Элементы дидактического дизайна в деятельности педагога и учащихся на уроках по традиционной системе обучения в начальной школе презентация

Элементы дидактического дизайна в деятельности педагога и учащихся на уроках по традиционной системе обучения в начальной школе Планирование проекта Этапы проекта: Этап 1. (май-октябрь 2001 г) В мае 2001 года

Слайд 1Элементы дидактического дизайна в деятельности педагога и учащихся на уроках по

традиционной системе обучения в начальной школе

Предметная область

История, литература, музыка, изобразительное искусство, география, биология, социальные науки, английский язык, информатика

Участники (возраст
класс)

Детский сад (6-7 лет) – студенты (19-20 лет).
Учителя, преподаватели, врачи

Цели и задачи

представление материала в целом, в единстве его структуры;
повышение технологической компетенции;
логического обобщения учебного материала;
снятие противоречия между возрастающими требованиями к эффективности технологий обучения и недостаточным уровнем оснащенности учителя и ученика дидактическими инструментами;
усовершенствование основных видов деятельности учителя и познавательной деятельности учащегося на многомерной инструментальной основе;
Обновление содержания и технологии обучения в образовательном учреждении.

Описание

В основе лежит новый способ подачи материала, теория дидактического моделирования педагогических объектов, учебный материал, учебный процесс и его практическая реализация – дидактическая многомерная технология, разработанная доктором педагогических наук, профессором Штейнбергом Валерием Эмануиловичем.
Инструментами дидактической многомерной технологии являются логико-смысловые модели (ЛСМ).

Ключевые слова

Дидактическая многомерная технология, логико-смысловая
модель (ЛСМ), дизайн, сотрудничество, эксперимент

Авторы

Координаторы работы: Каткова Татьяна Леонидовна, учитель начальных классов,
город Уфа Республика Башкортостан; Штейнберг Валерий Эмануилович, доктор
педагогических наук, академик АПСН, город Уфа Республика Башкортостан


Слайд 2Элементы дидактического дизайна в деятельности педагога и учащихся на уроках по

традиционной системе обучения в начальной школе

Планирование проекта

Этапы проекта:

Этап 1. (май-октябрь 2001 г)
В мае 2001 года была открыта лаборатория при Башкирском институте развития образования по теме «Формирование системы дифференцированного обучения на основе теории конструкторско-технологической деятельности и развития массового профессионального творчества педагогического коллектива» в средней общеобразовательной школе № 68.

Этап 2. (январь –май 2002г.)
Проведение цикла научно-методических семинаров, изучение специальной литературы (монографии В.Э. Штейнберга), освещающей теоретические инструментально-технологические подходы технологизации образования, склонность части педагогов к инновационной работе привели к созданию группы учителей-экспериментаторов.

Этап 3. (сентябрь2002-май 2004 г.)
Овладение теорией и конструкторско-технологической деятельностью привело не только к развитию массового профессионального творчества всего педагогического коллектива. Результатом этого творчества стал выход двух сборников учебно-методических разработок учителей нашей школы.

Этап 4. (2005 -2007 гг.)
Создание дидактического дизайна

Образовательная среда:
Фотографии работ.




Слайд 3Элементы дидактического дизайна в деятельности педагога и учащихся на уроках по

традиционной системе обучения в начальной школе

Учебно-методические материалы:

В ходе эксперимента были использованы следующие статьи

1. Коротяев Б.И. Учение – процесс творческий. М., Просвещение, 1989
2.Терегулов Ф.Ш. Передовой педагогический опыт: Теория
распознавания, изучения, обобщения, распространения и
внедрения. М., Педагогика, 1992
3. Терегулов Ф.Ш., Штейнберг В.Э. Образование – новый взгляд
: теория, технология, практика. Уфа, 1998
4. Шаталов В.Ф. Эксперимент продолжается. М., Педагогика, 1989
5. Штейнбергш В.Э. Дидактические многомерные инструменты:
Теория, методика, практика. М., Народное образование, 2002
6. Штейнберг В.Э. Крылья профессии – введение в технологию
проектирования образовательных систем и процессов. Уфа, 1999
7. Штейнберг В.Э. Конструкторско-технологическая деятельност
ь учителя.// Школьные технологии. 2000. № 3
8. Энциклопедия образовательных технологий под ред.
Селевко Г.К. М., НИИ школьных технологий, 2006. т. 1
 

Дополнительная информация:


Слайд 4Элементы дидактического дизайна в деятельности педагога и учащихся на уроках по

традиционной системе обучения в начальной школе

Оценка и стандарты
Создание моделей, их теоретическое обоснование потребовало изучения программы по предметам, методической и другой литературы, выделение завершенных тем программы, формирование смысловых групп по каждой теме, выделение узловых элементов содержания в каждой группе, логическую организацию смысловых групп и их элементов в пространстве (конспект, доска и т.п.). Выделение наиболее важных смысловых связей между узловыми элементами необходимо для осмысления и усвоения учебного материала, а также составления плана занятия, опирающегося на данный тип дидактического моделирования. Для усиления восприятия учебного материала необходимы узловые элементы содержания, представленные в вербальной форме, необходимо дополнить образными элементами (пиктограммами), которые составил учитель.
Логико-смысловые модели (ЛСМ) позволяют нанизывать, упорядочивать и систематизировать огромную информацию. Универсальность, наглядность, компактность логико-смысловых моделей способствовали наиболее логичному построению уроков, помогали лучшему усвоению трудных тем.
На первых уроках темы совместно моделируют учитель и ученики. На первом же уроке нужно наметить основной круг вопросов (координаты), разложить весь материал по полочкам, завязать узелки на память. На последующих уроках каждый узелок можно разобрать подробно.
Благодаря опорно-узловым многомерным системам координат удается совместить первичное восприятие и смысловую обработку учебной информации: чтобы поместить информацию в системе координат, необходимо выполнить смысловое разделение, группирование, сравнение, заключение, ранжирование, выявление смысловых связей и отношений, перекодирование, свертывание, интенсивно использовать новые понятия и определения по изучаемой теме. Эта технология применима как для изучения отдельных тем, так и для обобщения теоретического материала, который изучается на нескольких уроках.
Использование ЛСМ на уроках позволяет емко, системно, компактно, доступно и наглядно преподнести новый материал. ЛСМ выступает на уроках в двойной функции, одновременно являясь инструментом, который:
помогает систематизировать уже имеющиеся знания;
побуждает учащихся к самостоятельной исследовательской работе.
ЛСМ является универсальным инструментом познания, так как применима к любым предметам.
Использование разных цветов и рисунков-пиктограмм при составлении ЛСМ делают их наиболее привлекательными и понятными ученикам младшего школьного возраста, учитывая их возрастные и индивидуальные особенности.


Слайд 5

Элементы дидактического дизайна в деятельности педагога и учащихся на уроках по

традиционной системе обучения в начальной школе

Об авторах проекта

Штейнберг Валерий
Эмануилович,
доктор педагогических наук,
город Уфа РБ

Каткова Татьяна
Леонидовна,
учитель начальных классов,
город Уфа РБ

Муниципальное образовательное
учреждение лицей № 68
город Уфа Республика
Башкортостан


Обратная связь

Если не удалось найти и скачать презентацию, Вы можете заказать его на нашем сайте. Мы постараемся найти нужный Вам материал и отправим по электронной почте. Не стесняйтесь обращаться к нам, если у вас возникли вопросы или пожелания:

Email: Нажмите что бы посмотреть 

Что такое ThePresentation.ru?

Это сайт презентаций, докладов, проектов, шаблонов в формате PowerPoint. Мы помогаем школьникам, студентам, учителям, преподавателям хранить и обмениваться учебными материалами с другими пользователями.


Для правообладателей

Яндекс.Метрика