чтобы материал промок. Сушить ткань, необходимо только в расправленном виде. После сушки ткань прогладить.
Слайд 172.4. Работа с рисунком, лекалами
Какие рисунки можно использовать для работы? В
принципе, любые, например, для детских изделий подойдут книжки-раскраски. Практически, все рисунки для вышивки (ручной или машинной), особенно в технике ришелье и прорезной глади. Можно брать рисунки из журналов, с больших календарей, с открыток. Главное, правильно подготовьте рисунок к дальнейшей работе.
Во-первых, нам нужен для работы полный рисунок с четким контуром, при этом лучше всего работать с копий рисунка, нанесенной на плотную бумагу (картон). Таким образом, мы можем использовать один и тот же рисунок несколько раз. Такой рисунок будет называться - шаблон.
Копии делаю на карандашной кальке или ватмане карандашом (твердостью ТМ, Т, 2Т), затем для четкости рисунок обводят тушью. Не следует пользоваться пастой, фломастером, которые оставляют след на изделии. Если оригинал рисунка не полный (1/2, 1/4), то нужно сделать шаблон полного рисунка. Для этого рабочий рисунок свободного контура переводят с оригинала с помощью кальки (прозрачной бумаги), которую накладывают на готовый узор, закрепляют по углам кнопками, скрепками или булавками и обводят контур рисунка твердо-мягким карандашом (ТМ), тушью, фломастером или гелиевой ручкой. При необходимости, отражают рисунок по вертикали и горизонтали или поворачивают на 90°, добиваясь совмещения фрагментов. Рисунок с готового изделия переводят с помощью стекла, положенного сверху выжженной салфетки, поверх которого кладут кальку и обводят контур.
С кальки на картон (ватман или плотную бумагу) рисунок нужно перевести с помощью копирки. Для этого кальку с рисунками необходимо закрепить с помощью скрепок на картоне, подложить копировальную бумагу и ручкой отличной по цвету от того, который вы использовали для перевода на кальку, перевести рисунок, нажимая ручкой на поверхность кальки. При этом аккуратно придерживайте все слои, чтобы рисунок не сместился и картон не испачкался.
Слайд 18Не снимайте и не двигайте копирку и кальку, пока не удостоверитесь
в том, что перевод сделан правильно и четко.
Если готовый рисунок не устраивает вас своими размерами, то его можно уменьшить или увеличить. Сейчас можно воспользоваться копировальной техникой, например, ксероксом или компьютером и принтером, чтобы увеличить или уменьшить рисунок.
Увеличение и уменьшение рисунка
Для того чтобы изменить размеры нужных вам рисунков, сначала готовый рисунок нужно разделить на одинаковые квадраты произвольной величины. Затем на бумагу, приготовленную для увеличения или уменьшения, нанести сетку из квадратов большего или меньшего размера. Стороны их можно обозначить: по горизонтали – буквами, а по вертикали – цифрами. Затем последовательно, из квадрата в квадрат, аккуратно наносим рисунок на бумагу. Чем меньше берется сетка, тем точнее будет воспроизводиться рисунок.
Подготовка лекал
Шаблон - это полный вид рисунка и подкладывается под ткань, но есть такие изделия, где нужны отдельные детали, которые будут накладываться на основу, т.е. нам нужны составные части рисунка. Такие части будем называть - лекала. Лекала могут быть одноразового использования, точнее это может быть набор лекал к определенному изделию или многоразового использования, т.е. универсальные лекала, которые можно использовать для различных изделий.
Подготовку лекал для определенного рисунка можно расмотреть на таком примере - Салфетка круглая с прорезным ажуром и элементами апликации
Слайд 19Вспомогательные приспособления
Для работы с повторяющимися узорами и рисунками удобно пользоваться вспомогательными
приспособлениями. К ним относятся фигурные линейки, шаблоны и трафареты.
Фигурные линейки служат для оформления узорчатого, фигурного края изделия. Фигурный узор края должен быть выполнен в натуральную величину, а длина линейки - достаточной для выполнения небольшого, удобного для непрерывной работы участка края изделия. Передвигая фигурную линейку вдоль края изделия, можно будет обработать весь край. Для удобства работы можно предусмотреть оформление не только прямых участков, но также и скругленных по форме обрабатываемого изделия (круглых, эллипсообразных и др.), прямоугольных и угольных под определенным градусом (шестигранники, восьмигранники и др.) Если фигурная линейка изготавливается для выполнения определенного изделия с известным рисунком, то помимо края в ней можно выполнить некоторые внутренние украшающие элементы, например отверстия.
Шаблоны служат для выжигания одинаковых деталей по наружному контуру. Это могут быть лепестки и листики декоративного цветка, собираемые потом в единую композицию (рис. а); накладной элемент, украшающий узорчатый край изделия по всему контуру (рис. б); элемент узора, часто встречающийся в рисунке аппликации (рис. в), и др.
а) б) в)
Слайд 20Трафареты - это вспомогательные приспособления, предназначенные для оформления узора внутри какой-либо детали
изделия. Они могут иметь и свой наружный фигурный контур, как шаблоны, но основное значение имеет узор внутри него. Здесь представлены несколько вариантов трафаретов (а - с несимметричным узором; б - с симметричным узором; в -1/4 части узора).
а) б) в)
Технология изготовления вспомогательных приспособлений
Вспомогательные приспособления бывают разовые и многократного применения. Если вспомогательное приспособление предназначено для выполнения одного изделия, то целесообразно выполнять его из твердой лощеной бумаги или картона. Из этого материала легче вырезать, и он более доступен. Глянцевая поверхность не позволяет некоторое время прижигаться с тканью, но при многократном использовании такие вспомогательные приспособления быстро выходят из строя: края лохматятся и начинают оставлять следы на изделии, к ним прилипают оплавы, что приводит к искажению рабочего края шаблона или линейки.
Для изготовления вспомогательных приспособлений многократного использования лучше всего подходит листовая фольга. Металлическая основа делает ее прочной и нечувствительной к прикосновению раскаленной иглы, а оплавы и нагары от ткани легко стираются обычной тряпочкой.
Технология изготовления вспомогательных приспособлений состоит в следующем. Сначала выполняется рисунок шаблона, линейки или трафарета на клетчатой или миллиметровой бумаге в натуральную величину. Если рисунок трафарета симметичный, то выполняется половина рисунка. В случае если вспомогательный элемент будет выполняться из бумаги или картона, его эскиз можно нарисовать прямо на них или наклеить поверх рисунок.
Слайд 21Если приспособление будет выполняться из фольги, то рисунок переводится при помощи
выдавливания.
Для этого следует положить бумагу с нанесенным рисунком на лист фольги и обвести его, например, шариковой ручкой. На фольге останутся вдавленные линии, повторяющие линии рисунка. По этим линиям следует вырезать рисунок маникюрными хорошо заточенными ножницами. Отверстия в трафаретах и на фигурных линейках пробиваются дыроколом или пробойниками. Для симметричных трафаретов или шаблонов фольга складывается пополам и вырезается в два слоя. В трафаретах целесообразнее вырезать сначала контуры внутреннего узора, а в конце наружный контур, чтобы избежать смещения внутреннего рисунка трафарета относительно внешних его сторон.
Работа с 1/4 трафарета
Работа с 1/2 трафарета
Слайд 222.5. Работа со вспомогательными элементами
Шаблоны, трафареты и фигурные линейки значительно упрощают
и облегчают работу над изделием. Следует только помнить, что при работе эти элементы должны плотно лежать на ткани, чтобы при движении иглы вдоль линейки или шаблона не тянуть за собой ткань. Чтобы игла двигалась по ткани «как по маслу», следует тщательно настроить накал иглы для работы с данной тканью и выбрать подходящую скорость движения иглы. При этом необходимо стараться не прерывать движение иглы до полного прохождения до конца линейки или вокруг шаблона. Особенно надо тщательно выжигать ткань в местах сужения рисунка, например между фестонами (рис.а) и на острие узора зубчика (рис. б), чтобы не оставалось невыжженных участков.
Линейку следует перемещать вдоль обрабатываемого края, следя за соблюдением непрерывности рисунка и правильностью перемещения, чтобы не перекосить изделие.
При выжигании узора по трафарету следует сначала выжечь внутренние контуры и не снимать трафарет с ткани до полного завершения работы с ним.
Использование шаблонов и трафаретов для составления рисунков и орнаментов
Используя мотив рисунка шаблона или трафарета, можно создавать разнообразные рисунки и целые композиции, непохожие друг на друга. Рассмотрим для примера использование трафарета с простым мотивом перфорации (рис.а), простой дорожкой (рис.б), широкой дорожкой (рис.в), квадратным мотивом (рис.г).
Слайд 23Используя простой шаблон можно выполнить множество вариантов узоров. При различном расположении
шаблона, а также при нанесении разнообразной перфорации получаем непохожие друг на друга мотивы для орнаментов и рисунков (рис. а, б, в, г, д, е).
А используя шаблон более сложной формы, можно выполняить, например, такой орнамента.
Слайд 242.6. Последовательность выполнения изделия
Рассмотрим на примере с прорезного ажурного выжигания (перфорация на
ткани).
Работу над изделием в стиле декоративного выжигания можно разделить на два основных этапа: изготовление эскиза рисунка изделия и выполнение рисунка на ткани.
Первый этап - это выполнение эскиза рисунка задуманного изделия.Эскиз выполняется в карандаше, желательно на ватмане или на миллиметровой бумаге в натуральную величину. Прорисовывается вся композиция изделия. Если возникают трудности в выполнении рисунка самостоятельно, то можно скопировать понравившийся или подходящий для данного изделия мотив или целый рисунок с альбомов, книг, журналов, детских книг для раскрашивания. Основу прорезного ажурного выжигания составляет вырезание горячей иглой сквозных отверстий различной конфигурации, формы и размера.
Выжигание по ткани - это выжигание отверстий различной формы, поэтому линии рисунка ни в коем случае не должны пересекаться. Иначе на изделии в месте пересечения линий рисунка образуется дыра. Также в технике выжигания невозможно выполнить сплошную длинную линию, так как в этом случае на изделии образуется длинный разрез, но в рисунках часто встречаются плавные достаточно длинные линии. В технике выжигания их можно обозначить штрихами или точками. Для примера рассмотрим выполнение такого распространенного мотива, как «веточка».
- Допустим у нас вот такой рисунок веточки с листочками. Листочки мы будем вырезать полностью, а вот саму веточку можно выполнить одим из двух способов:
Слайд 25Штрихи
Вдоль линии самой
веточки выполняем штрихи.
Дырочки
Можно по линии
веточки выполнять
мелкие
отверстия-точки.
При разработке рисунка необходимо помнить, что в нем не должно быть больших, ничем не заполненных пустот. Иначе красивая на рисунке композиция будет не совсем интересно смотреться в изделии.
Законченный, хорошо продуманный эскиз изделия переснимите на кальку капиллярной ручкой - и он готов к переносу на ткань.
Второй этап - это непосредственное выполнение изделия по разработанному эскизу. Технология выжигания рисунка на ткани различается в зависимости от вида тканей.
Если ткань прозрачная, то выжигание рисунка производится прямо по кальке эскиза. На рабочее стекло положить кальку с эскизом рисунка, а непосредственно на кальку - ткань, из которой будет изготавливаться изделие. Калька и ткань должны быть хорошо разглажены и плотно лежать на стекле. Ткань можно закрепить на кальке с помощью портновских булавок. Перед работой на отдельном кусочке отрегулируйте накал иглы для данной ткани, и можно приступать к работе. Иглу следует держать вертикально и только в некоторых случаях (при нанесении штрихов) слегка наклонять ее по направлению движения. Ткань изделия не снимайте с кальки до полного выполнения изделия, чтобы не сместить рисунок. Если поля стекла не хватает для всего изделия, то можно сдвинуть ткань вместе с рисунком по ходу работы на более удобное для работы место. После выполнения всего изделия ткань осторожно отделите от кальки.
Слайд 26Можно работать с эскизом рисунка, который выполнен на обычном листе бумаги,
при этом нужно быть внимательным и отрегулировать накал иглы, иначе бумага может прижечься к ткани и оставить нежелательные следы, в этом случае можно положить этот лист под стекло, а ткань - на стекло. При этой технике выжигания необходимо хорошо закрепить ткань, чтобы она не сдвинулась относительно рисунка.
Если ткань изделия малопрозрачная, используйте раздвижной стол и подсветку снизу, при которой рисунок четче и яснее проступает через полупрозрачную ткань, что позволяет работать непосредственно по эскизу (по кальке).
Если же ткань непрозрачная, работа усложняется. Для выполнения рисунка в технике аппликации можно использовать следующий прием. Детали аппликации сначала вырезать иглой из прозрачной ткани (капрона), а затем положить эти заготовки на изнаночную сторону непрозрачной ткани в зеркальном отображении и выжечь по контуру капроновой детали. А нанести всю композицию аппликации на основную ткань можно при помощи копировальной бумаги для ткани.
Рисунок, состоящий только из выжигания всевозможных отверстий и точек, также наносится на ткань изделия с помощью копировальной бумаги. Целесообразно, переводя рисунок на ткань, делать контуры рисунка чуть меньше нарисованных на эскизе, чтобы в процессе выжигания захватывать большую часть ткани, тем самым удаляя копировальные линии. Мелкие детали, точки-уколы, штрихи можно наносить от руки, на глаз.
Слайд 272.7. Виды гильоширования
Прорезное ажурное выжигание или перфорация на ткани
Если вы впервые
взяли ручку выжигателя и хотите научиться выжиганию по ткани, начинайте с вырезания маленьких прорезных отверстий (перфорация). Они по форме могут напоминать бусинки, капельки, сердечки, ромбики, треугольники, а так же точки (уколы), отверстия, штрихи и другие всевозможные очертания. Кроме того, для подобных изделий можно использовать рисунки, которые предлагаются для вышивания белой и прорезной глади.
Для выполнения небольшого отверстия-точки необходимо ткань отделить от стекла, то есть немного приподнять ее в месте укола большим и указательным пальцами левой руки. Иглу аккуратно ввести в ткань вертикально сверху вниз и так же аккуратно вынуть ее, не повредив края образовавшегося отверстия. Если отверстие-точка очень маленькое, то оно выполняется только кратковременным прикосновением кончика иглы.
Если отверстие-точка большое, диаметром 1-2 мм, то игла должна пройти насквозь. Можно сделать небольшое круговое движение в месте прокола - как бы расширяя отверстие.
Отверстия диаметром более 3 мм выполняются другим способом. Ткань следует плотно прижать к стеклу пальцами левой руки. Концом иглы сделать круговое движение по ткани, выжигая отверстие нужного диаметра. Причем отверстие может быть не только круглое, но любой формы, например в виде листочка, лепестка цветка, «слезки», «сердечка» и многих, многих других фигур.
Как правило, эти элементы небольшого размера и их можно наносить от руки, но можно использовать рисунок на кальке или трафареты.
Слайд 28Еще один элемент перфорации - штрих. Этот элемент применяется при обозначении длинной
плавной линии рисунка, например веточки, при оформлении контура какого-либо элемента, например крыла бабочки, или используется в рисунке при выполнении стилизованного цветка.
К более сложному виду перфорации относится выжигание поля сеточки. Для выполнения на изделии сеточки лучше использовать шаблон, тогда окошки сеточки будут одинаковыми и работа будет более качественно выполнена. Вид выжигаемых окошек может быть различной конфигурации.
В технике одной перфорации выполняются, как правило, однотонные
изделия, которые сами служат прекрасным дополнением к одежде, например декоративные платочки или шарфики, воротнички, манжеты, жабо, кокилье и т. д.
Вид таких изделий напоминает работы, выполненные в технике ручной или машинной вышивки - прорезная гладь, поэтому для выжигания по ткани можно использовать мотивы и рисунки для ручной и машинной вышивки.
Элементы перфорации можно использовать и как дополнительное художественное оформление к рисунку. Так, например, точки, уколы применяются для нанесения «теней» (а). Чем больше точек и чем ближе они расположены друг к другу, тем «темнее» элемент или его часть. Использование этого приема вносит некоторую объемность в рисунок. В растительных рисунках для придания большей его выразительности на лепестках и на листьях наносятся штрихи-прожилки (б, в).
Слайд 293. Примеры выполнения работ
3.1. Хризантема
Для работы нам понадобится - выжигательный аппарат; шёлк,
капрон или органза любого цвета; немного ткани поплотнее; стекло или нечто другое, что вы не боитесь испортить выжигателем; бумага для изготовления трафарета.
Начинаем с изготовления трафарета: из бумаги вырезаем небольшой круг и конусообразные лепестки небольшого размера (от 2 до 5 сантиметров в зависимости от размера будущего цветка).
Нехитрый набор «гильошиста» Тот самый «выжигатель»
При помощи выжигателя и трафарета вырезаем 40-50 лепестков из приготовленной ткани (капрона или органзы), как показано на фотографии 1. Выжигатель, как вы поняли, запаивает края ткани и не даёт им осыпаться (фото 2). Круг вырезаем из более плотной ткани, сложенной вдвое. Обратите внимание, что вырезать нужно сразу 2 слоя! (фото 3 и 4).
Фото 1 Фото 2 Фото 3
Слайд 30Дальше каждый лепесток заворачиваем в "фунтик" - то есть, соединяем нижние
углы конуса (фото 5). При помощи выжигателя "спаиваем" место соединения (фото 6). Полученные лепесточки (фото 7)аккуратно и плотно укладываем в ряд один к другу по периметру круга. Правильное положение лепестков - ножкой к центру (фото 8). Чтобы лепесточки приклеились, нужно прижимать точки "спаивания", пока они горячие (фото 9).
Фото 7 Фото 8 Фото 9
Следующий ряд укладываем в прорезь уже чуть ближе к центру(фото 10). Таким образом заполняем весь круг - примерно 5 рядов (фото 11). Последний лепесток прижигаем, отогнув в другую сторону, затем прижигаем его ещё раз.
Фото 4 Фото 5 Фото 6
Фото11
По желанию серединку можно украсить бусинами, красивой пуговицей. Можно капнуть блестящего лака для ногтей или нанести немного лака для волос с блёстками. Когда вы проделаете все эти манипуляции не один раз, у вас появится достаточно опыта (и, надеемся, желания), чтобы менять размер и форму лепестков, придумывая свои сказочные цветы.
Слайд 323.2. Панно "Влюбленная парочка»
Вот такое симпатичное и не очень сложное по
выполнения панно в технике апплицации можно сделать в подарок.
Приготовим рисунок и отглаженные кусочки ткани.
Рисунок нужно подготовить соответствующим образом. Для этого на отдельном листе прорисуйте каждую деталь. Детали, у которых виден весь контур, перерисуйте без припусков. Детали, закрытые фрагментами других, т. е. нижние детали, нарисуйте с небольшим припуском в местах наложения.
Кусок ткани, предназначенный для фона, наложите на эскиз и прикрепите булавками или несколькими уколами горячей иглы по периметру.
Начинать собирать рисунок следует с нижних деталей, в данном случае с травки. Вырежьте горячей иглой травку из зеленой ткани, перенесите на фон и прикрепите по рисунку сваркой с бочок.
Слайд 33Далее нижние и верхние лапки мишек.
Затем вырежьте платьице для мишки-девочки и
грудку для мишки-мальчика и прикрепите их на ткань. На платьице прикрепите бусы. У девочки следует сначала прикрепить волосы, а только после этого головку.
Далее аналогичным образом вырезаются и прикрепляются остальные детали.
Слайд 34Особенно хочу остановиться на сборке глаз. Так как глаза состоят из
трех мелких деталей у мишки-девочки и из двух деталей у мишки-мальчика, то их лучше собирать отдельно на бумажном эскизе, вот таким образом (см. фото)
Готовые затоговки переносим и закрепляем на изделии.
Бантик выполняется из двух слоев ткани, желтого и красного. Сначала вырезаем дырочки-горошинки на желтом кусочке, а затем подкладываем под него красную ткань и вырезаем по контуру сразу оба слоя.
Следите, чтобы во время сборки не было смещений и перекосов.
И в завершение обколите по рисунку мелкими точками пальчики на лапках, реснички и брови у девченки.
Слайд 354. Уход за изделиями, выполненными
в технике выжигания.
Для этого необходимо соблюдать следующие
правила:
Перед стиркой изделие замочите в теплой воде.
Стирать нужно мягкой щеткой. Мять и тереть изделие нельзя.
После стирки хорошо прополоскать изделие в холодной воде.
Сушить изделие следует только в расправленном виде.
Гладить изделие можно только с изнаночной стороны, через влажную марлю, чтобы не порвать готовое изделие.
При глажении необходимо учитывать свойства ткани. Разный вид ткани требует разной температуры утяжки.
5. Терминологический словарь
Гильоширование – техника выжигание по ткани.
Выжигатель – электрический инструмент для выжигания.
Ажурная гладь – выполняется из двойной ткани с помощью брид.
Аппликация – создание художественных изображений наклеиванием, нашиванием на ткань или бумагу разноцветных кусочков какого – либо материала, изображение, узор, созданный таким способом.
Мозаичная аппликация – лоскутная пластика.
Слоёная – наложение одного кусочка на другой постепенно уменьшающего.
Рельефная – возникает за счет разной толщины между слоями ткани.
Деталь – изделие, изготовленное из однородного материала без применения сборочных операций.
Шаблон – образец, по которому изготавливают какие-либо одинаковые детали.
Инструмент – орудие для труда.
Изделие – предмет производства, подлежащий изготовлению.
Контур – внешнее очертание предмета. Графическое изображение очертаний предмета.
Эскиз – предварительный набросок, рисунок.
Слайд 36Приложение 1. Технологические карты
Слайд 38 Приложение 2. Образцы выполненных работ.
Изделия
Картины
Слайд 43Литература
Андрианова Т.Н., Макарова О.Н. Декоративное выжигание по ткани.- Психология жизненного
успеха.1-е, 2004.-
Горяинова О.В. Гильоширование, или выжигание по ткани / О.В.Горяинова - Ростов – на /Дону, Феникс, 2006.-254с.
"Выжигание по ткани. Изделия в технике гильоширования» Котенкова З.П., Ярославль, Академия Холдинг, 2002
Кулик И.А. Выжигание по ткани. /И.А.Кулик - Рукодельница – Феникс, Ростов – на / Дону, 2003. -32с.
"Декоративное выжигание по ткани." Серия "Без особых затрат". Андрианова Т.Н., Макарова О.Н.;С-Петербург, Питер, 2005
Смотрова Н.А. Выжигание по ткани. Гильоширование - Практическое пособие. С - П., Корона принт, 1999.- 64с.
Шалда В.В., Цветы из ткани для любимой мамы / В.В.Шалда.-М,: АСТ; Донецк: Сталкер, 2007.-31с.
http://masteriua.ru/.