Слайд 1
Взаимодействие аллельных и неаллельных генов.
Автор: Качаева Л.А.,
учитель биологии,
МБОУ «ООШ №4».
г..
Междуреченск 2014
Слайд 2Ген – структурная единица наследственной информации, контролирующая развитие определенного признака или
свойств.
СЛОВАРЬ
“Разуму свойственно размышлять,
то есть связывать причины и следствия,
давать ответ на вопрос “почему”
и находить в цепи происходящего начало и конец”.
Ж. Фабр.
Проблема
Почему у потомства иногда появляются признаки не свойственные их родителям?
Данный урок даёт нам возможность “приоткрыть дверь” научного познания процессов, понять взаимосвязь процессов в организме через различные виды взаимодействия генов в генотипе.
Слайд 3Ген — материальный носитель наследственной информации, совокупность которых родители передают потомкам
во время размножения.
ген
Слайд 4Аллельные и неаллельные гены
Слайд 5Взаимодействие генов
Взаимодействие аллельных генов
Взаимодействие неаллельных генов
Полное
доминирование
Неполное
доминирование
Полимерия
Комплементарность
Кодоминирование
Плейотропия
Эпистаз
Дайте определения
Задачи
урока
Слайд 6Почему у потомства иногда появляются признаки не свойственные их родителям?
Терминологическая разминка
Продолжите мои мысли…
наука о наследственности и……..
основоположник науки генетики…
основной метод генетики……..
парные гены…………………..
взаимоисключающие признаки…..
особи, дающие один сорт гамет ……
особи, дающие разные сорта гамет….
признак, который подавляется……
преобладающий признак………….
совокупность всех генов организма………
совокупность всех внешних и внутренних …..
скрещивание особей, отличающихся по одной …..
Слайд 7Взаимодействие аллельных генов
Слайд 8Взаимодействие аллельных генов:
Полное доминирование
(один из аллельных генов
подавляет другой).
Неполное доминирование
Корренс Карл Эрих
(1864 - 1933)
Слайд 9
АА
аа
Аа
Промежуточное наследование при неполном доминировании
Слайд 11Взаимодействие неаллельных генов
Слайд 12Взаимодействие неаллельных генов:
Сцепленное
наследование
Морган Томас
(1866 - 1945)
Слайд 16Взаимодействие неаллельных генов
Плейотропия
Явление, когда при взаимном действии двух доминантных неаллельных генов,
каждый из которых имеет свое собственное фенотипическое проявление, происходит формирование нового признака
Расщепление по фенотипу 15:1
Слайд 17
При кодоминировании (гетерозиготный организм содержит два разных доминантных аллеля, например А1
и А2 или JA и JB), каждый из доминантных аллелей проявляет свое действие, т.е. участвует в проявлении признака.
Расщепление по фенотипу в F2 1:2:1
Взаимодействие аллельных генов
Кодоминирование
Слайд 18Наследование групп крови
-
О-О
Iгруппа крови
А-А
IIгруппа крови
В-В
IIIгруппа крови
В-О
III группа крови
А-B
IV группа
Слайд 19Примером кодоминирования служит IV группа крови человека в системе АВО: генотип
–JA, JB, фенотип – АВ, т.е. у людей с IV группой крови в эритроцитах синтезируется и антиген А (по программе гена JA), и антиген В (по программе гена JB).
Р
х
II группа
III группа
G
JA
J0
JB
J0
JA J0
JB J0
F1
JA J0
JA JB
JB J0
J0 J0
II группа
IV группа
III группа
I группа
Слайд 20Подавление проявления генов одной аллельной пары генами другой.
Гены, подавляющие действие
других неаллельных генов, называются супрессорами (подавителями).
Доминантный эпистаз (расщепление по фенотипу 13:3) и рецессивным (расщепление по фенотипу 9:3:4)
Эпистаз
Взаимодействие неаллельных генов
Слайд 21Эпистаз
Доминантный
Рецессивный
Расщепление по фенотипу в F2 13:3
Расщепление по фенотипу
в F2 9:3:4
Наследование окраски оперения кур
Наследование окраски шерсти домовых мышей
Слайд 23У тыквы имеется ген, который в доминантном состоянии подавляет окраску плода
Слайд 26Задача 1:
Окрашенность шерсти кроликов (в противоположность альбинизму) определяется доминантным геном. Цвет
же окраски контролируется другим геном, расположенным в другой хромосоме, причем серый цвет доминирует над черным (у кроликов-альбиносов гены цвета окраски себя не проявляют).
Какими признаками будут обладать гибридные формы, полученные от скрещивания серого кролика, рожденного от кролика-альбиноса, с альбиносом, несущим ген черной окраски?
Слайд 27А– наличие цвета, a – отсутствие цвета (альбинизм)
B – серый цвет,
b – черный цвет
Р: ♀ АаВВ × ♂ ааbb
G: АВ, аВ аb
F: АаВb, ааВb
серый альбинос
Слайд 28Задача 2:
У лука доминантный ген А определяет наличие цвета у луковиц
(а – бесцветные луковицы), а ген В (b) окраску луковиц (красный цвет доминирует над желтым).
Скрестили между собой растения с красными и желтыми луковицами. В полученном потомстве были растения с бесцветными, красными и желтыми луковицами. Определите генотипы родительских форм и потомства.
Слайд 29Комплементарность
Взаимодействие неаллельных генов
Явление, когда признак развивается только при взаимном действии двух
доминантных неаллельных генов, каждый из которых в отдельности не вызывает развитие признака
Расщепление по фенотипу 9:7. Как получилось это соотношение?
Слайд 30 bb
Вb
Аа
A – наличие цвета, a – отсутствие
цвета
B – красный цвет, b – желтый цвет
Р:
Aа
?
g:
АВ,Аb,аВ, аb
Аb, аb
АВ
Аb
аВ
аb
Аb
аb
ААВb
ААbb
АаВb
Ааbb
АаВb
Ааbb
ааВb
ааbb
красные
красные
красные
желтые
желтые
желтые
бесцветные
бесцветные
F:
красные
желтые
Слайд 31Взаимодействие неаллельных генов:
Комплементарность –
это явление, при котором один
ген влияет на проявление другого, неаллельного гена, но не полностью доминирует.
Слайд 32У попугаев цвет перьев определяется двумя парами генов. Сочетание двух доминантных
генов определяет зеленый цвет. Рецессивные по обеим парам генов особи имеют белый цвет.
Сочетание доминантного гена А и рецессивного гена b определяет желтый цвет, а сочетание рецессивного гена а с доминантным геном В – голубой цвет.
Задача 1:
Слайд 33Задача 1:
При скрещивании между собой двух зеленых особей получили попугаев всех
цветов.
Определите генотипы родителей и потомков.
Слайд 34A В
а b
А В
а b
A- B-
– зеленый цвет, aаbb – белый цвет
А- bb – желтый цвет, ааВ- – голубой цвет
Р:
?
g:
АВ,Аb,аВ, аb
F:
зеленый
зеленый
АВ,Аb,аВ, аb
Слайд 35
АВ
Ав
аВ
ав
АВ
Ав
аВ
ав
ААВВ
ААВb
АаВВ
АаВb
ААВb
ААbb
АаВb
Ааbb
АаВВ
АаВb
ааВВ
ааВb
АаВb
Ааbb
ааВb
ааbb
зеленый
зеленый
желтый
голубой
белый
зеленый
зеленый
зеленый
зеленый
зеленый
зеленый
зеленый
желтый
желтый
голубой
голубой
F:
Слайд 36Задача 2:
У кроликов цвет шерсти определяется двумя парами генов. Ген А
(а) определяет основную окраску шерсти. А – черную окраску, а – белую. Ген В вызывает неравномерное распределение пигмента по шерсти (получаются серые кролики).
Слайд 37Задача 2:
При скрещивании между собой серого и белого кролика половина потомства
оказалась белой, ¼ – черной, ¼– серой.
Определить генотипы родителей и потомства.
Слайд 38 а b
Аа Вb, Аа bb, аа Вb, аа
bb
а b
а b
А В
А– черный цвет, a– белый цвет
B – неравномерное распределение пигмента
b – равномерное распределение пигмента
Р:
?
g:
АВ,Аb,аВ, аb
F:
серый
белый
аb
серый
черный
белый
белый
Слайд 39Явление, когда несколько неаллельных доминантных генов отвечают за сходное воздействие на
развитие одного и того же признака.
Чем больше таких генов, тем ярче проявляется признак (цвет кожи, удойность коров)
Взаимодействие неаллельных генов
Полимерия
Слайд 41Множественное действие генов –
явление, при котором один ген
оказывает влияние на проявление сразу нескольких признаков.
Слайд 44Задача:
Одна из пород кур отличается укороченными ногами. Признак этот доминирующий. Управляющий
им ген вызывает одновременно укорочение клюва. При этом у гомозиготных цыплят клюв так мал, что они не в состоянии пробить яичную скорлупу и гибнут, не вылупившись из яйца.
В инкубаторе хозяйства, разводящего только коротконогих кур, получено 3000 цыплят. Сколько среди них коротконогих?
Аа
G: А, а А , а
F: АА, Аа, Аа, аа
гибель коротк. коротк. норма
Коротконогих цыплят 2 000.
А – укороченные ноги и клюв
а – норма
АА – летальное сочетание
Слайд 46Определите тип взаимодействия генов.
Реши задачу.
В родильном доме перепутали двух девочек
(назовем их условно Аьфа и Бета).
Родители одной из них имеют II и IV группы крови, а родители другой – I и II. Лабораторный анализ показал, что у Альфы I группа, а у Беты II группа крови. Определите, кто чья дочь.
Слайд 47Задача
Если негритянка (A1A1A2A2) и белый мужчина (a1 a1 a2 a2) имеют
детей, то в какой пропорции можно ожидать появление детей – полных негров, мулатов и белых?
Решение задачи
Обозначение генов:
А1, А2 гены определяющие наличие пигмента
а1, а2 гены определяющие отсутствие пигмента
Слайд 50Подводим итоги
Таким образом, выражение «ген определяет развитие признака» в значительной степени
условно, так как действие гена может зависеть от других генов.
Кроме того, на проявление действия генов влияют и условия окружающей внешней среды.
Один ген может отвечать за один признак;
Несколько генов могут отвечать за один признак;
Один ген может влиять на несколько признаков.
Следовательно,
генотип является системой
взаимодействующих генов.