Слайд 1Бизнес как система
Александр Чернов chernov@imisp.ru
ИМИСП 2015
Слайд 2Цели курса
Составить системное представление о бизнесе и менеджменте
Ознакомиться с основными концепциями
менеджмента
Понять функции и роли менеджера в современном бизнесе
Слайд 3Темы курса
Основные понятия
Структурная эволюция компании
Компания и рынок
Функции управления и эффективный менеджмент
Слайд 5Определения
Система – совокупность взаимодействующих элементов (или объектов), реализующих общую функцию (функции)
Организация
(от позднелат. organize – сообщаю стройный вид, устраиваю) – объединение индивидов в единое целое для совместного труда
Часто употребляют для обозначения совокупности процессов и действий, ведущих к образованию и совершенствованию взаимосвязей между частями целого, а также для внутренней упорядоченности автономных частей целого
Слайд 6Кто такой менеджер?
Это человек, который обеспечивает выполнение работы, организовывая труд других
людей
Об успехе менеджера судят не только по тому, что он делает, но и потому как он вдохновляет на работу других, принимая по этому поводу соответствующие решения
Слайд 7О какой системе (подсистемах) идет речь
Система отношений с внешней средой компании
+
Система управления внутренней средой компании
Слайд 8Открытая система
Обратная связь
Слайд 9Закон синергии
Для любой системы
(технической, биологической или социальной)
существует такой набор ресурсов, при
котором
потенциал системы будет
существенно больше (или существенно меньше)
простой суммы потенциалов
входящих в набор ресурсов
2 +2 = 5? 1?
Слайд 10Закон самосохранения
Каждая система (биологическая или социальная)
стремится сохранить себя (выжить) и использует
для
достижения этого весь свой потенциал
Слайд 11Конечное состояние открытой системы не зависит
от ее исходного состояния
Согласно этому закону,
для открытых систем не существует единственного способа достижения одного и того же результата
Важные следствия для менеджера:
всегда есть несколько вариантов правильного решения организационных проблем
задача менеджера не придумать одно решение, а представить все возможные и выбрать наиболее эффективное
наиболее короткий путь решения задачи не всегда самый быстрый
быстрое достижения результата не всегда самое эффективное
Закон фон Берталанфи
Слайд 12Закон Стаффорда Бира
Улучшение части системы не приводит
к улучшению всей системы
Логическое продолжение
– если части системы требуют улучшения, значит вся система в целом требует улучшения
Золотое правило – лучшее враг хорошего. (Не ремонтируй то, что работает)
Слайд 13Закон необходимого многообразия Эшби
Только многообразие способно поглотить многообразие
Несколько правил для менеджмента:
необходимо
выявить максимальный набор действующих на организацию внешних и внутренних факторов
используется простой прием – а что, если …
анализируются все возможные исходы и выстраивается «надежная» защита от среды
Слайд 14Тема 2
Структурная эволюция компании
Слайд 15Жизненные циклы организаций
Основная идея модели заключается в соотнесении развития организации развитию
живого организма
Два важнейших параметра жизнедеятельности –
гибкость
контролируемость (управляемость)
Жизненный цикл организации делится на две фазы — рост и старение
Продвижение от одной стадии к другой происходит в результате разрешения ключевых проблем каждого этапа
Слайд 16Жизненный цикл
Выхаживание
Потенциал
Слайд 17Выхаживание
Этап предваряет учреждение компании
Содержание этапа – подготовка уникального коммерческого предложения
Слайд 18Младенчество
Компания методом проб и ошибок оценивает свои ресурсы в конкретных условиях
внешней среды (рынка, отрасли и т.п.)
Смерть во младенчестве наступает по двум причинам:
Незрелость основателя, т.е. эмоциональная стоимость ведения бизнеса оказывается выше ожидаемой
Некомпетентность основателя, т.е. ресурсы компании оказываются неадекватны требованиям внешней среды
Слайд 19«Давай-Давай»
Компания получает результаты освоения рыночной ниши своего уникального предложения, снижая риски
незрелости и некомпетентности основателя
«Ловушка основателя» – физическая потеря компанией лидера в условиях отсутствия организационной структуры и системы делегирования власти
Слайд 20Юность
Операции компании достигают критической величины, поддающейся неструктурированному единоличному управлению
Компания, отказавшаяся от
структурных реформ ради консервации объема власти основателя, утрачивает перспективы роста, переходит в состояние преждевременного старения
«Гражданская война» - разрушительный для бизнеса конфликт между основателем и реформатором, подрывающий конкурентную позицию компании
Слайд 21Расцвет
Компания увеличивает объем продаж за счет не полностью реализованного потенциала уникального
коммерческого предложения и доходность за счет горизонтального разделения труда и делегирования власти
Слайд 22Стабильность
Начало стагнации бизнеса из-за утраты перспектив роста в обслуживаемых сегментах рынка
Компания
располагает средствами для структурных реформ, генерирования новых коммерческих предложений и диверсификации
Слайд 23Аристократизм
Компания фокусируется на сохранении и совершенствовании активов, а также на экстенсивном
росте
Корпоративная культура становится главным «бастионом» консерватизма
Слайд 24Бюрократизация
Компания сознательно отказывается от проявлений экспансионизма, концентрируясь на проблемах ликвидности
Активы компании
при продаже приносят больший доход, чем при эксплуатации
Слайд 25Смерть
Компания прекращает существование как стратегически независимая организация
При этом часть ликвидных активов
(лицензии, брэнды и т.п.) может продолжать существование в структурах других компаний
Слайд 26Проблемы и стили менеджмента
Каждая из проблем роста требует для успешного решения
определенных навыков, знаний и способностей
Различия в личных качествах менеджеров определяют различные стили менеджмента
На каждом этапе развития бизнеса своеобразие проблем роста обуславливает наиболее эффективные стили менеджмента
Слайд 28
Управленческие портфели
Выхаживание
Время
Потенциал
Командная структура
Функциональная структура
Диверсифицированная структура
Слайд 29Совместимость стилей
Совместимость различных стилей менеджмента обусловлена психологическими особенностями их обладателей
Структура управленческого
портфеля определяет конфликты или синергию в корпоративной среде
Фундаментальная разница в стилях управления A и E порождает наиболее опасный конфликт роста
Слайд 33Анализ бизнес окружения: макро-уровень
Политическое
измерение
Политическая ситуация
Федеральное и местное законодательство
Отраслевое регулирование
Внешнеторговое
регулирование
Налоговая политика
Экономическое измерение
Тенденции ВВП
Процентная ставка ЦБ
Инфляция
Предложение рабочей силы
Доступность и стоимость энергии
Технологическое
измерение
Управленческие технологии
Отраслевые технологии
Расходы государства на новые разработки
Новые открытия / достижения
Социальное
измерение
Демография
Распределение дохода
Социальная мобильность
Изменения образа жизни
Уровень образования
Слайд 34Анализ бизнес окружения: микро-уровень
Конкуренция
внутри
отрасли
Поставщики
Потребители
Субституты
Потенциальные
конкуренты
Слайд 35Внутренняя среда компании
Материальные и нематериальные ресурсы:
Персонал = Ключевые компетенции – это
знания, “вмонтированные” в технологические и бизнес-процессы, способные создавать ценность, воспринимаемую клиентами за которую они готовы платить.
Система управления:
Цели и задачи – определяются стратегией
Структура – распределение функций, власти и ответственности
Процессы – связывают элементы структуры
Корпоративная культура – это общие ценности, верования, традиции (“характер компании”)
Слайд 36Группы влияния
Группа влияния (stakeholder) – любая группа или отдельная персона, способная
ограничить стратегическую независимость компании.
Стратегические решения, касающиеся структурных изменений, конкурентной стратегии, инвестиционных проектов, и т.д. принимаются под воздействием групп влияния, судьба которых, в свою очередь, зависит от результатов реализованной стратегии.
Поставщики
Внешние группы влияния
Инвесторы
Клиенты
СМИ
Государство
Слайд 37Реальная стратегия
Стратегия удовлетворения собственников
Реальная стратегия
Стратегия удовлетворения внутренних групп
Стратегия баланса интересов внутренних
и внешних групп
Цели
внутренних
групп
Ресурсы
компании
Стратегия видения
Цели
внешних
групп
Цели собственников
Возможности и
угрозы внешней
среды
Слайд 38Тема 4
Функции управления
и эффективный менеджмент
Слайд 40Планирование
Миссия и формулировка целей
Уровни менеджмента и иерархия целей
МВО
Стратегия компании
Слайд 41Что такое миссия?
Миссия – это бессрочный контракт между группами влияния
компании.
Миссия – это:
Обоснование существования для внешних групп влияния
Источник мотивации для внутренних групп влияния
Слайд 42Цели и МВО
Управление по целям (МВО – management by objectives) –
метод планирования, предусматривающий определение менеджерами целей для каждой организационной единицы, обеспечивающий пристальный контроль за результатами деятельности компании.
Этапы метода MBO:
Слайд 44Организация
Организационная структура
Слайд 46Командная структура
Командная структура необходима и достаточна на ранних этапах жизненного цикла,
поскольку позволяет
Осуществлять целенаправленную деятельность при отсутствии управленческого мастерства у руководителя
Обеспечить производительность, достаточную для удовлетворения спроса целевой группы
Слайд 47
Функциональная структура
Менеджер по
закупкам
Менеджер по
производству
Менеджер по
маркетингу
Менеджер по
сбыту
Финансовый
менеджер
Слайд 48Функциональная структура
Функциональная структура позволяет руководителю делегировать власть и ответственность, опираясь на
принципы разделения труда
По вертикали (иерархичность)
По горизонтали (профессиональная обособленность)
Функциональная структура эффективна на этапе специализированного развития компании
Слайд 49Диверсифицированные структуры
Диверсифицированные структуры отражают стратегические решения, принятые компаниями для обеспечения экстенсивного
роста в условиях снижения эффективности функциональных структур при учете отраслевой специфики
Диверсифицированные структуры подразделяются на
Продуктовые
Региональные
Матричные
Слайд 50Продуктовая структура
Корпоративный центр
Слайд 51Продуктовая структура
Продуктовая структура – это развитая в направлении технологической специализации функциональная
структура, позволяющая снизить риски колебаний спроса по сегментам рынка или по отраслям
Продуктовая структура снижает издержки за счет централизации ряда функций
Продуктовая структура адекватна, если различия между продуктами более значимы для успешного развития, чем различия между регионами
Слайд 52Региональная структура
Корпоративный центр
Слайд 53Региональная структура
Региональная структура – это развитая в направлении региональной специализации функциональная
структура, позволяющая снизить риски колебаний спроса по сегментам рынка или по отраслям
Региональная структура снижает издержки за счет централизации ряда функций
Региональная структура адекватна, если различия между регионами более значимы для успешного развития, чем различия между продуктами
Слайд 55Матричная структура
Матричная структура – неиерархическое сочетание элементов различных (проектной и функциональной)
структур, обеспечивающее эффективное использование ресурсов и гибкость при колебаниях спроса.
Позволяет сочетать гибкость и стабильность.
Основные проблемы:
Двойное подчинение
Огромный объем работ по координации
Слайд 56Лидерство
Роли менеджера
Процесс принятия решений
Что такое настоящий лидер?
Слайд 57Роли менеджера
Информационно-аналитическая роль
____________________?
____________________?
Роль лица, принимающего решения
____________________?
____________________?
Роль лидера
____________________?
____________________?
Слайд 58Система отношений менеджера и соответствующие обязательства
Потребители
________________________ ?
Задачи
________________________
?
Организация
________________________ ?
Люди
________________________ ?
Сам менеджер
________________________ ?
Слайд 59Навыки менеджера
Время задействования навыков
(доля от общего объема рабочего времени)
Слайд 60Компетентность - 5С = competitive
Creative – ??????
Confident – уверенность в себе
1.
Публичное выступление
2. Решение сложных задач
Committed – приверженность взятым на себя обязательствам
Communicative
Credible – вызывающий доверие, надежный
Слайд 61Стили принятия решений
1. Директивный
2. Административный
3. Концептуальный
4. Поведенческий
Простые
быстрые решения
Решения, основанные на анализе
Решения =
анализ + мнения
Решения =
баланс интересов
Самостоятельное принятие
решения
Коллективное принятие решения
Слайд 62Контроль
Финансовый контроль
Тотальное управление качеством (TQM)
Слайд 63Интегральные финансовые показатели
Достигает ли компания своих целей?
Какие части бизнеса лучше или
хуже ожиданий? Почему?
Где требуется улучшение?
Как результативность компании выглядит на фоне конкурентов?
Как текущая результативность компании выглядит в сравнении с ее прошлой результативностью?
Оценка финансового положения
Прибыльность
Деловая
активность
Ликвидность
Платежеспособность
Слайд 64Total Quality Management
Качество – не результат, а процесс.
4 элемента концепции:
Вовлечение каждого
работника
Фокус на клиента
Контрольные сравнения (бенчмаркинг)
Постоянные улучшения:
Кружки качества
Сокращение длительности цикла
Слайд 65Литература
Питер Сенге Пятая дисциплина. Искусство и практика обучающейся организации. Издательство: Олимп-Бизнес,
2009
М.А. Иванов, Д.М. Шустерман Организация как ваш инструмент. Российский менталитет и практика бизнеса. М.: Альпина-Паблишер, 2003
Майк Ротер, Джон Шук. Учитесь видеть бизнес – процессы. Практика построения карт потоков создания ценности. М.: Альпина, 2005
И. Ансофф. Стратегическое управление. М.: Экономика, 1989
Уильям Райс-Джонсон, Тактический менеджмент. Методы управления в меняющемся мире. Питер, 2001
«Просто лучше», П. Бервайз, 2006
Питер Дракер. «Классические работы по менеджменту» М, Альпина Бизнес Букс , 2008
Эдерсхейм Э. «Лучшие идеи Питера Друкера», СПб, Питер, 2008