Законодательная власть в системе государственного управления презентация

Содержание

Понятие и роль законодательной власти Законодательная власть — это право и возможность принимать от имени народа или непосредственно народом — корпусом избирателей на референдуме, общеобязательные правила (законы) — нормативные акты государственного

Слайд 1Законодательная власть в системе государственного управления
Лекция 2

Проф. Назарова Е.А.


Слайд 2Понятие и роль законодательной власти
Законодательная власть — это право и возможность

принимать от имени народа или непосредственно народом — корпусом избирателей на референдуме, общеобязательные правила (законы) — нормативные акты государственного значения, имеющие наиболее общий характер и высшую юридическую силу (среди них верховную юридическую силу имеет основной закон — конституция).

Слайд 3
Законодательная власть рассматривается как выражение воли народа (хотя это не всегда

так), его интересов, народного суверенитета.
Поэтому законы имеют высшую юридическую силу и приоритет по сравнению с государственными актами исполнительной, судебной и иных ветвей власти.
Акты президентов, правительств, судов не могут противоречить закону. Напротив, они основывают свою деятельность на нормах закона, применяют его.
Лишь органы конституционного контроля (например, конституционные суды) могут лишить закон действия (хотя и не отменить его юридически), если признают, что закон противоречит конституции, т.е. основному закону, обладающему верховной юридической силой.

Слайд 4Органы законодательной власти
Органы законодательной власти осуществляют управление государством прежде всего

путем принятия законов и иных правовых актов, а также путем формирования других органов государства и осуществления контроля за их деятельностью.
Органы законодательной власти действуют на разных уровнях. Есть общегосударственные законодательные органы, органы субъектов федерации и законодательные органы автономных образований, имеющих политический характер.

Слайд 5
Органом законодательной власти является прежде всего парламент.
Это обобщенное название однопалатного

или, чаще, двухпалатного общегосударственного представительного органа.
В очень редких случаях (в прошлом в ЮАР, Югославии) парламент состоял из большего числа палат (от трех до шести).
В некоторых странах в доктрине используется триединое понятие парламента (в Великобритании — две палаты и монарх, в Индии — две палаты и президент).
Однопалатный парламент имеет разные названия (Всекитайское собрание народных представителей, Народное собрание в Египте, фолькетинг в Дании, риксдаг в Швеции).

Слайд 6
Одна из палат двухпалатного парламента называется обычно палатой депутатов (представителей), национальным

собранием (в России — Государственная Дума), другая — сенатом (в федерациях иногда — советом союза), в России это Совет Федерации.
Почти во всех странах большими правами обладает нижняя палата. Она всегда избирается непосредственно гражданами (частичные исключения есть в единичных странах, например, в монархиях Бутане, Свазиленде), но иногда закон устанавливает фиксированное представительство от разных категорий населения (например, в Уганде помимо общей нормы представительства есть 10 представителей от армии, пять — от пенсионеров и инвалидов, три — от рабочих и т.д.).
Те или иные фиксированные нормы представительства (в частности, для женщин, приверженцев некоторых религий) существуют во многих странах Востока (Иран, Пакистан и др.).
Верхняя палата парламента может формироваться путем прямых, косвенных выборов, назначения и др. (в России с 2000 г. — по выборам и назначению от органов Субъектов Федерации).

Слайд 7Парламент РФ
Федеральное собрание — парламент Российской Федерации, представительный и законодательный орган

государственной власти РФ. Статус Федерального Собрания определён в главе 5 Конституции России.

Функции и полномочия Федерального Собрания распределены между двумя палатами — Государственной думой и Советом Федерации (согласно статье 95 Конституции Российской Федерации).

Федеральное собрание является постоянно действующим органом (статья 99 Конституции Российской Федерации).

Палаты заседают в различных зданиях, но могут собираться совместно для заслушивания посланий президента Российской Федерации, посланий Конституционного суда Российской Федерации, выступлений руководителей иностранных государств (статья 100 Конституции Российской Федерации).

Слайд 8Структура Федерального собрания
Государственная дума

Государственная дума состоит из 450 депутатов.

Совет

Федерации

В Совет Федерации входят по два представителя от каждого субъекта Российской Федерации: по одному от представительного и исполнительного органов государственной власти (в Российской Федерации 85 субъектов, следовательно, 170 членов Совета Федерации).
При этом, одно и то же лицо не может одновременно являться членом Совета Федерации и депутатом Государственной думы.
Согласно новой редакции ст. 95 (ч. 2, 3, 4) Конституции РФ, в Совет Федерации входят теперь и, так называемые, представители Российской Федерации, назначаемые президентом РФ, число которых составляет не более десяти процентов от числа членов Совета Федерации - представителей от законодательных и исполнительных органов государственной власти субъектов РФ



ЕР (238) - синий
КПРФ (92) - красный
СР (64) - оранжевый
ЛДПР (56) - желтый


Слайд 9
Государственная дума избирается на конституционно установленный срок — 5 лет, а

Совет Федерации установленного срока своей легислатуры не имеет.
Порядок формирования Совета Федерации и порядок выборов депутатов Государственной думы устанавливается федеральными законами.

Слайд 10Денежное содержание парламентариев
В законе о статусе депутатов Госдумы и членов Совета

Федерации сообщается, что денежное содержание депутатов и сенаторов приравнивается к денежному содержанию министров.

Слайд 11
В Российской Империи функции высшего законодательного органа были возложены на Государственную

думу Российской империи, существовавшую в 1905—1917 годах, которая была упразднена после Февральской революции.

В Советской России функции высшего законодательного органа были возложены на Верховный Совет РСФСР (а в 1989—1993 годах — и на Съезд народных депутатов), существовавший в 1938—1993 годах, который был упразднён после силового разгона президентом.

Слайд 12
В 1993 году Указом Президента Российской Федерации Б. Н. Ельцина «О

поэтапной конституционной реформе в Российской Федерации» была учреждена Государственная Дума Российской Федерации, которая расположилась в бывшем здании Госплана СССР в Москве, Охотный Ряд, дом 1., первые выборы 1-го созыва которой состоялись 12 декабря 1993 года.

Слайд 13
Государственная Дума состоит из 450 депутатов[Статья 95 Конституции Российской Федерации], ровно

половина из которых избирается напрямую и в один тур по результатам голосования в одномандатных округах. Вторая половина формируется политическими партиями России, преодолевшими 5-процентный барьер по результатам голосования за списки партий. Именно такая схема действовала на выборах в российский парламент в 1993—2003 годах и будет действовать снова, начиная с 2016 года.

Слайд 14
Выборы в Государственную думу проводились в 1993, 1995, 1999, 2003, 2007

и 2011 годах.

Работу Думы возглавляет председатель и его заместители.

Порядок формирования Государственной Думы — выборы. Однако Конституция РФ не устанавливает, какими должны быть выборы — прямыми или косвенными, открытыми или тайными, не определяет и подлежащей применению избирательной системы.
Порядок выборов депутатов Государственной Думы устанавливают федеральные законы «О выборах депутатов Государственной думы Федерального Собрания Российской Федерации», «Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации» и ряд других федеральных законов.

Слайд 15Выборы
Выборы в Государственную Думу назначаются президентом Российской Федерации раз в пять

лет.

Согласно федеральному закону от 18 мая 2005 г. № 51-ФЗ «О выборах депутатов Государственной Думы Федерального Собрания Российской Федерации» по федеральному избирательному округу, который включает в себя всю территорию Российской Федерации, избирались все 450 депутатов. Избрание происходило пропорционально числу голосов, поданных за федеральные списки кандидатов.

24 февраля 2014 года вступил в силу федеральный закон от 22 февраля 2014 года № 20-ФЗ «О выборах депутатов Государственной Думы Федерального собрания Российской Федерации», согласно которому выборы депутатов Государственной Думы созывов, избираемых после его вступления в силу, будут проводиться по смешанной системе: 225 депутатов Государственной Думы будут избираться по одномандатным избирательным округам (один округ — один депутат), а другие 225 депутатов — по федеральному избирательному округу пропорционально числу голосов избирателей, поданных за федеральные списки кандидатов. Закон 2005 года сохраняет своё действие до окончания полномочий Государственной думы VI созыва.

Слайд 16
Выборы депутатов от одномандатных округов проходили в ГД РФ I—IV созывов

(1993, 1995, 1999, 2003) и будут проводиться после окончания полномочий Государственной Думы VI созыва[Федеральный закон от 22.02.2014 № 20-ФЗ «О выборах депутатов Государственной Думы Федерального Собрания Российской Федерации»].
Территория России была поделена на 225 избирательных округов (по количеству половины мест в ГД РФ, предоставленных депутатам-одномандатникам). Это число оставалось неизменным, хотя количество избирательных округов внутри каждого региона могло меняться, так же как и их наименования и номера. Каждый из 85 субъектов Российской Федерации был представлен хотя бы одним депутатом (за исключением Чеченской республики в 1993—1995 годах). В случае досрочного прекращения депутатом-одномандатником исполнения своих обязанностей (смерть, лишение мандата решением Думы, переход на другую работу и т. д.) по его округу проводились дополнительные выборы в ГД РФ.

Слайд 17
После подведения итогов голосования происходит распределение депутатских мандатов — перевод процента

голосов, полученных в ходе выборов, в места в парламенте.[8] Партии, преодолевшие процентный барьер, получают места пропорционально полученным голосам, при этом используется метод Хэйра-Нимейера.

Слайд 18
В отличие от депутатов Государственной Думы РФ, народные депутаты РСФСР и

СССР, согласно Закону о статусе народных депутатов, не имели депутатской заработной платы, на съезды народных депутатов и сессии Верховных Советов собирались несколько раз в год, по завершении которых депутаты возвращались в регионы по месту своей основной работы.[Закон о статусе народных депутатов СССР]
30 сентября 2013 года Президентом Российской Федерации был подписан «Указ о повышении зарплат отдельным категориям государственных служащих» в которую вошли депутаты Государственной думы, общая ежемесячная заработная плата которых составила 250 000 рублей.[Зарплата депутатов Госдумы вырастет до 250 тысяч в месяц //Lenta.RU от 6 ноября 2013]
На 2014 год на содержание Государственной Думы из государственного бюджета было выделено 8 миллиардов рублей — на полмиллиарда больше, чем в предыдущем. Большая часть этих денег, 5,8 млрд рублей, будет направлена на зарплаты депутатов и их аппаратов.[Зарплата депутата Госдумы будет выше, чем у депутата во Франции и Германии//Русская планета от 30 января 2014]
К 2015 году зарплата депутата составила от 350 000—400 000 рублей ежемесячно, в зависимости от занимаемой в комитете должности[Зарплата депутата — несущественный источник дохода//Газета. RU от 24 февраля 2015].
Согласно указу президента РФ от 16 марта 2015 года бесплатно или с 50-процентной скидкой лекарства получит целый ряд государственных служащих, среди них депутаты и сотрудники аппарата Госдумы, а также члены их семей. После ухода с должности на пенсию льготы на лекарства также сохраняются[Депутаты и их семьи получат бесплатные лекарства. Известия. Проверено 16 марта 2015. Архивировано из первоисточника 16 марта 2015.].

Слайд 19Полномочия
Конституция Российской Федерации (статья 103)определяет следующие полномочия Госдумы и даёт право

выносить постановления по ним:
дача согласия президенту Российской Федерации на назначение председателя Правительства Российской Федерации;
заслушивание ежегодных отчётов Правительства Российской Федерации о результатах его деятельности, в том числе по вопросам, поставленным Государственной Думой;
решение вопроса о доверии Правительству Российской Федерации;
назначение на должность и освобождение от должности председателя Центрального банка Российской Федерации;
назначение на должность и освобождение от должности председателя Счётной палаты Российской Федерации и половины состава её аудиторов;
назначение на должность и освобождение от должности уполномоченного по правам человека, действующего в соответствии с федеральным конституционным законом;
объявление амнистии;
выдвижение обвинения против Президента Российской Федерации для отрешения его от должности.
Государственная Дума принимает федеральные законы большинством голосов от общего числа депутатов, если иное не предусмотрено Конституцией Российской Федерации.

Слайд 20
Под принятым федеральным законом по смыслу ч. 1 ст. 107 Конституции

РФ понимаются:
законы, принятые Государственной думой и одобренные Советом Федерации в соответствии с ч.ч. 1, 2, 3 и 4 ст. 105 Конституции РФ;
законы, повторно принятые Государственной Думой в соответствии с ч. 5 ст. 105 Конституции РФ;
законы, одобренные Государственной думой и Советом Федерации в соответствии с ч. 3 ст. 107 Конституции РФ.
Кроме того, принятый федеральный закон подписывается и обнародуется президентом РФ.

В том же порядке должен приниматься, подписываться и обнародоваться и акт законодательного органа, посредством которого осуществляется официальное, имеющее силу закона разъяснение федерального закона.
Если же разъяснение предпринято в форме постановления Государственной Думы, то есть без соблюдения требований ст.ст. 105, 106, 107 Конституции РФ, предъявляемых к принятию федеральных законов, то оно не может рассматриваться в качестве акта Федерального собрания — законодательного органа РФ.
Будучи актом лишь одной из его палат, такое постановление не является аутентичным официальным разъяснением закона. Нельзя его признать и делегированным официальным разъяснением закона, поскольку Конституция РФ не предоставляет Государственной Думе соответствующего права.[16]

Слайд 21Роспуск Госдумы
Роспуск Госдумы, в соответствии с статьёй 109 Конституции РФ, может

произойти по указу президента России, если она трижды отклонила представленные им кандидатуры на должность Председателя Правительства или выразила недоверие Правительству повторно в течение трёх месяцев (если в этом случае президент не принял решение об отставке Правительства).
Однако Дума не может быть распущена в первый год своей работы.
В случаях роспуска Госдумы президент назначает дату выборов так, чтобы вновь избранная Дума собралась не позднее чем через четыре месяца с момента её роспуска.

Слайд 22Аппарат Госдумы
Аппарат Государственной Думы — постоянно действующий орган, осуществляющий правовое, организационное,

документационное, аналитическое, информационное, финансовое, материально-техническое, социально-бытовое обеспечение деятельности депутатов, депутатских объединений, Совета, комитетов и комиссий, председателя Думы, его первых заместителей и заместителей, руководителя и работников аппарата Думы.

Руководители Аппарата Государственной Думы
Войков Андрей Иванович (1994—1996)
Трошкин Николай Никитич (1996—2002)
Лоторев Александр Николаевич (2002—2005)
Чернявский Валентин Семёнович (2005—2007)
Сигуткин Алексей Алексеевич (2007—2012)
Поллыева Джахан Реджеповна (с 2012)

Слайд 23Председатели Госдумы
Председатель Государственной думы осуществляет взаимодействие с другими ветвями власти —

исполнительной и судебной.
Председатель, первый заместитель председателя и заместители председателя избираются тайным голосованием на заседании палаты.
Кандидатов на должности заместителей председателя могут выдвигать депутатские объединения и депутаты.


Государственная дума I созыва (14 января 1994 г. — 17 января 1996 г.)
Рыбкин Иван Петрович (избран 14 января 1994 г. — постановление Государственной думы № 8-I ГД), фракция Аграрной партии России (АПР)
Государственная дума II созыва (17 января 1996 г. — 18 января 2000 г.)
Селезнёв Геннадий Николаевич (избран 17 января 1996 г. — постановление Государственной думы № 7-II ГД), фракция КПРФ
Государственная дума III созыва (18 января 2000 г. — 29 декабря 2003 г.)
Селезнёв Геннадий Николаевич (избран 18 января 2000 г. — постановление Государственной думы № 6-III ГД), фракция КПРФ, с 4 июня 2002 г. — независимый депутат
Государственная дума IV созыва (29 декабря 2003 г. — 24 декабря 2007 г.)
Грызлов Борис Вячеславович (избран 29 декабря 2003 г. — постановление Государственной думы № 5-IV ГД), фракция «Единая Россия»
Государственная дума V созыва (24 декабря 2007 г. — 4 декабря 2011 г.)
Грызлов Борис Вячеславович (избран 24 декабря 2007 г. — постановление Государственной думы № 3-V ГД), фракция «Единая Россия»
Государственная дума VI созыва (с 21 декабря 2011 г.)
Нарышкин Сергей Евгеньевич (избран 21 декабря 2011 г. — постановление Государственной думы № 4-VI ГД), фракция «Единая Россия»

Слайд 24Комитеты Государственной Думы
Госдума образует комитеты и комиссии.
Комитеты являются основными органами

палаты, участвующими в законотворческом процессе. Формируются, как правило, по принципу пропорционального представительства депутатских объединений. Председатели комитетов, их первые заместители и заместители избираются большинством голосов от общего числа депутатов по представлению депутатских объединений.

К полномочиям комитетов относятся:

внесение предложения по формированию примерной программы законопроектной работы Государственной думы на текущую сессию и календаря рассмотрения вопросов Государственной Думой на очередной месяц;
осуществление предварительного рассмотрения законопроектов и их подготовка к рассмотрению Государственной думой;
подготовка проектов постановлений Государственной Думы;
подготовка заключений по законопроектам и проектам постановлений, поступившим на рассмотрение Государственной думы;
подготовка в соответствии с решением палаты запросов в Конституционный суд Российской Федерации;
в соответствии с решением Совета Государственной Думы, поручением Председателя Государственной Думы подготовка проектов постановлений Государственной Думы о направлении представителей Государственной Думы в Конституционный суд Российской Федерации;
организация проводимых Государственной Думой парламентских слушаний;
заключения и предложения по соответствующим разделам проекта федерального бюджета;
анализ практики применения законодательства.

Слайд 25
Госдума образует комиссии в случаях и порядке, установленных законодательством. Комиссии образуются

на срок, не превышающий срока полномочий Думы данного созыва.
В Госдуме 6-го созыва существует шесть комиссий:

Комиссия ГД по вопросам депутатской этики — председатель Заварзин Виктор Михайлович
Комиссия ГД по контролю за достоверностью сведений о доходах, об имуществе и обязательствах имущественного характера, представляемых депутатами ГД — председатель Ковалев Николай Дмитриевич
Комиссия ГД по правовому обеспечению развития организаций оборонно-промышленного комплекса РФ — председатель Бабаков Александр Михайлович
Комиссия ГД по рассмотрению расходов федерального бюджета, направленных на обеспечение национальной обороны, национальной безопасности и правоохранительной деятельности — сопредседатель Комоедов Владимир Петрович
Комиссия ГД по строительству зданий и сооружений, предназначенных для размещения Парламентского центра — председатель Ресин Владимир Иосифович
Счётная комиссия ГД — председатель Агеев Александр Александрович

Слайд 26
http://www.duma.gov.ru/


Слайд 27Совет Федерации
Совет Федерации — «Палата регионов», представляющая интересы регионов на

федеральном уровне и отражающая федеративный принцип российского государства. Являясь институтом интеграции и консолидации регионов, Совет Федерации обеспечивает баланс общефедеральных и региональных интересов при принятии решений, направленных на реализацию стратегических целей развития страны.

Совет Федерации формируется и структурируется по непартийному принципу. Члены Совета Федерации не создают фракции и партийные объединения[2].

Совет Федерации является постоянно действующим органом. В отличие от Государственной Думы Совет Федерации не может быть распущен Президентом. Его заседания проводятся по мере необходимости, но не реже двух раз в месяц. Заседания Совета Федерации являются основной формой работы палаты.

Слайд 28Полномочия СФ
Согласно статье 102 Конституции Российской Федерации к ведению Совета Федерации

относятся (пункт 1):

1. Утверждение изменения границ между субъектами Российской Федерации;
2. Утверждение указа Президента Российской Федерации о введении чрезвычайного положения;
3. Решение вопроса о возможности использования Вооруженных Сил Российской Федерации за пределами территории Российской Федерации;
4. Назначение выборов Президента Российской Федерации;
5. Отрешение Президента Российской Федерации от должности в порядке импичмента после выдвижения соответствующего обвинения Государственной Думой (для принятия решения необходимо большинство в две трети состава палаты);
6. Назначение на должность по представлению президента судей Конституционного Суда Российской Федерации, Верховного Суда Российской Федерации;
7. Назначение на должность и освобождение от должности Генерального прокурора Российской Федерации и его заместителей (также осуществляется по представлению президента);
8. Назначение на должность и освобождение от должности заместителя Председателя Счётной палаты РФ и половины состава её аудиторов.

Слайд 29Председатель

Сергей Михайлович Миронов (избран 5 декабря 2001 года — постановление Совета

Федерации № 359-СФ, освобождён от должности 29 января 2003 года — постановление № 5-СФ, избран 29 января 2003 года — постановление № 7-СФ, освобождён от должности 30 марта 2007 года — постановление № 106-СФ, избран 30 марта 2007 года — постановление № 107-СФ, отозван из Совета Федерации 18 мая 2011 года), представитель от Законодательного собрания Санкт-Петербурга.
Валентина Ивановна Матвиенко (избрана 21 сентября 2011 года), представитель от Правительства Санкт-Петербурга.

Слайд 30
http://www.council.gov.ru/


Обратная связь

Если не удалось найти и скачать презентацию, Вы можете заказать его на нашем сайте. Мы постараемся найти нужный Вам материал и отправим по электронной почте. Не стесняйтесь обращаться к нам, если у вас возникли вопросы или пожелания:

Email: Нажмите что бы посмотреть 

Что такое ThePresentation.ru?

Это сайт презентаций, докладов, проектов, шаблонов в формате PowerPoint. Мы помогаем школьникам, студентам, учителям, преподавателям хранить и обмениваться учебными материалами с другими пользователями.


Для правообладателей

Яндекс.Метрика