Слайд 2Цели курса : научить студентов правильно анализировать цели, задачи и практику
организации бизнеса, учитывая социально - экономические аспекты и воздействие окружающей среды.
Большое внимание в курсе уделяется выбору форм участия в предпринимательской деятельности : открытие собственного предприятия, покупка готового предприятия. Кроме того, данная дисциплина нацелена на усвоение подходов и последовательности реорганизации, ликвидации и банкротства предпринимательских фирм.
Слайд 3Содержание курса
Тема 1. Понятие бизнеса. Бизнес и экономика.
Тема 2. Предпринимательская фирма.
Тема
3. Организационно – правовые формы и виды предпринимательской деятельности.
Тема 4. Организация и регистрация предпринимательской фирмы.
Тема 5. Формы вступления в среду предпринимательства.
Тема 6. Реорганизация фирмы. Ликвидация фирмы. Банкротство.
Тема 7. Конкуренция в системе бизнеса.
Тема 8. Коммерческие сделки и контракты.
Тема 9. Инфраструктура бизнеса.
Слайд 4Список основной литературы
1. Гражданский кодекс РФ , часть I, II. М.:
Инфра-М, 2002 г.
2. Налоговый кодекс РФ, часть I, II. М.: Инфра-М, 2003 г.
3. Грибов В.Д. Основы бизнеса: Учебное пособие.-М.: Финансы и статистика, 2001 г.
4. Круглова Н.Ю. Основы бизнеса. Учебник для ВУЗов.-М.: Издательство РДЛ, 2005 г.
5. Предпринимательство: Социально-экономическое управление: Учебное пособие для ВУЗов/Под ред. Н.В. Родионовой, О.О. Читанавы.-М.: ЮНИТИ-ДАНА, Единство, 2002 г.
Слайд 6Бизнес представляет собой систему, охватывающую всех
бизнесменов и интегрирующих их деятельность
в единое целое
Система бизнеса включает:
- субъекты деловых отношений;
- инфраструктуру бизнеса;
- систему управления (менеджмент);
- изучение контрагентов (маркетинг);
- оценку деятельности (деньги);
- обладает собственными внутренними импульсами (конкуренция).
Слайд 7Основная характеристика субъектов бизнеса
Слайд 8Предприниматели, как субъект бизнеса:
лица, осуществляющие инициативную деятельность на свой страх
и риск,
под свою экономическую и юридическую ответственность;
коллективы предпринимателей и различные предпринимательские
организации.
Частная собственность на средства производства, как основа предпринимательского бизнеса бывает:
- групповая;
- коллективная;
- кооперативная;
- паевая;
- акционерная.
Слайд 9Деловой интерес потребителей – приобретение товаров (работ, услуг)
реализуется посредством самостоятельного установления
контактов с
производителями и продавцами, на основе самостоятельного поиска
контрагентов, по принципу максимизации прибыли.
Выгода для
предпринимателя -
максимизация дохода
(как правило в
денежной)
Выгода для
потребителя –
приобрести товар
(работу, услугу),
наиболее эффективно
удовлетворяющий
его потребности
Слайд 11Деловой интерес государства проявляется в необходимости
осуществления приоритетных общегосударственных научно-
технических, научно-производственных
и других программ,
способных принести выгоду государству, как единому целому
и его гражданам.
Слайд 13Бизнес
Дело
Деловые отношения
Деятельность, направленая
на получение прибыли
“Бизнес – это деятельность, осуществляемая частными
лицами,
предприятиями или организациями по извлечению природных благ,
производству или приобретению и продаже товаров или оказанию
услуг в обмен на другие товары, услуги или деньги к взаимной
выгоде заинтересованных лиц или организации”. /Алан Хоскинг/
Слайд 14Функции бизнеса
Ведение финансов и учета
Кадровое и материально-техническое обеспечение
Организация производ-ства работ, услуг
Маркетинг
Научно-исследо-
вательские
и
проектные работы
Родовые черты бизнеса
Обмен деятельностью между субъектами экономики
Стремление каждого субъекта реализовать свои интересы
Способность, готовность и умение проводить различные приемы делового общения
Стремление наводить свои интересы в процессе делового общения
Способность,
готовность
рисковать ради
проведения сделки
на более выгодных
условиях
Слайд 15Экономические притязания субъектов бизнеса лежат в основе борьбы
каждого из них
за приращение собственности, увеличение дохода,
укрепление личной конкурентоспособности.
Собственность – общественно-правовая
форма отношений между людьми,
формирующиеся в процессе
присвоения каких либо
объектов.
Присвоение означает
использование данных
объектов в интересах
тех, кто осуществляет
этот процесс
Капитал – денежная оценка
совокупности объектов
собственности одного
лица.
Слайд 16Цели субъектов бизнеса:
сохранение, упрочение и приумножение имеющейся собственности
получение и максимизация дохода
сохранение
и укрепление конкурентоспособности каждой из сторон
Собственность – охраняемое законом право владеть,
пользоваться и распоряжаться имуществом и
продуктами интеллектуального труда.
Слайд 17Две функциональные формы капитала
Основной капитал
Полностью
оборачивается
за несколько
оборотов капитала:
- здания
- сооружения
- машины
транспортные
средства и др.
Оборотный капитал
Полностью
оборачивается
за один оборот
капитала:
- сырье
- материалы
- полуфабрикаты
- запасные часы и др.
Слайд 18Деловые отношения содержат две противоположные тенденции
Тенденция конкуренции
(соперничество)
Тенденция интеграции каждого в единый
поток общественно-полезной деятельности на основе познания и взаимного ученья интересов субъектов экономики
Слайд 19С понятием “бизнес” тесно связано и предпринимательство.
Предпринимательство – это поиск новых
сфер рационализации
и выгодного вложение ресурсов, осуществление новых комбинаций
в производстве, движение на новые рынки, создание новых продуктов.
И. Шумпетер : “Быть предпринимателем – значит делать не то,
что делают другие … и не так, как делают другие”.
Неотъемлемые части предпринимательства
Предвидение
Обоснованный риск
Стратегическое управление
Слайд 20Виды бизнеса определяют основные сферы деятельности предпринимателя
Основные признаки видов бизнеса
Слайд 22Физические лица – правоспособные и дееспособные лица, могут:
- иметь имущество на
правах собственности;
- наследовать и завещать имущество;
- заниматься предпринимательской и иной не запрещенной
законом деятельностью;
- создавать юридические лица;
- совершать не противоречащие закону сделки;
- нести имущественную и другую ответственность за свою
деятельность.
Слайд 23Объединение капиталов физических лиц для достижения общих целей
путем предпринимательской деятельности,
юридически и
организационно оформленное, придает им статус юридического лица.
Слайд 24Характеристика юридического лица:
фирменное наименование;
регистрация в государственном реестре юридических лиц;
гражданские права и ответственноть по своим обязательствам;
наличие специального разрешения (лицензии) для осуществления деятельности;
определенная организационная структура;
самостоятельный баланс;
юридический адрес;
льготы и счет в банке.
Представительством является обособленные подразделения юридического
лица, расположенное вне места его нахождения, представляющее интересы
юридического лица и осуществляет его защиту
Филиалом является обособленное подразделение юридического лица,
расположенное вне места его расположения и осуществляющее все его
функции, в том числе и функции представительства
Слайд 26
Фирма – это организация, имеющая статус юридического лица,
имущественно обособленная единица, осуществляющая
производственную, коммерческую или иную деятельность, с
целью получения прибыли.
Слайд 27Классификация предпринимательских фирм
Слайд 28Бизнес
Стимулы
Ограничения
Стимулы
Ограничения
Слайд 29Состав социально-культурной среды бизнеса
Слайд 30Состав демографической среды бизнеса
Слайд 31Природно-географическая среда бизнеса
Слайд 32Взаимосвязь внутренних факторов предприятия
Слайд 34Создаются, как правило:
- для осуществления однородной деятельности, носящей временный
характер и создание
собственной фирмы нецелесообразно.
- с целью экономии расходов на внутренний и внешний менеджмент,
избежания длительного и трудоемкого процесса создания и
регистрации фирмы, уменьшения налогов и т.п
Договор о совместной деятельности заключается между двумя или
несколькими лицами (товарищами) с целью:
оказания взаимных финансовых услуг
предоставление во взаимное распоряжение банковских счетов
возможности вступать в отношения с клиентами от имени своего
партнера
Слайд 35Форма вклада товарища по договору простого товарищества
Деньги
Имущество
Професси-ональные знания
Навыки и
умения
Деловая репутация
и деловые связи
Налогообложение предпринимательской деятельности на
основе договоров о совместной деятельности наступает после
полного осуществления взаимных расчетов между партнерами.
Слайд 36Аренда – основанное на договоре срочное возмездное владение
пользование землей, иными
природными ресурсами, предприя-
тиями, иными имущественными комплексами, а также иным иму-
ществом, необходимым для самостоятельной предприниматель-
ской деятельности
Осуществляется с целью:
более эффективного
использования арен-
датором арендован-
ного имущества
последующего выкупа
арендуемого имущества
“перекачивания”
средств как правило,
в дочерние фирмы
Отношения аренды предполагают
Арендателя
Арендатора
Слайд 37Управление имуществом предприятия на праве хозяйственного
ведения регулируется специальным договором между
собственни-
ком и управляющим, в котором устанавливаются пределы такого
ведения
Трастовое управление – доверительное управление, т.е. управле-
ние объектами основанное на доверии собственника управляющему
Объекты трастового управления
Имуще-ство пред-приятий
Имуще-ство граждан
Ценные бумаги
Банков-ские активы
Банковск-ие счета клиентов
Инфор-мация и т.д
Слайд 38Виды трастового управления
Имущест-венный траст
Инвестици-онный траст
Финансовый траст
Благотво-рительный траст
Банковский траст
Лицо, учреждающее траст –
учредитель траста.
Он оговаривает, что управление имуществом будет осуществляться
одним или несколькими доверенными собственниками в интересах
одного или нескольких лиц – бенефициариев.
Слайд 39Тема 3
Организационно- правовые формы и виды предприни-
мательской деятельности
Слайд 41Вклады в имущество хозяйственных товариществ и обществ
Деньги
Ценные бумаги
Вещи
Имуществен-ные права
Иные
права, имеющие денежную оценку
Слайд 42
Организация хозяйственных товариществ
Полное товарищество
- это товарищество, участники которого (полные товарищи) занимаются
предпринимательской деятельностью от имени товарищества и несут ответственность принадлежащим им имуществам
Товарищество на вере
- это товарищество, в котором наряду с полными товарищами (несущими ответственность своим имуществом) имеется один или несколько участников вкладчиков, которые не принимают участия в осуществлении товариществом предпринимательской деятельности и несут риск убытков в пределах внесенных ими вкладов
Складочный капитал и имущество товарищества.
Складочный капитал товарищества состоит из вкладов учредителей (участников).
Вкладом в складочный капитал товарищества могут быть деньги, ценные бумаги, другие вещи или имущественные права либо иные права, имеющие денежную оценку. Оценка производится по соглашению учредителей (участников). К моменту государственной регистрации товарищества участник обязан внести не менее половины своего вклада в складочный капитал, остальную часть в сроки, установленные учредительным договором. Имущество, созданное за счет вкладов учредителей, а также произведенное и приобретенное товариществом в процессе его деятельности принадлежит ему на праве собственности
Полное товарищество (не менее двух товарищей)
Товарищество на вере (не менее чем один полный товарищ и один вкладчик)
Лицо может быть полным товарищем только одного товарищества
Участники товарищества
Хозяйственные товарищества
Полные
товарищи
Полные
товарищи
Полные
товарищи
Полные
товарищи
Участники
вкладчики
Участники
вкладчики
Слайд 43Организация деятельности хозяйственных товариществ
Деятельность хозяйственного товарищества
Ведение дел
Каждый полный товарищ вправе
действовать от имени товарищества, но учредительным договором должно быть установлено:
совместное ведение дел, при котором для совершения каждой сделки нужно согласие всех товарищей
ведение дел одним или несколькими из участников, остальные при этом могут совершать сделки при наличии доверенности от уполномоченных лиц
Полномочия по ведению дел одним из товарищей прекращаются судом по требованию одного или нескольких участников при наличии веских оснований.
Полный товарищ не вправе совершать от своего имени в своих интересах (или в интересах третьих лиц) сделки, однородные с теми, которые составляют предмет деятельности товарищества, без согласия остальных полных товарищей.
При нарушении – товарищество вправе потребовать возмещение убытков или передачи полученной выгоды товариществу.
Полное товарищество
Управление осуществляется по общему согласию всех участников, если учредительным договором товарищества не предусмотрено принятия решения большинством голосов.
Каждый участник имеет один голос, если учредительным договором не определен другой порядок определения количества голосов участников
Товарищество на вере
Управление осуществляется полными товарищами.
Вкладчики не вправе участвовать в управлении и ведении дел, а также оспаривать действия полных товарищей.
Вкладчики вправе получать информацию о деятельности товарищества и знакомиться с его годовыми отчетами и балансами.
Распределение прибыли и убытков
Прибыль и убытки полного товарищества и товарищества на вере распределяются между полными товарищами пропорционально долям в складочном капитале, если иное не предусмотрено учредительным договором или соглашением между участниками.
Вкладчик товарищества на вере вправе получать часть прибыли, причитающуюся на его долю, и несет риск убытков в пределах внесенного им вклада.
Не допускается соглашение об устранении какого-либо из участников об участие в прибыли или убытках.
Если вследствие нанесенных товариществом убытков стоимость его чистых активов станет меньше размера складочного капитала, прибыль не распределяется между участниками до тех пор, пока стоимость чистых активов не привысит размер складочного капитала.
Управление
Слайд 44Обществом с ограниченной ответственностью признается учрежденное
одним или несколькими лицами хозяйственное
общество, уставный капитал
которого разделен на доли определенных учредительными документами
размеров; участники общества не отвечают по его обязательствам и несут
риск убытков, связанных с деятельностью общества, в пределах стоимости
внесенных ими вкладов. Общество несет ответственность по всем обязате-
льствам принадлежащим ему имуществом.
ФЗ “Об обществах с ограниченной ответственностью” от 8 февраля 1998 г.
№14 – ФЗ (в ред. от 21 марта 2002г.).
Участники общества с ограниченной ответственностью ( не более пятидесяти)
Вправе:
участвовать в управлении делами;
принимать участие в распределении прибыли;
продать или уступить свою долю в уставном капитале общества или часть ее одному или нескольким участникам данного общества;
в любое время выйти из общества независимо от согласия других его участников
получить в случае ликвидации общества часть имущества, оставшегося после расчетов с кредиторами или его стоимость.
Обязаны:
вносить вклады в уставный капитал общества;
не разглашать конфендициальную информацию о деятельности общества;
нести дополнительные обязанности, определенные уставом общества или возможные по единогласному решению общего собрания, которые не могут переходить при отчуждение его доли к приобретателю доли.
Слайд 45Основные характеристики акционерного общества:
Уставной капитал разделен
на определенное число акций
Участники акционерного
общества
(акционеры) не отвечают по его
обязательствам
Акционеры несут риск убытков,
связанных с деятельностью общества
в пределах стоимости принадлежащих
им акций
Слайд 46Типы акционерных обществ
По признаку
экономических
отношений
По признаку
размещения
акций
По признаку
государственной
принадлежности
Основное
(материнское)
Дочерние
Зависимые
Сестринские
Российское
Иностранное
Совместное
Открытое
Закрытое
Работников
Слайд 47Разновидности концернов
Объединение предприятий посредствам
долевого участия в акционерном капитале
Концерны подчинения
Концерны координации
А
Основное (материнское)
общество
Б
В
Г
Д
Е
Ж
а)
60%
50%
100%
25%
40%
75%
30%
1-я
ступень
2-я ступень
Взаимно-дочерние
(сестринские) общества
А
В
Б
70%
40%
29%
35%
30%
60%
Взаимный обмен акциями
б)
Слайд 48Размещенность акций
Размещенные
Объявленные
Обыкновенные
Привилегированные
«Золотая
акция»
Категории
акций
Консолидация
Дробление
Форма
конвертации
С фиксированным
дивидендом и (или)
ликвидационной
стоимостью
С дивидендом
устанавливаемым
путем аукциона
Конвертируемые в
другие ценные
бумаги
общества
С дополнительным
участием в прибылях
Погашаемые
С корректируемым
дивидендом
С фиксированным
дивидендом
с правом выкупа
Кумулятивные
Конвертируемые в
обыкновенные и
привилегированные
других типов
Слайд 49Дивидендная модель
расчета рыночной цены акции
Р
=
D +
r
p
(E – D)
p
где P –
рыночная цена акции;
D – дивиденды в расчете на одну акцию;
E – прибыль на акцию;
r – рентабельность инвестиций;
р – рыночный уровень капитализации.
Слайд 50Структура и компетенция органов
управления акционерного общества
Общее собрание
акционеров
Председатель
Совета директоров
Совет директоров
Коллегия
государственных
управляющих
Генеральный
директор
(директор)
Управляющий
Генеральный
директор
(директор)
Правление
Управляющая
организация
исполнительный орган
(варианты)
Рабочие органы функционально-
программно-целевого управления
Высший орган управления
Избирается советом директоров
Избирается общим собранием,
осуществляет общее руководство
(стратегическое управление)
Осуществляет управление
государственным пакетом
акций
Образуется по мнению общего собрания или
Совета директоров
Структура, функции и полномочия
устанавливаются
корпоративными
документами
Осуществляет
руководство
текущей
деятельности
(оперативное)
управление
Осуществляет
конкретное
управление
текущей деятельности
Слайд 51Формы объединения предприятий
Картель
Синдикат
Трест
Консор-
циум
Холдинг-
компания
Конгло-
мерат
Слайд 52Виды холдинговых компаний
Чистые
холдинги
Субхолдинги
Смешанные
холдинги
Финансовые
холдинги
Слайд 53Предприятия считается малым, если оно отвечает трем требованиям:
доля участия в
уставном капитале субъектов РФ, общественных, религиозных организаций, различных фондов не должно превышать 25%;
доля, принадлежащая юридическим лицам, не являющихся субъектами малого предпринимательства, не должна превышать 25%;
средняя численность работников не должна превышать:
в промышленности, строительстве и на транспорте – 100 человек
в сельском хозяйстве – 60 человек
в оптовой торговле – 50 человек
в розничной торговле – 30 человек
в остальных отраслях – 50 человек
Слайд 54Система франчайзинга
Франчайзинг
Товарный
Произво-
дственный
Деловой
Дочерний
Конверси-
онный
Индивидуальный
Региональный
С владением
многими
предприятиями
С владением
многими
предприятиями
С владением
многими
предприятиями
Франчайзи
Франчайзер
Франчайзер
Франчайзер
Франчайзер
Франчайзи
Франчайзи
Франчайзи
Франчайзи
Франчайзи
Субфранчайзер
Субфранчайзер
предприятие
предприятие
Виды франчайзинга
Слайд 55Тема 4
Организация и регистрация предпринимательской деятельности
Слайд 56Задачи темы:
раскрыть содержание подготовительного этапа;
выявить мотивы, побуждающие граждан заняться
предпринима-
тельской деятельностью;
показать пути разработки концептуальной идеи;
раскрыть содержание организационного этапа деятельности
предприятия;
показать состав и содержание учредительных документов.
Слайд 57Мотивы, побуждающие людей открывать свое дело
Желание
избежать
принудите-
льного
режима
работы
Стремление
быть
хозяином
самому
себе
Самостояте-
льно прини-
мать управ-
ленческие
решения
Возможность
владеть
собствен-
ностью
Эффектив-
но исполь-
зовать
свои
знания,
квалифика-
цию
Внутренняя среда
предпринимательской
фирмы
Внешняя среда
предпринимательской
фирмы
Слайд 58Внешняя среда предпринимательской фирмы включает:
Политическую обстановку
Действующее законодательство
Экономическую обстановку,
включая инфраструктуру бизнеса
Слайд 59Внутренняя среда связана:
с личностными качествами предпринимателя
с наличием капитала
с
организующими возможностями производства
с материально-техническим обеспечением
с возможностями управления персоналом
с возможностью финансового менеджмента
с маркетинговой деятельностью
Слайд 60Важнейшие качества предпринимателя
Профессионализм
Способность к
многовариантности
решений
Уверенность в
своих силах
Коммуникабельность
Готовность к риску
Умение прогнозировать
Слайд 61Капитал
предпринимателя
Наличные деньги
Материальные ресурсы
Заемный капитал
Собственный капитал
Слайд 62Концептуальная идея – это относительно того:
что, как и для кого
производить
Два основных подхода к разработке концептуальной идеи:
Первый подход:
Второй подход:
Я умею это делать
профессионально и
могу самостоятельно
продавать резуль-
таты своего труда
Я вижу, в чем есть
потребность на рынке
и могу предложить
товар (услугу),
удовлетворяющую
эту нужду
Слайд 63Факторы, влияющие на выбор
организационной формы бизнеса
Цели бизнеса
и его пути
осуществления
Способ
образования
стартового
капитала
Формы
и
методы
управления
бизнесом
Форма
собственности
имущества
Законодатель-
ная и норма-
тивная база
Слайд 64Хозяйственные товарищества и общества
Индивидуальные
предприниматели
Граждане
Физические
лица
Полное ХТ
(не менее
двух
товарищей)
ХТ на вере
(не менее
одного
товарища
и одного
вкладчика)
АО
может
быть созда-
но одним
или неско-
лькими ХО
Коммерческая
организация
Юридические лица
государственных и
муниципальных
организаций
Граждане
Физические
лица
Полные
товарищества
Полные
товарищества
участник,
вкладчик
Участник,
вкладчик
Слайд 65Бизнес-план
Оптимальный расчет
организации
предпринимательского
дела в статике
Бизнес-проект с
учетом динамики
отношений всех
участников
Один из наиболее распространенных видов
проекта,
который представляет собой
системный комплекс расчетов системы
организации производства и реализации
какой-либо продукции или какого-либо дела
Задачей бизнес-плана является определение:
целесообразности, эффективности бизнес-идеи инициаторов проекта
прибыльности, рентабельности проекта для инвестора
проектных и исполнительных маневров партнеров по бизнес-проекту
Слайд 66Блоки расчетов, наиболее распространенные в бизнес-проекте
5.Блок данных по
проектированию
товара-продукта
фирмы
6.Блок данных по
организации
производства
производственной
системы
7.Блок данных
календарного
планирования
формированием,
организацией
и
реализацией
бизнес-плана
8.Блок данных
по управлению
рисками
проекта
9.Блок по
прогнозирова-
нию и упра-
влению
развитием
проекта
1.Финансовый
блок
2.Блок данных по
организационно
-правовой
основе
предприятия
4.Блок данных
исследования
рынка
маркетинга
10.Блок
личностных
характеристик
лидеров
3.Блок данных по
организационно
-структурным
подразделениям
предприятия
Только для
внутреннего
пользования
Упрощенное проектирование
структуры управления без
учета других структур
Только в случае
массового
рынка
Блоки оригинальные
не имеющие аналогов
Блоки расчетов, объективно необходимых для рыночного
управления коммерческим инвестиционным проектом
Системно-комплексный контур блоков расчетов бизнес-проекта
Слайд 67Структура бизнес-плана
Наименование раздела
Содержание раздела
1. Товар-продукт фирмы
Формирование образа
товара
Характеристика товара-продукта.
Отличительные особенности товара-продукта,
оценка конкурентоспособности товара-продукта.
Определение специализации проектируемой
Фирмы. Жизненный цикл товара.
2. Маркетинг-бизнеса
Формирование образа потребителя.
Оценка сегмента рынка конкретного потребителя.
Изложение стратегии маркетинга фирмы.
Ценообразование, ценовая политика фирмы.
Каналы сбыта продукции.
Условия поставки, продаж.
Материально-техническое снабжение.
Стимулирование сбыта.
Послепродажное обслуживание.
Реклама товара, реклама фирмы.
3. Производственный
план
Разработка плана производства.
Разработка технологического процесса бизнеса.
Определение характеристик применяемого
оборудования.
Проектирование методов организации производства
Слайд 68
Проектирование производственной структуры
Проектирование организации управления
4. Проектирование
организационно-
правовой
формы
производственной
структуры
Выбор организационно-правовой формы произво-
дственной системы.
Льготы, налоги, лицензии, сертификаты.
Способ организации фирмы.
Местоположение фирмы, название, юридический
адрес, уставной фонд, численность работающих,
объем производства, кадровый состав.
5. Финансовый план
Валовый доход.
Полная себестоимость бизнеса.
Валовая прибыль.
Размер налогов.
Чистая прибыль.
Капитальные вложения.
Оборотный капитал.
6. Подведение итогов
бизнеса
Оценка инвестиционного проекта.
Инвестиционная политика фирмы.
Составление финансовых документов бизнес-проекта
7. Управление риском
Резюме
Заключение
Приложения
Слайд 69Алгоритм создания организации состоит:
Стадия учреждения.
Учреждение представляет собой стадию, в ходе которой
вырабатывается и должным образом оформляется решение о
создании организации
Стадия государственной регистрации.
Юридическое лицо считается созданным с момента его
государственной регистрации. Юридическое лицо подлежит
государственной регистрации в органах юстиции в порядке,
определенном законом о регистрации юридических лиц. Данные
государственной регистрации, фирменное наименование
включаются в единый государственный реестр юридических лиц,
открытый для всеобщего ознакомления. Отказ в государственной
регистрации юридического лица возможен вследствие нарушения
установленного законом порядка образования юридического лица
или несоответствие его учредительных документов закону. Отказ
в государственной регистрации, а также отклонение от такой
регистрации могут быть обжалованы в суде.
Слайд 70Учредительные документы коммерческой организации
Виды
коммерческой
организации
Юридическое лицо действует на основании устава, либо
учредительного
договора. В случае, предусмотренным законом, юридическое лицо, не
являющееся коммерческой организацией может действовать на основании
общего положения.
Положение об
организациях
данного вида
Учредительный договор
(заключается участниками
(учредителями))
Устав
(утверждается
участниками)
Полное
товарищество
Товарищество на
вере (коммандитное
товарищество)
Закрытое акционер-
ное общество
Открытое акционер-
ное общество
Общество с ограни-
ченной ответствен-
ностью
Производственные
кооперативы
(артели)
Государственные
муниципальные
предприятия
*
*
*
*
*
*
*
Договор о
создании АО
Договор о
создании АО
Примечание:
Отмечена обязанность данного документа
Слайд 71Содержание учредительных документов юридического лица
(общие сведения)
Учредительный документ
Устав
Учредительный договор
Наименование юридического лица и
места его нахождения.
Порядок управления юридического лица.
Другие сведения, предусмотренные законом для юридических лиц
соответствующего вида.
Предмет и цели деятельности юридического лица.
Учредители обязуются создать юридическое лицо и
определяют:
- порядок совместной деятельности по его созданию;
- условия передачи ему своего имущества и участие в
его деятельности;
- условия и порядок распределения между участниками
прибыли и убытков;
- управление деятельностью юридического лица;
- выход учредителей (участников) из его состава.
Слайд 72Тема 5
Формы вступления в среду
предпринимательства
Слайд 73Разновидности форм вступления
в среду предпринимательства
Участие в
соучреждении
нового предприятия
Покупка
предприятия
Выкуп
партнерской
доли
Наследование
и дарение
Слайд 74Объекты экспертной оценки бизнес-проекта
потенциальным соучредителем
Цели
бизнеса
Экономическая
конъюнктура
в регионе,
отрасли
Знания, опыт,
умение и
способности
учредителей
Роль
соучредителя
в деятельности
фирмы
Уровень
проработки
учредительных
документов
Слайд 75Покупка предприятия означает
переход собственности со всеми
вытекающими правами и обязанностями
Слайд 76Формы покупки предприятия
Покупка по
балансовой
стоимости
Покупка
По
«Доходам»
Покупка
через
аукцион
Покупка
зарегистрированного
но пока еще не
зарегистрированного
предприятия
Слайд 77Балансовая стоимость
предприятия включает:
Слайд 78- остаточную стоимость основных производственных фондов;
- стоимость товарно-материальных ценностей;
- стоимость ценных
бумаг других юридических лиц;
- денежную наличность;
- дебиторскую задолженность;
- кредиторскую задолженность.
Слайд 79Типология форм участия в предпринимательской деятельности (по А. В Бусыгину)
Предприниматель
Предпринимательская
деятельность по производству товаров
Традиционная предпринима-тельская деятельность
Инновационная предпринима-тельская деятельность
Традиционная предпринимательская деятельность с частичной инновацией
- Основная деятельность
- Вспомогательная деятельность
- Основная деятельность
- Вспомогательная деятельность
Посредническая предпринимательская деятельность
Агент
- производителей
- полномочный по сбыту
- по закупкам
Комиссионер
Брокер
Оптовик – купец
- оптовая фирма
- оптовый дистрибьютор
- снабженческий (торговый) дом
Дистрибьютор
- промышленных товаров
- потребительских товаров
Дилер
Торговый маклер
Консигнатор
Торговый представитель
Коммивояжер
Посылторговец
Аукционист
Банкир
Биржевик (биржевой маклер)
Слайд 80Схема отношений при продаже
предприятия с аукциона
Слайд 81Аукционатор
Собственник товара
Аукционист
Тот, кто проводит аукцион
Аукционер
Потенциальный покупатель
передача
продажа
Слайд 82Схема отношений
по биржевой сделке
Слайд 831 – поручение продавца брокеру
2 – поручение покупателя брокеру
3 – совершение
сделки с поручениями продавца и покупателя
Слайд 84Одновременное коммерческое
представительство
разных сторон сделки
Слайд 85Коммерческий представитель сторон А и Б
Сторона Б сделки
Совершение сделки от имени
А и Б
Договор
коммерческого
представительства
Сторона А сделки
Договор
коммерческого
П
Слайд 86Тема 6
Реорганизация фирмы. Ликвидация фирмы. Банкротство
Слайд 87Виды реорганизации фирмы
Слияние
Присое-
динение
Разделение
Выделение
Преобразование
Слайд 89Технология разделения и выделения фирм
Слайд 90Технология слияния, присоединения и преобразования фирм
Слайд 93Ликвидация фирмы
Фирма может быть ликвидирована:
1. Добровольно
2. По решению судебных органов
Слайд 94Ликвидация фирмы по решению судебных органов происходит в следующих случаях:
когда фирма
признает себя банкротом;
при нарушении законодательства;
при осуществлении деятельности, занятие которой запрещено законом;
при нарушении норм экологической безопасности.
Слайд 95 Ликвидация начинается с того, что учредители (участники) или орган, принявший решение
об этом, направляют письменное сообщение о ликвидации органу, осуществляющему государственную регистрацию.
В Государственный реестр вносятся записи о том, что данная фирма находится в процессе ликвидации.
Пока идет процесс ликвидации, фирма продолжает существовать в качестве субъекта гражданского права, которым управляет ликвидационная комиссия.
Фирма, после начала ее ликвидации, вправе предъявить различные требования в арбитражный суд, в том числе о признании недействительным самого решения государственного органа о ее ликвидации.
Слайд 96Ликвидационная комиссия должна:
дать объявление о ликвидации;
собрать долги фирмы;
рассчитаться с кредиторами;
направить персональное уведомление всем выявленным его кредиторам, включая тех, у кого срок требований еще не наступил;
составить промежуточный баланс, который утверждается учредителями (участниками) или органом, принявшим решение о ликвидации.
Слайд 97ГК РФ устанавливает очередность удовлетворения требований кредиторов.
Требования разбиты на 5 очередей:
Требования
граждан, перед которыми юридическое лицо имеет ответственность за вред, причиненный их жизни и здоровью.
Расчеты, связанные с выходным пособием и оплатой труда тем, кто работает по трудовому договору (в том числе по контракту), а также с выплатой причитающегося вознаграждения по авторским договорам.
Требования, обеспеченные залогом имущества ликвидированной фирмы.
Погашение задолженности по платежам в бюджет и внебюджетные фонды.
Расчеты с остальными кредиторами
Слайд 98Банкротство
Банкротом признается фирма, которая не в состоянии удовлетворить требования кредиторов в
связи с тем, что ее обязательства превысили стоимость ее имущества.
Внешние и внутренние факторы банкротства взаимообуславливают друг друга и взаимовлияют, осложняя нормальное течение предпринимательства и приводят к нежелаемым результатам.
Слайд 99Внутренние факторы банкротства
неправильная концептуальная идея фирмы;
низкие предпринимательские способности;
плохой менеджмент;
высокая доля заемного
капитала;
старение основного капитала;
резкое снижение спроса на продукцию, работы, услуги предприятия.
Слайд 100Внешние факторы банкротства
увеличение цен на ресурсы;
стихийные бедствия;
нестабильность и противоречивость законодательства;
отсутствие достаточной
конкурентной среды или очень сильная конкуренция;
общая экономическая ситуация в стране, отрасли, регионе и т.п.
Слайд 101Стратегия предотвращения банкротства:
постоянно осуществлять маркетинговые исследования и разработки, что позволит
расширять возможности фирмы на рынке;
постоянно осуществлять исследования внутренних и внешних факторов успеха и неуспеха фирмы;
стремиться к быстрой оборачиваемости капитала, не допускать сверхнормативных запасов сырья, топлива и т.п., не иметь неиспользуемого оборудования, следить за платежеспособностью фирмы, своевременно (без штрафов и пени) осуществлять необходимые платежи в бюджет и возвращать кредиты.
Слайд 102По отношению к несостоятельной фирме в РФ применяются процедуры банкротства:
Наблюдение
Мировое
соглашение
Внешнее управление
Конкурсное производство
Иные процедуры, предусмотренные законом о банкротстве
Слайд 103Реорганизационные меры направлены на поддержание деятельности и оздоровление предприятия-должника с целью
предотвращения ликвидации.
Они включают:
внешнее управление имуществом, когда управление фирмой принимает управляющий, назначенный арбитражным судом.
Такое управление вводится по ходатайству:
должника;
кредитора;
собственника предприятия.
Слайд 104Конкурсное производство
Как правило, не может превышать год. С момента его
открытия органы управления должника устраняются от руководства, назначается конкурсный управляющий, который опубликовывает в соответствующий изданиях ("Вестник Высшего Арбитражного Суда РФ" и др.) о банкротстве должника и открытии конкурсного производства.
К конкурсному управляющему переходят все полномочия по управлению делами должника, распоряжение его имуществом, соответствующая его оценка и определение конкурсной массы - имущества должника на момент открытия конкурсного производства. Законом РФ "О несостоятельности (банкротстве)" определяется очередность удовлетворения требований кредиторов.
Слайд 105Внешнее управление вводится арбитражным судом на основании решения собрания кредиторов. Оно
вводится на срок не более двенадцати месяцев, который может быть продлен, но не более чем на шесть месяцев.
Внешний управляющий вправе:
самостоятельно распоряжаться имуществом должника;
заключать от имени должника мировые соглашения;
заявлять отказ от исполнения договоров должника.
Внешний управляющий обязан:
принять имущество должника и провести его инвентаризацию;
открыть специальный счет для проведения внешнего управления и расчетов с кредиторами;
вести статистическую и бухгалтерскую отчетность;
рассматривать требования кредиторов, вести их реестр, представить отчеты о своей деятельности;
составить план внешнего управления;
разработать меры по восстановлению платежеспособности должника;
в случае необходимости осуществлять продажу предприятия, части его имущества;
представить отчет о своей деятельности.
Слайд 107Конкуренция - состязательность хозяйствующих субъектов, когда их самостоятельные действия эффективно ограничивают
возможность каждого из них односторонне воздействовать на общие условия обращения товаров на соответствующем товарном рынке
Слайд 108Рынок покупателя
Существует тогда, когда имеет место превышение предложения товара (услуги) над
спросом при фиксированной цене. Приоритетное положение потребителей. Производители реализуют свой экономический интерес, вступая в соперничество за внимание потребителей.
Слайд 109Рынок продавца
Ему присуще превышение спроса на товар (услугу) при фиксированной цене.
Преобладание рынка продавца ведет к конкуренции между потребителями за внимание продавцов
Слайд 110Различают три типа конкурентного поведения:
Креативное
Действия предпринимателей направлены на создание новых компонентов
рыночных отношений, которые обеспечивали бы превосходство над соперниками (новая продукция, новые технологии и организация производства, новые формы распределения и сбыта, новая реклама и т.п.)
Обеспечивающее
Действия предпринимателей направлены на сохранение на длительную перспективу достигнутых позиций на рынке за счет снижения цен, улучшения качества, видоизменения ассортимента, оказания гарантийных и других услуг, связанных с потреблением их продукции
Приспособленческое
Действия предпринимателей направлены на учет новшеств у конкурентов, на попытку упредить, если это возможно, действия соперников, связанных с модернизацией производства и обращения. Главным является копирование в возможно более сжатые сроки достижений соперников
Слайд 111Методы конкурентного соперничества
Ценовые
уменьшение издержек производства товаров;
уменьшение издержек обращения товаров;
неизменность ассортимента
и качества;
Неценовые
изменение свойств продукции;
придание продукции качественно новых свойств;
создание новой продукции для удовлетворения тех же потребностей;
создание новой продукции для удовлетворения потребностей, не существующих ранее;
обновление свойств товаров, имеющих символ моды, престижа;
в совершенствование услуг, сопутствующих товару (демонстрация, установка, гарантийный ремонт, обучение персонала и т.п.)
Слайд 112Ролевые функции фирмы
Лидеры
40%
30%
20%
10%
Претенденты на лидерство
Ведомые
Новички
Слайд 113Типы конкурентов
Крупные высокоустой-чивые фирмы с массовым производством
Специализированные фирмы, работающие в своих
нишах
виоленты
патиенты
эксплеренты
коммутанты
Мелкие и средние фирмы эксперимен-тального производства
Мелкие универсаль-ные фирмы, использующие эффект гиб-кости маневра
Слайд 114Регулирование конкуренции включает
1) методы административного (законодательного) регулирования;
методы нормативно-ориентирующего (корректирующего) регулирования
Административное
(законодательное) регулирование основывается на противодействии недобросовестной конкуренции, монополизации экономики путем издания законодательных актов и контроля со стороны соответствующих государственных органов за их использованием.
Слайд 115Методы недобросовестной конкуренции:
Слайд 116самовольное использование чужого товарного знака, фирменного наименования, маркировки товара, самовольное копирование
формы, упаковки, внешнего оформления товаров других фирм;
распространение неверных (ложных) сведений или представление точных сведений, но в извращенном смысле, который может нанести ущерб репутации и кредитоспособности конкурентов;
некорректное сравнение товаров в процессе рекламной деятельности;
оказание влияния на решения конкурента с целью приобретения преимуществ над ним;
приобретение коммерческой тайны конкурента без его согласия, самовольное использование или разглашение конфиденциальной информации;
введение в заблуждение потребителей относительно качества, потребительских свойств, способа и места изготовления товаров;
прямой обман потребителей и заказчиков.
Слайд 117Методы монополистической практики:
завязывание партнерам дискриминационных условий договоров;
изъятие товаров из обращения,
ограничение или прекращение производства товаров для создания дефицита, т.е. нехватки;
предварительный сговор об искусственном повышении, снижении или поддержании цен;
навязывание покупателю принудительного ассортимента в качестве условия продажи того или иного товара;
предварительный сговор об отказе вести дела с потенциальными партнерами;
совмещение руководящих постов одними и теми же лицами в двух и более фирмах, производящих и продающих аналогичные товары или услуги
Слайд 121Наряду с законодательным регулированием в рыночной экономике широко используются методы нормативно-регулирующего
воздействия: государственные заказы, дифференцированные налоги или другие льготы по налогообложению, льготные кредиты, государственные субсидии и др. меры воздействия
Слайд 122Коммерческие сделки и контракты
Тема 8
Слайд 123Коммерческая сделка это соглашение между двумя или несколькими партнерами на поставку
товаров, работ, услуг, обмен информацией или результатами интеллектуальной деятельности
Сделки
Международная сделка
В ней участвуют фирмы - представители разных стран, не зарегистрированные на территории продавца или покупателя
Внутренняя сделка
В ней участвуют фирмы - представители одной страны, а также инофирмы, зарегистрированные в стране покупателя или продавца
Слайд 124Коммерческие сделки
Основные сделки:
купля-продажа продукции, работ, услуг;
обмен результатами интеллектуальной деятельности (интеллектуальной собственности);
аренда
факторов производства;
аренда товаров, работ;
организация туризма и др.
Вспомогательные сделки:
перевозка, транспортировка грузов;
страхование грузов при перевозке и хранении;
складирование, хранение груза;
операции по проведению расчетов между партнерами по сделке (различные банковские операции) и др.
Слайд 125Методы проведения коммерческих сделок
Методы
напрямую с партнером
в комбинации
Слайд 126Плюсы и минусы прямых сделок
+ прямых сделок:
покупатель уверен в
поставке именно того товара (работ, услуг и т.д.), который ему нужен;
связи, как правило, на стадии подготовки к производству товара - возможность корректив;
связи, как правило, и после поставки (эксплуатация, ремонт, гарантия и проч.)
- прямых сделок:
необходимость в специалистах по обеспечению перевозки, хранения, страхования, для выполнения таможенных формальностей;
наличие необходимой материальной базы (транспорт, склад);
дополнительные расходы (реклама и проч.)
Слайд 127Этапы коммерческой сделки
Поиск и выбор партнера;
Подготовительная работа по составлению контракта;
Заключение контракта;
Деятельность
по реализации условий контракта.
Слайд 128Особенности внешнеэкономического контракта
Под внешнеэкономической деятельностью понимается предпринимательская деятельность в области
международного обмена товарами, работами, услугами, информацией, результатами интеллектуальной деятельности, в т.ч. интеллектуальной собственностью
Слайд 129Риски внешнеэкономической деятельности
время и расстояние - кредитный риск и длительное время
исполнения контракта;
изменение курса валют - валютные риски;
различия в национальном законодательстве, в обычаях торговли;
правительственные постановления, валютный контроль, международные соглашения;
страновой риск.
Слайд 131Участники внешнеторговой деятельности:
Российские участники:
1) юридические лица, созданные в соответствии с
российским законодательством, имеющие постоянное местонахождение на ее территории;
2) физические лица, имеющие постоянное или преимущественное место жительства в РФ и зарегистрированные в качестве индивидуального предпринимателя.
Иностранные участники:
1) юридические лица, гражданская правоспособность которых определяется по праву иностранного государства, в котором они учреждены;
2) физические лица:
иностранные граждане, правоспособность которых определяется по праву государства, гражданами которого они являются;
лица без гражданства, гражданская дееспособность которых определяется правом государства, в котором они имеют постоянное место жительства (доцимилированы).
Слайд 132Структура контракта
документы по обеспечению производства товара (работы, услуги);
документы по подготовке
товара к отгрузке;
коммерческие документы (счета);
документы по платежно-банковским операциям;
страховые документы;
транспортные документы;
таможенные документы.
Законодательством установлена письменная форма контракта, поскольку с ним связано большое количество документов:
Слайд 133Схема внешнеэкономического контракта
Преамбула
Предмет контракта
Цена контракта
Сроки поставки
Условия платежа
Упаковка и маркировка груза
Заявление
претензий
Санкции за нарушение сторонами обязательств и возмещение убытков
Обстоятельства неодолимой силы ("форс-мажор")
Арбитраж - разрешение спорных вопросов
Слайд 134Классификация базисных условий поставки "Инкотермз-1990"
Слайд 135Санкции за невыполнение сторонами обязательств и возмещение убытков определяют размеры и
предельные суммы штрафов (10-15% от цены контракта) за нарушение обязательств по контракту
Санкции
К продавцу (экспортеру)
нарушение сроков поставки
нарушение условий поставки
несоответствие качества
нет соответствующей упаковки
продолжить самостоятельно...
К покупателю (импортеру)
задержка платежа
неплатеж
несвоевременная разгрузка
продолжить самостоятельно...
Слайд 136При расчетах по контракту используют:
Наличные платежи - банки осуществляют расчеты
при получении товаросопроводительных документов или самого товара. Платеж осуществляется в безналичной форме, посредством записей на счетах;
В кредит, когда один из партнеров кредитует другого. В этом случае часто используется вексель или авансовые платежи;
Иногда встречается расчет в виде кредита с опционом наличного платежа
Открытый счет
Банковский перевод
Документарное инкассо
Документарный аккредитив
Слайд 138Инфраструктура - это обязательный компонент любой целостной экономической системы. Слово "инфраструктура"
обозначает основание, внутреннее строение экономической системы. Инфраструктура в бизнесе представляет собой совокупность элементов обеспечивающих свободный обмен и перелив различного рода ресурсов: финансовых, товарных, трудовых, информационных т.д. и увязывающих это движение в единое целое. Инфраструктура бизнеса обеспечивает его успешное функционирование.
Слайд 139Основные элементы инфраструктуры бизнеса
Слайд 141Товарный рынок
торговые посредники;
биржевые посредники;
аукционы, ярмарки и другие формы организованного внебиржевого
посредничества
Слайд 142Рынок труда
система регулирования занятости населения;
профессиональные союзы работающих по найму;
система высшего
и среднего специального образования
Слайд 143Биржа труда - государственное учреждение, главная задача которого - контроль за
трудовой деятельностью. В функции биржи труда входит не только трудоустройство безработных, их учет и выплата пособий, но и посредничество в перемене места работы, изучение рынка рабочей силы, информирование предпринимателей и работников о его конъюнктуре.
Слайд 144Служба занятости выполняет следующие основные функции:
Слайд 145анализирует, прогнозирует спрос и предложение на рабочую силу и информирует о
состоянии рынка труда;
ведет учет свободных рабочих мест и работников, обращающихся по вопросам трудоустройства;
предоставляет информацию о возможности получения работы и об обеспечении рабочей силой;
оказывает помощь в выборе подходящего места;
Оказывает услуги в профессиональной ориентации, организует профессиональную переподготовку;
обеспечивает регистрацию безработных и выдает пособия по безработице;
разрабатывает программы занятости.
Слайд 146Источниками финансов фонда занятости являются:
обязательные страховые взносы с заработной платы
работников в пределах общей суммы взимаемых налогов;
обязательные отчисления предпринимателей;
средства бюджета
Слайд 148эмиссионная система и эмиссионные банки;
кредитная система и коммерческие банки;
налоговая система;
фондовые и
валютные биржи;
система страхования и страховые компании;
аудиторские компании;
инвестиционные фонды
Слайд 149Информационный рынок
информационные технологии и средства деловой коммуникации;
рекламные агенства;
информационные агенства и
средства массовой информации;
консалтинговые компании
Слайд 150Под информационными технологиями понимаются способы автоматизированной переработки информации. В настоящее время
такая переработка осуществляется на основе электронно-вычислительных устройств, поэтому речь обычно идет об информационно-компьютерных технологиях: разработке и использовании компьютерных программ, создании баз данных, компьютерных сетей и т.д.
Слайд 151Группы субъектов, предоставляющих информационные услуги:
Слайд 152Специальные фирмы по разработке программного обеспечения;
Фирмы, обслуживающие компьютеры. Их услуги включают
проектирование вычислительных систем, программирование, обучение пользователей, управление сетями передачи данных, интеграцию систем и т.д.;
Менеджмент-консалтинговые и бухгалтерские фирмы, оказывающие услуги по применению новых информационных технологий в менеджменте, приспособлению стандартных программ к потребностям фирм,- выбору оборудования и интеграции вычислительных систем;
Производители компьютерного оборудования.
Слайд 153Распределение спроса на консалтинговые услуги по степени значимости:
Решение инвестиционно-финансовых проблем:
помощь в обосновании инвестиционных проектов, составление бизнес-планов, помощь в получении кредитов, минимизации налогообложения и т.п.;
Маркетинговые исследования;
Консультирование по бухгалтерскому учету;
Оценка имущества предприятия;
Вопросы банкротства;
Управление акционерными обществами;
Развитие регионов и территорий;
Валютное и таможенное законодательство.