Слайд 1педагог дополнительного образования,
руководитель Дизайн-студии ДТДиМ
архитектор, дизайнер,
кандидат педагогических наук, доцент
М Е Д
В Е Д Е В А
О л ь г а П а в л о в н а
Слайд 2ВЗАИМОДЕЙСТВИЕ
участников образовательного процесса
по созданию творческой, развивающей СРЕДЫ в УДО
тема
ПЕДАГОГИЧЕСКИЕ УСЛОВИЯ
СОЗДАНИЯ
СРЕДЫ
ТВОРЧЕСКОГО РАЗВИТИЯ
ЛИЧНОСТИ в УДО
Слайд 3ТЕРМИН и ПОНЯТИЕ
ТЕРМИН
ПОНЯТИЕ
это слово или несколько слов,
которые точно обозначают что-либо
в той или иной среде, профессии
это логически оформленная общая
мысль о классе предметов, явлений,
идея чего-либо,
представление о чем-либо,
Слайд 4ЛИЧНОСТЬ
СРЕДА
РАЗВИТИЕ
ТВОРЧЕСТВО
человек с ярко выраженной
индивидуальностью
замечательный во всех отношениях
деятельность в любой сфере,
порождающая нечто
качественно новое,
никогда ранее не бывшее
процесс совершенствования,
укрепления, раскрытия
способностей и кругозора
жизненное пространство ребенка,
где воспитание осуществляется
самой жизнью, событиями и отношениями,
в которые он вовлекается
Слайд 5деятельность,
увлечение
экология
образовательное учреждение
социум
родители,
семья
субкультура
СМИ,
ТВ
Слайд 6СРЕДА
СОЦИО-
КУЛЬТУРНАЯ
ОБРАЗОВА-ТЕЛЬНАЯ
КОММУНИКА-ТИВНАЯ
ТВОРЧЕСКАЯ
РЕЛАКСАЦИОННАЯ
ДЕЯТЕЛЬ-НОСТНАЯ
Слайд 7КУЛЬТУРОСООБРАЗНАЯ СРЕДА –
объективная основа целостности образовательного пространства жизнедеятельности детей
в объединении
это все, среди чего находится и развивается ребенок, это природа, материальные и духовные условия жизни, предметы быта, ценности культуры, события общественной и семейной жизни, УДО, школа и др.
гуманитарные функции среды:
социальной защиты (безопасность),
социальной терапии (оздоровление общественного сознания),
социально-психологической коррекции
компенсации развития,
социально - педагогической адаптации
Слайд 8ОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ СРЕДА
УЧРЕЖДЕНИЕ
ОБЪЕДИНЕНИЕ как КОЛЛЕКТИВ
ПРОГРАММА
{ «ПЕДАГОГ- РЕБЕНОК»
Слайд 9УЧРЕЖДЕНИЕ ДОПОЛНИТЕЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ
предоставление разнообразных видов жизнедеятельности,
реализация принципов:
добровольности,
самодеятельности,
открытости
вовлечение
учащихся в активную поисково-преобразовательную деятельность,
соответствует цели личностно-ориентированного образования - развитие у индивида креативности
занятия в УДО становятся СРЕДОЙ наиболее благоприятной для творческого развития и саморазвития подрастающего поколения
Слайд 10ОБЪЕДИНЕНИЕ УДО как КОЛЛЕКТИВ
МАСТЕРСКАЯ
КРУЖОК
ШКОЛА
КЛУБ
И ДР.
СТУДИЯ
Слайд 11ОБУЧЕНИЕ
ОБРАЗОВАНИЕ
РАЗВИТИЕ
ВОСПИТАНИЕ
Слайд 12ПРОГРАММА
ЗАДАЧИ
обучающие
ЦЕЛЬ – становление творческой личности
развивающие
воспитывающие
Слайд 13ЧЕЛОВЕК КУЛЬТУРЫ – СВОБОДНАЯ ЛИЧНОСТЬ
необходимо воспитание взаимосвязанных качеств:
чувство собственного
достоинства,
самосознание,
самоуважение,
самостоятельность,
умение ориентироваться в мире духовных
ценностей,
умение принимать решения и
отвечать за свои поступки
Слайд 14ЧЕЛОВЕК КУЛЬТУРЫ – ТВОРЧЕСКАЯ ЛИЧНОСТЬ
необходимо развитие взаимосвязанных качеств:
вариативное мышление,
развитое чувство нового,
стремление к созиданию,
потребность в преобразовательной
деятельности,
развитое интуитивное и аналитическое
мышление,
большой объем знаний, умений,
способность к жизнетворчеству
Слайд 15педагогические УСЛОВИЯ творческого развития личности:
методология
личностно-ориентированный подход
культурологического
типа,
компетентностный подход,
деятельностный подход,
педагогика поддержки,
и др.
Слайд 16педагогические УСЛОВИЯ творческого развития личности
ПРИНЦИПЫ-УСЛОВИЯ
принцип поликультурного образования,
принцип полихудожественного и
эстетического
образования,
принцип добровольности
принцип сотрудничества,
принцип природосообразности - учет возрастных и
половых особенностей
система «педагог- ребенок» - компонентами которой являются взаимодействующие и взаимовлияющие субъекты
целеполагание - конкретизировать с учетом уровня возможностей ученика, мотивов и способов деятельности
Слайд 17педагогические УСЛОВИЯ творческого развития личности :
создание единого воспитательно-образовательного пространства,
культуросообразная, эстетическая среды жизнедеятельности детей и педагогов - основа для творчества,
авторское программно - методическое обеспечение
Слайд 18СОДЕРЖАНИЕ
ПРОГРАММЫ
инвариантная часть
вариативная часть
интеграция
Слайд 19вариативные составляющие
педагогического процесса:
содержание программы, его компоненты, последовательность освоения, этапы осуществления
содержания программы образовательно процесса;
педагогические технологии, комбинации, последовательность и продолжительность использования тех или иных методов, приемов и средств;
формы организации педагогической деятельности (индивидуальная, групповая, коллективная и др.);
формы и средства осуществления контроля педагогического процесса и его результатов (педагогический мониторинг, тестирование, выставки работ, экспертные оценки и др.).
инвариантные составляющие
методологическое единство:
цели и
принципы
подмена приводит к разрушению цельности, утрате смыслополагающей основы педагогического процесса, создает неопределенность, при которой деятельность становится безрезультатной
Слайд 20СОДЕРЖАНИЕ
ПРОГРАММЫ
инвариантная часть
вариативная часть
интеграция:
теоретической и практической деятельности
разноуровневого характера,
видов творческой деятельности
культурообразовательной и культуросозидательной функции образования,
исследовательской деятельности и блока общегуманитарной подготовки
Слайд 21аксиологический
СОДЕРЖАНИЕ ПРОГРАММЫ
когнитивный
личностный
компоненты
деятельностно - творческий
Слайд 22ЦЕННОСТНЫЕ ОСНОВЫ:
ребенок как высшая социальная ценность,
самоценность каждого ребенка,
отношение к ребенку
как к субъекту развития,
образования, культуры, жизнетворчеству
социальная охрана и защита прав, свобод,
свободный режим работы ребенка по скорости,
позе
индивидуализация степени сложности, объема
и продолжительности работы
Слайд 23образовательные методики - модифицируются в связи с корректировкой основных направлений обучения,
обновлением контингента учащихся, социокультурными изменениями в общественной жизни страны и т.д.
но индивидуальный подход к каждому ребенку с учетом всех его данных остается неизменным
Слайд 24ТВОРЧЕСКАЯ ЛИЧНОСТЬ,
ее система ценностей и качества
Треугольник Маслоу
Слайд 25личностные черты творческой личности
1) независимость — ориентация на личные ценности,
а не на внешние оценки, личностные стандарты важнее стандартов группы; неконформность оценок и суждений;
2) открытость ума — готовность поверить своим и чужим фантазиям, восприимчивость к новому, необычному
3) высокая толерантность к неопределенным и неразрешимым ситуациям, конструктивная активность в этих ситуациях;
4) развитое эстетическое чувство, стремление к красоте.
Слайд 26черты характера креативной личности:
восприимчивость, интерес к многообразию, единству мира;
понятливость,
способность к обобщению понятого;
автономность, независимость характера;
мотивация и личностная увлеченность
способность к общению посредством речи, текстов, рисунков, чертежей, танца и т. п.;
склонность к аналитической и исследовательской работе;
настойчивость, дисциплинированность, старательность,
готовность ставить и решать проблемы, активность;
умение планировать свою деятельность;
самокритичность;
критичность по отношению к проектам и изделиям других;
способность самоутверждения, честолюбие, умение убеждать;
реалистичное оценивание проблем
видение альтернативных путей решения и преодоления сложившиеся стереотипов
Слайд 27
отличительные способности креативной личности: Гилфорд
обнаружение и постановка проблем,
продуцирование разнообразных
идей в неопределенной ситуации
генерирование большого числа идей;
видения предмета под новым углом зрения, обнаружение его нового использования на практике;
ответ на раздражители нестандартно;
стремление к интеллектуальной новизне,
стремление к нахождению собственного, отличного от др. решения;
стремление усовершенствовать объект;
решать проблемы, т.е. способность к синтезу и анализу
Слайд 28Гилфорд выделил четыре основных параметра креативности:
оригинальность — способность продуцировать отдаленные
ассоциации, необычные ответы;
семантическая гибкость — способность выявить основное свойство объекта и предложить новый способ его использования;
образная адаптивная гибкость — способность изменить форму стимула таким образом, чтобы увидеть в нем новые признаки и возможности для использования;
семантическая спонтанная гибкость — способность продуцировать разнообразные идеи в нерегламентированной ситуации.
Слайд 29 ПЕДАГОГ
реформирование и развитие системы ДО требуют от преподавателей высокой квалификации,
педагогического мастерства, непрерывного саморазвития и повышения профессионального уровня педагога (регулярное обучение на психолого-педагогических курсах и тренингах; написание методических указаний, программ, выступления на конференциях, научно-практических семинарах и т. д.).
выстраивая гуманистические взаимоотношения с детьми, педагогам всегда надо помнить о том, что
«влияние личности воспитателя на молодую душу составляет ту воспитательную силу, которую нельзя заменить ни учебниками, ни моральными сенсациями, ни системой наказаний и поощрений» Ушинский К.Д
Слайд 30необходимы педагоги, для которых будут приоритетными процесс творческого развития личности и
педагогическая деятельность по обеспечению благоприятных условий эффективности этого процесса
педагогу надо быть:
антропологом, чтобы уметь выявить особенности жизнедеятельности организма ребенка,
психологом, чтобы увидеть своеобразие его психического развития;
практиком и исследователем, чтобы вовремя откорректировать образовательный процесс Богуславский
Культура педагогического общения
- коммуникабельность
- открытость
- тактичность
- диалогичность
- сотрудничество с воспитанниками
Слайд 31ПЕДАГОГ
эффективные средства развития внутреннего мира ребенка и целостности образовательного процесса
использование педагогом
вариативных технологий,
широта его кругозора,
весомый арсенал педагогических методов и средств,
стремление к качественному обновлению личности,
разрушению стереотипов,
умение поддержать, создать атмосферу взаимопонимания,
вдохновлять учащихся,
побуждать их к осознанию самоценности человеческой жизни и творчества
способность к импровизации
Слайд 32СИСТЕМА «ПЕДАГОГ - РЕБЕНОК» --
-- одно из основных условий создания творческой
СРЕДЫ
взаимовлияющие и взаимодействующие компоненты
трансформация управления и формирования в сотрудничество и поддержку
процесс сотрудничества, совместной экспериментальной и творческой деятельности эффективен в самоорганизующейся системе «педагог-ребенок»
переход от методики монолога к диалогу с учащимися
обязательное саморазвитие и педагога и ребенка
главный фактор творческого саморазвития - внутренняя творческая активность (субъектность)
процесс творческого развития связан с непредсказуемыми, не алгоритмизированными, неоднозначными ситуациями, в основе решения которых лежит импровизация (от лат. improvisus – «внезапно, неожиданно»)
Слайд 33
реализация принципов: добровольности, равенства, сотрудничества, сотворчества детей и взрослых, , взаимоуважения,
совместной продуктивно-творческой деятельности, межличностной взаимоподдержки
специфичные межличностные отношения - являются наиболее эффективной базой создания педагогических условий творческого саморазвития личности
в системе «педагог-ребенок»
Слайд 34ПЕДАГОГУ надо помнить о том,
что «только словом,
без смены образа жизни,
без
глубокого гуманитарного образования, как образа мыслей и поступков»,
без личного раскрепощения нельзя побудить ребенка к сотворчеству,
быть впереди ребенка в творческом саморазвитии, стремлении к истине и поиску своего пути
Слайд 35МЕТОДЫ
метод проектов
диалог - свободный обмен мнений,
презентации, публичные демонстрации,
эксперимент с материалами
и инструментами
самостоятельный творческий поиск
проблемные ситуации
научно-исследовательская деятельность
индивидуальные занятия
консультации
игра
релаксация
тренинги
выставки достижений, создание каталогов работ
рефлексия - творческая индивидуальная и групповая
Слайд 36ПЕДАГОГИЧЕСКИЕ УСЛОВИЯ СОЗДАНИЯ СРЕДЫ
ТВОРЧЕСКОГО РАЗВИТИЯ ЛИЧНОСТИ в УДО
методология
авторское программно - методическое
обеспечение
содержание программы
принципы-условия
система «педагог-ребенок»
методы