Слайд 1Бизнес и коррупция: проблемы борьбы
www.indem.ruwww.indem.ru www.anti-corr.ru
sap@indem.ru Тел. (095) 206-81-72
Доклад по рабочим
материалам проекта
Иркутск,
16
октября 2004 года
Слайд 2План презентации
Описание проекта – цель и структура
Промежуточные результаты проекта – восприятие
коррупции и основные проблемы
Перспективы развития проекта
Слайд 3Описание проекта – цель
Снижение коррупции во взаимоотношениях предпринимателей и власти посредством
разработки антикоррупционных механизмов и рекомендаций по их реализации для представителей малого и среднего бизнеса (разработки АнтиКоррупционной Стратегии (АКС) для бизнеса)
Слайд 4Структура проекта (1)
Исследовательская часть проекта:
Сбор информации о ситуации
Анализ данных о ситуации
Выявление
«болевых точек»
Выявление потенциальных путей решения проблемы
Слайд 5Структура проекта (2)
Практическая часть проекта:
Разработка методов и инструментов АКС для бизнеса
Обсуждение
АКС и ее элементов с предпринимателями, последующая доработка АКС
Теоретическая и практическая помощь в запуске АКС
Слайд 6Промежуточные результаты
Специфика восприятия проблемы коррупции предпринимателями:
Системное восприятие
Бытовое восприятие
Отсутствие восприятия
Слайд 7Восприятие коррупции
Коррупция – ложь, аморальность
Коррупция – взяточничество
Коррупция – слишком много взяток
Коррупция – слияние криминала с властью
Коррупция – проблема принципал-агентстких отношений
Коррупция – комплекс коррупционных отношений
Коррупция – элемент любых соц. отношений
Коррупция – система устройства власти
«Невидимые руки» коррупции
Слайд 8Основные проблемы
1. Доступ к нежилым помещениям и отвод земель для строительства
2.
Проверки бизнеса представителями различных организаций
3. Проверки бизнеса представителями органов милиции
Слайд 9Основные проблемы
4. Сетевые структуры осуществляют недобросовестную конкуренцию с малым бизнесом в
торговле и сфере услуг
5. Недобросовестная конкуренция бизнесов, близких к органам власти
Слайд 10Основные проблемы
6. Ассоциации бизнеса часто работают на свои интересы, а не
на интересы бизнес-сообщества
7. Регистрация и лицензирование
8. Взаимоотношения силовых структур и бизнеса
Слайд 11Основные проблемы
9. Роль законодательства в практике взаимоотношений власти и бизнеса
10. Возможности
бизнеса противостоять коррупционным практикам
Слайд 12Перспективы
Что могут сделать сами
предприниматели?
Слайд 13Предлагаемые меры
Меры, корректирующие собственную практику ведения бизнеса предпринимателем – «индивидуальные» меры
Меры,
определяющие стратегию и содержание совместной деятельности предпринимателей – «коллективные» меры
Меры макро уровня (политические и управленческие), направленные на глобальное изменение ситуации в стране – «макро» меры
Слайд 14«Индивидуальные» меры
Максимально стремиться следовать действующим нормам
Знать законы и иные нормативные акты,
регулирующие деятельность своего бизнеса и контрольные функции властных органов
Следить за изменениями в законах и иных нормативных актах
Использовать «книги учета контрольных проверок»
Стремиться к объединению усилий
Внедрять антикоррупционную корпоративную культуру
Слайд 15«Коллективные» меры
Меры для реализации в краткосрочной перспективе – «сейчас»
Меры для реализации
в среднесрочной перспективе – «скоро»
Слайд 16«Коллективные» меры – сейчас (1)
Мотивирование власти на сотрудничество с бизнесом в
сфере антикоррупции.
Создание среды постоянной комфортной корпоративной коммуникации между предпринимателями.
Коллекционирование и распространение опыта «позитивных образцов» антикоррупционного поведения.
Разработка, внедрение и контроль выполнения стандартов деловой этики, а также наложение санкций на их нарушителей.
Слайд 17«Коллективные» меры – сейчас (2)
Создание единой службы мониторинга изменений законодательства.
Развитие служб
«скорой юридической помощи» для предпринимателей.
Реализация возможностей коллективной защиты отдельных предпринимателей в судах и административных разбирательствах со стороны ассоциаций бизнеса.
Комплекс семинаров, круглых столов и тренингов по повышению квалификации (экономические, юридические, бухгалтерские и др. аспекты деятельности) руководителей малого бизнеса.
Слайд 18«Коллективные» меры – сейчас (3)
Социально-психологические тренинги для руководителей малого бизнеса по
созданию нужного климата в коллективе.
Коллективные организации предпринимателей должны предоставлять информационные и консультативные услуги бизнесу в большем объеме.
Поддержка деятельности негосударственных некоммерческих организаций, занятых правозащитной деятельностью, в частности, помощью гражданам и бизнесу в отстаивании прав собственности.
Развитие влияния на общественное мнение и чиновников через СМИ.
Слайд 19«Коллективные» меры – скоро (1)
Противодействие «доильному» бизнесу, создаваемому властью, в т.ч.
посредством:
коллективного бойкота (лишить их доходов);
предоставления альтернативных (конкурирующих) услуг от имени ассоциаций бизнеса;
судебных преследований в случае обнаружения нарушений законов.
Централизация социальной благотворительности на местном уровне.
Слайд 20«Коллективные» меры – скоро (2)
Давление на власть с целью обеспечения прозрачности
и доступности информации по следующим проблемам:
муниципальная и региональная собственность на недвижимость;
муниципальная и региональная собственность на землю;
сделки с землей;
перевод из жилого жилищного фонда в нежилой;
распределение нежилых помещений.
Слайд 21«Коллективные» меры – скоро (3)
Создание специальных экспертных советов предпринимателей при законодательных
и исполнительных органах власти с задачами проведения оценок и экспертиз всех решений этих органов власти, касающихся бизнеса.
Одним из направлений деятельности экспертных советов бизнеса можно сделать проведение постоянных антикоррупционных экспертиз всех законопроектов и нормативных документов, рассматриваемых органами власти.
Слайд 22«Коллективные» меры – скоро (4)
Создание специальных бизнесов предоставления займов малому бизнесу,
а, возможно, и среднему.
Дополнительным антикоррупционным эффектом такого рода проектов будет практика общественного аудита организаций-членов бизнес-ассоциации.
Возможно развитие совместной с властями деятельности по созданию «бизнес-инкубаторов».
Слайд 23«Коллективные» меры – скоро (5)
Сбор информации и организация правового преследования должностных
лиц, нарушающих законодательство и законные интересы предпринимателей.
Организация повышения квалификации (на уровне региона) чиновников тех организаций, которые постоянно контактируют с бизнесом. В перспективе – подготовка кадров для властей (особенно – на муниципальном уровне).
Слайд 24«Макро» меры
Основными задачами такой деятельности
должны быть:
защита и поддержка решения бизнесом
задач из группы коллективных мер АКС;
обеспечение представительства бизнес-ассоциаций в местных (муниципальных) и региональных органах власти;
организация эффективного взаимодействия с федеральными партиями;
обеспечение лоббирования интересов предпринимателей на федеральном уровне.
Слайд 25Перспективы
Что может сделать ИНДЕМ для АКС бизнеса в Иркутске?
Какой Вы видите
роль ИНДЕМа в дальнейшей антикоррупционной работе в Иркутске?
Слайд 27 Напоследок…
Дополнительная информация
по проблеме:
www.anti-corr.ru