Слайд 1Защита интеллектуальной собственности
Составитель: к.т.н., доцент Хардин М. В.
Слайд 2Содержание
История научного сообщества.
История науки в России.
История патентного дела в России.
Выводы.
Слайд 3 История научного сообщества
1660 — Лондонское королевское общество
1666 — Парижская академия наук
1725 - Санкт-Петербургская академия наук
1900 — создание фонда Нобеля
Слайд 4История науки в России
В области теоретической науки допетровская Россия, особенно после
татаро-монгольского ига отставала от Европы. Это связано со слабыми культурными связями с ней, большим влиянием Византии, ограниченным распространением переводных научных трудов, культурными и социальными особенностями. Первая древнерусская математическая работа создана новгородским монахом Кириком в 1136 году. Позднее переводились и распространялись книги по космографии, логике, арифметике. В XVII веке в России появляются первые «университеты»: школа боярина Ф.М.Ртищева (1648), школа Симеона Полоцкого (1665), Славяно-греко-латинская академия (1678). В отличие от науки, в области техники значительного отставания от Европы не было.
Слайд 5История науки в России
Наука как социальный институт возникла в России при
Петре I, когда в Сибирь и Америку им было отправлено несколько экспедиций, в том числе Витуса Беринга и Василия Татищева, первого русского историографа. В 1725 году была открыта Петербургская академия наук, куда были приглашены многие известные учёные Европы. Среди них был и Герхард Миллер, второй русский историк, автор норманнской гипотезы происхождения Руси, и знаменитый математик Леонард Эйлер, который не только писал учебники на русском языке, но и стал в Петербурге автором множества научных трудов. Большой вклад в развитие русской науки сделал академик Михаил Ломоносов, авторству которого принадлежит закон сохранения массы. В 1755 году им был основан Московский университет. В XVII—XIX веках возникли также университеты в Дерпте, Вильно, Казани и Харькове.
Слайд 6История науки в России
К концу XIX века состав университетов пополнился Варшавским,
Киевским, Одесским и Томским. В России появились школы выдающихся математиков: Н. И. Лобачевского, П. Л. Чебышёва — А. А. Маркова, М. В. Остроградского, физиков: А. Г. Столетова и А. С. Попова, химиков: А. М. Бутлерова — В. В. Марковникова, Н. Н. Зинина, Ф. Ф. Бейльштейна, врачей: С. П. Боткина и Н. И. Пирогова, историков: Н. М. Карамзина, С. М. Соловьёва, В. О. Ключевского. Д. И. Менделеев открыл в 1869 году один из фундаментальных законов природы — периодический закон химических элементов.
Д. И. Менделеев. Первый рукописный вариант периодического закона. 18 февраля 1869 года
Слайд 7Российская наука накануне октябрьской революции
В 1904 году И. П. Павлов был
удостоен Нобелевской премии за работы в области физиологии пищеварения, в 1908 году — И. И. Мечников — за исследования механизмов иммунитета.
Организационная модель российской науки к 1917 году состояла из Петербургской академии наук, университетов, специальных учебных институтов, научных обществ, немногочисленных лабораторий ведомств и предприятий, ведомственных и межведомственных ученых комитетов и комиссий.
Академия наук являлась высшим научным учреждением страны и состояла из 5 лабораторий, 7 музеев, 1 института (Русский археологический институт в Константинополе), Пулковской астрономической обсерватории с 2 отделениями, Главной физической обсерватории и 21 комиссии. В 1916 году в России имелось 10 университетов, 17 технических, 10 сельскохозяйственных и лесных, 6 медицинских, 4 ветеринарных, 6 коммерческих, а всего 100 высших учебных заведений.
Слайд 8Российская наука накануне октябрьской революции
Научные общества, которые до начала XX века
были в основном университетского типа, функционировали, как правило, при университетах, объединяя ученых, студентов и любителей-профессионалов (Московское общество испытателей природы, Вольное экономическое общество, Русское географическое общество, Русское техническое общество). К 1917 году их число превысило 300.
Научные ячейки при министерствах и ведомствах (Горный ученый комитет, Геологический комитет и т. д.) обслуживали практические нужды этих ведомств.
Заводская наука в дореволюционной России находилась на стадии зарождения. Лишь на немногих крупных предприятиях имелись лаборатории и конструкторские бюро.
Слайд 9Российская наука накануне октябрьской революции
Недостаток научных кадров в России сдерживал научно-технический
прогресс и стал особенно нетерпим в условиях начавшейся новейшей революции в естествознании. Однако сильная сторона русской науки — высокая профессиональная квалификация и творческая активность деятелей науки. В 1911 году В. И. Вернадский отмечал, что несмотря на неблагоприятные условия работы, русские ученые-естествоиспытатели «стали […] рядом, как равные по силе со своими товарищами из-за океана». К началу XX века стало очевидным, что масштабы и темпы научной деятельности не соответствовали требованиям XX века и потенциальным возможностям страны. Университетская профессура в «Записке о нуждах просвещения в России» (январь 1905), ставшей широко известной как «Записка 342 ученых» (первоначально подписали 16 академиков, 125 профессоров, 201 доцент, в дальнейшем — всего 1500 человек), вынуждена была декларировать: «Правительственная политика в области просвещения народа, внушаемая преимущественно соображениями полицейского характера, является тормозом в его развитии, она задерживает его духовный рост и ведет государство к упадку». Отчеты Академии наук 1900—1912 гг. состояли в основном из жалоб академиков на хронический недостаток ассигнований на науку. «Августейший президент» академии великий князь Константин Константинович в письме министру народного просвещения от 14.07.1911 пишет: «положение академических учреждений (из-за недостатка ассигнований и штатов) стало совершенно критическим».
Слайд 10Российская наука накануне октябрьской революции
После революции 1905 года царское правительство приложило
большие усилия для развития образования и науки. Общественность стала оказывать большее влияние на решение научно-организационных вопросов. Были открыты новые частные вузы (количество которых удвоилось в 1905—1911 гг.), высшие женские курсы, лаборатории и институты. Увеличилось количество научных учреждений. К началу Первой мировой войны система подготовки инженеров и специалистов в области естествознания в Российской Империи превосходила в количественном отношении не только Великобританию и Францию, но и Германию. Хотя по количеству выпущенных специалистов "накопленным итогом" к 1914 году Россия примерно совпадала с Францией и уступала Германии.
Слайд 11Российская наука накануне октябрьской революции
Многим русским ученым того периода были присущи
демократические взгляды, они рассматривали науку как форму служения интересам народа. В 1911 году министр народного просвещения Л. А. Кассо предпринял меры «для оздоровления высшей школы», уволив 131 ученого и преподавателей из Московского университета (половина его профессорско-преподавательского состава). Испытывая страх перед возможной революцией, 8-й съезд объединённого дворянства, состоявшийся в 1912 году, вынес решение, что «ни одно новое высшее учебное заведение не должно быть создано, так как такое создание приближает страну к революции». Министерство народного просвещения отклоняло ходатайства местных органов самоуправления и общественности об открытии университетов в Перми, Екатеринбурге, Ростове-на-Дону и других городах. В 1912 году на «особом журнале» заседаний Совета Министров «Об открытии новых учебных заведений» Николай II начертал: «В России вполне достаточно существующих университетов. Принять эту резолюцию как мое руководящее указание».
Слайд 12Советский период
Советский период характеризуется централизованным управлением науки. Значительная часть ученых работали
в АН СССР, Образовательных учреждениях, отраслевых НИИ. Началось развитие науки не только в Москве, Ленинграде, Киеве, но и в Новосибирске, в Свердловске, Хабаровске.
Организационная модель российской науки была сформирована в 1917—1930 гг. и была ориентирована на потребности индустриализации. В этот период были сформированы ведомственные сети научных организаций (наркоматов земледелия, здравоохранения и т. д.). В 1931 г. были установлены основные типы научных учреждений: центральный НИИ, отраслевой институт при вузе, низовые учреждения (заводские лаборатории, опытные станции), региональные институты. В период с 1931 по 1955 гг. произошла дифференциация научных организаций по стадиям выполнения исследований и разработок на — научно-исследовательские, конструкторские, проектные и технологические. Основной курс государственной политики состоял в создании необходимых условий для развития практически всех крупных отраслей знаний. Были созданы две практически изолированные друг от друга системы: военная и гражданская. Научный комплекс ВПК включал в себя крупные научно-технические организации и научные системы ряда ведущих вузов страны. В системе гражданской науки были сформированы академический, вузовский, отраслевой и заводской сектора науки.
Слайд 13Советский период
Организационную структуру академического сектора науки представляли научные организации Академии
наук СССР и отраслевых академий. Самое значительное место в академическом секторе занимала «Большая академия» (АН СССР). Созданная в 30-е годы сеть научных центров была преобразована в республиканские академии. В середине 50-х появилось первое региональное отделение Академии наук — Сибирское отделение. В 1987 г. были учреждены Дальневосточное и Уральское отделение. В этот период в академическом секторе получили развитие специализированные научные центры, сформированные на основе объединения институтов, выполняющих исследования в рамках одной или нескольких смежных отраслей знания. Развивалась собственная опытно-производственная инфраструктура: научно-технические центры, полигоны, крупные установки, опытные производства, проектные и конструкторские хозрасчетные организации, инженерные центры.
В академическом секторе формировались различные интеграционные структуры. Во многих академических институтах были созданы научно-учебные центры, научно-технические объединения, научно-технические центры. Формами связи научных организаций с производством были: сотрудничество с отраслевыми министерствами и ведомствами, договоры о совершенствовании производства на конкретных предприятиях, выполнение комплексных народно-хозяйственных программ.
Слайд 14Советский период
В вузовском секторе науки сформировались множество типов организаций, выполняющих
научные исследования и разработки: научно-исследовательские институты, кафедры, научные группы, учебно-опытные и экспериментальные хозяйства, проблемные и отраслевые лаборатории, проектные организации, вузовские и факультетские конструкторские и технологические бюро с собственной экспериментальной базой, обсерватории, ботанические сады, территориальные межвузовские комплексы, научно-учебные центры, совместные подразделения с организациями академического и отраслевого секторов науки. Научно-исследовательские институты при вузах были созданы в рамках незначительного числа крупных вузов страны с преобладанием кафедральной формы организации исследований и разработок. В 70-е годы появились межвузовские комплексы, объединявшие научные коллективы различных вузов с целью выполнения комплексных научно-технических задач. Этот период можно считать периодом организационного оформления вузовской науки на институциональном уровне. Создавалась инфраструктура на основе межвузовского кооперирования по совместному использованию экспериментально-производственной базы, вычислительных центров и т. д. В вузовском секторе были сформированы учебно-научно-производственные комплексы.
Слайд 15Советский период
Модель отраслевой науки создавалась с ориентацией преимущественно на прикладные
исследования, опытно-конструкторские и технологические разработки. В рамках каждой отрасли народного хозяйства было организовано управление всем циклом проведения исследований и разработок — от фундаментальных и прикладных исследований до их внедрения в серийное промышленное производство. Тем самым отраслевые министерства и ведомства стремились обеспечить научным «сопровождением» весь спектр своей деятельности, жестко контролируя процесс проведения исследований и разработок подведомственными научными организациями. Ведомственные сети отраслевого сектора формировались по двум направлениям: на основе специализации на выполнение исследований и разработок по продуктовым областям и на основе специализации по созданию продуктов и процессов.
Заводской сектор науки объединял инженерно-технические подразделения промышленных предприятий и производственных объединений. Основная направленность их деятельности состояла в развитии и совершенствовании обслуживаемого ими производства. В тот же сектор включались научно-исследовательские институты и конструкторские бюро, находящиеся на самостоятельном балансе в составе промышленных предприятий и производственных объединений.
Слайд 16Советский период
Одной из особенностей советской науки являлась её глубокая идеологизация.
Наука должна была быть марксистско-ленинской, материалистической. В этом качестве она противостояла науке буржуазной, идеалистической.
Наибольших успехов советская наука достигла в области естественных наук, где идеологический контроль был минимальным. За работы, выполненные в этот период нобелевские премии получили физики: Тамм И. Е., Франк И. М., Черенков П. А., Ландау Л. Д., Басов Н. Г., Прохоров А. М., Капица П. Л., Алфёров Ж. И., Абрикосов А. А. и Гинзбург В. Л., а также химик Семёнов Н. Н. и математик Канторович Л. В., получивший в 1975 г. премию по экономике. Благодаря деятельности И. В. Курчатова, А.Д. Сахарова, С. П. Королева и других ученых в СССР было создано ядерное оружие и космонавтика. В то же время развитие биологии сдерживалось начатой в середине 1930-х годов Т. Д. Лысенко кампанией против генетики, существенно пострадал и ряд других научных дисциплин.
Слайд 17Советский период
Следует отметить следующие параметры, характеризующие организационную модель отечественной науки
советского периода:
cильный научный комплекс, ориентированный на исследования и разработки оборонного характера в ущерб развитию гражданских отраслей промышленности;
неразвитость технологий двойного назначения, результаты научных исследований и разработок в оборонной промышленности практически не трансформировались в гражданскую сферу, как в странах Запада;
ведомственная разобщенность научного сообщества;
преобладание крупных специализированных научных организаций, особенно в отраслевом, самом масштабном по уровню используемых ресурсов секторе науки;
проведение исследований по всему фронту работ;
базовое финансирование научно-исследовательских организаций, слабо коррелированное с народно-хозяйственными потребностями в научно-технической продукции;
монополия в государственной форме собственности;
относительная изолированность от мирового научного сообщества;
планирование тематики научных исследований и результатов в прикладных областях.
Слайд 18Советский период
Точкой отсчета процессов трансформации научных учреждений и нарастания кризиса
науки следует считать 1987 г., когда было принято постановление ЦК КПСС и Совета Министров СССР «О переводе научных организаций на полный хозяйственный расчет и самофинансирование», прикладные исследования и разработки признавались товаром, был осуществлен переход к оплате научно-технической продукции по договорным ценам. Однако не происходило обновлений исследований, оборудования и кадрового потенциала. Напротив, углублялся процесс «консервации отсталости» технологического базиса отраслей народного хозяйства.
Слайд 19Современная наука
Количество научных работников в России стремительно падает. В 1995 году в
России было около 625 тысяч ученых. С тех пор их число стабильно уменьшалось на 2 % в год. В результате к настоящему времени осталось лишь 450 тысяч. Причем средний возраст российского ученого близок к 60 годам, что грозит будущим провалом в научном и техническом развитии страны.
В России насчитывается около 3,5 тыс. организаций, занимающихся научными исследованиями и разработками. Около 70 % этих организаций принадлежат государству.
Слайд 20Современная наука
В период 1995—2005 годов российские учёные опубликовали 286 тыс. научных
статей, которые в мире были процитированы 971,5 тыс. раз (по анализу публикаций в 11 тыс. научных журналов в мире). По итогам 2005 года Россия занимала 8-е место в мире по количеству опубликованных научных работ и 18-е место — по частоте их цитирования. При этом в период 1999—2003 годах на долю российских ученых приходилось 3 % от глобального числа публикаций в научных изданиях. Однако, по оценке Королевского общества (Великобритания), опубликованной 28 марта 2011 года, доля российских ученых в период 2003—2008 стала менее 2 %, тем самым оказавшись вне первой десятки государств (ранее занимаемое Россией 10-е место в этот раз заняла Индия).
В России работают тысячи учёных с большим объёмом международного цитирования (десятки и сотни ссылок на их работы). Среди них преобладают физики, биологи и химики, однако полностью отсутствуют экономисты и представители общественных наук.
Слайд 21Современная наука
С 2000 по 2007 годы число патентных заявок на изобретения
в России увеличилось на 47 % (с 26,7 тыс. до 39,4 тыс.) — второй по величине прирост среди стран «Большой восьмёрки».
В 2008 году объём научных исследований и разработок в России составил 603 млрд рублей, в 2009 году — 730 млрд рублей.
Из-за резкого сокращения финансирования науки во время кризиса конца ХХ века страну покинули десятки тысяч ученых, которые теперь работают за рубежом
В 2010 году российские ученые из Объединенного института ядерных исследований (ОИЯИ) в подмосковной Дубне впервые в истории успешно синтезировали 117-й элемент таблицы Менделеева, 114-й элемент был впервые синтезирован в Дубне ещё в декабре 1998 года, однако независимое подтверждение было получено только в сентябре 2009 года.
Слайд 22Государственная политика
Общая научная продукция по странам мира. Доля России составляет 2%;
за 1996 - 2008 гг. число научных статей в стране упало на 24%.
Правительство утвердило федеральные целевые программы: «Интеграция науки и высшего образования России на 2002—2006 годы», «Исследования и разработки по приоритетным направлениям развития научно-технического комплекса России на 2007—2012 годы», «Национально-технологическая база на 2007—2011 годы». Приняты «Основы политики РФ в области развития науки и технологий на период до 2010 года и дальнейшую перспективу».
В марте 2006 года правительство РФ одобрило программу создания 7 технопарков — в Московской, Тюменской, Нижегородской, Калужской Новосибирской областях, а также в Татарстане и Санкт-Петербурге.
Слайд 23Государственная политика
В 2006 году впервые в бюджете было выделено 3 млрд
рублей на повышение зарплат сотрудникам учреждений и преподавателям вузов с научными степенями. Кроме того, в 2005 году президент РФ Владимир Путин подписал указ об учреждении 500 ежегодных грантов президента РФ для государственной поддержки молодых российских учёных-кандидатов наук и их научных руководителей. В соответствии с указом, ежегодно молодым учёным предоставляются гранты в размере 600 тыс. рублей. В том же году учреждены 100 ежегодных президентских грантов для господдержки научных исследований молодых (до 40 лет) учёных-докторов наук.
В декабре 2006 года были внесены изменения в закон «О науке и государственной научно-технической политике». Изменения направлены на изменения правового положения РАН и отраслевых академий.
Слайд 24Государственная политика
Правительство РФ поручило Минфину в течение трёх лет выделить
12 млрд руб. на привлечение в российские вузы ведущих ученых. В соответствии с постановлением, из бюджета на эти цели в 2010 году выделяется 3 млрд руб., в 2011 — 5 млрд руб. и в 2012 — 4 млрд руб. Средства выделяются в виде грантов правительства, которые будут на конкурсной основе предоставляться под научные исследования, проводимые в отечественных вузах под руководством ведущих ученых.
7 июля 2011 года Указом Президента Российской Федерации № 899 «в целях модернизации и технологического развития российской экономики и повышения её конкурентоспособности» определены приоритетные направления развития науки, технологий и техники в Российской Федерации:
Безопасность и противодействие терроризму.
Индустрия наносистем.
Информационно-телекоммуникационные системы.
Науки о жизни.
Перспективные виды вооружения, военной и специальной техники.
Рациональное природопользование.
Транспортные и космические системы.
Энергоэффективность, энергосбережение, ядерная энергетика.
Тем же указом определён и Перечень критических технологий Российской Федерации.
Слайд 25Государственная политика
Перечень критических технологий Российской Федерации:
1. Базовые и критические военные
и промышленные технологии для создания перспективных видов вооружения, военной и специальной техники.
2. Базовые технологии силовой электротехники.
3. Биокаталитические, биосинтетические и биосенсорные технологии.
4. Биомедицинские и ветеринарные технологии.
5. Геномные, протеомные и постгеномные технологии.
6. Клеточные технологии.
7. Компьютерное моделирование наноматериалов, наноустройств и нано-технологий.
8. Нано-, био-, информационные, когнитивные технологии.
9. Технологии атомной энергетики, ядерного топливного цикла, безопасного обращения с радиоактивными отходами и отработавшим ядерным топливом.
10. Технологии биоинженерии.
11. Технологии диагностики наноматериалов и наноустройств.
12. Технологии доступа к широкополосным мультимедийным услугам.
13. Технологии информационных, управляющих, навигационных систем.
14. Технологии наноустройств и микросистемной техники.
Слайд 26Государственная политика
Перечень критических технологий Российской Федерации:
15. Технологии новых и возобновляемых источников
энергии, включая водородную энергетику.
16. Технологии получения и обработки конструкционных наноматериалов.
17. Технологии получения и обработки функциональных наноматериалов.
18. Технологии и программное обеспечение распределенных и высокопроизводительных вычислительных систем.
19. Технологии мониторинга и прогнозирования состояния окружающей среды, предотвращения и ликвидации её загрязнения.
20. Технологии поиска, разведки, разработки месторождений полезных ископаемых и их добычи.
21. Технологии предупреждения и ликвидации чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера.
22. Технологии снижения потерь от социально значимых заболеваний.
23. Технологии создания высокоскоростных транспортных средств и интеллектуальных систем управления новыми видами транспорта.
24. Технологии создания ракетно-космической и транспортной техники нового поколения.
25. Технологии создания электронной компонентной базы и энергоэффективных световых устройств.
26. Технологии создания энергосберегающих систем транспортировки, распределения и использования энергии.
27. Технологии энергоэффективного производства и преобразования энергии на органическом топливе.
Слайд 27Государственная политика
РЕФОРМА РОССИЙСКОЙ АКАДЕМИИ НАУК 2013 года — система мероприятий, направленная
на разделение научно-исследовательских и административных функций Российской академии наук (РАН). Правительство приступило к реформе 27 июня 2013 года, объяснив ее необходимостью оптимизировать научную инфраструктуру в стране, вывести фундаментальную науку из застоя и усилить ее позиции на международном уровне.
Ключевые положения реформы РАН
Бюджетное учреждение Российскую академию наук ликвидируют.
Три государственные академии — РАН, РАМН и РАСХН — объединяют в общественно-государственную организацию «Российская академия наук».
Создают федеральное агентство, которое будет распоряжаться имуществом РАН на переходный период.
В течение полугода Правительство проводит аудит имущества РАН, оценивает деятельность институтов.
Запрещают выборы в академию на 3 года.
Новая академия становится экспертным и консультативным органом, который помогает чиновникам вырабатывать государственную научно-техническую политику и проводить экспертизу научных проектов.
Слайд 28Критика
5 сентября в Москве и Нижнем Новгороде состоялись чрезвычайные собрания профсоюзных
организаций РАН. Акции завершили "Неделю протеста" — серию митингов и собраний, в ходе которых требование не сокращать государственные расход на науку выдвинули ученые из Владивостока, Томска и Казани. Председатель профсоюза работников РАН Виктор Калинушкин сообщил, что из-за секвестра бюджета на 10% в 2015 году у институтов РАН уже "возникают проблемы с оплатой налогов, коммунальных платежей, задерживаются зарплаты сотрудникам, происходят сокращения и перевод на неполный рабочий день". Сокращение финансирования подтвердил председатель совета Нижегородской региональной организации профсоюза РАН Вячеслав Вдовин. Он сообщил, что в 2014 году бюджет академических организаций ФАНО составлял 91,7 млрд руб., в 2015 году планировалось увеличить дотации до 93,1 млрд руб., но выделено было только 83,2 млрд руб. В 2016-м году при плане в 85 млрд руб. академические организации получили 77 млрд руб., а в следующем году расходы на фундаментальную науку, по информации ученых, могут сократиться до 75 млрд руб. При этом в марте на общем собрании РАН премьер-министр Дмитрий Медведев сообщал, что в 2016 году на науку в бюджете заложено 315 млрд руб.
Слайд 29Критика
Ученые констатировали "резкое ухудшение ситуации в российской науке в 2016 году".
"Это критическое положение: ищем средства для выживания, а не выполняем госзадание,— посетовала директор Института экономики РАН Елена Ленчук.— Раньше мы могли заработать, сдавая в аренду помещения, но теперь ФАНО запретило это делать". Напомним, в 2013 году в результате реформы РАН, контроль над имуществом академии перешел к специально созданному ФАНО. "Непродуманное реформирование академической науки привело к насаждению "бухгалтерского" подхода к оценке работы научных организаций",--- говорится в резолюции Московского отделения профсоюза работников РАН, принятой по итогам собрания.
Слайд 30Критика
Согласно "майским указам" президента, к 2018 году зарплата преподавателей вузов и
научных сотрудников должна превысить среднюю по региону вдвое, но это, как опасаются ученые, приведет к сокращениям штатов: "Директора институтов подписали соглашения, согласно которым зарплата должна быть на 200% выше средней по региону, но если уменьшается числитель, то и знаменатель должны резать",— рассказал господин Вдовин. По его оценке, в Москве и Санкт-Петербурге сокращение численности штата научных сотрудников может достичь 30-40%.
Все региональные отделения профсоюзов работников РАН, участвовавшие в акции, поддержали требования "не проводить секвестр расходов на науку" и гарантировать уровень расходов "на фундаментальные исследования в 2017 году не ниже 0,22% ВВП".
Слайд 31Критика
Система образования была создана еще в советские времена и, по
мнение Германа Грефа, "очень плохо приспособлена к рыночной экономике. В этой сфере мы отстаем даже от Восточной Европы".
Политика по привлечению ведущих иностранных ученых по системе грантов может не дать должного результата, полагает ректор Уральского федерального университета: "во-первых, на иностранных преподавателей уходит много денег, а во-вторых стране требуются не столько светила, сколько ученые среднего уровня, способные развить новые научные направления. Уральскому федеральному университету привлечь их не удается. Нужно создавать кампусы либо технополисы, аналогичные "Силиконовой долине"".
Ректор Академии труда и социальных отношений Евгений Кожокин подверг критике вливание денег в инновации без наличия какой-либо объединяющей национальной идеи: "Когда говорят, что наука движется за счет больших денег, это заблуждение. Деньги нужны, но великие открытия делают прежде всего те, кто не думает о деньгах. О деньгах должны думать другие, кто призван обеспечить ученому условия".
Слайд 32Критика
Политика, проводимая правительством в области науки и инноваций, испытывает значительную критику
со сторону научного и экспертного сообщества. Евгений Онищенко, научный работник ФИАН, пишет, что «ситуация критическая, и, на мой взгляд, выразить неприятие нынешней „научной политики“ сейчас важнее прочего». Опасения вызывают коррупция и «распилы», проникшие и в научную сферу. Согласно опросам, президентский проект основ развития науки в России скорее нужен бюрократам, чем ученым. Об отсутствии взаимопонимания с чиновниками говорится и в письме двух тысяч ученых и преподавателей, где выражается неприятие политики в области инноваций. Также недовольство вызывает недостаточное финансирование научных проектов. Все это происходит на фоне колоссального угасания интереса к науке в стране — 81 процент жителей России не могут назвать ни одного российского ученого-современника.
Слайд 33Перспективы развития (мнение)
В России уровни, тенденции и структура финансирования науки
и новых технологий не соответствуют ни текущим потребностям, ни стратегической задаче преодоления отставания от лидеров мировой экономики. Российская наука сохраняет свои позиции по некоторым результатам научной деятельности, по вкладу в мировую научную продукцию, но отставание в реализации результатов, в уровнях технологического развития, в эффективности государственной научной и инновационной политики не только от развитых стран, но и от развивающихся увеличивается.
Главные проблемы государственной научной и инновационной политики РФ — непоследовательность, неспособность сформулировать и реализовать научные и инновационные приоритеты. Снижение объемов государственного финансирования науки до уровня малых стран Западной Европы не привело к повышению эффективности государственных расходов, к прогрессивным сдвигам в структуре приоритетов. Резерв оптимизации использования бюджетных средств для решения наиболее важных текущих проблем экономики и общества, создания заделов на перспективу не использован. В результате многократное отставание от стран- лидеров в масштабах научных исследований и разработок по наиболее важным направлениям, в реальном обеспечении объявленных государственных приоритетов России за прошедшие 10-15 лет углубилось и может сохраниться в перспективе.
Инновационная деятельность, основанная на реализации крупных научно-технических проектов, не стала и приоритетом развития компаний частного сектора России. Фрагментарные данные о характере и масштабах инновационной деятельности в топливно-энергетическом комплексе и машиностроении позволяют предположить, что пока значение инновационной составляющей в функционировании важнейшей составной части нашей экономики остается довольно низким. То же можно сказать о российском автомобилестроении в целом: оно находится в сложном положении и давно отстает от глобальных лидеров но темпам инновационного обновления.
Слайд 34Перспективы развития (мнение)
Крупные компании — лидеры российского сырьевого сектора сравнительно
недавно приступили к формированию инновационных стратегий, лишь единицы при этом позиционируются как стратегические новаторы. Из всего спектра сырьевых отраслей металлургия — наиболее продвинутая в технологическом смысле отрасль, которая характеризуется высоким уровнем передела первичного сырья, наличием нескольких компаний, активно ведущих НИОКР. Результатом этого стали: позитивная динамика технологической структуры, стабильно высокая инвестиционная активность, рост глобальной конкурентоспособности.
Российские компании авиастроения находятся в сложном экономическом положении, что связано как с ужесточением глобальной конкуренции в данной сфере, так и с непоследовательностью и противоречивостью государственной политики. В результате эта отрасль традиционного российского успеха находится на грани утраты уникального научно-технического и инновационного потенциала, а небольшое число проектов международного сотрудничества пока не обеспечивает надежной основы для возрождения национальных производителей.
Слайд 35Перспективы развития (мнение)
Среди отраслей новой экономики в России лидируют телекоммуникационные
компании. Особенность инновационной модели этих компаний — широкое внедрение передовых зарубежных сетевых технологий, локализация зарубежных технологических решений, активное продвижение новых услуг и продуктов на рынке. Немногие компании формируют инновационные стратегии, связанные со ставкой на самостоятельную разработку новых технологий, целенаправленно проводят курс на построение, формирование и реализацию инновационных стратегий. Для того чтобы повысить наукоемкость продукции и тем самым сделать компании новой экономики в полном смысле высокотехнологичными, необходима целенаправленная системная работа с инновациями, включая управление интеллектуальной собственностью, взаимодействие с государственными фондами поддержки НИОКР и инноваций, разработку методов и формирование процедур оценки инновационного потенциала, создание и поддержку венчурных фондов и прочей инновационной инфраструктуры — технопарков, ИТЦ, бизнес-инкубаторов.
Один из главных источников генерации инноваций — малый инновационный бизнес — сегодня в России находится в неблагоприятных условиях. Количество вновь создаваемых малых инновационных компаний с каждым годом снижается, а уровень технологий, которые они продвигают, становится менее конкурентоспособным. Большинство успешных малых и средних инновационных предприятий было создано в начале 1990-х гг., т.е. на основе научного потенциала СССР.
Слайд 36Перспективы развития (мнение)
Перспективы развития науки в России
В контексте мирового развития
и с учетом возможностей государственной политики и предпринимательского сектора по адаптации науки и инновационной сферы к мировым тенденциям ситуация в сфере высоких технологий в России в перспективе до 2020 г. для России может развиваться, по крайней мере, по четырем вариантам.
Инерционный, пессимистический Сохранение современных тенденций низкой фактической приоритетности научной и инновационной деятельности в общих приоритетах государства и частного сектора приведет к постепенной деградации научных коллективов по широкому спектру фундаментальных и прикладных исследований, в том числе формирующих новый технологический уклад. Это может означать окончательное закрепление за Россией статуса топливно-сырьевого придатка мирового постиндустриального ядра, с постепенной потерей долгосрочных основ конкурентоспособности технологически сложных отраслей четвертого технологического уклада (авиа- и ракетостроение, атомная промышленность, энергомашиностроение), формирующих производственную основу обороноспособности страны.
Инерционный оптимистический Доходы от сырьевого экспорта все больше используются (при активной государственной поддержке) для модернизации базовых отраслей обрабатывающей промышленности, транспорта и связи, а также для подтягивания отраслей информационного комплекса в регионах до показателей городов и регионов-лидеров. Реализация стратегии экономического рывка с опорой на технологические наработки лидеров развитого мира, в том числе через механизмы прямых инвестиций наукоемких ТНК, может обеспечить существенную экономию времени и средств, но требует высокого уровня обоснованности и гибкости экономической политики, выстраиваемой с учетом долгосрочных тенденций мирового развития.
Слайд 37Перспективы развития (мнение)
Умеренно оптимистический Умеренно оптимистический вариант предполагает возможность
нарастания постепенной позитивной динамики в госсекторе науки при условии его эффективной трансформации и создания «центров превосходства» на прорывных направлениях нового технологического уклада с перспективой создания экономически значимых открытий и новшеств во второй половине прогнозного периода. К этому же сценарию можно отнести возможность перехода ряда крупных компаний России, в том числе топливно-энергетических, на инновационный путь развития, к чему их подталкивает ожесточенная конкуренция на мировых рынках, все более связанная с обладанием научно-техническими знаниями, качеством человеческого капитала и реализацией организационно-управленческих инноваций. Сочетание этих тенденций в государственном и частнопредпринимательском секторах позволило бы провести глубокую технологическую модернизацию производственного аппарата добывающих и перерабатывающих отраслей, сферы услуг и жилищно-коммунального хозяйства с опорой на национальных производителей. Этот вариант требует резкой активизации и повышения эффективности государственной научной и инновационной политики.
Оптимистический Оптимистический, но наименее реалистичный вариант предполагает наряду с решением вышеперечисленных задач возможность создания мошною ядра экономически жизнеспособных отраслей хайтека четвертого и пятого технологических укладов и превращения на этой основе России в крупного производителя и экспортера высокотехнологичной продукции.
Во всех вариантах невозможно автаркическое развитие каких- либо наукоемких отраслей, без привязки к глобальному рынку, но маловероятна полноценная полномасштабная интеграция российских производителей в мировой рынок. В лучшем случае они сохранят и упрочат свои «нишевые преимущества» на основе международной кооперации и обеспечат потребности внутреннего рынка страны в высокотехнологичной продукции.
Слайд 38История патентного дела в России
Становление и первоначальное развитие патентного права в
России шло в целом тем же путем, который прошло патентное право в других европейских странах. Принятию в 1812 году первого патентного закона предшествовал достаточно длительный период выдачи привилегий отдельным лицам. Привилегии носили самый разнообразный характер, в частности, касались прав на беспошлинную торговлю, монопольное производство определенных товаров и т. п. и выдавались за личные заслуги без какой-либо законодательной регламентации порядка их выдачи. Постепенно в их орбиту стали включаться привилегии на заведение тех или иных производств и использование технических новинок. В 1723 году появились «правила для выдачи привилегий на заведение фабрик», которые в некоторой степени упорядочили практику выдачи привилегий.
Первый Патентный закон России, который назывался «О привилегиях на разные изобретения и открытия в художествах и ремеслах», был принят 17 июня 1812 г.
Привилегии выдавались министром внутренних дел после рассмотрения вопроса в Государственном совете без проверки существа изобретения. Однако выданная привилегия могла быть оспорена в судебном порядке в случае отсутствия новизны изобретения. За выдачу привилегий взималась. Вводилась также публикация описания изобретения, которая первоначально производилась по инициативе самого изобретателя, а с 1814 г. стала обязательной.
Слайд 39История патентного дела в России
В 1833 г. Закон 1812 г. был
существенно изменен и дополнен. Наиболее важное значение имели нововведения, связанные с переходом к системе предварительного исследования изобретений, возложением на обладателя привилегии обязанности использовать изобретение, а также запрещением переуступать привилегии акционерным компаниям. Четкого определения изобретения в законе не содержалось, хотя из анализа его норм можно было заключить, что изобретением признавалось новое и полезное решение задачи. Не выдавались привилегии на «незначительные открытия, изобретения и усовершенствования, показывающие единственно остроту или изобретательность ума», на изобретения, которые «могли обратиться во вред обществу или государственным доходам», на изобретения в области обороны и т. д. Выдача привилегий по-прежнему ставилась в зависимость от усмотрения правительственных чиновников, которые могли отказать в привилегии, руководствуясь соображениями целесообразности.
Это положение было кардинально пересмотрено лишь в 1870 г., когда выдача привилегий стала производиться «упрощенным порядком» за подписью одного министра финансов. С этого времени привилегия окончательно утратила характер особой милости верховной власти и превратилась в документ, констатирующий наличие предусмотренных законом прав у всякого, кто создает отвечающее требованиям закона техническое новшество.
Слайд 40История патентного дела в России
Быстрое развитие промышленного производства в России во
второй половине XIX века и необходимость подключения страны к международной системе охраны промышленной собственности обусловили необходимость подготовки более современного и полного патентного закона. Им стал принятый 20 мая 1896 г. закон, называвшийся «Положение о привилегиях на изобретения и усовершенствования». Новый закон давал более четкое понятие охраняемого изобретения: оно должно было относиться к области промышленности и иметь существенную новизну.
Не подлежали патентованию научные открытия и отвлеченные теории, а также химические, вкусовые и пищевые вещества, лекарства и способы их приготовления и т. п. Привилегии на изобретения выдавались министром торговли и промышленности на основе проверочной системы экспертизы заявок. Привилегия действовала не более 15 лет и могла свободно отчуждаться ее обладателем. Он также мог выдавать лицензии и передавать привилегию по наследству. Владелец привилегии был обязан реально осуществить свое изобретение в течение 5 лет под угрозой прекращения ее действия.
Слайд 41История патентного дела в России
Наряду с изобретениями объектом патентной охраны в
России с середины XIX века стали промышленные образцы. Впервые в развернутом виде связанные с ними отношения были урегулированы законом от 11 июля 1864 г., который назывался «Положение о праве собственности на фабричные рисунки и модели» и вошел в Устав о промышленности Свода Законов. Закон предоставлял создателю рисунка или модели, предназначенных для воспроизведения в заводских, фабричных и ремесленных изделиях, возможность закрепить за собой на срок от 1 года до 10 лет исключительное право на их использование. Указанное право приобреталось на основе подачи прошения в Министерство торговли и промышленности, где исследовался вопрос о новизне и принадлежности промышленного образца. На всех изделиях, в которых использовался заявленный рисунок или модель, помещался особый знак, удостоверяющий принадлежность исключительного права владельцу. Право на промышленный образец могло передаваться третьим лицам с обязательным уведомлением об этом Министерства торговли и промышленности. В случае самовольного использования чужого зарегистрированного промышленного образца виновное лицо, независимо от возмещения причиненных им убытков, подвергалось наказанию в виде денежного взыскания.
Слайд 42История патентного дела в России
Первым законодательным актом в области изобретательства советского
периода стал Декрет от 30 июня 1919 г., которым было утверждено Положение об изобретениях. В период с 1917 по 1919 год формально сохранялось действие Патентного закона 1896 г., однако в эпоху военного коммунизма не могло быть и речи о применении изобретателем созданного им технического решения в собственном производстве. Декретом от 30 июля 1919 г. отменялись «все законы и положения о привилегиях на изобретения, изданные до опубликования декрета». Патентная система охраны изобретений была ликвидирована. За государством признавалось право отчуждать в свою пользу любое изобретение, признанное полезным Комитетом по делам изобретений. Изобретения, объявленные достоянием РСФСР, за исключением секретных, относящихся к области обороны или особо важных для страны, поступали в общее пользование всех граждан и учреждений на условиях, в каждом отдельном случае особо оговоренных. Автору такого изобретения гарантировались признание и охрана его права авторства, а также право на вознаграждение, которые удостоверялись особым охранным документом — авторским свидетельством. Вознаграждение, размер которого определялся специальной оценочной комиссией Комитета, носило характер особых премиальных, не подлежащих налоговому обложению. Даже в юридической литературе 30-х годов отмечалось, что это вознаграждение было ничтожным и большинство авторов, не желая подвергать свои изобретения риску национализации, не принимало мер к применению своих изобретений в промышленности. Само понятие изобретения в Декрете от 30 июля 1919 г. не раскрывалось, однако анализ его норм показывает, что им могло быть признано любое полезное техническое новшество безотносительно к его новизне.
Слайд 43История патентного дела в России
Необходимость восстановления разрушенного первой мировой и гражданской
войнами хозяйства обусловила переход к новой экономической политике, возродившей в известных пределах рыночные отношения. В рассматриваемой области новая экономическая политика вернула Россию к способам охраны прав изобретателей, сходных с западноевропейскими. В 1924 г. ЦИК СССР принял Положение о патентах на изобретения, по которому патент вновь становился единственной формой охраны изобретательских прав. Указанный закон устанавливал, что «патенты выдаются на новые изобретения, допускающие промышленное использование». Патентная охрана не предоставлялась лечебным, пищевым и вкусовым веществам, а также веществам, полученным химическим путем, хотя новые способы их изготовления могли быть запатентованы. Патент на изобретение выдавался на 15 лет, мог свободно отчуждаться и передаваться для использования третьим лицам по усмотрению патентообладателя. Однако государство оставляло за собой право, в случае невозможности достижения добровольного соглашения с патентообладателем, принудительно отчуждать патент в свою пользу или установить принудительную лицензию в пределах потребности государственных предприятий и учреждений с выплатой патентообладателю соответствующего вознаграждения. Патент мог передаваться по наследству, причем он не входил в наследственную массу. Это представляло собой важную льготу, поскольку действующее гражданское законодательство того периода ограничивало размер наследства суммой 10 тыс. руб. золотом.
Слайд 44История патентного дела в России
Большое идеологическое значение имело решение о восстановлении
действия досоветских патентов. Постановление о введении в действие Закона о патентах, с одной стороны, объявляло аннулированными все выданные до Октябрьской революции патенты, а с другой стороны, предусматривало возможность их восстановления. Для этого владельцам досоветских патентов предоставлялось право в течение одного года со дня издания Закона о патентах ходатайствовать перед Комитетом по делам изобретений о выдаче им соответствующего советского патента. Практическое значение данной нормы, однако, было невелико, так как новый патент выдавался на срок не 15 лет, а за вычетом времени, в течение которого патентообладатель пользовался старым патентом. В целом же, по оценке специалистов, Закон о патентах 1924 г. был приближен к передовым образцам иностранных патентных законов того периода.
Одновременно с Законом о патентах было принято постановление ЦИК и СНК СССР «О промышленных образцах (рисунках и моделях)» от 12 октября 1924 г.16. Согласно указанного закона, к охраняемым промышленным образцам относились:
1) новые по виду и форме художественно-промышленные рисунки, предназначенные для воспроизведения в соответствующих изделиях,
2) новые по виду, форме, устройству или расположению частей модели, предназначенные для промышленности, кустарного производства, торговли, ремесла, домашнего обихода и вообще всякой работы.
Таким образом, под моделью как видом промышленного образца понимался объект, весьма близкий к изобретению. Не случайно создателю нового технического решения предоставлялось право по своему усмотрению подавать заявку на изобретение или образец.
Права обладателя патента на промышленный образец, как в плане их приобретения, так и в плане их осуществления, были аналогичны правам владельца патента на изобретение. Они подтверждались выдачей заявителю специального удостоверения на промышленный образец и действовали в течение трех лет с возможностью последующего двукратного продления срока соответственно на три и четыре года. Нарушения исключительных прав на промышленный образец, как и нарушения прав обладателя патента на изобретение, влекли за собой возмещение убытков, а также уголовное наказание.
Слайд 45История патентного дела в России
Свертывание новой экономической политики и переход к
централизованной командной экономике предрешили судьбу обоих рассмотренных выше законов. Закон о патентах на изобретения уже в 1931 г. был заменен Положением об изобретениях и технических усовершенствованиях, по которому права изобретателя носили более полный и конкретный характер, а патентная форма охраны полностью не отменялась. Более того, формально изобретателю, за некоторыми изъятиями, предоставлялась свобода выбора формы охраны его прав. Однако Положение 1931 г. и принятые в его развитие подзаконные акты не оставляли никаких сомнений в том, что государство поощряет и поддерживает прежде всего тех авторов, которые переуступали свое исключительное право на использование изобретения государству. Кроме того, получив патент, его владелец по сути был лишен практической возможности воспользоваться его преимуществами, так как частное предпринимательство было ликвидировано, а перспектива реализации патента или лицензии государственным предприятием или учреждением носила скорее абстрактный характер. Поэтому на деле авторское свидетельство, которое давало изобретателю хоть какие-то права и льготы, стало с 1931 г. практически единственной формой охраны прав изобретателя. Оно удостоверяло признание заявленного технического решения изобретением, подтверждало приоритет изобретателя и его авторство на изобретение, а также служило основанием для предоставления изобретателю прав и льгот, установленных действовавшим законодательством. Вознаграждение автору выплачивали не конкретные предприятия, использовавшие его изобретение, а отраслевые органы по изобретательству в зависимости от размера годовой экономии, даваемой изобретением. Процент вознаграждения к годовой экономии составлял 20% при годовой экономии от 1 до 5 тыс. руб. и снижался до 2% при годовой экономии от 500 тыс. до 1 млн. руб. и более.
Закон о промышленных образцах 1924 г. был отменен в 1936 г.18. Какого-либо заменяющего его акта принято не было. Охрана промышленных рисунков стала осуществляться в рамках законодательства об авторском праве; новые же модели подпали в основной своей массе под понятие «техническое усовершенствование», которое было введено в российское законодательство для обозначения особого объекта правовой охраны в 1931 г.
Слайд 46История патентного дела в России
В последующие годы законодательство об изобретениях существенно
пересматривалось еще трижды — в 1941, в 1959 и в 1973 годах, когда принимались новые базовые акты по изобретательству и дополняющие их акты. В целом все они имели единую принципиальную основу, предусматривая две возможные формы охраны прав изобретателей (авторское свидетельство и патент), проверочную систему экспертизы заявок разрешительный порядок патентования изобретений за границей, возможность принудительного выкупа патента государством и т.д. Изменения в основном касались уточнения критериев охраноспособности изобретений, круга прав, которые предоставлялись авторам изобретений, порядка проведения экспертизы заявок и т. п.
Слайд 47История патентного дела в России
Охрана промышленных образцов как самостоятельных объектов интеллектуальной
собственности была возобновлена лишь в 1965 году в связи с присоединением СССР к Парижской конвенции по охране промышленной собственности. 9 июня 1965 r. Совет Министров СССР принял постановление «О промышленных образцах», а Патентное ведомство утвердило Положение о промышленных образцах. В качестве промышленных образцов охранялись новые пригодные к изготовлению промышленным способом художественные решения внешнего вида промышленного изделия, в которых достигается единство технических и эстетических качеств. Для признания художественного решения промышленным образцом по Положению 1965 г. было достаточно его местной новизны, т.е. новизны в масштабах СССР. Кроме того, не подлежали правовой охране решения внешнего вида большинства изделий легкой промышленности, в частности предметы галантереи, швейной промышленности и трикотажного производства, обуви, головных уборов и т. д. Положение предоставляло две формы охраны промышленных образцов — свидетельство и патент. Последний выдавался на пять лет и мог быть продлен еще на пять лет.
В 1981 г. Совет Министров СССР утвердил новое Положение о промышленных образцах, которое содержало более совершенные правила, приближенные к международным стандартам. В частности, от промышленного образца требовалась мировая новизна, стал охраняться внешний вид изделий легкой промышленности, срок действия патента на промышленный образец был увеличен до 10 лет и т. д.
Слайд 48История патентного дела в России
Проблема реформы советского изобретательного права, в частности
вопрос о повышении уровня правового регулирования изобретательских отношений, стала активно обсуждаться в юридической литературе и на страницах печати с начала 80-х годов. Большинство специалистов высказывалось за принятие специального закона об охране изобретений. В середине 80-х годов ожидалось, что такой закон будет в скором времени принят. Начавшаяся в стране перестройка внесла свои коррективы. В свете реформ стало очевидным, что подготовленный проект не отвечает современным требованиям, так как не идет дальше частных усовершенствований. В конце 80-х годов были подготовлены и вынесены на всеобщее обсуждение с годичным промежутком два новых проекта закона об изобретениях, которые были значительно приближены к условиям рыночной экономики.
После почти двухгодичного обсуждения в Верховном Совете СССР новый Закон «Об изобретениях в СССР», почти одновременно был принят Закон СССР «О промышленных образцах» от 10 июля 1991 г., а в стадии разработки и рассмотрения находились Закон СССР «О патентном суде СССР», Положение о патентных поверенных, Устав Государственного фонда изобретений СССР и ряд других актов.
Слайд 49История патентного дела в России
Распад Советского Союза как единого государства создал
крайне неблагоприятную ситуацию в охране промышленной собственности на территориях независимых государств — субъектов бывшего СССР. Ни одно из независимых государств, включая Россию, не имело законов об охране промышленной собственности и ведомств по ее охране. Союзный Закон «Об изобретениях в СССР» не мог эффективно действовать на территории России, поскольку 22 статьи данного закона должны были быть изъяты, изменены или дополнены как вступающие в противоречие с законами РФ «О налогах и налоговой политике», «О предприятиях и предпринимательской деятельности», «Об инвестициях и инвестиционной политике».
Слайд 50История патентного дела в России
В области охраны промышленной собственности создалась кризисная
ситуация, для выхода из которой полномочные представители независимых государств с осени 1991г. начали работу по созданию межгосударственной патентной системы. В октябре 1991 г. ими был подписан совместный протокол о намерении заключить между собой Конвенцию об охране промышленной собственности. Учитывая, однако, что для подготовки такой Конвенции необходимо время, было принято решение заключить Временное соглашение об охране промышленной собственности. К сожалению, из-за возникших разногласий и деструктивной позиции, занятой отдельными независимыми государствами, данное Соглашение так и не получило одобрения правительств и не вступило в силу. Независимые государства пошли по пути создания своего национального патентного законодательства. В Российской Федерации Патентный закон был принят 23 сентября 1992 г. В отличие от Закона СССР «Об изобретениях в СССР» он регулирует отношения, связанные не только с изобретениями, но и с промышленными образцами и полезными моделями.
Слайд 51История патентного дела в России
Однако, была необходима масштабная кодификация всего законодательства
в сфере интеллектуальной собственности и приведение его в соответствие с теми международными договорами, участником которых Россия является в настоящее время и может стать в ближайшем будущем.
Решить указанные вопросы призвана часть четвертая Гражданского кодекса РФ, которая регламентирует права на результаты интеллектуальной деятельности и приравненные к ним средства индивидуализации юридических лиц, товаров, работ, услуг и предприятий.
Часть четвертая ГК РФ была введена в действие 1 января 2008 года Федеральным законом от 24 ноября 2006 года N 231-ФЗ "О введении в действие части четвертой Гражданского кодекса Российской Федерации". Федеральный закон N 231-ФЗ признал утратившими силу некоторые законы Российской Федерации и РСФСР, среди них Гражданский кодекс РСФСР; Патентный закон Российской Федерации от 23 сентября 1992 года N 3517-1; Закон Российской Федерации от 23 сентября 1992 года N 3520-1 "О товарных знаках, знаках обслуживания и наименованиях мест происхождения товаров"; Закон Российской Федерации от 23 сентября 1992 года N 3523-1 "О правовой охране программ для электронных вычислительных машин и баз данных"; Закон Российской Федерации от 9 июля 1993 года N 5351-1 "Об авторском праве и смежных правах" и др.
Слайд 52Выводы:
1. Развитие науки и техники в обществе являются определяющими факторами для
систем учета, оценки и защиты интеллектуальной собственности.
2. Позднее развитие капиталистических отношений и правовые изменения в советский период отодвинули Россию на позиции, далекие от лидерства на международном рынке интеллектуальной собственности.
3. Для успешного развития России необходима не только инновационная экономика, но и такие важные ее составляющие как большое количество ликвидных объектов интеллектуальной собственности и четкая государственная политика в данной области.