Слайд 1 Бизнес – планирование
проектов
С. Л. Еремина,
д.э.н., профессор
Томск 2010
Слайд 2Классификация инвестиций, типы инвесторов
Инвестиции - временный отказ от потребления ресурсов
(капитала) их использование для роста своего благосостояния в будущем;
Формы инвестиций: денежные средства, целевые банковские вклады, паи, ценные бумаги; имущество; авторские права, права пользования ресурсами и др.
С.Л. Еремина Бизнес-план
Слайд 3Критерии деления инвестиций:
По объекту вложения: реальные, нематериальны, финансовые
По характеру участия:
прямые, косвенные
По участию в воспроизводственном процессе: новое строительство, расширение или реконструкция действующего предприятия, техническое перевооружение;
С.Л. Еремина Бизнес-план
Слайд 4Зависимость вариантов инвестирования от стадии развития предприятия
Зарождение бизнеса - учредители
компании, друзья, «бизнес - ангелы»;
Начальная стадия - венчурные фонды, государственные программы поддержки предпринимательства;
Раннее развитие - венчурные фонды и фонды прямых инвестиций;
Расширение - некоторые институциональные инвесторы: банки и фонды;
Зрелость - публичное размещение акций;
С.Л. Еремина Бизнес-план
Слайд 5Классификация типов инвесторов
по инвестиционным приоритетам:
кредиторы - платежеспособность компании;
финансовые инвесторы -
рентабельность инвестированного капитала; наличие работоспособной бизнес - модели и стратегии роста; менеджмент, способный успешно реализовать стратегию роста; возможность активного мониторинга, влияния и контроля над использованием инвестиций; наличие надежной стратегии выхода;
стратегические инвесторы - средство получения дополнительных специфических возможностей развития основного бизнеса
С.Л. Еремина Бизнес-план
Слайд 6Классификация типов инвесторов - 2
2. по институциональному признаку:
институциональные – банки, фонды
(включая пенсионные фонды) и т.п.
частные – физические лица
3. по профессиональному уровню и корректности намерений:
профессионалы –компании или частные лица, владеющие специальными знаниями и квалификацией в области принятия инвестиционных решений и управления инвестициями;
непрофессионалы –компании с неясными критериями принятия инвестиционных решений и контроля их эффективности;
мародеры – компании с сомнительными целями, осуществляющие выкуп акций через банкротство с дальнейшим выводов активов предприятия.
С.Л. Еремина Бизнес-план
Слайд 7Понятие проекта и проектного цикла
Проект –специальным образом оформленное предложение об
изменении деятельности предприятия, преследующее определенную цель
Различают:
тактические проекты - изменение объемов выпускаемой продукции, повышение качества продукции, модернизация оборудования;
стратегические - изменение формы собственности, кардинальное изменение характера производства
С.Л. Еремина Бизнес-план
Слайд 8Этапы проектного цикла:
формулировка проекта: анализ текущего состояния предприятия, определение наиболее приоритетных
направлений дальнейшего развития, бизнес идея;
экспертиза проекта с помощью авторитетной консалтинговой фирмы;
осуществление проекта - реальное развитие бизнес–идеи;
оценка результатов – степень фактического выполнения проекта
С.Л. Еремина Бизнес-план
Слайд 9Оценка инвестиционных проектов.
Стандарт ЮНИДО, МБ:
выполнимость проекта:
коммерческая - анализ потребителей и
конкурентов, выделение КФУ, сравнение с конкурентами: «лучше», «хуже» или одинаково;
техническая (экологическая) - определение наиболее подходящих технологий (стандартных и не ориентированных на импортное оборудование и сырье), анализ доступности и стоимости ресурсов;
финансовая: анализ финансового состояния предприятия в течение трех - пяти предыдущих лет работы ,
С.Л. Еремина Бизнес-план
Слайд 10Оценка инвестиционных проектов.
Стандарт ЮНИДО, МБ - 2:
экономическая - оценка влияния вклада
проекта в увеличение богатства государства (нации): приток ли экономия твердой валюты, увеличение продуктов на местном рынке, создание рабочих мест, развитие регионов,
институциональная – оценка организационной, правовой, политической и административной обстановки.
С.Л. Еремина Бизнес-план
Слайд 11Оценка инвестиционных проектов.
Стандарт ЮНИДО, МБ - 3:
2. анализ рисков - учет
всех изменений, положительных и отрицательных:
выбор наиболее неопределенных параметров
анализ эффективности для предельных значений каждого параметра
представление трех сценариев:
базового,
пессимистического,
оптимистичного (необязательно).
С.Л. Еремина Бизнес-план
Слайд 12Основы теории структуры капитала
Стоимость денежного капитала фирмы представляет собой средневзвешенную
величину двух факторов:
цены каждого из источников капитала, т. е. той доходности, которой требует владелец средств за право их использования;
доли каждой разновидности средств в общей сумме капитала
С.Л. Еремина Бизнес-план
Слайд 13Стоимость инвестиционных ресурсов
Средневзвешенная стоимость капитала WACC - уровень доходности всех
инвесторов, сравнимый с альтернативными вложениями и уровнем риска
Маржинальная стоимость капитала - изменение прибыли инвесторов с учетом новых инвестиций
Стоимость отдельных элементов капитала
заемного - эффективной процентной ставке по вновь привлеченным кредитам, скорректированной на величину начисленных налогов,
вновь привлекаемого - эмиссии ценных бумаг
С.Л. Еремина Бизнес-план
Слайд 14
ОПРЕДЕЛЕНИЕ И ЦЕЛИ БИЗНЕС-ПЛАНА
С.Л. Еремина Бизнес-план
Бизнес-план – документ,
где в письменной форме излагаются цели, задачи и основные направления развития компании
Цели:
внутренние (убедить самого себя; инструмент мотивации и ориентации руководства компании);
внешние (получение банковского кредита или инвестиций; создание стратегических союзов; получение большого контракта).
Слайд 15КОМПОНЕНТЫ БИЗНЕС-ПЛАНА :
С.Л. Еремина Бизнес-план
титульный лист (название компании, временной период ,
ответственные лица, их должность, почтовый адрес, полный номер телефона и факс, дата составления);
резюме (создать интерес читателя, указать цели и задачи плана, изложить основные положения плана, в особенности условия оплаты кредита, информацию о прибыли по инвестированному капиталу);
досье компании (название и адрес, перечень регистрационных документов и лицензий; перечень акционеров и их доля (%) участия в капитале компании; краткая история компании; положение компании на данный момент)
Слайд 16КОМПОНЕНТЫ БИЗНЕС-ПЛАНА :
С.Л. Еремина Бизнес-план
план маркетинга (что и как продвигается на
рынок. Опознание и конкретизация клиента, определение потребности и желания клиента, способы их удовлетворения);
план организации и менеджмента (организация и подчинение персонала компании);
план производства (описание зданий и ресурсов для деятельности компании);
финансовый план (стоимость проекта, потребность в кредите, прогноз объема продаж , отчет о прибылях и убытках, поток наличности (кэш - флоу), построение «точки безубыточности», риски и меры их предупреждения).
Слайд 17ПЛАН ПРОИЗВОДСТВА - 1
С.Л. Еремина Бизнес-план
Основные операции производства. Схема, последовательность;
основной
капитал. Точная оценка стоимости основных фондов;
срок службы. Размер ежегодных амортизационных отчислений;
техническое обслуживание (запасные части). Расчет расходов, стоимость техобслуживания и запасные части;
источники оборудования (поставщики). Точное время поставки, транспортные расходы, пошлины на импорт, страховка, установочные расходы.
Слайд 18ПЛАН ПРОИЗВОДСТВА - 2
С.Л. Еремина Бизнес-план
Запланированная мощность. Уровень использования мощностей (часов
в день, дней в неделю);
мощность производства в будущем. Другие работы (совершенствование и разработка продукции во время низкого использования мощностей);
оплата оборудования (финансирование), условия и возможности приобретения. Условия продажи (покупки) оборудования;
размещение и схема завода. Юридические адреса. Площадь, планировка завода: необходимые для деятельности здания и оборудование.
Слайд 19ПЛАН ПРОИЗВОДСТВА - 3
С.Л. Еремина Бизнес-план
Здания - описание основных производственных помещений
и офисов компаний: аренда или собственность, размещение стационарное или другое, соответствие текущим и будущим потребностям;
Оборудование производственных зданий и офисов компании. Характеристика существующего и будущего. Влияние на способ предоставления производства продукта или услуг;
Потребности в сырье (источники, имена будущих поставщиков, количество, цикл заказа и доставки, подробные условия и сроки покупки, имена запасных поставщиков на случай, необходимость обеспечения непрерывности производства.
Слайд 20
ПЛАН ПРОИЗВОДСТВА - 4
С.Л. Еремина Бизнес-план
Затраты на сырье (стоимость единицы
сырья, все виды среднемесячная потребность). Коэффициент затрат/выпуск на месяц;
Рабочая сила, ее квалификация. Наличие и категории квалификация. Шкала зарплаты. Стоимость рабочей силы. Расходы на зарплату, дополнительные выплаты, отпуск, социальное и медицинское страхование. Производительность труда, мотивация, стимулы. Условия работы, возрастание ответственности, пособия.
Общезаводские расходы, накладные. Расходы, не меняющиеся или меняющиеся незначительно, в зависимости от уровня производства.
Себестоимость единицы изделия (количество изделий в месяц, почасовые ставки (трудовые, производственные и накладные расходы).
Слайд 21ПЛАН ОРГАНИЗАЦИИ И МЕНЕДЖМЕНТА 1
форма бизнеса (единоличное владение, партнерство, ООО, государственная
собственность и т.п.),
организационная структура (см. след. слайд),
определение необходимых специальностей, (например, бухгалтерия, производство, маркетинг),
группы их взаимосвязи (полномочия, компетентность, ответственность, опыт в бизнесе и квалификация каждого члена,
список предоперационной деятельности (схема Гантта), точная оценка, потребность в капитале);
офисное оборудование (какое и амортизация).
административные расходы (зарплата секретаря, бухгалтера, охрана, связь…)..
Слайд 22
С.Л. Еремина Бизнес-план
ПЛАН ОРГАНИЗАЦИИ И МЕНЕДЖМЕНТА 2
структура организации (формирование подразделений ):
линейная
– непосредственная подчиненность,
линейно-штабная,
продуктовая,
матричная,
«звездочка».
Слайд 24«ЗВЕЗДОЧКА»
С.Л. Еремина Бизнес-план
Слайд 25
ФИНАНСОВЫЙ ПЛАН:
стоимость проекта;
график погашения кредита;
отчет о результатах производственной деятельности (о
прибылях или убытках);
прогноз объема продаж;
поток наличности (кэш - флоу);
построение «точки безубыточности»;
риски и меры по их предупреждению.
С.Л. Еремина Бизнес-план
Слайд 26Стоимость проекта
активы - наличность в кассе предприятия и в банке, счета
к получению (дебиторская задолженность), запасы сырья, незавершённого производства и готовой продукции;
обязательства - суммы причитающейся к выплате рабочим, деньги, полученных авансом за продукцию и услуги, деньги, полученные в кредит у банка и подлежащих возврату в ближайшем будущем (овердрафт или ссуда), деньги кредиторов.
С.Л. Еремина Бизнес-план
Слайд 27ПОСТРОЕНИЕ «ТОЧКИ БЕЗУБЫТОЧНОСТИ»
С.Л. Еремина Бизнес-план
Слайд 28СТРУКТУРА И АНАЛИЗ РИСКОВ
С.Л. Еремина Бизнес-план
политические;
юридические;
производственные;
социальные;
маркетинговые;
финансовые .
Слайд 29
С.Л. Еремина Бизнес-план
СПАСИБО ЗА ВНИМАНИЕ
esofia@tpu.ru
56-35-29