Слайд 1Этика бизнеса
доклад
Евгений Поляков, компания ЛЕГАСС, генеральный директор
2006
Слайд 2Основные объекты отношений в системе деловой культуры
ДЕЛО
Мотивация
Цели
Средства
Профессия
«Я» в деле
ДРУГИЕ ЛЮДИ
Партнеры
Потребители
Социальные группы
«правила
игры»
ОБЩЕСТВО
Государство
Чиновники
Законы
Общественное мнение
ПРИРОДА
Экологические проблемы
регионов
Экологические проблемы
страны
Глобальные проблемы экономики
ЛИЧНОСТЬ ПРЕДПРИНИМАТЕЛЯ
Слайд 3Краткая история деловых отношений
«отдай, а то убью»
«дай мне это, а я
тебе дам то»
«мы больше выиграем вместе»
Слайд 4В Соединенных Штатах и в Западной Европе этика бизнеса давно уже
существует как научная дисциплина, исследующая в соответствующем ракурсе менеджмент, экономику, стратегическое планирование, финансы, учет, маркетинг. В сферу этики бизнеса входят взаимоотношения между корпоративной и универсальной этикой, проблема социальной ответственности бизнеса, вопросы приложения общих этических принципов к конкретным ситуациям принятия решений, влияние религиозных и культурных ценностей на экономическое поведение и др. Существуют специализированные периодические издания (например, Journal of Business Ethics) и большое количество монографий
Этика бизнеса на Западе
Слайд 5Три основных подхода к этике бизнеса
В этике бизнеса сложилось три основных
подхода к моральным проблемам бизнеса, опирающихся на три этических направления:
утилитаризм
деонтическая этика (этика долга)
«этика справедливости»
(Работы американских ученых М. Валаскеса, Дж. Ролза, Л. Нэш)
Слайд 6Этика утилитаризма
Морально оправданным считается такое действие, которое в итоге приводит к
максимально полезному эффекту. В обобщенной форме принцип утилитаризма формулируется следующим образом: какое-либо действие правомерно с этической точки зрения в том и только в том случае, если суммарный полезный эффект этого действия превышает суммарный полезный эффект любого другого действия, которое могло бы быть совершено вместо действия первого.
Слайд 7Деонтическая этика
Центральным в этом подходе является понятие права. И с этим
понятием приходится сталкиваться каждому бизнесмену. Термин "право" используется для описания нормированного отношения человека к чему-либо. Индивид обладает правом, если правомочен действовать определенным образом или правомочен вступать с кем-либо в некоторые отношения.
Действие является морально оправданным для данного лица в том и только в том случае, если причина, по которой осуществляется это действие, такова, что указанное лицо желало бы, чтобы все прочие лица в данной ситуации действовали бы так же.
- универсальность - личные мотивы должны быть универсальными ("А что если бы все поступали так же?"):
- обратимость - личные мотивы должны быть таковыми, чтобы лицо, их реализующее, могло желать использования этих мотивов другими лицами ("А что если бы я был на его месте?", "А что если бы с тобой поступили так же?").
Слайд 8«Этика справедливости»
«Этика справедливости» исходит из положения, что люди по своей природе
являются общественными существами, которые должны жить в обществе и создавать социальные структуры для поддержания его функционирования. Основная ценность для ее представителей - человеческое равенство и справедливость как его выражение. Вследствие этого моральным долгом, как он понимается в "этике справедливости". являются подчинение закону, который должен быть одинаков для всех, принятие справедливых законов, отсутствие дискриминации и привилегий
Слайд 9«Этика справедливости»
- «капиталистическая» справедливость - распределение благ должно осуществляться с учетом
индивидуального вклада в общее дело группы (фирмы, общества, человечества):
- «коммунистическая» справедливость-трудовые обязанности должны распределяться в соответствии со способностями, а блага в соответствии с потребностями;
- концепция справедливости, сформулированная американским ученым Дж. Ролзом в вышедшей в 1971 году книге «Теория справедливости»:
1. Каждый человек имеет равное право на наиболее широкие свободы, совместимые с аналогичными свободами других людей;
2. Неравенство по социально-экономическим параметрам должно быть таким, чтобы:
а) обеспечить максимум прибыли для наименее привилегированных лиц;
б) учреждения и должностные лица, являющиеся носителями власти, были доступны в равной мере для каждого.
Слайд 10В отличие от традиционной культуры, когда господствовала одна этическая система, в
современном обществе равноправно сосуществуют различные этические системы, что предполагает разную этическую оценку одних и тех же явлений в сфере бизнеса. Это особенно важно для России с ее традиционно сложившимся многообразием этических систем (православие, ислам, коммунизм).
Слайд 11Корпоративные кодексы
Первые корпоративные этические кодексы появились в США в начале XX
века.
Следующая стадия: начало 50-х годов (стали включаться антимонопольные законы)
1980 г. – ¾ опрошенных компаний имели этические кодексы
Кодексы существенно различаются как по содержанию, так и по объему.
Пример 1: Марктвенский банк: 19 страниц печатного текста разъясняют служащим «что такое хорошо и что такое плохо»
Пример 2: Крупная компьютерная компания «Крэй Рисерч Инкорпоретед»: всего 120 слов. «Сотрудники «Крэй» доверяют друг другу и уверены, что каждый выполняет свое дело по высшим этическим стандартам. Любое практическое решение – высоко моральное решение. «Крэй» не может и не хочет объяснять нам, как себя вести. Здравый смысл незаменим: он или есть или его нет. Существует простой тест, применимый в любых обстоятельствах: Как я буду чувствовать себя, если мои друзья и близкие узнают о моем поступке? Хотел бы я, чтобы сообщение о моих действиях появилось на первой полосе ежедневной газеты? Проверьте себя. Ставка – репутация компании и вы сами»
Слайд 12Профессиональные кодексы
охватывают отношения с партнерами, поставщиками, конкурентами.
Пример: Кодекс Ассоциации производителей мороженого
осуждает: подкуп служащих конкурента для промышленного шпионажа, слежку за распространителями и торговыми агентами конкурирующей фирмы, дачу взяток работникам транспортных предприятий с целью получения информации о грузах конкурента, принуждение служащих конкурирующей компании действовать во вред своей организации, преследование и запугивание конкурентов, давление на поставщиков конкурента, подкуп работников железной дороги с целью затруднить перевозку грузов соперника, …, предложение клиентам соперника товаров с необычной упаковкой и на сверхвыгодных условиях.
Слайд 13Принципы международного бизнеса - декларация круглого стола в Ко
Преамбула
Динамика занятости, капитала,
товаров и технологии приводит к тому, что бизнес принимает все более глобальные масштабы по заключаемым сделкам и их последствиям.
Законы и движущие силы рынка являются необходимым, но не достаточным руководством к действию.
Фундаментальными принципами являются ответственность за проводимую политику и действия в сфере бизнеса, уважение человеческого достоинства и интересов тех, кто имеет в бизнесе свою долю.
Разделяемые всеми ценности, включая обязательство о содействии всеобщему процветанию, также важны для мирового сообщества, как и для общин меньшего масштаба.
По этим причинам, а также благодаря тому, что бизнес может быть мощным посредником позитивных социальных перемен, мы предлагаем нижеследующие принципы как фундамент для диалога и действий ведущих бизнесменов в поисках ответственности в сфере бизнеса. Поступая таким образом, мы утверждаем необходимость моральных ценностей в принятии деловых решений.
Слайд 14Принципы международного бизнеса - декларация круглого стола в Ко
Главные принципы
Принцип
1. Ответственность бизнеса: от акционеров - к владельцам своей доли в бизнесе.
Ценность бизнеса для общества заключается в благосостоянии и рабочей занятости, которые он порождает, а также в пользующихся спросом товарах и услугах, которыми он обеспечивает покупателей за разумную цену, соизмеримую с их качеством. Для создания такой ценности бизнес должен поддерживать свое собственное экономическое здоровье и жизнеспособность, однако выживание является не главной целью.
Роль компаний - содействовать улучшению уровня жизни всех своих клиентов, служащих и акционеров, разделяя с ними богатство, которое они создают. Поставщики и конкуренты также вправе рассчитывать на уважение своих обязанностей со стороны компаний.
Как добропорядочные граждане местных, национальных, региональных и мировых общин, в которых они действуют, компании участвуют в проектировани и будущего этих общин.
Принцип 2. Экономическое и социальное влияние бизнеса: к прогрессу, справедливости и мировому сообществу.
Компании, создаваемые за рубежом для разработки, производства или продажи своей продукции, должны также содействовать социальному прогрессу этих стран, обеспечивая продуктивную занятость и помогая повышать покупательную способность их граждан. Эти компании должны также вносить свой вклад в соблюдение прав человека, в образование, благосостояние и обновление стран, в которых они работают.
Компании должны способствовать экономическому и социальному прогрессу не только тех стран, в которых они работают, но и всего мирового сообщества в целом посредством эффективного и бережного использования природных ресурсов, свободной и честной конкуренции, придавая особое значение модернизации технологии, методов производства, маркетинга и коммуникаций.
Слайд 15Принципы международного бизнеса - декларация круглого стола в Ко
Принцип 3. Этика
бизнеса: от буквы закона - к духу доверия.
Признавая законность коммерческих секретов, компании должны осознавать, что искренность, беспристрастие, правдивость, выполнение обещаний и открытость способствуют не только повышению доверия к себе и собственной стабильности, но и смягчению и большей эффективности коммерческих сделок, особенно на международном уровне.
Принцип 4. Уважение правовых норм.
Для того чтобы избежать разногласий в торговле и способствовать обеспечению равных условий для конкуренции в свободной торговле, а также справедливому и беспристрастному подходу ко всем участникам торговли, компании должны уважать международные и внутренние нормы. Кроме того, они должны признавать, что некоторые действия, даже совершаемые по закону, могут, тем не менее, привести к нежелательным последствиям.
Принцип 5. Поддержка многосторонних торговых отношений.
Фирмы должны оказывать поддержку многосторонним торговым системам GATT / Всемирная организация торговли и им подобным международным соглашениям (General Agreement on Tariffs and Trade, GATT - Общее соглашение о тарифах и торговле). Они должны содействовать прогрессивной и разумной либерализации торговли и смягчать те внутренние нормы, которые необоснованно препятствуют мировой торговле, даже если это делается во имя интересов национальной политики.
Принцип 6. Уважительное отношение к окружающей среде.
Бизнес должен охранять и там, где это возможно, улучшать окружающую среду, способствовать ее развитию и избегать расточительного использования природных ресурсов.
Принцип 7. Избегать противозаконных действий.
Бизнес не должен участвовать или мириться со взяточничеством, отмыванием денег или с другими бесчестными приемами. Без сомнения, он должен стремиться к сотрудничеству с остальными для искоренения подобной практики. Он не должен заниматься торговлей оружием или другими материалами, используемыми в террористической деятельности, распространением наркотиков или другими видами организованной преступности.
Слайд 16Принципы международного бизнеса - декларация круглого стола в Ко
Принципы ключевого партнерства
в бизнесе
Покупатели
Мы придаем большое значение отношениям со всеми покупателями, уважая их достоинство, независимо от того, покупают ли они наши товары и услуги непосредственно у нас, или приобретают их другими путями на рынке. Следовательно, мы имеем следующие обязательства перед ними:
обеспечивать своих клиентов товарами и услугами высшего качества в соответствии с их требованиями;
обходиться со своими клиентами честно во всех аспектах своей коммерческой деятельности, обеспечивая высокий уровень обслуживания для удовлетворения их потребностей;
предпринимать всемерные усилия для того, чтобы гарантировать то, что наши товары и услуги будут поддерживать или улучшать здоровье и безопасность клиентов, а также состояние окружающей Среды;
гарантировать уважение человеческого достоинства в предлагаемых товарах, маркетинге и рекламе;
уважать целостность культуры клиентов.
Слайд 17Принципы международного бизнеса - декларация круглого стола в Ко
Работники
Мы придаем большое
значение уважению достоинства всех работников . серьезному отношению к их интересам. Следовательно, мы имеем перед ними следующие обязательства:
обеспечивать своих работников работой и заработной платой, которые повышают их уровень жизни;
создавать такие условия труда для работников, которые не наносят ущерб их здоровью и человеческому достоинству;
быть честными в коммуникациях со своими работниками и обеспечивать им открытый доступ к информации, ограниченной лишь рамками закона и условиями конкуренции;
прислушиваться и, по возможности, реагировать на предложения работников, их идеи, требования и жалобы;
в случае возникновения конфликтов участвовать в открытых переговорах с работниками;
избегать дискриминационной политики и гарантировать работникам равные права и возможности независимо от пола, возраста, расовой принадлежности и религиозных убеждений;
стимулировать в рамках своего бизнеса использование труда работников с различным профессиональным уровнем на тех рабочих местах, где они могут принести наибольшую пользу;
обеспечивать охрану труда работников во избежание несчастных случаев и профессиональных заболеваний;
поощрять работников и помогать им в развитии необходимых навыков и знаний, внимательно относиться к серьезным проблемам занятости, часто связанным с принятием решений в бизнесе, а также сотрудничать с правительственными органами, трудовыми объединениями, другими службами и друг с другом по вопросам размещения рабочей силы.
Слайд 18Принципы международного бизнеса - декларация круглого стола в Ко
Владельцы и инвесторы
Мы
придаем большое значение доверию к нам со стороны наших инвесторов. Следовательно, мы имеем перед ними следующие обязательства:
обеспечивать профессиональный и тщательный менеджмент для гарантирования справедливой и конкурентоспособной прибыли на капитал наших владельцев и инвесторов;
обеспечивать владельцам и инвесторам открытый доступ к информации, ограниченной только рамками закона и условиями конкуренции;
сохранять, защищать и преумножать активы владельцев и инвесторов;
с вниманием относиться к требованиям, предложениям, жалобам и официальным резолюциям владельцев и инвесторов.
Слайд 19Принципы международного бизнеса - декларация круглого стола в Ко
Поставщики
Наши отношения с
поставщиками и субподрядчиками должны быть основаны на взаимном уважении. Следовательно , мы имеем перед ними следующие обязательства:
стремиться к справедливым и честным отношениям с ними во всех своих действиях, включая ценообразование, лицензирование и права на торговлю;
гарантировать им то, что наша коммерческая деятельность свободна от принудительных действий и ненужных судебных разбирательств;
способствовать развитию долговременных и устойчивых отношений с поставщиками в ответ на ценность, качество, конкурентоспособность и надежность нашего бизнеса; - делиться информацией с поставщиками и привлекать их к участию в процессе планирования;
расплачиваться с поставщиками вовремя и в соответствии с условиями договора о торговле; - поддерживать и отдавать предпочтение отношениям с поставщиками и субподрядчиками, которые в своей практике уважают человеческое достоинство.
Слайд 20Принципы международного бизнеса - декларация круглого стола в Ко
Конкуренты
Мы убеждены в
том, что здоровая экономическая конкуренция является одним из основных условий для повышения благосостояния стран и в конечном итоге - для справедливого распределения товаров и услуг. Следовательно, мы имеем следующие обязательства:
благоприятствовать развитию открытых рынков для торговли и инвестирования;
способствовать такому конкурентному поведению, которое выгодно в социальном и экологическом плане и при котором демонстрируется взаимное уважение между конкурентами;
воздерживаться от стремления, так и от участия в сомнительных платежах или услугах для получения преимуществ в условиях конкуренции;
уважать как физические, так и интеллектуальные права на собственность;
отказываться от добывания коммерческой информации нечестными или неэтичными средствами, такими, как промышленный шпионаж.
Слайд 21Принципы международного бизнеса - декларация круглого стола в Ко
Общины
Мы убеждены, что
будучи гражданами мировой общины, можем так же содействовать преобразованиям и восстановлению прав человека в этой общине, как если бы мы действовали в своих общинах. Мы таким образом обязаны:
поддерживать мир, безопасность, разноплановость и социальную интеграцию;
уважать целостность культуры каждой из общин;
быть добропорядочными корпоративными гражданами: осуществлять благотворительные пожертвования, делать вклады в образование и культуру, привлекать служащих к участию в делах общины и гражданских мероприятиях
(Основан в 1986 г. Фредериком Филипсом, президентом компании "Филлипс Электроникс" и Оливье Жискар дЭстеном, вице-председателем INSEAD. Объединил ведущих бизнесменов Европы, Японии, США. Задача - повышение роли бизнеса и промышленности как движущей силы прогрессивных глобальных перемен)
Слайд 23Семь принципов ведения дел в России (1912 г.)
Уважай власть. Власть -
необходимое условие для эффективного ведения дел. Во всем должен быть порядок. В связи с этим проявляй уважение к властителям порядка в узаконенных эшелонах власти.
Будь честен и правдив. Честность и правдивость - фундамент предпринимательства, предпосылка здоровой прибыли и гармоничных отношений в делах. Российский предприниматель должен быть безупречным носителем добродетели, честности и правдивости.
Уважай право частной собственности. Свободное предпринимательство - основа благополучия государства. Российский предприниматель обязан в поте лица своего трудиться на благо своей Отчизны. Такое рвение можно проявить только при опоре на частную собственность.
Люби и уважай человека. Любовь и уважение к человеку труда со стороны предпринимателя порождает ответную любовь и уважение. В таких условиях возникает гармония интересов, что создает атмосферу развития у людей самых разнообразных способностей, побуждает их проявлять себя во всем блеске.
Будь верен своему слову. Деловой человек должен быть верен своему слову. «Единожды солгавший, кто тебе поверит». Успех в деле во многом зависит от того, в какой степени окружающие доверяют тебе.
Живи по средствам. Не зарывайся. Выбирай дело по плечу. Всегда оценивай свои возможности. Действуй сообразно своим средствам.
Будь целеустремлен. Всегда имей перед собой ясную цель. Предпринимателю такая цель нужна как воздух. Не отвлекайся на другие цели. Служение «двум господам» противоестественно. В стремлении достичь заветной цели не переходи грань дозволенного. Никакая цель не может затмить моральные ценности.
Слайд 24Российский национальный кодекс деятельности в области информатики и телекоммуникации (1996)
Не производить
(копировать) и не использовать программные и технические средства информатики и телекоммуникаций без разрешения (лицензии) собственника (изготовителя) или правовладельца и не приобретенные на законных основаниях
Не нарушать законодательство об охране интеллектуальной собственности и признанные нормы авторского права на программные средства и БД
Не нарушать тайны передачи сообщения, не практиковать вскрытие ИС и сетей передачи данных
Не использовать наименования и аббревиатуры других фирм, компаний и организаций без их согласия
Не извлекать прибыль от использования товарного знака или символа, принадлежащего другой фирме или продукции
Слайд 25Двенадцать принципов ведения дел в России
Принципы личности
Принципы профессионала
Принципы гражданина России
Принципы гражданина
Земли
Слайд 26Двенадцать принципов ведения дел в России
Сформулированы Национальным фондом «Российская деловая
культура» (1999)
Прибыль важнее всего, но честь дороже прибыли
Уважай участников общего дела – это основа отношений с ними и самоуважения. Уважение и самоуважение даются выполнением принятых деловых обязательств
ПРИНЦИПЫ ЛИЧНОСТИ
Слайд 27Двенадцать принципов ведения дел в России
Всегда веди дело сообразно своим средствам
Оправдывай
доверие, в нем – основа предпринимательства и ключ к успеху. Стремись завоевать репутацию честного, компетентного и порядочного партнера. Будь таким, каким ты сам хочешь видеть своего лучшего партнера
Воздерживайся от насилия или угрозы применения насилия как способов достижения деловых целей
Конкурируй достойно. Не доводи деловые разногласия до суда. Самый надежный партнер – тот, который тоже выигрывает от сделки.
ПРИНЦИПЫ ПРОФЕССИОНАЛА
Слайд 28Двенадцать принципов ведения дел в России
Соблюдай действующие законы и подчиняйся законной
власти
Для законного влияния на власть и законотворчество объединяйся с единомышленниками на основе данных принципов
Твори добро для людей, а не ради корысти и тщеславия. Не требуй за него непременного общественного признания
ПРИНЦИПЫ ГРАЖДАНИНА РОССИИ
Слайд 29Двенадцать принципов ведения дел в России
При создании и ведении дела как
минимум не наноси ущерба природе
Найди в себе силы противостоять преступности и коррупции. Способствуй тому, чтобы они стали невыгодными для всех
Проявляй терпимость к представителям других культур, верований и стран. Они – не хуже и не лучше нас, они просто – другие
ПРИНЦИПЫ ГРАЖДАНИНА ЗЕМЛИ
Слайд 30Свод нравственных принципов и правил в хозяйствовании
(приняты на VIII Всемирном Русском
Народном Соборе в 2004 г.)
1. Не забывая о хлебе насущном, нужно помнить о духовном смысле жизни. Не забывая о личном благе, нужно заботиться о благе ближнего, благе общества и Отчизны.
2. Богатство не самоцель. Оно должно служить созиданию достойной жизни человека и народа.
3. Культура деловых отношений, верность данному слову помогают стать лучше и человеку, и экономике.
4. Человек не «постоянно работающий механизм». Ему нужно время для отдыха, духовной жизни, творческого развития.
5. Государство, общество, бизнес должны вместе заботиться о достойной жизни тружеников, а тем более о тех, кто не может заработать себе на хлеб. Хозяйствование -- это социально ответственный вид деятельности.
6. Работа не должна убивать и калечить человека.
7. Политическая власть и власть экономическая должны быть разделены. Участие бизнеса в политике, его воздействие на общественное мнение может быть только прозрачным и открытым. В экономике нет места коррупционерам и другим преступникам.
8. Присваивая чужое имущество, пренебрегая имуществом общим, не воздавая работнику за труд, обманывая партнера, человек преступает нравственный закон, вредит обществу и себе.
9. В конкурентной борьбе нельзя употреблять ложь и оскорбления, эксплуатировать порок и инстинкты.
10. Нужно уважать институт собственности, право владеть и распоряжаться имуществом. Безнравственно завидовать благополучию ближнего, посягать на его собственность.
Слайд 31Три уровня честности
Честность из страха. (Штрафные санкции, «наезды», тюрьма).
Честность из выгоды.
(Нечестность приводит к падению прибыли из-за недоверия партнеров и клиентов)
Честность из любви к Правде. (Поступать честно даже тогда, когда это стало невыгодно. «Давши слово – крепись»)
Слайд 32Пример этического кодекса
Уважай участников общего дела
Не хочешь быть обворованным - не
воруй.
Не хочешь, чтобы тебе «сбили» цену, не демпингуй!
Хочешь, чтобы твоя фирма процветала - думай о благе партнеров.
Не хочешь, чтобы тебя обманывали - БУДЬ ЧЕСТНЫМ!
"Не делай другому того, чего себе не желаешь".
Слайд 33Проблемы
Россия – «идеократическая» страна. Многие законы в России «не работают» (см.
«Слово о Законе и благодати»)
«Утопизм». «Все станут хорошими и честными».
Но с чего-то начинать надо!
Слайд 34Спасибо за внимание!
Евгений Поляков, компания «ЛЕГАСС» www.legass.ru
+7(495)221-1171
E-mail pole@legass.ru