ЦЕНТР БИЗНЕС-ИНФОРМАЦИИ, СОЦИОЛОГИЧЕСКИХ И МАРКЕТИНГОВЫХ ИССЛЕДОВАНИЙ BISAM CENTRAL ASIA СОСТОЯНИЕ РАЗВИТИЯ СУБЪЕКТОВ МАЛОГО И СРЕДНЕГО ПРЕДПРИНИМАТЕЛЬСТВА И РЕЗУЛЬТАТЫ ВНЕДРЕНИЯ ПРОГРАММЫ БИЗНЕС-СОВЕТНИК ПО РЕЗУЛЬТАТАМ КОМПЛЕКСНОГО МОНИТОРИНГОВОГО ИСС презентация

Содержание

Исследование 2010 года сравнимо с исследованием 2009 года по ключевым показателям и, вместе с тем, базируется на более широком и разнообразном методологическом арсенале. ЦЕЛИ ИССЛЕДОВАНИЯ: Изучение состояния, выявление ключевых проблем

Слайд 1ЦЕНТР БИЗНЕС-ИНФОРМАЦИИ, СОЦИОЛОГИЧЕСКИХ И МАРКЕТИНГОВЫХ ИССЛЕДОВАНИЙ
BISAM CENTRAL ASIA


СОСТОЯНИЕ РАЗВИТИЯ СУБЪЕКТОВ МАЛОГО

И СРЕДНЕГО ПРЕДПРИНИМАТЕЛЬСТВА И РЕЗУЛЬТАТЫ ВНЕДРЕНИЯ ПРОГРАММЫ «БИЗНЕС-СОВЕТНИК»

ПО РЕЗУЛЬТАТАМ КОМПЛЕКСНОГО МОНИТОРИНГОВОГО ИССЛЕДОВАНИЯ




Март, 2011

Слайд 2 Исследование 2010 года сравнимо с исследованием 2009 года по ключевым показателям

и, вместе с тем, базируется на более широком и разнообразном методологическом арсенале.

ЦЕЛИ ИССЛЕДОВАНИЯ:
Изучение состояния, выявление ключевых проблем и определение тенденций развития малого и среднего бизнеса в Казахстане;
Оценка эффективности программы «Бизнес-Советник» на основе изучения мнений и оценок участников программы, а также мониторинга предпринимательской деятельности обучавшихся;
Исследование эффективности осуществляемых и тестирование перспективности планируемых программ и мероприятий АО «Фонд развития предпринимательства «ДАМУ».

МЕТОДОЛОГИЯ


Слайд 3МЕТОДОЛОГИЯ
Опрос слушателей «Экспресс-курса предпринимательства» 2010 года (1636 начинающих и потенциальных

предпринимателей);
Телефонный опрос слушателей «Экспресс-курса» 2009 года (1000 слушателей);
Телефонный опрос участников финансовых программ Фонда «ДАМУ» (500 респондентов);
Опрос представителей различных категорий/сегментов МСБ (2000 респондентов).

Комплексное исследование включает в себя:

Количественные методы

Качественные методы

Фокус-группы (18 фокус-групп с главами крестьянских хозяйств, сельскими и городскими индивидуальными предпринимателями, предпринимателями, вынужденными прекратить бизнес);
Глубинные интервью (45 интервью с представителями бизнес-ассоциаций, предпринимателями, освоившими /пытавшимися освоить новые направления бизнеса вне государственных программ финансовой поддержки и участниками программ Фонда «ДАМУ);
Кейс-стади (5 кейс-стади).

Кабинетное исследование.


Слайд 4СОДЕРЖАНИЕ ИССЛЕДОВАНИЯ


Слайд 5КОНЦЕНТРИРОВАННОЕ СРАВНЕНИЕ РЕЗУЛЬТАТОВ МОНИТОРИНГА
ПОЗИТИВНЫЕ ИЗМЕНЕНИЯ. ДОСТИЖЕНИЯ.
Обозначились позитивные тенденции в макроэкономических аспектах

развития МСБ. После длительного снижения, по итогам 2009 г., впервые зафиксирован рост доли малого и среднего предпринимательства в ВВП Казахстана, рост доли активных предприятий в числе зарегистрированных.

Слайд 6КОНЦЕНТРИРОВАННОЕ СРАВНЕНИЕ РЕЗУЛЬТАТОВ МОНИТОРИНГА
ПОЗИТИВНЫЕ ИЗМЕНЕНИЯ. ДОСТИЖЕНИЯ.
По обследованному массиву МСБ зафиксировано улучшении

самооценок предпринимателей по таким ключевым показателям, как рост стоимости бизнеса, объем продаж, рост отпускных цен на продукцию, увеличение численности рабочих мест.




Слайд 7КОНЦЕНТРИРОВАННОЕ СРАВНЕНИЕ РЕЗУЛЬТАТОВ МОНИТОРИНГА
ПОЗИТИВНЫЕ ИЗМЕНЕНИЯ. ДОСТИЖЕНИЯ.
Кризис не поразил предпринимательскую среду настроениями

пессимизма и упадничества. Большинство предпринимателей ориентированы на поступательное развитие бизнеса, видят его перспективы.



Слайд 8КОНЦЕНТРИРОВАННОЕ СРАВНЕНИЕ РЕЗУЛЬТАТОВ МОНИТОРИНГА
ПОЗИТИВНЫЕ ИЗМЕНЕНИЯ. ДОСТИЖЕНИЯ.
По сравнению с 2009 г., в

2010 г. в предпринимательской среде появилось ясное осознание усилий, предпринимаемых государством по улучшению бизнес климата. Высокую оценку получили меры государства в области совершенствования налогового законодательства и администрирования (в прошлогоднем исследовании доминировало мнение, что налоговое администрирование не улучшилось адекватно налоговому законодательству), упорядочение государственных проверок, упрощение процедур регистрации.
Впервые, если иметь в виду не только исследование по проектам Фонда «ДАМУ», но и другие, ранее проводившиеся социологические исследования МСБ, проблема чрезмерно частых и необоснованных государственных проверок перестала занимать лидирующее положение в рейтинге волнующих предпринимателей проблем.

Слайд 9КОНЦЕНТРИРОВАННОЕ СРАВНЕНИЕ РЕЗУЛЬТАТОВ МОНИТОРИНГА
ПОЗИТИВНЫЕ ИЗМЕНЕНИЯ. ДОСТИЖЕНИЯ.
Мониторинг выявил высокую эффективность кредитных программ

Фонда «ДАМУ». подавляющее большинство опрошенных заемщиков полностью освоили кредиты в рассматриваемый период, сообщили о существенном позитивном влиянии займов на ключевые показатели предпринимательской деятельности, намерены и дальше сотрудничать с Фондом «ДАМУ» и рекомендовать такое сотрудничество своим друзьям, коллегам, партнерам.

У большинства заемщиков не подтвердились опасения, основанные на широко распространенных в предпринимательской среде стереотипах, что участие в программах Фонда «ДАМУ» навлечет на них дополнительные государственные проверки.

Слайд 10КОНЦЕНТРИРОВАННОЕ СРАВНЕНИЕ РЕЗУЛЬТАТОВ МОНИТОРИНГА
НЕГАТИВНЫЕ ИЗМЕНЕНИЯ. НЕРЕШЕННЫЕ ПРОБЛЕМЫ.
Большинство предпринимателей сферы МСБ продолжают

балансировать на грани выживания. Нехватка финансовых, материальных, технологических и интеллектуальных ресурсов для модернизации, диверсификации и расширения бизнеса остается хронической проблемой малого и среднего предпринимательства.


Оценка состояния развития бизнеса



Слайд 11КОНЦЕНТРИРОВАННОЕ СРАВНЕНИЕ РЕЗУЛЬТАТОВ МОНИТОРИНГА
НЕГАТИВНЫЕ ИЗМЕНЕНИЯ. НЕРЕШЕННЫЕ ПРОБЛЕМЫ.
По сравнению с 2009 г.

в исследовании 2010 г. зафиксирована существенно меньшая доля предпринимателей, намеренных вложить средства в новое строительство, модернизацию и обновление оборудования, ремонт и обучение персонала.

Слайд 12КОНЦЕНТРИРОВАННОЕ СРАВНЕНИЕ РЕЗУЛЬТАТОВ МОНИТОРИНГА
НЕГАТИВНЫЕ ИЗМЕНЕНИЯ. НЕРЕШЕННЫЕ ПРОБЛЕМЫ.
Психология массового предпринимателя не претерпела

существенных позитивных изменений. Патерналистские настроения в ней гипертрофированные надежды на государственную поддержку продолжают сочетаться с подозрительным отношением к государственным институтам и инициативам, убежденностью, что местные органы власти относятся к предпринимателям с пренебрежением и завистью.



Слайд 13КОНЦЕНТРИРОВАННОЕ СРАВНЕНИЕ РЕЗУЛЬТАТОВ МОНИТОРИНГА
НЕГАТИВНЫЕ ИЗМЕНЕНИЯ. НЕРЕШЕННЫЕ ПРОБЛЕМЫ.
Крайне медленно происходит осознание необходимости

мобилизации внутреннего потенциала бизнеса для повышения его конкурентоспособности.
Успехи бизнеса предприниматели продолжают связывать, преимущественно, с факторами внешней среды.
Большинство предпринимателей недооценивает роль специальных знаний и навыков для ведения предпринимательской деятельности, бизнес-образования, повышения квалификации персонала.



Слайд 14КОНЦЕНТРИРОВАННОЕ СРАВНЕНИЕ РЕЗУЛЬТАТОВ МОНИТОРИНГА
НЕГАТИВНЫЕ ИЗМЕНЕНИЯ. НЕРЕШЕННЫЕ ПРОБЛЕМЫ.
В исследовании 2010г., как и

в исследовании 2009г. вновь фиксировались факты бюрократического произвола, основанного на слабом знании предпринимателями своих прав.
Продолжают иметь место коррупционные проявления. При этом, правда, вымогательство взяток и подношений стало более завуалированным, но точки концентрации коррупции сохранились. Это, главным образом, разрешительные процедуры в сферах земельной собственности, землепользования и строительства.

Слайд 15КОНЦЕНТРИРОВАННОЕ СРАВНЕНИЕ РЕЗУЛЬТАТОВ МОНИТОРИНГА
НЕГАТИВНЫЕ ИЗМЕНЕНИЯ. НЕРЕШЕННЫЕ ПРОБЛЕМЫ.
Малый и средний бизнес, особенно

индивидуальные предприниматели и, в еще большей мере, крестьянские хозяйства, продолжают ощущать себя нежелательными клиентами у банков второго уровня.

На фоне стабилизации кредитной активности у предприятий МСБ – юридических лиц, мониторинг показал усиливающиеся трудности в доступе к кредитам индивидуальных предпринимателей и, особенно, крестьянских хозяйств. Доля предпринимателей этих категорий, обратившихся за кредитами в банки, существенно снизилась по сравнению с исследованием 2009 г. При этом предприниматели, в большинстве своем, не рассматривают микрокредитные организации, как альтернативный банкам источник финансовых ресурсов .

Слайд 16НЕКОТОРЫЕ НОВЫЕ ПРОБЛЕМЫ
ОТНОШЕНИЕ ПРЕДПРИНИМАТЕЛЕЙ К ТАМОЖЕННОМУ СОЮЗУ
Исследование опровергло навязываемые некоторыми политическими

силами и средствами массовой информации утверждения о, якобы, тотальном недовольстве отечественного малого и среднего бизнеса вступлением Казахстана в Таможенный Союз. Около половины опрошенных считают, что вступление Казахстана в ТС соответствует интересам отечественного бизнеса. Противоположной точки зрения придерживаются лишь 13% опрошенных.
Вместе с тем, обращает на себя внимание, что более четверти предпринимателей заявили, что ТС вообще не окажет никакого, ни положительного, ни отрицательного влияния на казахстанский бизнес. Две трети предпринимателей пока не видят каких-либо возможностей влияния ТС на их собственный бизнес.
13% респондентов вообще не слышали о вступлении Казахстана в Таможенный союз.

Слайд 17НЕКОТОРЫЕ НОВЫЕ ПРОБЛЕМЫ
ОТНОШЕНИЕ ПРЕДПРИНИМАТЕЛЕЙ К ПРОГРАММЕ «ДОРОЖНАЯ КАРТА БИЗНЕСА-2010» И ФИИР
Тревожные

результаты зафиксированы относительно информационно-пропагандистского обеспечения программы «Дорожная карта бизнеса» и программы ФИИР в среде МСБ. Значительная часть опрошенных предпринимателей ничего не слышала о программе ДКБ, а подавляющее большинство – о программе ФИИР. Распространен стереотип, что эти программы предназначены исключительно для крупного бизнеса.

Осведомленность о «ДКБ-2010»


Осведомленность о ФИИР


Слайд 18НЕКОТОРЫЕ ЗАКОНОМЕРНОСТИ И ПРИЧИННО-СЛЕДСТВЕННЫЕ СВЯЗИ
Чем меньше масштабы бизнеса, тем хуже его

положение и перспективы.


Оценка уровня развития собственного бизнеса



Слайд 19НЕКОТОРЫЕ ЗАКОНОМЕРНОСТИ И ПРИЧИННО-СЛЕДСТВЕННЫЕ СВЯЗИ
Чем меньше масштабы бизнеса, тем хуже его

положение и перспективы.


Оценка уровня развития собственного бизнеса



Слайд 20НЕКОТОРЫЕ ЗАКОНОМЕРНОСТИ И ПРИЧИННО-СЛЕДСТВЕННЫЕ СВЯЗИ
Мы никак не можем достигнуть уровня самых

развитых или даже среднеразвитых европейских стран по доле МСБ в ВВП.

НЕКОТОРЫЕ ПРИЧИНЫ ХРОНИЧЕСКОЙ НЕДОСТИЖИМОСТИ ПОСТОЯННО ВЫДВИГАЕМЫХ ЦЕЛЕЙ ОТНОСИТЕЛЬНО МСБ

Мы вряд ли достигнем этих целей в силу объективных причин:
- структура экономики, которая может быть усовершенствована, но не радикально преобразована: высокая сырьевая зависимость остается;
- географические факторы;
- геополитические факторы.



Слайд 21НЕКОТОРЫЕ ЗАКОНОМЕРНОСТИ И ПРИЧИННО-СЛЕДСТВЕННЫЕ СВЯЗИ
Но уже сегодня Казахстан превзошел Россию по

социальной вовлеченности в предпринимательство.







Доля индивидуальных предпринимателей в экономически активном населении России составляет 3,5%.

НЕКОТОРЫЕ ПРИЧИНЫ ХРОНИЧЕСКОЙ НЕДОСТИЖИМОСТИ ПОСТОЯННО ВЫДВИГАЕМЫХ ЦЕЛЕЙ ОТНОСИТЕЛЬНО МСБ



Слайд 22НЕКОТОРЫЕ ЗАКОНОМЕРНОСТИ И ПРИЧИННО-СЛЕДСТВЕННЫЕ СВЯЗИ
Не удается радикально изменить психологию и поднять

культуру ведения предпринимательства.

НЕКОТОРЫЕ ПРИЧИНЫ ХРОНИЧЕСКОЙ НЕДОСТИЖИМОСТИ ПОСТОЯННО ВЫДВИГАЕМЫХ ЦЕЛЕЙ ОТНОСИТЕЛЬНО МСБ

1) Исследование показало, что на мышление и поведение предпринимателей сильное влияние оказывает стартовая мотивация прихода в бизнес. Около 40% представителей МСБ Казахстана являются так называемыми вынужденными предпринимателями, пришедшими в бизнес под давлением обстоятельств, не испытывая призвания к предпринимательской деятельности.



Слайд 23НЕКОТОРЫЕ ЗАКОНОМЕРНОСТИ И ПРИЧИННО-СЛЕДСТВЕННЫЕ СВЯЗИ
Однако особенно показательно то, что более двух

третей опрошенных предпринимателей всех статусных категорий охотно поменяли бы предпринимательскую деятельность на достойно оплачиваемую наемную работу. Это говорит о все еще доминирующих в сфере малого и среднего предпринимательства ощущениях неустойчивости и тревожности.

2) Продолжают доминировать неформальные отношения в сфере взаимодействия бизнеса и власти.

НЕКОТОРЫЕ ПРИЧИНЫ ХРОНИЧЕСКОЙ НЕДОСТИЖИМОСТИ ПОСТОЯННО ВЫДВИГАЕМЫХ ЦЕЛЕЙ ОТНОСИТЕЛЬНО МСБ


Слайд 24ОБЩИЙ ВЫВОД
В целом, исследование показало, что усилия государства по созданию благоприятного

бизнес климата в стране, по поддержке малого и среднего бизнеса, приносят позитивные результаты и находят положительный отклик в предпринимательской среде. Теперь необходимо уделить главное внимание реализации принципов государственной политики на местном уровне.
Резервы создания благоприятного бизнес климата в плане налогового законодательства, упорядочения государственных проверок и разрешительных процедур в значительной степени исчерпаны. Ныне все более актуальной становится мобилизация внутренних резервов конкурентоспособности бизнеса. Для этого, однако, должна быть создана, в том числе при содействии государства, необходимая материальная и интеллектуальная инфраструктура.
Что касается массовой предпринимательской психологии, то перелом в ней напрямую зависит от искоренения неформальных, неправовых отношений во взаимодействии бизнеса и власти. Только тогда предприниматель сможет осознать, что его успех определяется не связями во влиятельных кругах, а творческим потенциалом, грамотным ведением дела, умением управлять рисками, а главное - способностью постоянно учиться и самосовершенствоваться. .

Слайд 25СПАСИБО ЗА ВНИМАНИЕ!


Обратная связь

Если не удалось найти и скачать презентацию, Вы можете заказать его на нашем сайте. Мы постараемся найти нужный Вам материал и отправим по электронной почте. Не стесняйтесь обращаться к нам, если у вас возникли вопросы или пожелания:

Email: Нажмите что бы посмотреть 

Что такое ThePresentation.ru?

Это сайт презентаций, докладов, проектов, шаблонов в формате PowerPoint. Мы помогаем школьникам, студентам, учителям, преподавателям хранить и обмениваться учебными материалами с другими пользователями.


Для правообладателей

Яндекс.Метрика