Слайд 1ЗЕМЛИ ЗАПАСА
Презентацию подготовила студентка юридического факультете 2-го курса Бадретдинова Аделина.
Слайд 2Определение
Земли запаса- земли, не предоставленные в собственность, владение, пользование и аренду,
а также земли, право собственности, владения и пользованиями которыми прекращено ввиду их использования не по целевому назначению, неэффективного использования и т.п.
Слайд 3ЗК РФ, Статья 103. Земли запаса
1. К землям запаса относятся земли,
находящиеся в государственной или муниципальной собственности и не предоставленные гражданам или юридическим лицам, за исключением земель фонда перераспределения земель, формируемого в соответствии со статьей 80 настоящего Кодекса.
2. Использование земель запаса допускается после перевода их в другую категорию, за исключением случаев, если земли запаса включены в границы охотничьих угодий, случаев выполнения работ, связанных с пользованием недрами на таких землях, и иных предусмотренных федеральными законами случаев.
Слайд 4Статья 13. Особенности перевода земельного участка из состава земель запаса в
другую категорию земель
Перевод земельного участка из состава земель запаса в другую категорию земель в зависимости от целей дальнейшего использования этого земельного участка осуществляется только после формирования в установленном порядке земельного участка, в отношении которого принимается акт о переводе земельного участка из состава земель запаса в другую категорию земель.
Федеральный закон от 21.12.2004 N 172-ФЗ (ред. от 20.04.2015) "О переводе земель или земельных участков из одной категории в другую
Слайд 5Из анализа определения земель запаса можно сделать вывод, что отнесение их
к данной категории обусловлено не их специальным целевым назначением, как в случае с первыми шестью категориями, а субъектным составом их собственников - государства и муниципальных образований.
Интересен сравнительный анализ положений ст. 103 и ч. 1 ст. 16 Земельного кодекса, где определяется понятие государственной собственности на землю: "...в государственной собственности находятся земельные участки, не находящиеся в собственности граждан, юридических лиц или муниципальных образований".
Слайд 6В государственной или муниципальной собственности могут находиться земли всех семи категорий.
Критерием же отнесения их в состав земель запаса будет то формальное основание, что такие земельные участки не предоставлены на праве аренды, постоянного (бессрочного) пользования или пожизненного (наследуемого) владения гражданам или юридическим лицам.
Большинство ученых склоняются к выводу, что целевое назначение земель запаса не определено или что в законе не сформулированы требования к целевому назначению земель запаса. И действительно, если подходить к данному вопросу с формально-юридической точки зрения, данный вывод авторов является оправданным
Слайд 7Будучи исключенными из сферы хозяйственной эксплуатации и оборота, данные земли не
могут считаться ничейными, бесхозными и т. п., поскольку:
они продолжают числиться в земельно-кадастровой документации, где относительно объективно закреплена вся необходимая правовая, экономическая и хозяйственная информация о них;
земли запаса недопустимо самовольно занимать, совершать с ними сделки, которые законны лишь при наличии регистрации их в местной администрации;
в отношении этих земель, как и земель, находящихся в собственности, пользовании, обороте и т. д., государственные органы планируют и составляют программы повышения плодородия, охраны и иные мероприятия, осуществляемые в любом цивилизованном государстве.
Слайд 8Государственные органы (местная администрация) обязаны держать на учете эти земли, как
перспективу обеспечения людей, желающих вести хозяйство на земле, и для организаций, нуждающихся в получении земли для других целей.
Слайд 9В определенной мере правовой статус земель запаса имеет сходство с землями
консервируемыми, а также исключенными из хозяйственного оборота.
Однако при глубоком сравнении оказывается, что правовой статус этих земель различен, поскольку:
Слайд 10 под землями запаса подразумеваются земельные участки, пригодные для использования по
целевому назначению, в то время как деградированные и исключенные из сельхоз оборота земли для использования не пригодны;
земли запаса находятся в ведении местных администраций, в то время как законсервированные и деградированные земли находятся под дополнительным контролем со стороны государственных органов, ответственных за экологическую безопасность государства;
для включения законсервированных и деградированных земель в хозяйственный оборот необходимо проведение специальных мероприятий, возможно, длительное время, в то время как для земель запаса подобных мероприятий не требуется.
Слайд 11Не могут считаться землями запаса и бросовые земли, собственники (да и
другие пользователи земель) которых остаются еще по кадастровой документации титульными владельцами этих земель. Лишь после того, как в документацию будут внесены изменения и произойдет фактическая сдача угодий представителю местной администрации, данные угодья можно относить к числу земель запаса, распространяя на них режим свободного хозяйственного оборота.
Слайд 12Статья 36. Градостроительный регламент
[Градостроительный кодекс РФ] [Глава 4] [Статья 36]
6.
Градостроительные регламенты не устанавливаются для земель лесного фонда, земель, покрытых поверхностными водами, земель запаса, земель особо охраняемых природных территорий (за исключением земель лечебно-оздоровительных местностей и курортов), сельскохозяйственных угодий в составе земель сельскохозяйственного назначения, земельных участков, расположенных в границах особых экономических зон и территорий опережающего социально-экономического развития.
Слайд 13Категория земель запаса имеет самостоятельное значение в структуре земельного фонда России.
Большая часть земель запаса - это свободные неосвоенные земли, расположенные в необжитых районах Крайнего Севера и Дальнего Востока. В хозяйственно-развитых районах страны их площадь незначительна. В случае возникновения потребности в них они могут быть переведены в любую категорию земель посредством их продажи или предоставления в аренду для целей и в порядке, указанном в действующем законодательстве (например, для ведения крестьянского (фермерского) хозяйства).
Слайд 14 В ряде случаев законодатель прямо предписывает источники пополнения земель данной
категории. Так, в силу п. 1 ст. 14 ЗК РФ подвергшиеся радиоактивному и химическому загрязнению земли могут быть исключены из категории земель сельскохозяйственного назначения и переведены в земли запаса для их консервации. Согласно ст. 7 Закона о переводе земель из одной категории в другую перевод земель сельскохозяйственных угодий или земельных участков в составе таких земель из земель сельскохозяйственного назначения в другую категорию допускается в исключительных случаях, связанных в том числе с включением в состав земель запаса непригодных для осуществления сельскохозяйственного производства земель.