Слайд 1Проблемы социального и профессионального самоопределения личности
в современном бизнесе
Иванова Наталья
Львовна, д.психол.наук
Профессор кафедры «Организационная психология» НИУ ВШЭ,
Директор магистерской программы «Психология в бизнесе»
Слайд 2Психология бизнеса
Тема разрабатывается в русле психологии бизнеса
Психология бизнеса – новая отрасли
прикладной психологии, которая возникла в ответ на социально-экономические условия, определяющие облик современной жизни.
Слайд 3Психология бизнеса
Психология бизнеса (Business Psychology)– это междисциплинарная отрасль психологической науки и
практики, которая изучает бизнес как многоплановое явление и направлена на повышение эффективности бизнес-деятельности, оптимизацию взаимодействия субъектов бизнеса, как между собой, так и со всеми заинтересованными сторонами, включая рынок и общество в целом.
Слайд 5Сообщества бизнес-психологов
Слайд 6Понимание бизнеса в ПБ
Бизнес – любое дело, направленное на получение прибыли.
С
психологической точки зрения:
Основная функция бизнеса – создание и реализация продуктов и услуг с новыми свойствами, востребованными обществом.
Уровни анализа бизнеса в ПБ: личностный, социально-психологический, социологический.
Бизнес – это деятельность и в тоже время среда профессионального и социального САМ личности.
Результат САМ личности влияет на имидж и эффективность бизнеса. Успешный бизнес может развиваться специалистами, нацеленными на саморазвитие и самосовершенствование.
Слайд 7Актуальность САМ в ПБ
В психологической науке назрела необходимость поиска новых подходов
к феномену, структуре и механизмам САМ. Трудности измерения, отсутствие четкой модели и операционализации САМ.
Возрастает запрос на новый методический инструментарий исследования различных аспектов САМ в бизнесе.
В бизнесе все больше осознается значимость психологических факторов повышения эффективности и достижения успеха, формируется запрос на управление процессом САМ как персонала, так и клиентов.
Слайд 8Самоопределение личности в бизнесе
САМ – осознанная активность, направленная на выявление, анализ
и принятие собственной позиции в проблемных ситуациях.
Проблемные ситуации в Б: противоречия между целями и возможностями их достижения, осознание необходимости новых знаний и подходов для решения актуальных задач.
Примеры: создание (расширение, закрытие) бизнеса, выход на новые рынки, кризисные ситуации и т.п.
Слайд 9САМ в бизнесе(А.Б. Купрейченко)
Слайд 10Этапы и детерминанты САМ в бизнесе (А.Б. Купрейченко)
Слайд 11Виды САМ и их соотношение
Профессиональное, социальное, нравственное, личностное, жизненное и т.д.
В
ПБ они объединены в «Социальный блок»: как более широкое понятие по отношению к другим видам, поскольку бизнес – социальное явление. Бизнесмен в любых своих действиях определяется по отношению к группе. Группа – это ресурс прибыли и развития. Субъект постоянно отвечает на вопрос: С кем быть?
Слайд 12Основные уровни анализа САМ
«Личность»: насколько субъект может понять себя, свои ценности,
смыслы, мотивы, свою идентичность и т.п.
«Организация»: насколько субъект осознает и принимает свои статусно-ролевые позиции, особенности коммуникаций и т.п.
«Общество, рынок»: насколько субъект понимает своих клиентов, особенности и перспективы развития рынка, эффективность имиджа и бренда, роль социальных институтов и т.п.
Слайд 14Идентичность
Содержательным результатом и процессуальным смыслом самоопределения является идентичность личности (Е.А. Климов).
Идентичность
включает в себя не только систему представлений о самом себе, своих физических, интеллектуальных и других качествах, так также и самооценку, субъективное восприятие влияющих на личность внешних факторов.
Слайд 16Практико-ориентированная рабочая модель САМ (Н.Л. Иванова, Н.В. Антонова, О.И. Патоша,
А.Б.
Купрейченко)
САМ – осознанная активность, направленная на выявление, анализ и принятие собственной позиции в проблемных ситуациях.
Основная функция САМ заключается в подготовке и принятии оптимального решения человеком о себе и своем будущем в тех контекстах, в которых развивается проблемная ситуация.
Слайд 17Рабочая модель: проблемы операционализации САМ
Содержательный параметр – идентичность.
В процессуальном плане
САМ предстает как поиск человеком оптимального решения.
Результатом САМ является не только новое качество личности (идентичность), но и опыт работы над собой, развитие навыков принятия решений в определенных условиях.
Параметры САМ: особенности идентичности личности и способы принятия решений.
Слайд 18Психологический смысл САМ
Психологический смысл САМ: процесс решения задач различной сложности и
значимости для личности (ограничение количества альтернатив, определение границ выбора и т.д.), в ходе которого происходит формирование идентичности.
Результатом самоопределения является не только новое качество или позиция субъекта (идентичность), но и соответствующий опыт работы над собой, своими решениями.
Слайд 19Основной механизм САМ
Необходимость поиска новых свойств субъекта, оказавшегося в проблемной ситуации,
принятия решения о самом себе или своем месте в окружающей среде, когда старые представления оказываются неадекватными ситуации.
Как правило, источником проблем выступает социальная или профессиональная среда, которая «запускает» САМ.
САМ – активный процесс, направленный на понимание себя, своих качеств, а также анализ внешних условий жизнедеятельности и взаимодействия субъекта бизнеса.
Слайд 20Этапы САМ
Отражение изменений. Постановка проблемы.
Соотнесение внешних требований с личностными установками
и ценностными ориентациями. Анализ проблемной ситуации.
Определение и оценка возможных альтернатив решения проблемы (направлений развития, новых качеств и т.п.).
Определение задач и перспектив развития, принятие себя в новом качестве.
Слайд 21Примеры исследований
Н.В. Антонова Гендерные особенности профессионального самоопределения субъектов бизнеса
Н.В. Антонова Идентичность
личности в контексте новой коммуникативной реальности и др.
Н.Л. Иванова Типологические особенности самоопределения представителей менеджмента бизнес-организаций
Н.Л. Иванова Проблемы и кризисы самоопределения личности в бизнесе
Слайд 22Гендерные особенности идентичности (Н.В. Антонова)
*различия значимы (р< 0,05)
Выборка: молодые предприниматели и
сотрудники коммерческих организаций (45 человек); 31 женщина и 14 мужчин
Методики: Тест «Кто Я?», авторская методика «Значимые проблемы и решения»
Слайд 23Значимые проблемы
Процессы самоопределения, связанные с принятием решений относительно себя и своей
жизни, более активно протекают именно у женщин, при этом основным стимулом самоопределения для женщины становится благосостояние семьи и ближайшего окружения, а для мужчины – саморазвитие и достижение статуса в обществе.
Слайд 24Неравномерность, кризисы САМ
Кризис является отражением несоответствия потребностей личности и возможностей их
удовлетворения.
Кризис САМ: ситуация или период, когда индивиду открываются новые цели, проблемы, перспективы, но при этом он не располагает достаточными психическими ресурсами (интеллектуальными, мотивационными и др.), необходимыми для решения новых проблем и достижения целей.
В ходе самоопределения личности происходит преодоление кризисных ситуаций, корректировка системы ценностей, жизненных позиций, планов и т.п.
Слайд 25Проявления кризиса САМ
В «кризисной группе» преобладают показатели рефлексивной и семейной идентичностей,
а в «адаптивной группе» несколько выше показатели статусно-ролевых позиций, связанных с образованием и деятельностью
В «адаптивной» группе выше показатель смешанного способа принятия решений (Д. Кейрси, шкала принятия решений).
Слайд 26Психологические проявления кризиса идентичности
Слайд 27Типология САМ
Сочетание системных характеристик: социальной идентичности и способа принятия решений.
Уровень
определяется:
а) идентичность – по степени выраженности деловых и профессиональных составляющих от минимальной до максимальной (базисная, рефлексивная, деловая);
б) способ принятия решений – по степени выраженности рациональных способов анализа и переработки информации (эмоциональные и логические).
Слайд 29Распределение типов САМ (N=119)
деловой логический,
деловой ценностный,
рефлексивный аналитический,
рефлексивный ценностный,
базисный рациональный,
базисный эмоциональный.
Слайд 30Потребительское поведение и САМ
Особенности предпочтений брендов у потребителей с различной идентичностью
Взаимосвязь
Я-концепции потребителей и склонностью к совершению импульсивных покупок
Демонстративное потребление как фактор субъективного благополучия личности
Стратегии принятия решений потребителями о покупке
Слайд 31Высшая школа экономики, Москва, 2014
Смысловая плоскость «баланса между работой и личной
жизнью»
фото
фото
Смысловая плоскость баланса между работой и личной жизнью (В.А. Штроо)
Слайд 32Высшая школа экономики, Москва, 2013
Вывод
фото
фото
«Позитивный дисбаланс»
I и III четверти – «условно
сбалансированные», поскольку направление отклонения их отметок от середины отрезков, т.е. некоторого теоретического состояния равновесия, совпадают в реальности и в идеале.
Для них метрический дисбаланс (сдвиг в сторону одного или другого полюса) сохраняет свой позитивный личностный смысл (позитивный дисбаланс).
Слайд 33Высшая школа экономики, Москва, 2011
Выводы
фото
фото
фото
САМ руководителя связано с уровнем ЭИ.
Выявлена значимая
связь между уровнем ЭИ руководителя и общим уровнем выполнения ключевых показателей экономической эффективности организации.
Организационная эффективность и эмоциональный интеллект (В.А. Штроо)
Слайд 34Перспективные направления исследований САМ личности в бизнесе
Факторы и механизмы профессионального САМ
представителей различных возрастных групп в бизнесе.
Ценностно-мотивационные детерминанты САМ молодежи в бизнесе.
Кризисы и деформации личности в бизнесе.
Особенности поведения в кризисных ситуациях.
Организационные факторы САМ.
Механизмы формирования доверия потребителей к бизнесу и продукты.
Разработка психологических методов анализа рынков и бизнес-среды.
Слайд 35Перспективные направления исследований САМ личности в бизнесе
Индивидуальные стили и стратегии преодоления
кризисов САМ.
Организационные факторы преодоления (или провоцирования) кризисов самоопределения субъекта.
Ценностно-смысловые характеристики личности как факторы успешного бизнеса.