Слайд 1Процедуры приема детей, оставшихся без попечения родителей в семью.
Слайд 2Нормативные аспекты
С принятием Федерального закона об опеке и попечительстве в РФ
от 24 апреля 2009 года №48 с 1 сентября 2008 года в России существуют только ДВЕ формы семейного устройства - усыновление и опека. Как вид опеки, регионы могут утверждать своими законодательными актами такие договорные ВИДЫ опеки как: приемная семья и патронат.
Слайд 3Усыновление
принятие в семью ребёнка на правах кровного. Ребенок становится родственником –
дочерью/сыном со всеми вытекающими отсюда правами и обязанностями. Усыновление является приоритетной формой устройства детей. Для родителей это - высшая степень ответственности за судьбу ребенка и его полноценное развитие.
Слайд 4Особенности усыновления
· Позволяет ребёнку чувствовать себя полноценным членом семьи.
· Сохраняются все
отношения и права наследования, в том числе по выходу из несовершеннолетнего возраста.
· Возможность присвоить ребёнку фамилию усыновителя, поменять имя, отчество, место рождения и, в некоторых случаях, дату рождения.
· Усыновление можно оформить на одного усыновителя или на супругов.
· Оформляется дольше, чем опека, т.к. усыновление устанавливается в гражданским суде.
· Государство предоставляет послеродового отпуска и выплату в связи с рождением ребёнка в том случае, если усыновляется младенец и, при усыновлении ребенка из учреждения, единоразовую компенсацию. Некоторые регионы устанавливают ежемесячные выплаты для усыновителей, например, Белгородская, Московская области.
· Самые жёсткие требования к кандидатам в усыновители, их материальному положению, жилью по сравнению с опекой.
· Не каждый ребенок, лишенный родительского попечения, может быть усыновлен.
· Проверка состояния воспитания и содержания ребенка проводится в течение трех лет раз в год и далее может быть снята.
Слайд 5Необходимые документы (усыновление)
Граждане Российской Федерации, желающие получить заключение о возможности быть
кандидатом в усыновители и постановки на учет в качестве кандидатов в усыновители, подают в Отдел паспорт или иной документ удостоверяющий личность, с приложением следующих документов:
1) краткая автобиография;
2) справка с места работы с указанием должности и заработной платы либо копия декларации о доходах;
3) медицинское заключение государственного или муниципального лечебно-профилактического учреждения о состоянии здоровья лица, желающего усыновить ребенка, оформленное в порядке, установленном Министерством здравоохранения и социального развития Российской Федерации;
4) копия свидетельства о браке (если состоят в браке);
5) свидетельство о прохождении лиц, желающих принять на воспитание в семью ребенка, оставшегося без попечения родителей на территории РФ
Документы, перечисленные в пп.2-4 настоящего пункта, действительны в течение года со дня их выдачи, а медицинское заключение о состоянии здоровья - в течение 6 месяцев.
Копии документов представляются в двух экземплярах при наличии оригиналов.
Слайд 6Межведомственное взаимодействие:
Документы, которые могут быть востребованы специалистом в рамках межведомственного взаимодействия:
Справка
органов внутренних дел об отсутствии судимости за умышленное преступление против жизни или здоровья граждан (территориальные органы МВД РФ в городах и районах РТ)
Заключение городского (районного) филиала ФГУЗ «Центр гигиены и эпидемиологии в Республике Татарстан» о соответствии жилых помещений санитарным и техническим правилам и нормам по запросу специалиста органа опеки и попечительства;
Акт обследования жилищно – бытовых условий заявителя.
Письменное заявление о постановке на учет лиц, желающих усыновить (удочерить) ребенка
Анкета гражданина, желающего принять ребенка на воспитание в свою семью
Указанные документы запрашиваются Отделом, с предварительного согласия заявителя в целях сохранения конфиденциальности предоставляемой формации.
При передаче указанных сведений должна быть сохранена тайна усыновления. Лица, виновные за ее разглашение, несут ответственность в соответствии с законодательством Российской Федерации.
Слайд 7Опека и попечительство
принятие в дом ребёнка на правах воспитуемого в целях
его содержания, воспитания и образования, а также для защиты его прав и интересов. Опека устанавливается над детьми, не достигшими 14 лет, а попечительство над детьми от 14 до 18 лет. Ребенок сохраняет свои фамилию, имя, отчество, а кровные родители не освобождаются от обязанностей в участие и содержании своего ребенка.
Слайд 8Особенности опеки и попечительства
Опекун имеет практически все права родителя в вопросах
воспитания, обучения, содержания ребёнка, и ответственности за ребенка.
На содержание ребенка государством ежемесячно выплачивается средства, согласно установленного в регионе норматива. Органы опеки обязаны осуществлять регулярный контроль за условиями содержания, воспитания и образования ребенка. Часто опека используется как промежуточная форма к усыновлению. Высокий, но не полный уровень ответственности.
Слайд 9Опека устанавливается решением органа опеки и попечительства, вследствие чего оформляется быстрее,
чем усыновление, т.к. не требуется решения суда.
· Опекуном, как правило, может быть назначено только одно лицо.
· Опекуну ежемесячно выплачиваются средства на содержание ребенка и оказывается содействие в организации обучения, отдыха и лечения опекаемого.
· По исполнении опекаемому 18 лет ему выделяется жильё, если его у него нет.
· Менее жёсткие требования к кандидату в опекуны в части дохода и жилищных условий.
· Ребёнок является воспитуемым, не становится полноценным членом семьи и в старшем возрасте (с 10 лет), такое положение может провоцировать ребенка на серьезные конфликты с семьей опекуна.
· Органы опеки наблюдают за опекунской семьей весь срок нахождения ребенка в семье чаще и более детально, чем при усыновлении. Существует ежегодная финансовая отчетность.
· Нет тайны передачи ребёнка под опеку и контакты с кровными родственниками ребёнка возможны, а в некоторых случаях обязательны.
· Смена фамилии ребёнку сильно затруднена, изменение даты рождения и запись опекуна в свидетельстве о рождении в качестве родителя невозможны.
Слайд 10Приемная семья
возмездная разновидность опеки. По отношению к ребёнку приемные родители являются
ему опекунами. Приемная семья создаётся на основе гражданско-правового договора (не трудового) между приемным родителем (родителями) и органами опеки. По сути это государственный заказ на оказание услуг по воспитанию ребенка. Ребенок может быть принят под опеку из любого региона, но заключить договор можно только по месту своего жительства. По этому виду договоров рабочий стаж не начисляется.
Приемным родителем может быть один человек или супруги. Как правило, действует норма: один опекун - один ребенок, за исключением передачи в одну семью детей-родственников или сиблингов. В семье может воспитываться не более 8 несовершеннолетних детей (вместе с кровными).
Обычно в приемную семью передают детей, которых невозможно или трудно передать на усыновление или простую опеку, например: для воспитания в одной семье 2-3 и более детей братьев, сестер; детей с инвалидностью или нарушениями развития и поведения; детей старшего возраста и т.п. Срок передачи ребёнка в такую семью определяется договором и может быть разным.
Весьма высокий, хотя и не полный уровень ответственности за судьбу ребенка.
Слайд 11Особенности приемной семьи
Требования к кандидатам менее жёсткие, чем к усыновителям, но
более жесткие, чем к простым опекунам.
Сложнее оформить, чем опеку, т.к. требуется оформлять договор о создании приемной семьи. Орган опеки имеет право отказать в заключении договора, если это имеет только материальную подоплеку.
· На содержание ребенка ежемесячно выплачивается средства, согласно установленного в регионе норматива, а так же выплачивается ежемесячное вознаграждение за услуги по воспитанию.
· Договором могут быть предусмотрены дополнительные льготы, выплаты, а так же требования и ограничения. Например, региональные органы опеки по договору могут предоставлять льготы по транспортному обслуживанию, жилью, оказывать помощь в обучении, отдыхе и лечения опекаемого; в некоторых случаях может выделяться служебное жилье, выплачиваться целевые средства на ремонт, приобретение мебели и т.п.
· Органы опеки наблюдают за опекунской семьей весь срок нахождения ребенка в приемной семьей, приемные родители обязаны соблюдать план по защите прав ребенка.
· Контакты с кровными родственниками ребёнка могут быть обязательны и включены в требования к приемной семье.
Слайд 12Документы опекуна:
Гражданин, выразивший желание стать опекуном или получить заключение о возможности
быть опекуном (попечителем), при подаче заявления должен предъявить паспорт или иной документ, удостоверяющий личность и следующие документы:
1) заявление с просьбой о назначении его опекуном либо заявления о выдачи заключения о возможности быть опекуном (попечителем) (Приложение №1 к настоящему Регламенту);
2) справка с места работы с указанием должности и размера средней заработной платы за последние 12 месяцев и (или) иной документ, подтверждающий доход или справка с места работы супруга (супруги) лица, выразившего желание стать опекуном с указанием должности и размера средней заработной платы за последние 12 месяцев и (или) иной документ, подтверждающий доход супруга (супруги).
3) медицинское заключение о состоянии здоровья по результатам освидетельствования гражданина, выразившего желание стать опекуном, выданное в порядке, устанавливаемом Министерством здравоохранения Российской Федерации (Приложение №2 к настоящему Регламенту);
4) копия свидетельства о браке (если гражданин, выразивший желание стать опекуном, состоит в браке);
5) письменное согласие совершеннолетних членов семьи с учетом мнения детей, достигших 10-летнего возраста, проживающих совместно с гражданином, выразившим желание стать опекуном, на прием ребенка (детей) в семью;
6) документ о прохождении подготовки гражданина, выразившего желание стать опекуном, в порядке, установленном Постановлением №423 (в случае назначения опеки на возмездных условиях);
7) автобиография;
Слайд 13Помните:
Документы, предусмотренные подпунктами 2, 9 принимаются Отделом в течение года со дня
их выдачи, документ, предусмотренный подпунктом 3, - в течение 6 месяцев со дня его выдачи.
У ребенка, нуждающегося в установлении над ним опеки или попечительства, может быть один или в исключительных случаях несколько опекунов. В случае назначения ему нескольких опекунов указанные граждане, в частности супруги, подают заявление совместно.
При назначении ребенку опекуна (попечителя) учитываются нравственные и иные личные качества опекуна (попечителя), способность его к выполнению обязанностей опекуна (попечителя), отношения между опекуном (попечителем) и ребенком, отношение к ребенку членов семьи опекуна (попечителя), а также, если это возможно, желание самого ребенка.
Лица не состоящие между собой в браке не могут совместно усыновить одного и того же ребенка.
Слайд 14Патронат
возмездная разновидность опеки, регулируемая региональными законодательными актами. По отношению к ребёнку
патронатные воспитатели (с 1 сентября 2008 г.) являются ему опекунами. Патронатная семья создаётся на основе гражданско-правового договора (не трудового) между патронатным воспитателем и органами опеки. По сути это государственный заказ на оказание услуг по воспитанию ребенка. Ребенок может быть принят на патронат из любого региона, но заключить договор можно только по месту своего жительства. По этому виду договоров рабочий стаж тоже теперь не начисляется.
Под патронат передаются дети, которым временно требуется принимающая семья или необходимо создать особые условия поддержки и сопровождения ребенка в семье. Основная цель данной разновидности опеки - социализация ребенка, получение им необходимого опыта жизни в семье, замена пребывания его в приюте. Патронат часто используется как переходная форма к другим формам опеке и/или усыновлению. Срок помещения ребёнка под патронат может быть разным, и зависит от ситуации.
Слайд 15Особенности патроната
Эта разновидность опеки действует только в тех регионах Росси, где
после 1 сентября 2008 года изданы или переизданы законодательные акты, регулирующие создание патронатных семей, например в Пермском крае, Московской области и т.д.
· Возможность поместить в семью патронатного воспитателя ребёнка, которому временно требуется замещающая семья или на время реабилитации ребенка.
· Менее жёсткие требования к кандидатам, чем при усыновлении, но более жёсткие, чем при простой опеке.
· Патронатный воспитатель обязан пройти специальную подготовку (обучение).
· На ребёнка ежемесячно выплачиваются средства на его содержание, устанавливаемые региональным законодательством, а так же вознаграждение за услуги по воспитанию.
· Договором могут быть предусмотрены дополнительные льготы, разовые выплаты, а так же требования и ограничения.
· Работа по планам, устанавливаемым органом опеки с привлечение учреждения по патронату. Самый жесткий контроль и отчётность за воспитание ребенка и расходование выплачиваемых на содержание ребенка средств.
· Контакты с родителями и родственниками ребёнка, как правило, обязательны и их регламент определяется по согласованию сторон.
Слайд 16Внимание
При ВСЕХ формах и видах устройства ребенка в семью
предъявляются одинаковые требования к состоянию здоровья лиц, принимающих ребенка в семью.
Они не должны быть прежде лишены родительских прав или ограниченны в родительских правах,
не отстранялись от обязанностей опекуна или усыновление не было отменено по вине взрослых,
нет судимости за преступления против жизни и здоровья граждан.
Учитываются также личные и нравственные качества кандидатов
Слайд 17Наставничество
(гостевой режим, семья выходного дня) - форма помощи ребенку, без оформления
его постоянного проживания в семье. В выходные, праздничные или каникулярные дни ребенок, на правах гостя, посещает и кратковременно проживает в семье наставника.
Совсем недавно введенная в законодательство (Семейный кодекс часть 3 статьи 155.2) опыта применения по новым правилам практически нет. Многое зависит от понимания необходимости её применения местными органам опеки и детским учреждением, из которого предполагается брать ребенка.
Слайд 18Особенности наставничества
Такая форма помогает ребенку выйти за рамки, созданные системой воспитательного
учреждения, прочувствовать как функционирует семья: понять функции членов семьи, получить навыки ведения хозяйства и общения с взрослыми и другими детьми в семейном кругу. В некоторых случаях, наставничество используется как подготовка ребенка и семьи к постоянному размещению на опеку или усыновление.
Наставничество дает возможность ребенку получить моральную поддержку и помощь не только пока он в гостях у наставника, но и во время его нахождения в учреждении и будущей жизни, т.к. обычно между ними возникает переписка, телефонные контакты. Таким образом, у ребенка появляется "родственник" и друг, что делает ребенка не столь одиноким, повышает самооценку ребенка и уровень его иерархии среди детей в учреждении. Часто наставники помогают детям с лечением, обеспечением и выбором одежды, профессиональной ориентацией, дают полезные советы как поступать в тех или иных ситуациях
Слайд 19Более простое оформление, не требующее прохождения полного медицинского освидетельствования и сбора
кучи справок.
· Возможно взять ребенка/детей отобранных из многодетных семей или осужденных родителей и, которым крайне сложно найти постоянную семью и, в ином случае, обречённых жить в
детском доме.
· Если наставничество предполагается как переходной этап перед опекой, усыновлением, то это хороший способ присмотреться ребенку и семье друг к другу, позволяет понять принято ли верное решение.
· При переходе на постоянные формы устройства будет проще пережить адаптацию, т.к. опыт жизни в семье у ребенка уже есть.
· Директор не обязан разрешить вам брать ребенка.
· Крайне не желательно, а часто и невозможно брать в гости детей младше 7-8 лет, т.к. они не понимают почему их берут и возвращают, они ещё не понимают что могут быть не только родители, но и "родственники", взрослые друзья.
· Эта форма крайне редко поддерживается властями финансово нам известны лишь отдельные случаи и регионы, в частности мы знаем, что такой опыт был в Смоленской, Ульяновской и Кемеровской областях.
Слайд 20Необходимые документы (гостевая семья)
Слайд 21Первые дни ребенка в приемной семье.
Памятка родителям
У ребёнка был жёсткий режим,
старайтесь его не сразу и не сильно менять. Выясните, какой был режим для ЭТОГО ребёнка в ЭТОМ учреждении. Какие реакции проявлял он при изменении режима, или какие тенденции в нарушении его проявлял. Если ему нравилось засыпать позже остальных, то пусть у вас дома режим сместится в эту сторону, но не сильно.
Слайд 22
Выясните предпочтения в еде, чем он питался, не настаивайте, если ребёнок
будет отказываться от каких-то ценнейших на ваш взгляд продуктов, например рыбы, фруктов, зелени. Не беспокойтесь, со временем он всё это начнёт есть сам.
Слайд 23
Не стоит вываливать на него горы новых игрушек, не обязательно они
вызовут у него бурю восторга, маленького ребёнка непривычные игрушки могут и напугать. Если возможно попросите в учреждении игрушку, к которой он больше всего привык. Постарайтесь воссоздать в доме какие-то элементы знакомые ему по учреждению, и создающие у него ощущение знакомого и приятного.
Слайд 24
Не перегружайте ребёнка эмоциональными впечатлениями. Первое время ограничьте встречи с другими
взрослыми и детьми. Гости и родственники вполне могут подождать неделю, пока ребёнок немного адаптируется и почувствует себя в доме увереннее.
Слайд 25
Устраните новые для ребёнка резкие и громкие звуки, сильные запахи. Вынесите
из его комнаты сильно пахнущие растения, косметические средства.
Слайд 26
будьте особенно аккуратны и постарайтесь, чтобы знакомство произошло плавно и в
доброжелательном ключе, при хорошем настроении всех участников процесса
Слайд 27
Если что-то ребёнку особенно нравится в еде или удовольствиях, не старайтесь
выдать это всё и в максимальных количествах. Принцип «один раз и до отвала» здесь не срабатывает, но может привести к серьёзным расстройствам или аллергическим реакциям у ребёнка. Умеренность и постепенность, в это время, для ребёнка гораздо важнее мер по компенсации обделённости его, в чём-либо.
Слайд 28
Не спешите к увеличению познавательных нагрузок. Старайтесь не перегружать ребёнка на
самом первом этапе, необходимо, чтобы ребёнок почувствовал себя в доме защищённым, а главное здесь стабильность и отсутствие избыточной новизны, и так её будет предостаточно. Даже более старших детей, как бы вам не хотелось дать им возможно больше и скорее, не торопитесь перегружать новыми впечатлениями. Совершенно не обязательно совершать дальние прогулки или поездки в клубы, музеи и на праздники. Позвольте им сначала достаточно ознакомиться с домом.
Слайд 29
Не надейтесь, что ребёнок сразу выкажет положительную эмоциональную привязанность, скорее он
будет ярче проявлять беспокойство при вашем отсутствии.
Слайд 30
Первое время старайтесь быть с ребёнком как можно чаще вместе, разговаривайте
с ним, обращаясь «глаза в глаза». Говорите с ним о том, что ему интересно, внимательно слушайте все, что он рассказывает, но старайтесь резко не реагировать на страшные рассказы, нецензурные слова. Не останавливайте его, если он рассказывает ужасы своей прежней жизни, играет в игры, где представляет себя жертвой. Накопившийся негатив требует выхода и не может быть забыт за один день. Проявите терпение. Лечит время, внимание и любовь.
Слайд 31
Чтобы было проще представить, что происходит с ребёнком во время первых
дней освоения нового дома, попробуйте вообразить себе, что вы неожиданно оказались на чужой планете, где море новых непонятных ощущений, а каждый незнакомый шорох содержит угрозу и единственный кто может помочь ему почувствовать себя в безопасности это вы.
Слайд 32Адаптация ребенка в приемной семье
Знакомство
Регрессия (возврат в прошлое)
Восстановление